Авиакатастрофа над Черным морем 4 октября 2001

Авиакатастрофа над Черным морем 4 октября 2001 - самолет Ту-154, бортовой номер RA-85693, авиакомпании "Сибирь", выполнявший рейс СБИ-1812 по маршруту Тель-Авив - Новосибирск, в 12:44 по киевскому времени пропал с экранов радаров. Впоследствии часть багажа и детали внутреннего убранства самолета были найдены в море. Погибли все 66 пассажиров (из них 51 граждан Израиля и 15 граждан России) и 12 членов экипажа.

Долгое время, на основании выводов российской комиссии МАК, проводившая расследование обстоятельств катастрофы, считалось, что причиной послужило попадание зенитной ракеты. Однако, после нескольких судебных разбирательств, эта версия не была подтверждена [1].


1. Последовательность событий

в 12:44 по киевскому времени, самолет Ту-154, бортовой номер 85693, авиакомпании "Сибирь", выполнявший рейс 1812 по маршруту Тель-Авив - Новосибирск, исчез с экранов радаров сочинской диспетчерской службы [2]. Самолет в это время находился на высоте 11 километров, в 200 километрах к югу от города Сочи. Пилот самолета Ан-24 Армянских авиалиний, который находился в том же районе, сообщил о замечен над ним вспышка [2].

Были установлены примерные координаты места падения самолета 042.183 0037 .617 42 ? 11 'с. ш. 37 ? 37 'в. д. / 42.183333 ? с. ш. 37.616667 ? в. д. (G) Координаты : 42 ? 11 'с. ш. 37 ? 37 'в. д. / 42.183333 ? с. ш. 37.616667 ? в. д. (G) 42.183333 , 37.616667 [3], что примерно в 280 километрах от Новороссийска.

Для установления причин аварии была создана специальная государственная комиссия по расследованию катастрофы. К месту падения самолета немедленно отправились спасательные суда и вылетели 2 самолета и 2 вертолета сочинской службы спасения. Самолет Ан-12 обнаружил масляные пятна в ожидаемом месте падения. Вертолеты обнаружили на поверхности моря маслянистые пятна и тела погибших.


2. Расследование катастрофы

Президент России Владимир Путин назначил Владимира Рушайло председателем комиссии по расследованию причин катастрофы и поручил ему сформировать ее состав. Комиссия также была создана в Межгосударственном авиационном комитете (МАК) и Министерстве транспорта РФ.

5 октября: появилась информация о найденных в фюзеляже Ту-154 отверстия, напоминающие шаровые, однако эта информация была названа преждевременной [4]. Начальник Западно-Сибирского регионального Управления воздушного транспорта Владимир Тасун заявил, что, "по непроверенной информации, диспетчер на локаторе видел светлую точку, быстро приближалась к самолету. Вот единственное, что получено из неофициальных источников по каналам телефонной связи сотрудниками компании" Сибирь "из Ростова". В тот же день в российских спасателей присоединились их коллеги из Израиля, а также была начата анализ переговоров экипажа Ту-154 и анализ видеопленки, фиксирующей показания радиолокаторов. В этот день премьер-министр Украины Анатолий Кинах сделал заявление о том, что версия о попадании ракеты в самолет Ту-154 авиакомпании "Сибирь" "имеет право на существование".

6 октября: Секретарь Совета безопасности России Владимир Рушайло заявил, что на месте аварии были найдены предметы, не связанные с конструкцией самолета, и "произошло разрушение самолета в результате поражения взрывного характера".

7 октября: по заявлению комиссии, в 13:45:12 наземным магнитофоном был зафиксирован крик пилота Ту-154.

9 октября: по заявлению комиссии, анализ отверстий в фюзеляже указывает на то, что самолет мог быть поражен ракетой комплекса ПВО С-200, поскольку размер и форма отверстий вполне соответствуют шрапнели осколочно-фугасной боевой части ракеты именно этого комплекса.

11 октября: Владимир Рушайло обнародовал вывод технической комиссии, расследовавшей причины катастрофы самолета Ту-154: "многочисленные повреждения в виде схожих пробоин говорят о поражении российского самолета извне" [5].

12 октября: Пресс-секретарь министра обороны Украины Константин Хивренко, комментируя предварительные результаты расследования инцидента, признал, что украинская ракета могла быть причиной гибели Ту-154.

13 октября: Владимир Рушайло заявил, что для анализа обломков самолета и пробоин, зенитная ракета взорвалась в 15 метрах над самолетом. Министр обороны Украины на конференции в Киеве принес извинения родным и близким погибших в результате катастрофы российского самолета Ту-154. "Мы знаем, причастных к трагедии, хотя ее причины до конца пока не установлены".

28 июня 2002: Создана межведомственная комиссия по урегулированию претензий в связи с авиакатастрофой Ту-154 над Черным морем во главе с заместителем министра иностранных дел РФ В. В. Лощинин. Заместитель начальника правового департамента МИД РФ Р. А. Колодкин. В тот же день был зарегистрирован "Фонд помощи семьям погибших пассажиров рейса 1812 Тель-Авив Новосибирск". Руководителем фонда был избран Б. В. Калиновский, который координировал работу между межведомственной комиссией и родственниками погибших.

26 декабря 2003: Подписан договор между Россией и Украиной "Об урегулировании претензий", по которому Украина выплачивает родственникам погибших компенсации без признания юридической ответственности.


3. Официальная версия государственной комиссии Российской Федерации по расследованию катастрофы

В связи с событиями 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке первой была выдвинута версия о теракте. Почти сразу же после сообщения о катастрофе в Тель-Авиве был закрыт аэропорт имени Бен-Гуриона, служба безопасности которого начала проверку списков пассажиров рейса 1812. С другой стороны, прорабатывалась версия о взрыве на борту самолета по техническим причинам. Авиакомпания "Сибирь" заявила, что самолет "был одним из лучших в авиапарке компании, он прошел строгий технический контроль" и им "управлял опытный экипаж". Через несколько часов появилась третья версия, озвученная зарубежными СМИ, что самолет был поражен извне, например, сбит ракетой ПВО, поскольку тот же день силы ПВО Украины проводили учения.

Зенитно-ракетный комплекс С-200 В использует полуактивной систему наведения, когда источником излучения служит мощный наземный радар ("подсветки цели"), а сама ракета ориентируется на отраженный от цели сигнал. В С-200В существуют два основных режима работы радиолокатора подсветки цели - микроволновая (монохроматического излучения) и ФКМ (фазокодовои манипуляции). Режим микроволновая обычно используется для сканирования воздушного пространства при поиске целей, при этом определяются угол, азимут и радиальная скорость цели, но дальность цели не определяется. Дальность определяется в режиме ФКМ, но переключения радара в этот режим длится до 30-ти секунд и при недостатке времени может не проводиться.

По одной из версий, во время учебных стрельб с участием ПВО Украины, которые проводились 4 октября 2001 на мысе Опук в Крыму (31 испытательный полигон ЧФ РФ, который находится в управлении МО РФ), самолет Ty-154 случайно оказался в центре предполагаемого сектора обстрела учебной цели и имел близкую к ней радиальную скорость, вследствие чего был обнаружен радаром системы С-200В и взят за основную цель. В условиях недостатка времени и нервозности, вызванной присутствием высшего командования и иностранных гостей (в частности, главнокомандующего ВВС РФ Анатолия Корнукова [6]), оператор С-200В не определил расстояние до цели и "подсветил" Ту-154 (находился на расстоянии 250-300 км) вместо малозаметной учебной цели (запущенной с расстояния 60 км). Таким образом, поражение Ту-154 зенитной ракетой стала, скорее всего, следствием не промах ракеты мимо учебную цель (как иногда утверждается), а явного наведения ракеты оператором С-200В на ошибочно идентифицированного цель [7] [8]. Персонал комплекса не допускал возможности такого результата стрельбы и не принял меры по его предотвращению. Размеры полигона не обеспечивали безопасности стрельб ЗРК с такой дальности поражения.

Сбитый самолет находился в зоне ответственности за обслуживание воздушного движения Российской Федерации. Украинские органы обслуживания воздушного движения закрыли для полетов воздушное пространство в пределах своей юрисдикции - до границы зоны ответственности Российской Федерации. МО РФ, имея все необходимые данные, возможности и полномочия, не закрыло воздушное пространство в пределах сектора стрельбы на расстоянии гарантированного поражения комплексом С-200 [9].


4. Рассмотрение в судах

17 января 2007 Печерский районный суд г. Киева отклонил иск компании "Сибирь" и четырех семей погибших в МО и Госказначейства Украины [10]. Киевский апелляционный суд оставил решение Печерского суда в силе.

Украинской стороной были приведены следующие основные аргументы в пользу того, что самолет не был сбит ракетой украинских ПВО [10] :

  • Ни в салоне лайнера, ни поблизости не было найдено никаких обломков, похожих на обломки ракеты. При том, что ракета не намного меньше самолет и создана из легких, плавучих материалов.
  • Отсутствие бортовых самописцев, которые могли бы прояснить обстоятельства катастрофы и в целом самого самолета, который затонул на недосягаемой для технических средств глубине в неопределенном районе.
  • Если бы российский самолет был сбит украинской ракетой, то на элементах поражения были бы следы гексогена, поскольку использованная в ней взрывчатое вещество на 80% состоит из гексогена и на 20% с тротила. Российская сторона представила только элементы со следами тротила.
  • Члены МАК допустили грубой арифметической ошибки, а проведенные расчеты указывают, что ракета не могла достичь места катастрофы.
  • Не было приведено достоверных данных радиолокаторов с отметками ракеты вблизи самолета.

В 2010 году авиакомпания "Сибирь" инициировала пересмотр дела [11], и Хозяйственный суд города Киева снова отказал в удовлетворении материальных претензий компании. Решение суда основывалось на экспертизе Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз.

В декабре 2012 г. Высший хозяйственный суд подтвердил решение Киевского апелляционного суда, который отказался удовлетворить иск российской авиакомпании, о взыскании с Министерства обороны Украины убытки в размере $ 15,32 млн в связи с аварией пассажирского самолета Ту-154 [1]. ОАО "Авиакомпания" Сибирь "" сообщила о намерении обжаловать в Верховном суде решение Высшего хозяйственного суда Украины о невозмещения убытков.


4.1. Экспертиза Киевского НИИ судебных экспертиз

Основной целью назначения данной экспертизы судом было исследование экспертным путем возможности впечатление 04.10.2001 г. в 12.45 час. воздушного судна Ту-154М, принадлежавшее истцу, зенитной управляемой ракетой 5В28, которая была запущена в ходе учений ПВО ВС Украины со стартовой позиции ракетного комплекса С-200В, расположенного в районе Феодосии в 09.год. 41 хв.20 сек ..

Решение Хозяйственного суда г. Киева полностью отклонить иск базировалось, в частности, на результатах экспертизе Киевского НИИ судебных экспертиз. Судом было предложено сторонам представить свои предложения по вопросам, которые подлежат решению при проведении экспертизы, и с учетом этого на решение экспертам судом были поставлены следующие вопросы (с кратким обзором резульата экспертизы):

  1. Если предположить, что самолет ТУ-154М был сбит ракетой 5В28 зенитно-ракетного комплекса С-200В, то может находиться точка подрыва боевой 5Б14Ш ракеты 5В28 зенитно-ракетного комплекса С-200В на высоте 15 м над корпусом самолета и за 1,5 м слева от центральной части заднего пассажирского салона, как это указано в выводах российского Межгосударственного авиационного комитета?
    Точка подрыва боевой части ракеты ЗРК С-200В на могла занимать указанное в заключении МАК место.
  2. Как были расположены в воздушном пространстве 4 октября 2001 самолеты Ту-154М ОАО "Авиакомпании" Сибирь ", АН-24" Армянских авиалиний "и" Аэробус ", выполнявший рейс по маршруту" Тбилиси-Лондон ", на момент начала стрельбы ЗРК С -200В, по данным фотоконтролю радиолокационных станций, которые вели наблюдение воздушного пространства в районе учений и вне закрытой зоны?
    На момент пуска ракеты ЗРК С-200В по мишени, самолет Ту-154М находился на расстоянии более 270 км под азимутом 155 ? относительно КП полигона. Мишень находилась на расстоянии 38 км под азимутом 145 ? относительно КП полигона.
  3. Возможно ли определить направление и траекторию полета ракеты 5В28 по материалам фотоконтролю радиолокационных станций, которые вели 4 октября 2001 наблюдения воздушного пространства в районе учений и вне закрытой зоны, и в материалах объективного контроля РЛК "Геленджик", если так, то какой направление полета ракеты?
    В материалах контроля РЛК отсутствуют данные, которые бы помогли полностью определить траекторию полета ракеты 5В28 с момента ее пуска и до момента ликвидации. Также отсутствуют данные, которые бы подтвердили нахождения ракеты вблизи самолета в момент его крушения.
  4. Ли данные объективного контроля, зафиксированные на фототаблицы радиолокационных станций, которые вели 4 октября 2001 наблюдения воздушного пространства в районе учений и вне закрытой зоны и в материалах объективного контроля РЛК "Геленджик", выводам российского Межгосударственного авиационного комитета относительно поражения самолета Ту-154М, принадлежащего истцу, ракетой 5В28 ЗРК С-200В подразделений ПВО Вооруженных Сил Украины?
    Нет, не отвечают.
  5. По данным объективного контроля РЛК "Геленджик" 4 октября 2001 года в воздушном пространстве наблюдался неизвестный объект, который двигался в сторону самолета Ту-154М, принадлежащего истцу, на расстоянии 49.9 км за 30 секунд до поражения самолета. Если допустить, что неизвестный объект был ракетой 5В28 ЗРК С-200В украинских подразделений войск ПВО, то могла указана ракета за 30 секунд по своим ТТХ преодолеть расстояние до самолета за 49.9 км и поразить его?
    Ракета 5В28 по своим ТТХ не могла подалаты за 30 секунд расстояние до самолета за 49.9 км и поразить его.
  6. Какие выводы можно сделать по результатам анализа возможной траектории полета ракеты 5В28 и ее соответствия выводам Межгосударственного авиационного комитета; возможных величин промаха при наведении ракеты на самолет Ту-154М и условий срабатывания радиопидривача ракеты 5В28?
    Приведена в материалах МАК траектория полета ракеты 5В28 полностью не соответствует принципам функционирования ЗРК С-200В. А использован экспертами МАК способ моделирования не обоснован.
  7. Был 04.10.2001 года перед проведением боевых стрельб технически исправным зенитно-ракетный комплекс ЗРК С-200В и ракета 5В28 и возможно было за их техническим состоянием проводить боевые стрельбы названным комплексом и ракетой?
    Так, техническое состояние ЗРК С-200В и ракеты 5В28 позволял выполнять боевые стрельбы по мишени "Рейс".
  8. Которая была дальность обнаружения и сопровождения радиотехническими средствами С-200В и другими радиотехническими средствами, задействованными во время учений 4 октября 2001 воздушной мишени-беспилотника ВР-3 "Рейс", самолетов Ту-154М, принадлежащих истцу, АН-24 "Армянские авиалинии "и" Аэробус ", следовавший по маршруту" Тбилиси-Лондон ", на момент пуска ракеты 5В28?
    Радиотехнические средства ЗРК С-200В обнаружили и сопровождали только мишень ВР-3 "Рейс" и не проявляли и не сопровождали другие самолеты. Самолет Ту-154М находился в 270 км и наблюдался только РЛС П-14 радиотехнического батальона в г. Керчь.
    Учитывая, что мишень ВР-3 "Рейс" была уничтожена ЗРК С-300ПС в 11 км от ЗРК С-200В (12 час. 48 мин.) То сопровождать ее в дальнейшем радиотехническими средствами С-200В не было физической возможности, поэтому излучения сигнала РПЦ было прекращено в 12 час. 42 мин. 20 с.
  9. Были возможности в радиотехнических средств ЗРК С-200В, других радиотехнических средств, задействованных во время учений 04.10.2001 г., узнавание государственной принадлежности воздушной мишени ВР-3 "Рейс", самолетов Ту-154М, Ан-24?
    Самолет Ту-154М был оснащен устаревшей аппаратурой опознавания государственной принадлежности "Кремний-2М". По данным контроля, от самолета Ту-154М сигнал "Я СВОЙ" отсутствовал по всей трассе его полета до точки катастрофы.
    Если бы самолет Ту-154М отвечал на запрос, то команда "Пуск" была бы заблокирована и ракета не была бы запущена.
  10. Подтверждаются выводы российских специалистов о том, что радиолокационное сопровождение самолета Ту-154М осуществлялось радиолокатором зенитного ракетного комплекса С-200В до момента подрыва боевой части ракеты, общее время полета ракеты составила 220 секунд, за который она преодолела расстояние около 240 километров до точки поражения самолета ?
    При радиолокационном сопровождении РПЦ самолета Ту-154М и наведении на него ракеты 5В28 траектория полета ракеты существенно отличалась бы от траектории, приведенной в материалах МАК. Материалы дела не подтверждают радиолокационное сопровождение самолета Ту-154М средствами ЗРК С-200В.
  11. Какова максимально допустимая дальность пуска ракеты 5В28 зенитно-ракетного комплекса С-200В могла быть по беспилотной мишени ВР-3 "Рейс", самолетам Ту-154М, Ан-24?
    Для того, чтобы осуществить обстрел самолета Ту-154М ЗРК С-200В на дальности 240 км дальность пуска должна быть 290 км. В то же время, в момент пуска ракеты самолет Ту-154М находился в 270 км и в другом угловом направлении чем мишень.
  12. Возможно ли было 04.11.2001 года радиотехническими средствами зенитно-ракетного комплекса С-200В, по их тактико-техническими характеристиками одновременно выявить и сопровождать воздушную беспилотную мишень ВР-3 "Рейс", самолеты Ту-154М, Ан-24?
    Нет, радиотехнические средства ЗРК С-200В не позволяют одновременно выявить и сопровождать все три названные мишени.
  13. Ли пуске ракеты 5В28, время катастрофы самолета Ту-154М и определена комиссией Межгосударственного авиационного комитета возможна траектория полета ракеты 5В28 данным объективного контроля, указанные в материалах расследования, предоставленных комиссией МАК?
    Пуске ракеты 5В28: 12 час. 41 мин. 20 с. по киевскому времени (9 час. 41 мин. 20 с. UTC). В материалах МАК были выявлены расхождения в определенные момент времени катастрофы самолета Ту-154М. Вероятным время катастрофы самолета Ту-154М может быть время 9 час. 49 мин. - 9 час. 50 мин. UTC. Результаты экспертизы показали, что приведенная в материалах МАК траектория полета ракеты 5В28 вообще противоречит реальным принципам функционирования ЗРК С-200В при наведении ракеты на цель.
  14. Ли данные, указывающие на то, что катастрофа самолета произошла вследствие действия поражающих факторов боевой 5Б14Ш ракеты 5В28?
    См.. пп. 16, 17.
  15. Может осуществляться радиолокационное сопровождение самолета Ту-154М радиолокатором зенитного ракетного комплекса С 200В и наведения ракеты на цель до момента подрыва боевой части в случае отключения мощности РПЦ, и содержатся ли в материалах Межгосударственного авиационного комитета доказательства, подтверждающие факт того, что РПЦ был включен?
    При отключении мощности РПЦ, было невозможно сопровождать самолет Ту-154М, а также невозможно наведения ракеты на цель и срабатывания ее радиопидривача. Доказательства работу РПЦ на излучение до момента катастрофы самолета Ту-154М в материалах МАК отсутствуют.
  16. Что могло привести к катастрофе самолета Ту-154М?
  17. Где находилось источник влияния на самолет Ту-154М рейса "Тель-Авив-Новосибирск" с бортовым номером RA-85693 (внутри или снаружи такого самолета), которое повлекло 04.10.2001 года авиакатастрофе такого самолета?
    Катастрофа самолета Ту-154М произошла вследствие действия на его детали в направлении сверху до середины многочисленных твердых предметов, которые имели круглое поперечное сечение диаметром около 10 мм и имели значительную кинетическую энергию. Принадлежность к конкретному взрывного устройства поражающих элементов установить невозможно из-за отсутствия соответствующих идентифицирующих признаков. Из-за отсутствия верхней внешней части планера самолета невозможно установить и конкретное место нахождения источника воздействия на элементы поражения.

5. Увековечения памяти

Десять лет спустя

  • 4 октября 2011 - В Сочи была проведена панихида по пассажирам Ту-154.
  • 4 октября 2011 - Более сотни человек пришли на Заельцовского кладбище в Новосибирске почтить жертв трагедии.
  • 4 октября 2011 - Трагедию вспоминали и в Израиле.