Надо Знать

добавить знаний



Авангардизм



План:


Введение

Авангардизм (от фр. avant - Спереди и garde - охрана) - термин для обозначения так называемых "левых течений" в искусстве, радикальным, чем модернизм.

Комплекс явлений в искусстве 1-й трети XX в., которому присуще стремление к радикальному обновлению содержательных и формальных принципов творчества, и как следствие, отказ от канонов искусства эпох, предшествовавших ему. Авангардистские тенденции проявились в искусстве Западной Европы, США, России, Латинской Америки, хотя в каждом регионе имели свои специфические характерные особенности (например, русский авангардизм начала века). Авангардизм проявился в целом ряде течений и школ ( фовизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм, экспрессионизм, конструктивизм, имажизм) - коснулся различных сфер искусства ( живопись, скульптура, архитектура, литература, музыка, кино).

Искусство авангардизма сложное и противоречивое, оно включает в себя производительные поиски новых художественных форм и видение мира. Среди его экспериментов есть неудачные "однодневки", дань быстротечной моде, но остается и то, что определило новые импульсы в культуре нашего времени.


1. Предпосылки и история возникновения

Появление авангардизма была обусловлена ​​рядом историко-политических, философских и социокультурных причин. С историко-политической точки зрения, наибольшие социальные изменения в мире в начале XX века, возникшие под влиянием социалистических и коммунистических теорий, в основе которых лежала идея коренного переустройства мира, и как ее реальное проявление - русская революция 1917 p., вызвали и аналогичные стремление к преобразованию искусства. Кстати, именно Россия, Украина, Беларусь дали миру выдающихся теоретиков и практиков авангардизма ( Кандинского, К. Малевич, М.Шагал, В.Татлина, Маяковский, М.Ларионов, А.Гончарова, П.Филонов. О.Архипенко, Е.Ворхол и др..). С другой стороны большое влияние на авнгардистив имела I мировая война, которая обусловила их трагическое мироощущение.

С социокультурного взгляда, кардинальные изменения в науке ( теория относительности, квантовая теория, расщепления атомного ядра), технике и быту (новые средства передвижения и связи), ускоренный темп и напряженность жизни требовали адекватного отражения в искусстве.

В философских и психологических аспектах теории авангарда Шопенгауэра, Ницше, А.Бергсона, К.Маркса, С Фрейда, К.Г.Юнга существенно изменили взгляд на природу, сущность и назначение человека, а также роль и функции искусства в обществе. Эти теории парадоксально сочетались в манифестах авангардистов. В связи с этим следует отметить, что авангардизм стал не только эстетическим феноменом, но и в значительной степени был политически ангажирован. Анархизм, подчеркнута антибуржуазность авангардистов, их стремление к эпатажа, скандала, шока, "сюрприза" объединили художников, которые позже оказались в разных политических лагерях (Ф.Маринетти примкнул к Муссолини, Э.Паунд всячески восхвалял итальянский фашизм, Г.Бенн был лоялен к Гитлера. Л.Арагон, Элюар, А.Зегерс, И.-Р.Бехер, В.Незвал стали коммунистами.

В эстетическом плане ближайшими предшественниками авангардистов были так называемые проклятые поэты XIX в. - Ш.Бодлер, Ж.Лотреамон, Рембо, П.Верлен, О.Вайльд а также художники-импрессионисты, слишком Поль Сезанн, который считается предшественником всего авангардистского изобразительного искусства. Глубокие корни случаю авангардизм с творчеством И.Босха, условным средневековым искусством, русском иконографией, первобытным искусством.

Основным эстетическим принципом авангардизма стал отказ от так называемого традиционного искусства, что развивалось со времен Возрождения до конца XIX в., в котором доминировали принципы наследования природы, отражение действительности и более или менее выраженная нравственная идея. Это оказалось в преднамеренной формотворчества, нежиттеподибности, эпатаже (хеппенинг дадаистов).

В отказе от устоявшихся норм этики и эстетики, откровенном аморализмлитературе это ярче проявилось в творчества Л.Селина, А.Бретона. А.Миллера). По мнению авангардистов, искусство должно перестать быть чем-то вспомогательным по отношению к действительности, "средством" вроде фотографии и новым моральным евангелием, оно должно превратиться в самодостаточную ценность. По мнению немецкого теоретика К.Фидлера, "искусство отнюдь не призвано проникать в низкую действительность, является действительностью всех людей, а также не обладает сомнительным призванию спасать людей от действительности, спускаясь из сказочного царства. Если издавна спорят между собой за право выражать сущность художественной деятельности два принципа: подражания и преобразования действительности, то, думается, решение этого спора возможно только благодаря выдвижению на их место третьего принципа - образование новой действительности ".

Иначе говоря, в авангардизм преобладают условные формы, в которых несходство с жизнью приобретает самодовлеющий характер. Символы и иновещания становятся самоценное, а искусство превращается в мифотворчество. Так Дж.Джойса в "Улиссе" стремится создать всеобъемлющий миф о человеке XX ст. В связи с этим возникает, на первый взгляд невероятная, мысль о родстве, точнее, типологическое сходство авангардизма и так называемого социалистического реализма, потому что его представители также никак не воспроизводили существующую реальность, а создавали новые мифы. Но в отличие от с оциалистичного реализма авангардизм был мистецвом элитарным и честным. Если абстрагироваться от внешней шумности некоторых его представителей, имел серьезную цель - пойти дальше традиционного искусства. Лучшие художники и писатели авангардисты стремились проникнуть в глубинные, неопознанные и неосознанные сферы бытия. Так же как наука разложила атом, так художники-абстракиионисты пытались изобразить на своих полотнах первичные Вселенной, выделить чистый цвет и чистую форму (П.Мондриан. Кандинский). Так же, как теория относительности Эйнштейна сказала внешнюю ясность и простоту ньютоновской механики, так и художники-кубисты ( Пикассо, Ж.Брака) отличались от видимой реальности, показывали ее не такой, какой мы ее "видим", а такой, какой мы ее "знаем" (отсюда наложения пространства). Писатели-авангардисты, в частности сюрреалисты, пытались проникнуть в "тайную" реальность, открыть, так сказать, измерение нашего бытия, отразить мир снов, грез, видений, прозрений, иначе говоря, мир подсознания (влияние идей Фрейда). С другой стороны, авангардисты стремились воссоздать новый ритм жизни, стремительную урбанизации и технизации общества ( Г.Аполлинера, Ф.Леже, Филонов, футуристы). Важным достижением авангардистов стало своеобразное воплощение в их произведениях ужаса, трагичности существования человека XX в., ее отчужденности, абсурдности бытия, прибитости тоталитарно-бюрократической системой, бездушной технической цивилизацией. Этот аспект особенно характерно для живописи немецкого экспрессионизма, картин Пикассо ("Герника"), Дали ("Предчувствие гражданской войны"), притч Ф.Кафки и А.Платонова. романов Д.Г.Лоуренс.


2. Авангардизм в искусстве

2.1. Авангардизм в изобразительном искусстве

Новые темы и проблемы заставили искать и соответствующие средства выражения. В живописи революцию осуществили кубисты, а довели ее до логического завершения абстракционисты, которые создали так называемое нефигуративной искусство, вполне отказались от традиционных способов отражения действительности. Другим путем пошли художники-сюрреалисты, которые соединяли почти фотографическую натуралистичность мазка с фантастичностью, фантасмагоричнистю и даже кошмарнистю сюжетов своих картин.

Русское искусство 1-й четверти XX в внесло значительный вклад в развитие авангардизма. Российские художники и театральные оформители, которые сплотились вокруг общества "Мир искусства" ("Мир искусств") обновили в духе авангардизма искусство театральных декораций и книжных иллюстраций ( О.Бенуа, Л. Бакста, К.Сомов). Ларионов и Гончарова были создателями одного из течений в абстрактном изобразительном искусстве - "лучизму". Малевич начал супрематизм. Общепризнанным теоретиком абстракционизма был Кандинский. А.Экстер и Татлин были основателями конструктивизма, который проявился в различных сферах: архитектуре, дизайне, искусстве плаката, оформлении уличных процессий и площадей.

Своеобразно отразились авангардистские тенденции в Мексике, соединившись с традициями индейской культуры в монументальных панно и фресках Риверы и Сикейроса.

В изобразительном искусстве, авангардизм тесно переплетается с такими понятиями:


2.2. Авангардизм в литературе

Срок авангардизм по литературы впервые был использован 1845 Г.Д.Лаверданом, который в работе "О миссии искусства и роль художника" отводил создателю "авангардную" роль. До сих пор окончательно не выяснено соотношение понятий "авангардизм" - "Модернизм". Одни исследователи используют их как адекватные, другие - четко различают эти понятия, третьи включают авангардизм в модернизма, более широкого понятия. Обоснованной является взгляд, согласно которому авангардизмом называется художественное явление 1-й трети XX века.

В литературе сформировался принцип мозаичности, коллажа, монтажа, во многом обязан кинематографической технике ( Аполлинер). Сюрреалисты ввели понятие " автоматического письма ", смысл которого состоит в попытках отделить творческий процесс от контроля разума. В том же направлении шли поиски создателей потока сознания ( М.Пруста, Джойс. В.Вулф), которые стремились воссоздать средствами литературы сложный процесс ассоциативного мышления, репродуцировать работу механизмов памяти. Известной мере подобные приемы пропагандировали Далее в искусстве, Кафка - в литературе, Л.Бунюель - в кинематографе, И. Стравинский и А.Шьонберг - в музыке, для которых характерно стремление к сочетанию такого, что не сочетается, к злучення рационального и интуитивно-подсознательного, отказ от закономерных логических связей, от законов традиционной музыкальной гармонии, от классических литературных канонов, от традиционного понимания сюжета, композиции, характера персонажу.

В поэзии авангардистские тенденции ярко проявились в Аполлинера, Л.Арагона. П.Елюара, Маяковского, В.Хлебникова, и др.. Поэзии присуща необычная эпатирующий метафоризация ( Аполлинер : "ирреального шампанское пенится, словно улитка или как мозг поэта"), игра значениями, образами, звуками, многократное повторение, стремление отделить звуковую формант стихотворения от содержательной, выделить "чистую музыку" стихотворения, найти графическую форму стихотворения, адекватную содержанию (каллиграмы Аполлинера). Логической отказ от традиционного размера, рифмы, ритма, знаков знаков.

В основных тенденциях авангардизм был явлением наднациональным космополитическим, о чем свидетельствует интернациональный состав его главных представителей (французы А.Матисс и А.Бретона, испанцы, точнее - каталонцы Пикассо и Далее, поляк Аполлинер, румын Т.Цара, австриец О.Кокошка, немцы Е.Л.Кирхнер и Е.Нольде, голландец Мондриан, норвежец Е.Мунк, итальянец Маринетти, россияне Кандинский и Филонов, украинские Архипенко и Уорхол, мексиканцы Х.Ривера и Д.Сикейрос, евреи Шагал и Малевич). Духовной родиной для большинства из них был Париж, где сформировалась большая часть авангардистских течений. Германия была центром експрессионизму, Италия - футуризма.

В поэзии авангардизм проявился в творчества символистов ( Брюсов. К.Бальмонт, И.Анненський, А.Блок, А.Белый), акмеистов ( Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам), кубо - та егофутуристів (Хлєбніков, брати Бурлюки, Маяковський), імажиністів (С.Єсєнін, А.Марієнгоф). В українській поезії в 20-х pp. існували авагардиські групи "Аспанфут" і "Авангард" (В.Поліщук, О.Левада, Г.Чернов, В.Ярина), які орієнтувались на стиль "конструктивного динамізму" індустріальної доби. В Польщі в міжвоєнні роки функціонувала група "Краківських авангардистів", які проголосили гасло "місто-маса-машина", відмову від "стихійності" лірики на користь раціоналістичного конструктивізму метафоризації (Ю.Пшибось, Т.Пейпер). В чеській літературі в середині 20-х pp. була висунута авангардистська программа поетизму, яка передбачала розділ сфер революційної боротьби та вільної пролетарської поезії (Незвал). Среди авторів "Збірника молодої словацької літератури" (1924) були помітні відгуки футуризму, експресіонізму та інших авангардистських течій Я.Смрек, Я.Грушевський. Т.Гашпар). Група літераторів Угорщини, близьких до західно-європейського авангардизму, згуртувалась навколо часопису "Нігат": "Захід" (Е.Аді. М.Бабич, А.Тоот, Ж.Моріц, Л.Сабо). Розлога течія німецького експресіонізму в 10-20 pp. об'єднала літературні групи "активістів", неопатетиків, футуристів, абстракціоністів (Ф.Велекінл, Г. Кайзер, Е.Толлер, Г.Гайм, П. Цех, Й.Бехер). Не отримавши широко розвитку в Румунії, європейський авангардизм сприяв формальним пошукам Т.Аргезі, Л.Благи, Й.Мінулеску.

За пределами европейского континента авангардизм сделал определенное влияние на литературу США ( В.Фолкнер, Е.Гемингвей). А в том, в США не был органическим явлением, все представители прошли парижскую школу и восприняли авангардистские новации весьма критически. В Латинской Америке авангардизм проявился в основном в поэзии, яркими его представителями были В.Уйдобро, П.Неруда ( Чили), Х.Л.Борхес ( Аргентина).

Авангард в современных условиях приобрел вид неоавангард. Рожденный нелепыми стереотипами имитат-литературы периода соцреализма, он смог раскрыть уродливые, нежизнеспособные ее аспекты, вполне очевидную творческую бесплодие. В этом направлении эпатажная функция представителей "Бу-Ба-Бу", "Лугосад", "новой литературы" и др.. достигла своей цели. Однако вскоре превратилась в словесную, умышленно заземленную звульгаризовану игру, которая привлекает внимание своими парадоксальными формами.


Литература

Brockhaus Lexikon.jpg
В Википедии есть портал
Painting, sculpture & architecture.gif
В Википедии есть портал
  • Литературоведческий словарь-справочник под редакцией Р. Т. Громьяк, Ю. И. Кузнецова, В. И. Теремка. - М.: ВЦ "Академия", 2007
  • Лексикон общего и сравнительного литературоведения. - Черновцы: Золотые литавры, 2001. - С.9-11
  • Булыко А.Н. Большой словарь иностранных слов. Изд. 2-е, испр. - М.: "Мартин", 2008. - С.7


Искусство Это незавершенная статья по искусства.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам