Надо Знать

добавить знаний



Авраам



План:


Введение

Авраам - на новом пути в обетованную Богом землю

Авраам ( ивр. אַבְרָהָם , Авраам, дав.-гр. Ἀβραάμ , лат. Abraham , араб. ابراهيم , Ибрагим родился в 1813 г. до н. н.э.) - библейский персонаж, родоначальник многих народов ( Бут. 17:1). Жизнь Авраама описано в книге Бытия (11:26 - 25:10). Религии, что сприраються на учение Авраама: иудаизм, христианство, ислам и другие, получили название авраамитичних.

Согласно Священным Писанием, и с точки зрения иудаизма Авраам - родоначальник древних евреев (хотя только потомки его внука Якова называются израильтянамы.). С точки зрения мусульман - также родоначальник арабов ( агарян или измаилтян - потомков сына Измаила от Агари). С точки зрения христианства (в частности православия и католицизма), равно как всех вышеназванных вероучений - один из трех прародителей человечества в духовном смысле, т.е. учителей и духовных наставников, рядом с его сыном Исааком и внуком Яковом.

В начале жизни его звали Авраамом ("великий отец"), но от Бога он получил новое имя Авраам ("отец многих") и обещание, что его потомки будут столько как звезд на небе и как песок на берегу моря (это было еще в то время, когда Авраам еще не имел детей).

Вера в единого Бога, для распространения которой Авраам много сделал и основанные на этой вере различные философские концепции имеют большое значение в развитии человечества, современной общественной философии и даже глобалистики.


1. Биография

Авраам родился в шумерском городе Ур. Там он женился на Саре.

Отец Авраама Фарра покинул Ур и вместе с детьми: Аврама, Нахора, Сарой и Лотом (внуком от рано умершего сына Арана) направился в Ханаан. По дороге, в городе Харан (северная Месопотамия), Фарра умер. После этого Бог велел Аврааму уйти из дома его отца и следовать куда он укажет.

Согласно Священным Писанием, праотец Авраам прожил 175 лет ( Бут. 25:7).


1.1. О Саре - жену Авраама

Существует ошибочное представление о том, что Сара - жена Авраама была его единокровной сестрой. По Библии Сара никогда не была сестрой Авраама.

Текст с Библии о Саре:

И когда он приближался к Египту, то говорил жене своей Саре: "вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом. УПО Египтяне увидят тебя и скажут: это жена его, - они меня убьет 'ют, а тебя оставят в живых. Скажи, что ты мне сестра, хорошо было ради тебя, и дабы жива через тебя ". ( Бут. 12:11, Бут. 12:12, Бут. 12:13).

Часть интервью с главой УГКЦ Святославом Шевчуком (Журнал "Страна" № 98, 25 ноября 2011 года):

Святослав Шевчук :

Классическая греческая красота - это когда есть гармония души и тела. А есть еще библейская красота. Сара была такой красивой в 80 лет, что ее муж Авраам боялся идти с ней в Египет. Чтобы через ту красоту его не убили. Для защиты он назвался ее братом, а не мужчиной. И в Сару влюбился фараон. В чем заключалась ее красота? Сара была полна Богом. Только он красивый. [1]


1.2. О Агар

Основная статья Агар (наложница Авраама)

История Агар находится в разделах Бытие 16 и 21. Сказание утверждает, что Агарь была египтянкой, рабыней Сары, которая, будучи бесплодной, дала ее Аврааму как наложницу, чтобы она, вместо нее, могла родить ему ребенка. Когда Агарь забеременела, она стала выноситься над Сарой, и Сара стала притеснять ее. Агар, не выдержав, убежала от жилья Авраама. Но ангел Господень, найдя ее в дикой местности, приказал ей возвращаться и назвать сына Измаил. Она послушала этого голоса и подчинилась Саре, и родила сына, которого назвала Измаил.


1.3. О Измаила

Основная статья Измаил (в Библии)

Измаил ( ивр. יִשְׁמָעֵאל - "Бог услышал") - сын Авраама и его наложницы Агар, египтянки, брат Исаака по отцу.

1.4. Об Исааке

Основная статья Исаак (сын Авраама)

Когда Аврааму было 100 лет Сара родила Исаака.

Сара выбрала имя Исаак, потому что когда ангел пообещал, что она станет матерью в возрасте старше, чем возможно иметь детей, она про себя посмеялась над пророчеством. Когда ребенок родился, она сказала: "Смех сделал мне Бог, кто услышит рассмеется" (Бытие 21:6; за переводом Короля Джеймса (англ.): "Смех сделал мне Бог, кто услышит смеяться со мной "(" God hath made ​​me to laugh, so that all that hear will laugh with me ")). Вскормила ребенка сама и не позволила Измаила иметь наследство вместе с ним, и уговорила Авраама изгнать его вместе с его матерью Агар из лагеря Авраама.

Когда Исааку было около двадцати пяти лет, Господь испытывал Авраама и сказал ему принести сына в жертву (Бытие 22:1-14). Авраам поклялся сделать так, взял Исаака и двух слуг и пошел к месту, которое Господь должен был ему показать. На третий день, увидев место (возможно, это была гора Мория), он взял дрова для всесожжения, положил их на сына своего Исаака, и сам взял огонь и нож. Слугам же своим сказал: "я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам". Когда они шли вдвоем в горы, Исаак сказал: "вот огонь и и дрова, но агнец для всесожжения?". Авраам сказал: "Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой!" Придя на назначенное место, Авраам приготовил жертвенник, разложил дрова, связал Исаака и положил его поверх дров. Взяв в руку нож, он протянул руку, чтобы заколоть сына. Но ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал ему: "Не делай ничего парню, ибо теперь я узнал, что боишься ты Бога". Авраам поднял глаза, и увидел барана, запутавшегося рогами в тернии. Он взял его и принес в жертву вместо своего сына. И Авраам назвал то место "Господь увидит" (Адонай ИРЭ).


2. В религиозной традиции

2.1. В иудаизме

Образ Авраама занимает центральное место в исторической памяти еврейского народа. Описание его жизни и его испытаний рассматривается в еврейской традиции как поучительный пример, символически отражает дальнейшую историю еврейского народа.

Авраам рассматривается в еврейской традиции не только как родоначальник еврейского народа, но и как предвестник монотеизма, который принес людям веру в единого Бога невидимого, создателя земли и неба и владыки мира. Авраамических религии, а также многие философские идеи, лежащие в основе современной цивилизации, берут свое начало от идей и постулатов, изложенных Авраамом. Тем не менее, в тексте Пятикнижия нигде не упоминается о том, что Авраам провозгласил веру в Единого Бога впервые. Еврейские комментаторы отмечают, что, хотя лично для Авраама эта вера стала действительно открытием чего-то нового, однако объективно - это было восстановлением заново очень старой и почти забытой истины, которая была известна Адаму, Ноах ( Ной) и его потомкам шему ( Симу) и Эвери. Этим, Авраам действительно выдвигал нечто совершенно новое для того общества, в котором жил, призывая вернуться к Единому Богу, возродить веру далекого прошлого. Его идеи, вероятно казались его современникам варварскими и примитивными и Авраам восприниматься ими не как новатор, а в качестве ультраконсерватора, сторонника старого забытого культа. Одно из доказательств того, что вера в Единого Бога уже существовала во времена Авраама, содержится в самом Пятикнижии: это рассказ о встрече с Мелхиседеком, царем Салима, священником Бога Всевышнего ( Бут. 14:18). Таким образом, Авраам был не одинок - у него были единомышленники, изолированы друг от друга, рассеянные по разным местам, но сохранили веру в Единого Бога.

Заслуга Авраама заключается в том, что он был первым, кто серьезно отнесся к изначальному религиозного представления о Боге. Фактически Авраам был первым пророком древней веры. Он стремился внушить свою приверженность этой вере небольшой группе людей - сложившейся им общине, которая должна была стать особым племенем (а позже - нацией), что сохраняет эту идею. С этой же целью Авраам бродил по Ханаана, постоянно обращаясь к имени Всевышнего, строя жертвенники, привлекая к себе тех, кто верил в Единого Бога, и пытаясь побудить других верить в Него.

В библейской повествования ярко выраженная неслыханная верность и преданность Авраама Богу. Несмотря на все испытания он беспрекословно выполняет приказы Бога. Кульминационным пунктом этих испытаний является жертвоприношение Исаака. Еврейская традиция рассматривает жертвоприношение Исаака как символ готовности к самым тяжелым жертвам ради преданности Богу.

Мишна [2] свидетельствует о том, что уже в I-II вв. тема жертвоприношения Исаака содержалась в молитве, которая читалась в дни постов. Талмуд [3] указывает на необходимость чтения рассказа о жертвоприношении Исаака в синагоге на второй день Рош ха-Шана и объясняет обычай трубить в шофар (изготовленный из рога барана) в Рош ха-Шана как напоминание о том, что вместо Исаака в жертву был принесен баран. [4]

В Библии подчеркивается исключительный связь между Богом и Авраамом. Эта связь приобрел впоследствии форму союза (завета, ивр. Брит), заключенного между Богом и Авраамом. Этот союз имеет важное значение в еврейской истории и в развитии общечеловеческой культуры. Он включает три основных элемента:

  1. Избранность потомков Авраама по линии его сына Исаака;
  2. Обещание дать землю Ханаанскую во владение этим избранным потомкам Авраама;
  3. Повеление следовать заветам Бога, включающих как культовые заповеди, так и этические нормы поведения.

Рассказы книги Бытия об Аврааме содержит лишь общий этический предписание быть непорочным ( Бут. 17:1), однако поведение Авраама, несомненно, свидетельствует о наличии определенной системы моральных принципов. Так, Авраам приобретает известность своим гостеприимством, заступается за жителей Содома, отказывается от присвоения добычи в войне и категорически отклоняет предложение "сыновей хетты" получить в подарок пещеру Махпела.


2.2. В христианстве

2.2.1. В православии

Авраам (икона середины XVII века)

Православная церковь отмечает Авраама как праведного праотца и чтит его память двумя праздничными днями в своем календаре: 9 октября (по Юлианскому календарю) вместе с его племянником праведным Лотом и в "Неделю праотцев" - второе воскресенье перед Рождеством Христовым, когда он почитается вместе с другими предками Иисуса.

Имя Авраама и ветхозаветные образы, связанные с ним, часто встречаются в православной гимнографии. Распространенная в песнопениях упоминание о лоно Авраамово, что встречается уже в древней литургии апостола Якова : "Помяни, Господи ... православных ... Сам упокой их ... во Царствии Твоем, в наслаждении райском, в недрах Авраама, Исаака и Иакова ...". [5] Само имя Авраама в молитвах выступает как составная часть обращения к Богу : "Господи Вседержителю, Боже отец наших, Авраама и Исаака и Иакова, и семени их праведного ...". [6]


2.3. В исламе

Мусульмане считают Ибрагима строителем Каабы. Мол, он построил ее в Мекке вместе со своим сыном Исмаилом на том же месте, где она стояла во времена Адама. После окончания строительства Ибрагим научил Исмаила обрядам хаджа (ритуального паломничества) и сделал его хранителем Каабы.

Умер Ибрагим в Иерусалиме в возрасте 175 лет. Мусульмане построили над пещерой Махпела, в которой похоронен Авраам, мечеть и оберегают ее, как одну из величайших святынь ислама.

По Кораном сын Авраама (Ибрагима) - Измаил был родоначальником арабского народа.


3. В философии

История жертвоприношения Исаака, как пример столкновения моральных норм и божественного повеления, рассматривалась некоторыми философами нового и новейшего времени, так или иначе решали проблему соотношения морали и религии. Иммануил Кант, чья этика декларирует полную автономность морали "в силу чистого практического разума" и независимость ее от религии (и, более того, зависимость веры в Бога от предписаний морали), приводит в трактате "Спор факультетов" ответ, который Авраам должен был дать на приказ принести в жертву своего сына:

Я уверен, что не должен убивать моего доброго сына. А вот в том, что ты, что явился мне, действительно Бог, я не уверен, и не могу быть уверен. [7]

Более того, по Канту, Авраам мог быть уверен, что услышанный им голос не принадлежит Богу. Приказ сделать что-то, что противоречит нравственному закону не может, по Канту, исходить от Бога, т.е. высшей нравственной существа, идея которого является производной, а не основой морали.

Серен Кьеркегор, посвятивший проблеме трактовки жертвоприношение Исаака книгу "Страх и трепет" [8], признает вслед за Кантом, что с этической точки зрения такое жертвоприношение было бы просто убийством. Но Авраам, по Кьеркегору, "переступает через все этическое, и вне его он обретает более высокую цель, в отношении которой он и устраняет этическое". Кьеркегор говорит о " телеологическое отмены этического ", которое возможно для человека, живущего религиозной жизнью (в противоположность людям, живущим, по терминологии Кьеркегора, эстетически или этически)." Парадокс веры таков: единичный индивид выше, чем общее "(т.е. общие моральные нормы ), "существует абсолютный долг перед Богом", по сравнению с которым "этическое оказывается сведенным к относительному". Авраам - "рыцарь веры", верующий "силой абсурда". При этом его вера не есть вера в то, что Бог отменит свой приказ, или верой в будущую жизнь: Авраам собирался совершить жертвоприношение и при этом "верил в противоречие" - в то, что он "постареет на этой земле, уважаемый своим народом, благословенный в своем роде, незабываемый в Исааке - любимым в его жизни".

Развивая идеи Кьекегора, Жан-Поль Сартр в знаменитом эссе "Экзистенциализм - это гуманизм" использует предложенный им термин "тревога Авраама" для утверждения абсолютной свободы и одновременно абсолютной ответственности человека:

Мне совсем не обязательно быть Авраамом, и тем не менее на каждом шагу я вынужден совершать поступки, которые являются примером для других. Для каждого человека все происходит так, будто взоры всего человечества обращены к нему и будто все согласовывают свои действия с поступками. И каждый человек должен себе сказать: действительно ли я имею право действовать так, чтобы человечество брало пример с моих поступков? Если же он не говорит себе этого, значит, скрывает от себя свою тревогу. Речь здесь не о том чувстве, которое ведет к квиетизма, к бездействию. Это - тревога, известная всем, кто брал на себя какую-либо ответственность [9].


4. Исторический анализ

Авраам жил в относительно образованному и интеллектуальном мире политеистической религии. Это была политеистическая (идолопоклонницька) городская цивилизация, вершина культуры своей эпохи, которая выдвигала новые идеи и концепции в науке, философии, искусстве.

4.1. Переселение в Ханаана

"Авраам на пути в землю Ханаанскую"
( Питер Ластман, 1614 год)

По мнению ряда исследователей, библейское повествование о переселении семьи Авраама в Ханаан отражает интенсивную миграцию западно-семитских племен, которые назывались амореями или существа, из Верхней Месопотамии в сирийско-палестинский регион. Эта миграция происходила в XIX - XVIII веках до н. е. Связь с Верхней Месопотамией было обнаружено, в частности, через имена отца, деда и прадеда Авраама (Фарра (терах), Нахор, Серух), которые являются названиями городов и местностей в районе Харан, куда семья Фарры перешла из Ура. Имя их предка Эвер (Эвер), что означает "другая сторона" или "Заречье", связано с эпитетом иври - "человек с Евера", т.е. Заречье. Этот эпитет (от которого, очевидно, происходит слово "еврей") впервые применяется в Библии относительно Авраама (Библия, Бытие, 14-13), а затем и вообще по израильтян. Сначала этим этнонимом могли называться все племена, перешедшие через Евфрат на пути из Верхней Месопотамии в Сирию и Ханаан. Некоторые исследователи считают, что существует определенная связь между эпитетом иври и наименованием хабиру [10] (варианты: хапиру или апиру), которое встречается в аккадских и египетских источниках с конца третьего тысячелетия до н. е. Эту точку зрения не поддерживали некоторые российские исследователи: так, по словам И. М. Дьяконова, иврим и хапиру "не имеют между собой ничего общего; хапиру не были кочевниками, тогда как ими, бесспорно, были ибрим, и их этнический состав был не только и не столько Аморреев-сутийским, сколько Ханаанским, аккадским, и, возможно, хурритских ... " По Дьяковым, слово иври не связано с хапиру, которое, по его мнению, происходит с аккадском глагола habaru ("быть изгнанным") [11] время точка зрения Дьяконова оспаривается западными исследователями, указывают на многочисленные свидетельства о кочевой характер хапиру. [12]

Иврим были пришельцами, которые проникли в Ханаан и, очевидно, оставались чуждыми по религии, культа и быта ханаанских народностей. Характерной чертой Авраама является полный разрыв с культурой страны его происхождения Месопотамией, с одной стороны, и отчужденность от верований, культа и образа жизни Ханаана - с другой. Авраам, как потом его сын и внук - патриархи Исаак и Яков - не имеет в Ханаане собственной земли и находится в зависимости от Ханаанских правителей городов. Он поддерживает мирные отношения с окружающими племенами, но сохраняет свою обособленность во всем, что касается верований, культа и даже чистоты рода. Так, например, он посылает своего раба к родственникам в Северную Месопотамию для того, чтобы привезти жену Исааку.

По другой гипотезе, эпоха Авраама приходится на XXI - XX века до н. е. Эта гипотеза основана на сообщении Третьей книги Царств (6-1), согласно которому между выходом из Египта и началом сооружения Соломоном Храма прошло 480 лет. Опираясь на внутреннюю библейскую хронологию, можно подсчитать, что Авраам вышел из Харрана около 2091 до н. н.э. Однако, по мнению большинства исследователей, период 480 лет носит скорее символический характер (12 поколений по сорок лет). Кроме того, археологи не обнаружили свидетельств существования на территории Ханаана в XXI-XX веках до н. е. городов, подобных тем, которые упоминаются в библейском рассказе о патриархах.

Учеными было высказано предположение, что семья Фарры могла оставить Ур около 1740 до н. е., в период подавления восстания против вавилонского правителя Самсу-илуна, в котором участвовал и Ур. В 1739 году до н. н.э. город был разрушен войсками Самсу-илуна, которые вырезали значительную часть населения, после чего оно надолго обезлюдели. Стоит отметить, что название Ура "Уром Халдейским" (Библия, Бытие, 11-31) является анахронизмом, поскольку халдеи появились в Вавилонии лишь в 1100 - 1000 годах до н. е. Поэтому, очевидно, что такое название города возникла в период взлета Ура в правление последнего царя Нововавилонского (халдейской) династии Набонида (556 - 539 годы до н. н.э.) и был позднее добавлен в рассказ об Аврааме.


4.2. Союз "между рассеченных частей"

В рассказе о заключении завета между Богом и Авраамом (Библия, Бытие, 15-9 -18) нашла отражение практика заключения союза, при котором договаривающиеся стороны проходили между частями рассеченной животного. В еврейском языке заключения Завета часто описывается выражением "разрубить Завет". Похожий выражение встречается в тексте с сирийской Катна (XV век до н. Е..), А также в Аморрейских текстах с Мари, где заключения союза описывается выражением "убить осла".


4.3. Датировка времени написания

Большинство современных историков пришла к выводу, что не только предания о патриархах, но и их запись в литературной форме, лийшла до сих пор, относятся к очень древнему периоду, хотя, вероятно, они были зафиксированы в период царей (после X в. До н . н.э.).

4.4. Имена

Имя Авраам и Авраам впервые встречаются на месопотамских клинописных табличках, датированных 3 - 2 тысячелетиями до н. э., в египетских текстах, а также в текстах, найденных в сирийской Ебли. Этимология имени Авраам точно не выяснена. Возможно, это имя означает "отец возвышенный", "отец замечательный", и является формой ранньосемитского собственного имени Ав (и) рам. Полученное Аврамом после заключения завета (Библия, Бытие, 17-5) имя Авраам означает ?отец множества? (народов). В отличие от имен Исаака, Якова -Израиля и его сыновей, имя Авраама никогда не используется в Библии для обозначения местности или колен.

Имя матери Авраама в Пятикнижии не упоминается, по арабским источникам (см. Herbelot I, 64) звали Аднан, а по еврейским ( Талмуд, Бава-Батра девяносто первом) - Аматлея, вероятно Аматсула - давньохалдейське женское имя, встречающееся в клинописных текстах, а не позже греческое Амалтея, как считает Кагута (Plenus Aruch sv) и другие.


5. В искусстве и литературе

Лоно Авраамово: Авраам, Исаак и Иаков изображены за столом, с душами праведников, которые представлены в виде младенцев. (Фрагмент северных ворот иконостаса, XVII века, Нижний Новгород)

5.1. В изобразительном искусстве

5.2. В литературе

5.3. В музыке

5.4. В кино

6. Сноски

  1. "Женщина должна сочетать в себе две противоположности" - глава УГКЦ Святослав Шевчук (Интервью с главой УГКЦ Святословом Шевчуком, Журнал "Страна" № 98, 25 ноября 2011 года)
  2. Мишна, Таанит 2:4
  3. Талмуд, Мегила тридцать первое
  4. Талмуд, Рош ха-Шана 16а)
  5. Анафора литургии ап. Иакова: СДЛ. Т. 1. С. 182
  6. Часослов, молитва Манассии
  7. Приложение "Спор с богословским факультетом" ("Спор с Богословском факультете") к трактату "Спор факультетов" ("Спор факультетов") (7:63 n). Рассмотрение истории Авраама и Исаака включено в контекст спора философского и богословского факультетов, тем самым перекликаясь и полемизируя со знаменитым "Амулетом" Паскаля : "Огонь. Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова. А не философов и ученых" (Паскаль Б.. Мысли. М., 1994, стр. 61). См.. также трактат Канта "Религия в пределах только разума" ("Религия в пределах только разума") (Иммануил Кант. Собрание сочинений в восьми томах. Том 6. - М., 1994, стр. 93).
  8. "Страх и трепет". Как и большинство других произведений сторонника иронического метода философствования Кьеркегора, книга написана от лица вымышленного автора, и, строго говоря, должна рассматриваться как отстраненный выражение религиозной позиции, а не как собственная позиция философа. Жанр книги определен как "диалектическая лирика".
  9. "Экзистенциализм - это гуманизм" ("Экзистенциализм - это гуманизм").
  10. В зависимости от источника и эпохи, хабиру описывают как кочевников или полукочевников, повстанцев, разбойников, совершают набеги, торговцев, лучников, слуг, рабов, мигрирующую рабочую силу и т.д..
  11. История Древнего Востока, ч. 2, М., 1988, с. 275.
  12. См., напр., William H McNeil and Jean W Sedlar, in "The Ancient Near East": об этимологии названия и память его в амарнский документах и ​​египетских сообщениях о кампании.

Источники

  • Авраам / / Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб.: 1890-1907.

См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам