Надо Знать

добавить знаний



Аввакум Петрович



План:


Введение

Смерть Аввакума на современной старообрядческой иконе

Аввакум Петрович ( 1620 или 1621 - 14 апреля 1682) - русский православный священник, идеолог старообрядцев, противник литургических реформ Никона. Сожжен на костре по приказу царя.


1. Жизнеописание

Сын сельского священника, Аввакум в 23 года стал священником в селе Лопатици Нижегородского уезда. В 1646-1647, во время пребывания в Москве был связан с "кружком ревнителей благочестия" и о нем узнал царь Алексей Михайлович. В 1652 году был назначен протопопом в городе Юрьевка Повольському. Вскоре вернулся в Москву и стал священником Казанского собора. Аввакум резко выступил против церковной реформы патриарха Никона, за что в 1653 году был сослан в Тобольск, а затем в Даурии. В 1663 году царь, который стремился примирить Аввакума с официальной церковью вызвал его в Москву. Но Аввакум не отказался от своих взглядов, продолжал упорную борьбу с церковными нововведениями. В обращении к царю он обвинил Никона в ереси. Вдохновленные выступления против Никона привлекли к Аввакума многочисленных поклонников, среди которых были и знатные бояре (боярыня Ф. П. Морозова и другие). В 1664 Аввакума сослали в Мезень. В 1666 году его вызвали в Москву и на церковном соборе расстригли, предали анафеме и в 1667 зислалы в Пустозерський острог. При пятнадцатилетнего пребывания в сыром земляном срубе в Пустозерську Аввакум не прекращал своей борьбы. Именно здесь он написал свои главные произведения: "Книгу бесед", "Книгу толкований", "Житие (между 1672 и 1675)" и другие. Популярность Аввакума была настолько значительной, что в распространении его произведений участвовала даже тюремная стража. По царскому указу 14 апреля 1682 вместе с ближайшими сподвижниками Аввакум был заживо сожжен в срубе.


2. Мнения

"Сожжение протопопа Аввакума по приказу царя в Пустозерську", 1897 p.
Григорий Григорьевич Мясоедов

Отстаивая старую веру Аввакум в своих произведениях остро критиковал и разоблачал грехи представителей официальной церкви, жестокость, с которой они проводили реформу церковных обрядов. В борьбе со сторонниками Никона Аввакум обличал царскую власть, самого царя, его слуг (воевод и других). Находясь в 1656-1657 годах в ссылке в Даурии, Аввакум писал что "везде в начальных людех, во Всех чинех Нет! Никакие правды" и пытался поднять служилых людей против воеводы А.Ф. Пашкова.

В целом взгляды Аввакума были консервативными. Для него был характерен фанатизм: в письмах он рекомендует ежедневно молиться триста земных и семьсот поясник плен.

Аввакум был выдающимся писателем своего времени. Его "Житие" является одной из величайших памятников древней русской литературы. Используя традиционный жанр жития, Аввакум действительности нарушал его канонические формы превращая свое произведение на автобиографическую повесть.

Аввакум почитается в большинстве старообрядческих церквей и общин как священномученик и исповедник. 1991 Аввакуму установлен памятник в селе Григорово Нижегородской области.


Источники

  • Советская историческая энциклопедия, Москва, 1961

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам