Надо Знать

добавить знаний



Авианосец



План:


Введение

Четыре авианосца, сверху вниз: испанский Prиncиpe de Asturиas, американский десантный USS Wasp (LHD-1), американский USS Forrestal и английский легкий авианосец HMS Иnvиncиble (R05), видна разница в размерах авианосцев XX века.
Тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов".

Авианосец - класс военных кораблей, основной ударной силой которых является палубная авиация.

Авианосцы должны полетную палубу и другие средства обеспечения взлета и посадки самолетов, а также ангары, технические средства обслуживания и заправки авиатехники, средства управления и обеспечения полетов.

Возглавляя авианосные ударные группы, авианосцы являются высокоманевренным боевыми единицами, позволяющие быстро концентрировать значительные силы в любой части Мирового Океана.


1. Обзор

HMS Argus стал первым в мире авианосцем с плоской полетной палубой

Авианосцы - крупнейшие военные корабли из когда-либо построенных. Современный авианосец имеет на борту несколько десятков самолетов, в которые могут входить истребители, штурмовики, самолеты-заправщики, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления, противолодочные самолеты, разведывательные самолеты и самолеты радиоэлектронной борьбы. Наряду с этим, авианосец располагает группу вертолетов, в которую входят поисково-спасательные, разведывательные, противолодочные и транспортные машины.

Современный авианосец имеет мощную энергетическую установку, большой запас авиационного топлива и вооружения, что позволяет значительное время действовать на большом удалении от своих берегов.

Как задача авианосцев определяют: противовоздушную оборону морских соединений на марши, противолодочную оборону морских соединений, воздушную поддержку сухопутных войск в прибрежной зоне, уничтожение противовоздушной обороны противника, обеспечение завоевания превосходства в воздухе в заданном районе, уничтожение кораблей противника.

Стоимость построения современного авианосца с ядерной двигательной установкой составляет около 4 миллиардов долларов США. Месячные расходы по содержанию авианосца (без персонала) составляют более 10 миллионов долларов США.

В настоящее время только девять стран имеют авианосцы на вооружении.

Страна На вооружении Строится Всего
США 12 1 13
Великобритания 3 2 5
Италия 2 0 2
Индия 1 2 3
Испания 1 1 2
Бразилия 1 0 1
Франция 1 0 1
Россия 1 0 1
Таиланд 1 0 1

Китай в настоящее время ( 2006 год) обладает недостроенным тяжелый авианесущий крейсер "Варяг", находящийся на инспекции и ремонте в сухом доке военно-морской базы в городе Далянь. Планы народно-освободительной армии Китая в отношении авианосца остаются неопределенными. Аналитики обсуждают ряд возможностей: ввести в строй, использовать как базу для тренировок или, как и предполагалось изначально, использовать его как плавучий парк развлечений.


2. История

2.1. Первые авианосцы

Eugene B. Ely сразу после взлета с палубы USS Bиrmиngham
Eugene B. Ely перед посадкой на USS Pennsylvanиa

Первыми кораблями, которые несли авиацию можно фактически назвать аеростатоносци XIX и начала XX века. В связи с ограниченностью возможностей аэростатов, они применялись главным образом в разведывательных целях (отдельные попытки использовать аэростаты для бомбардировок - трудно назвать успешными). Позже, многие из построенных в начале XX века аеростаносцив, были переоборудованы для ношения гидросамолетов.

Развитие авиации в начале XX века заставило морские ведомства разных стран обратить внимание на возможность применения самолетов в морской военном деле. Сначала самолеты рассматривались как разведчики, однако вскоре стало ясно потенциал бомбардировочной и торпедоноснои авиации.

Общая концепция авианосцев была предложены в докладе военно-морского атташе США во Франции в 1908 году. Более подробно концепция авианосцев была описана в книге Клемана Андер "L'Avиatиon Mиlиtaиre", изданной в 1909 году

Первый взлет с палубы сделал 14 ноября 1910 американец Юджин Б. Эли с борта легкого крейсера "Бирмингем". Это стало возможно благодаря установленной на носу судна взлетной платформе.

Через два месяца, 18 января 1911 года, он же совершил посадку на борт броненосного крейсера "Пенсильвания". Специально для этого была смонтирована деревянная взлетная палуба, с которой летчик вскоре после успешной посадки снова взлетел.

Первым настоящим авианосцем (правда несущим гидросамолеты) был британский авианосец HMS Ark Royal, который был принят на вооружение в 1915 году. Корабль участвовал в Первой мировой войне и проводил бомбардировки турецких позиций.

Достаточно экстравагантным проектом стал британский HMS Furиous - большой легкий крейсер, по проекту должен был быть оснащен двумя 457-мм башенными орудиями, однако, еще на стапеле передняя башня "Фьюриеса" была снята и вместо нее была смонтирована полетная палуба.

Гибрид, который вышел, оказался неудачным, потому что полетная палуба хоть и была достаточна для взлета, однако она была слишком мала для удачной посадки самолета на авианосец. Поэтому корабль был перестроен и оснащен дополнительной 100-метровой "посадочной" палубой, располагавшейся за надстройками. После чего выяснилось, что посадке самолета на авианосец, движущегося теперь мешают воздушные вихри от палубной надстройки и дымохода. И поэтому при строительстве британского HMS Argus, перестроенный из итальянского пассажирского лайнера Conte Rosso, вообще отказались от каких-либо надстроек, оборудовав его большой плоской палубой, радикально решив проблему посадки самолета на авианосец. Однако эксплуатация выявила необходимость наличия хоть какой-то надстройки, как командный мостик, так и посты наблюдения и средства связи.

Поэтому, уже после войны, при строительстве авианосцев HMS Eagle и HMS Hermes, было решено установить по правому борту специальную надстройку островного типа. Однако, в связи с сомнениями адмиралтейства при очередной перестройке HMS Furиous, забрав все надстройки не стали устанавливать остров. И только через 15 лет, остров на HMS Furиous все-таки был установлен. Не было этой надстройки также американский USS Лэнгли (CV-1), японский Хосе, а также целый ряд эскортных авианосцев.

Особым типом авианесущих судов были плавучие базы гидросамолетов, авиаматки, что классифицировались в разных флотах как авиатендеры или гидроавианосци. Данный тип кораблей мог обеспечить перемещение и взлет гидросамолетов, но не обеспечивал их посадку, в результате чего самолеты садились на воду и поднимались на борт судна кранами.

Cамий первый авианосец во флоте Российской империи появился 19 ноября 1904 года, им стал аеростатоносець "Русь", купленный на пожертвования графа Строганова в Германии. "Русь" нос на борту 8 аэростатов и 1 сферическая воздушный шар. Аеростаносець "Русь" так и не принял участия в русско-японской войне, а вскоре после поражения в Цусиме, он и вовсе был продан "за ненадобностью". Через несколько лет, в 1909 году капитан корпуса корабельных инженеров Л. Мацевич, выступил в Петербурге с докладом о необходимости создания авианосцев, а потом через полгода предложил проект строительства авианосца на 25 аэропланов, с проведением предварительных опытов на одном из эсминцев. Весной 1910 года подполковником К. Конкоткиним, был предложен гораздо более дешевый проект по перестройке устаревшего корабля "Адмирал Лазарев", в настоящий авианосец с полетной палубой и ангаром. И хотя оба проекта не были отвергнуты, проект Мацевичи был отправлен в архив после его гибели в авиакатастрофе осенью 1910. А проект Конокоткина, получив первоначальное одобрение, был закрыт после его перевода на Амурскую Флотилию, с формулировкой "Дело производства сама собой приостановлена".

Однако с началом Первой мировой войны, морское ведомство вновь вспомнило о авианосцы, но поскольку строить настоящие авианосцы было уже слишком поздно, то было принято решение переоборудовать пароходы Императрица Александра, Император Александр II, Император Николай II, Румыния в гидроавианосци, а также дополнить вооружение крейсера Алмаз гидропланом. Причем, "Императрица Александра" была сразу переименвана в "Орлица", а "Император Александр II" и "Император Николай II" были перименовани в Республиканец и Авиатор только после Февральской революции. Все эти гидроавианосци (включая крейсер "Алмаз") успели принять активное участие в войне.


2.2. Авианосцы в период между мировыми войнами

Во время Первой мировой войны и в течение нескольких лет после ее окончания в авианосцы были перестроены различные военные корабли, например, линейные крейсера HMS Courageous, HMS Glorious, HMS Furious и линкор "Альмиранте Кохрейн" (авианосец "Игл") в ВМС Великобритании, линкор "Беарн" в ВМС Франции, авианосец "Беарн", линейные крейсера "" Лексингтон "" и "" Саратога "" в ВМС США, линейный крейсер "Акаги" и линкор "Кага" в Японии. Одной из причин подобных перестроек линкоров в авианосце, был Вашингтонский договор, резко ограничил как ТТХ линкоров, так и их количество, вследствие чего не оставалось иного выбора как или переделать "лишний" линкор в авианосец или отдать его на металлолом. Что интересно, американцы и японцы при перестройке тяжелого корабля (линейного крейсера или линкора) в авианосец пытались сохранить тяжелое вооружение устанавливая его по бортам. Таким образом, например, американский тяжелый авианосец "Лексингтон" нос восемь 203-мм орудий, а японский "Акаги" шесть 203-мм орудий, будучи соизмеримым по калибру тяжелом крейсеру.

В межвоенные годы были также попытки построения авианосцев на основе подводных лодок (подводные авианосцы), а также на базе дирижаблей и стратегических бомбардировщиков (воздушные авианосцы).

Что касается СССР, то в годы гражданской войны применялся эрзац-авианосец "Коммуна", представлявший собой баржу на которую загрузили небольшое количество гидросамолетов.


2.3. Авианосцы во Вторую мировую войну

К началу Второй мировой войны такие страны имели авианосцы:

  • Великобритания
    • В строю: "Аргус", "Корейджес", "Глориес", "Фьюриес", "Игл", "Гермес", "Арк Ройал"
    • На стапеле: шесть, типа "Иластриес".
  • Франция:
    • В строю: "Беарн"
  • США:
    • В строю: "Уосп", "Лексингтон", "Саратога", "Энтерпрайз", "Йорктаун", "Хорнет", "Рейнджер", авиатранспорт "Лэнгли"
    • На стапеле:
  • Япония:
    • В строю: Акаги, "Кага", "сорю", "Дзуйкаку", "Хирю", "Сьокаку"
    • На стапеле:

Германия имела практически готов авианосец "Граф Цеппелин", но использовать его в боевых действиях не успели. Италия не имела авианосцев в составе действующего флота и в течение войны не завершила строительство ни одного проекта.

Что касается СССР, то в составе ВМФ СССР не было ни одного авианосца на базе корабля, но было целых пять воздушных авианосцев проекта "Звено" - приписанных к ВМФ, а не ВВС, были тяжелыми бомбардировщиками ТБ-3, несущих вместо бомб истребители И-16. Все пять авианосцев успели принять участие в боях 1941 года, но из-за преобладания Мессершмит над И-16 в воздушном бою, использование авианосцев концу года сошло на нет. Проте, перші успіхи авиносців у серпневих боях 1941 року, надихнули адмірала Кузнецова на замовлення нових авіаносців (у замовлені було відмовлено на користь ВПС, що також гостро потребували бомбардувальників і винищувачів). Надалі, до кінця війни в СРСР не було побудовано жодного морського, і повітряного авіаносця.

Крім надводних авіаносців будувалися також підводні, найбільшу активність у цій області проявила Японія, що мала три типи авіанесучих підводних човнів, найбільшим з яких був I-400 несучий три гідролітаки Aichi M6A1 Seiran, призначених для атак камікадзе. Японські підводні авіаносці провели єдине в історії авіаційне бомбардування території США, скинувши кілька запальних бомб у надії викликати лісові пожежі на тихоокеанському узбережжі.

Початок Другої світової війни став важливою віхою в практиці застосуванні авіаносців. Уже 17 вересня 1939 року підводний човен відправив на дно британський "Корейджес". Наступним загинув однотипний "Глоріес", розстріляний разом із двома есмінцями німецькими крейсерами "Шарнхорст" й "Гнейзенау". Ці інциденти наочно показали, що авіаносець уразливий без відповідної бойової охорони.

В начале Другої світової війни, у зв'язку з нестачею повноцінних авіаносців, ВМС Великобританії й ВМС Нідерландів почали застосовувати звичайні торговельні судна, перероблені в торгові авіаносці і катапультні авіанесучі транспорти. Однак, після вступу у війну США на американських верфях для власних потреб і для потреб союзних флотів була побудована велика кількість ескортних авіаносців. Японія також робили переобладнання, наприклад лінкор "Сінано", однотипний з "Ямато" й "Мусасі", був ще на стапелі перероблений в авіаносець. Старі лінкори "Ісе" й "Хиуга" одержали замість кормових артилерійських веж ангари на 22 гідролітака, які повинні були запускатися з катапульт.

У другій світовій війні японські й американські авіаносці вже відігравали провідну роль в тихоокеанських боях. Наприклад, знаменита атака на Перл-Харбор була зроблена за допомогою пікіруючих бомбардувальників, дислокованих на шести японських авіаносцях.


2.4. Сучасні авіаносці

Похідний порядок чотирьох різних сучасних авіаносців - USS John C. Stennіs, Шарль Де Голль, HMS Океан й USS Джон. Ф. Кеннеді у супроводі ескортних судів, 2002 рік. Кораблі рухаються набагато ближче один до одного, ніж у бойових діях.

Після закінчення Другої світової війни авіаносці активно використовуються ВМС США у конфліктах різної інтенсивності (В'єтнам, Ирак, Афганістан, Косово).

Перший авіаносець із ядерною руховою установкою був уведений у лад в 1961 році. Ним став "Ентерпрайз", що має найбільшу довжину (342,3 метра) серед бойових кораблів світу.

В СРСР перші передескізні проекти авіаносців були виконані в 1943 році. Проте, після усунення адмірала Кузнєцова Миколи Герасимовича з посади головнокомандуючого Військово-морського флоту в 1955 році, всі проекти будівництва авіаносців були закриті новими головнокомандуючим С. Г. Горшковим. Авіаносці вважалися радянською пропагандою засобом агресії. Їхні бойові можливості й живучість занижувалися, а роль і можливості радянських ракетних крейсерів завищувались. Після приходу до влади Брежнєва і призначення міністром оборони А. А. Гречко в 1967 році, Горшков змінив свою думку. Результатом цього стало будівництво авіаносців "Мінськ", "Київ", "Новоросійськ" з розміщенням на них літаків вертикального зльоту й посадки (ЛВЗП) Як-38.

Через переоцінку бойових можливостей ЛВЗП будівництво авіаносця, здатного нести літаки традиційного типу відкладалося. Через це перший і єдиний авіаносець такого типу, Проект 1143.5, Важкий авіанесучий крейсер "Адмірал флоту Радянського Союзу Кузнєцов", був спущений на воду тільки в 1985 і прийнятий на озброєння в 1995 році.

Всі радянські й російські авіаносці позначаються як "авіанесучий крейсер" для того, щоб мати можливість перетинати Дарданели, прохід авіаносців по якому не дозволяється на підставі Конвенції про режим проток від 1936 року. Дарданели з'єднують Чорне море через протоку Босфор з Середземним морем, а значить із Атлантичним океаном. Ця протока була украй важливою для радянського військово-морського флоту, тому що єдиний досить великий стапель розташовувався на березі Чорного моря в Миколаєві (див. ст. Ульянівськ (авіаносець)). Крім чисто термінологічної відмінності ВАВКР "Адмірал Кузнєцов" відрізняється від авіаносців інших країн наявністю потужного власного озброєння, що дає йому можливість вести бій і без участі палубної авіації, тоді як традиційно власне озброєння сучасних авіаносців є протиповітряним.

У флотах США й Великобританії крім звичайних авіаносців активно використовуються вертольотоносці, що виконують роль десантних кораблів.


2.5. Проектовані авіаносці

Провідною державою в проектуванні авіаносців залишається США. У даний момент планується будівництво трьох авіаносців проекту CVN-21. Великобританія планує будівництво двох сучасних авіаносців, головний корабель серії HMS Queen Elizabeth вступить у лад в 2014 році. У Росії існують плани будівництва атомних авіаносців водотоннажністю близько 50 тисяч тонн.

2.6. Списані авіаносці

Авіаносець "Мідуей" (Сан-Дієго, США), найбільший музей, присвячений авіаносцям і морській авіації

Авіаносці, що завершили свій термін служби, іноді знаходять інше застосування. Так, наприклад, авіаносець США "Хорнет" (англ. USS Hornet ) став музеєм у місті Аламеда. В 2004 році авіаносець США "Мідуей" (англ. USS Midway ), останньою операцією якого була " Буря в пустелі", став музеєм у місті Сан-Дієго.

Авіанoсець "Мінськ" був проданий в 1995 році й переобладнаний у парк розваг "Світ Мінська" у місті Шеньчжень, КНР. Авіанoсець "Київ" був проданий в 1996 році й також переобладнаний у парк розваг у місті Тяньцзінь, КНР.

Застарілі моделі авіаносців іноді користуються попитом у флотах інших країн. Так, російський "Баку" був проданий Індії (у даний момент перебуває на ремонті), французький "Фош" (Foch) був проданий Бразилії.


3. Технические характеристики

3.1. Корпус

Атомний авіаносець ВМС Франції "Шарль де Ґолль".

Корпус типичного авианосца имеет длину от 210 до 333 метров и осадку до 12 метров. Корпус выполнен из стали, толщина которой может быть несколько сантиметров. Живучесть корпуса достигается за счет водонепроницаемых переборок и палуб. Для обеспечения необходимой площади полетной палубы и ангаров, корпус над ватерлинией значительно увеличивается в ширину, что придает авианосцу его характерный вид. В полетной палубой расположены объемные ангары, в которых хранятся и ремонтируются самолеты и вертолеты. Перемещение летательных аппаратов между палубами с помощью специальных подъемников, количество которых может достигать четырех (на больших авианосцах). Ниже ангаров расположено машинное отделение и другие служебные помещения. Для того, чтобы обеспечить максимально возможную полезную площадь полетной палубы, командный мостик, антенны и радарные установки размещаются на так называемом "острове". "Остров", как правило, располагается по правому борту. Другое оборудование располагается по бокам корпуса ниже уровня полетной палубы. Для увеличения количества летательных аппаратов на борту, часть из них находится не в ангарах, а непосредственно на палубе.


3.2. Полетная палуба

Существует две основные конфигурации полетной палубы.

3.2.1. Плоская полетная палуба.

Схема взлета и посадки самолетов на авианосце Дуайт Эйзенхауэр.
F-14D Томкэт перед стартом с помощью паровой катапульты с борта авианосца США "Джон Стеннис"

На авианосцах с такой полетной палубой самолета разгоняют за счет применения паровой катапульты, поскольку длины полетной палубы недостаточно для набора взлетной скорости. Для обеспечения возможности взлета группы самолетов в короткие сроки, на авианосце может быть установлено до четырех катапульт. Для защиты персонала и техники от реактивных выхлопов, за самолетом, который стартует, поднимается отражатель реактивной струи, который отклоняет струю вверх.

Торможение при посадке осуществляется за счет использования аэрофинишера, за тросы которых цепляются тормозные крюки самолетов. Полосы взлета и посадки расположены под углом друг к другу, чтобы самолеты не садятся не столкнулись с теми, которые готовятся к старту.

Данный тип полетной палубы характерен для авианосцев Бразилии, США, Таиланда и Франции.


3.2.2. Полетная палуба с трамплином.

Авианосец США "Джон Стеннис" и авианосец Великобритании "Илластриэс"

Данный тип полетной палубы характерен для авианосцев, вооруженных самолетами вертикального взлета и посадки (ЛВЗП). Для увеличения стартовой массы самолетов, на авианосцах данного типа практикуют взлет после короткого разбега. В результате чего самолет экономит топливо по сравнению с вертикальным взлетом и способен взять большую массу топлива и вооружения. Из-за того, что скорость ЛВЗП при посадке небольшая, какие-либо дополнительные устройства для торможения отсутствуют. Взлетная и посадочная полосы объединены между собой. Данный тип полетной палубы характерен для авианосцев Великобритании, Индии, Италии, Испании и России. Характерной чертой авианосцев советских проектов, а также будущего класса британских и индийских авианосцев, является организация взлета с использованием трамплина и горизонтальной посадки с применением тормозных крюков. В таком режиме могут летать самолеты Су-33, МиГ-29 К и " Еврофайтер Тайфун" (палубная версия).

Для уменьшения скорости самолета при посадке или взлете относительно палубы, авианосец, независимо от конфигурации, идет на максимальной скорости против ветра.


3.3. Силовые установки

10 действующих авианосцев (США - 9, Франция - 1) используют в качестве основных силовых установок охлаждаемые водой ядерные реакторы, которые предоставляет им почти неограниченную дальность плавания. Кроме того, применение на авианосцах ядерной энергетической установки (ЯЭУ) позволяет сэкономить водоизмещение для авиационного топлива и боеприпасов, а также, по данным американских источников снижает затраты на повседневную эксплуатацию. ЯЭУ предоставляет авианосцам (особенно атомным авианесущим соединениям) возможность много дней и недель поддерживать скорость движения, близкую к максимальной (29-32 узлов (примерно 55-60 км / ч), что недоступно кораблям с обычно силовой установкой, вынужденных большую часть времени двигаться с крейсерской скоростью.


Соединение

5. Стратегия и тактика боевого применения

Стратегия и тактика претерпевала значительные изменения на протяжении развития этой боевой единицы ВМФ. На эти изменения влияли главным образом локальные войны и конфликты второй половины XX века, а также политика и соглашения государств, обладающих авианосцами и строят их.

В военных конфликтах во Вьетнаме, на Кубе, Косово и в Персидском заливе авианосцы действовали в составе авианесущих групп, включающих несколько авианосцев или авианесущих крейсеров, корабли сопровождения и вспомогательные военные суда. Опыт этих конфликтов показывает, что во второй половине XX века основные боевые функции авианосцев это поддержка наземных войск и завоевание превосходства в воздухе в зоне конфликта с помощью палубной авиации. Времена широкомасштабных действий авианесущих групп против морских соединений противника ушли в историю.

Сегодня авианосцы, вероятно, Самые универсальные и дорогие боевые единицы, оснащенные помимо основного оружия - палубной авиации, - ракетным, пушечным вооружением, способны решать универсальные задачи, но главное - обеспечивать необходимое преимущество в воздухе.

Авианосцы являются одной из главных составляющих военной силы США, которые входят в состав систем ядерного сдерживания и ракетной безопасности, являясь также важным звеном в теориях и реальных планах возможных конфликтов с применением ядерного оружия.


См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам