Надо Знать

добавить знаний



Австро-венгерский компромисс



План:


Введение

Флаг Австро-Венгрии

Австро-венгерское соглашение, Австро-венгерский компромисс нем. Ausgleich ; венг. kiegyez?s ) - Договор, заключенный 15 марта 1867 между австрийским императором Францем Иосифом I и представителями венгерского национального движения во главе с Ференцем Деак, согласно которому Австрийская империя превращалась в дуалистическую монархию Австро-Венгрию. Соглашением предусматривалось предоставление венгерской части государства полной самостоятельности во внутренних делах, при сохранении на уровне общеимперского правительства лишь по внешней, военно-морской и финансовой политики. Создание Австро-Венгрии было способом преодоления затяжного кризиса империи, вызванной подъемом национальных движений народов страны, укреплением национальных элит, военными поражениями в австро-итало-французской 1859 и австро-прусской 1866 войнах, ростом панславянского угрозы и провалом попыток реформирования империи на принципах централизма.


1. Предпосылки

1.1. Реакция и попытки реформ

После подавления революции 1848-1849 гг в Австрийской империи установилась реакция. Империя, которая сохраняла до 1848 г. федеративное характер, была преобразована в унитарное государство с абсолютной и ничем не ограниченной (Конституция 1849 г. была отменена в 1851 г.) центральной властью. Режим, установленный в империи, характеризуется повышенной степенью бюрократизации и администрированием непосредственно с Вены. Сложилась так называемая "баховская система" (по имени министра внутренних дел Александра Баха), которая ликвидировала региональную специфику и внутреннюю автономию областей. В Венгрии было усилено военное присутствие, полицейские формирования и цензура. Тем не менее, даже в условиях неоабсолютизму были сохранены свобода распоряжения личной собственностью, равенство всех перед законом, а в 1853 г. была проведена Аграрная реформа, которая ликвидировала крепостничество крестьянства.

Но система неоабсолютизму не смогла сплотить нации империи и обеспечить укрепление позиций государства на международной арене. Австрия оказалась в полной изоляции в Европе: австрийская интервенция в Дунайские княжества в период Крымской войны разрушила союз с Россией, а отказ от активного участия в войне оттолкнул от нее Францию ​​. Отношения с Пруссией также ухудшились из-за австро-прусскую конкуренцию в Немецкой конфедерации и конфликта о наследовании Невшатель. В 1859 г. разразился Австро-итало-французская война 1859, которая обернулась крахом австрийских вооруженных сил в битве при Сольферино, потерей Ломбардии и образованием сильного Итальянского королевства. Поражение в войне вызвало сильнейшую внутренний кризис в империи. Ярко отразились полная неспособность власти к активным действиям и отказ нации от поддержки имперской политики. Начались массовые антиправительственные выступления, особенно сильны в Венгрии (демонстрация 15 марта 1860 в Будапеште в память революции 1848-1849 гг., Митинги по стране после смерти Иштвана Сечени).

Все это заставило императора пойти на уступки национальным движениям страны. 20 октября 1860 был издан "Октябрьский диплом" - новая конституция империи возобновила автономию регионов и расширившая права региональных ландтагов, прежде всего венгерского государственного собрания, что получил даже право законодательной инициативы. Была также восстановлена комитатскую система, а венгерский язык был объявлен официальным на территории Венгрии. Тем не менее "Октябрьский диплом" не успокоил венгерское общество: волнение с требованиями восстановления во всей полноте конституции 1848 продолжились. В то же время диплом вызвал недовольство славянских частей империи, которые протестуют против предоставления особых прав венграм, а также австрийских либералов, опасаются того, что в новом имперском рейхсрате немцы окажутся в меньшинстве. В исходу 26 февраля 1861 г. было опубликовано "Февральский патент", который менял Октябрьскую конституцию в духе централизации: права региональных ландтагов были существенно сокращены, а полномочия имперского рейхсрата, который формируется теперь не по национально-территориальному, а по сословному принципу, значительно расширены . Пошлины Венгрии отказался утвердить "Февральский патент" и воздержались от передачи своих представителей в имперский парламент. Было также принято "петиция Деак" императору с просьбой восстановления конституции 1848. Но император отверг петицию и 22 августа 1861 распустил государственные сборы и местные комитатскую сборы. В Венгрии был введен режим чрезвычайного положения (так называемый "провизориум Шмерлинг"), который вскоре был распространен и на другие регионы империи. В 1863 г. имперский парламент покинули чешские и польские депутаты, полностью парализовало его работу. Таким образом попытки реформ провалились, что в 1865 г. признал и сам император, отменив конституцию 1860.


1.2. Венгерский национальное движение в 1849-1863 годах

Венгерский национальный движение в период после подавления революции 1848-1849 гг. характеризовался высоким уровнем неоднородности. Центристы во главе с Йожефом Этвеша безуспешно пытались убедить австрийское правительство вернуться к федерализму и автономии регионов, которые существовали до 1848 г., считая, что только расширением прав областей, составляющих империю, можно добиться ее укрепления. Популярными среди венгров были те политические группировки, которые отказывались от сотрудничества с "баховским режимом". Наибольшее влияние имел Ференц Деак, бывший министр юстиции революционного правительства Лайоша Баттяни, ставший идеологом движения "пассивного сопротивления" (уклонение от уплаты налогов, неучастие в администрации, отказ от любого сотрудничества с правительственными структурами, демонстративное "невладение" на немецком языке). Целью Деак и его сторонников было восстановление внутреннего суверенитета Венгрии в рамках Австрийской империи, то есть возвращение к ситуации времен весны-лета 1848 г., когда венгерская революция уже добилась широкой автономии и самоуправления, но еще не порвала с династией Габсбургов и империей как таковой. Радикально крыло венгерского национального движения представлял Лайош Кошут и другие лидеры революции в эмиграции выступали с требованиями независимости как Венгрии, так и других национальных регионов империи, и формирование на Балканах венгерско-славяно-румынской конфедерации под председательством Венгрии. Кошут, готовил в Венгрии новое восстание, пытался заручиться поддержкой западных держав против Австрии и России, которых он считал главными врагами прогресса в Центральной и Юго-Восточной Европе. Его выступления в Конгрессе США, переговоры с Наполеоном III, Кавуром и другими общественными деятелями Запада, обеспечили мировое признание венгерского национального движения и расширение симпатий к венгров в Европе.

Кошут планировал использовать австро-итало-французской войны 1859 для поднятия нового восстания в стране. Но быстрое заключение враждующими сторонами Виллафранкського мира разрушило планы радикалов. Тем не менее на период 1859-1861 гг. пришелся пик антиавстрийских выступлений в Венгрии. Любая политическая событие в то время вызвало массовые митинги и демонстрации. Венгры срывали с государственных учреждений австрийские гербы. Попытки правительства урегулировать ситуацию путем ограниченных реформ провалились: Октябрьский диплом и Февральский патент были отвергнуты венгерским национальным движением. Главным требованием оставалось восстановления конституции 1848 г., предусматривает полный суверенитет Венгерского королевства при сохранении унии с Австрией. В 1863 г. конституционные реформы были свернуты, а правительство снова вернулось к автократическим методов управления. Именно в этот период началось падение влияния радикалов в венгерском национальном движении: опубликован Кошутом в 1862 г. проект "Дунайской конфедерации" был раскритикован не только центристами и партией Деак, но и левым крылом венгерского движения (партия резолюции Кальмана Тисы).


1.3. Австро-венгерское сближение

Несмотря на провал попыток конституционных реформ 1860-1861 гг., Император Франц Иосиф I не оставил надежд на выработку какого-то компромисса с венгерским национальным движением, который позволил бы укрепить монархию. В 1865 г. начались секретные переговоры через посредников между императором и Ференцем Деак. Их результаты были опубликованы в "Пасхальный статье" Деак 16 апреля 1865, в которой лидер венгерских либералов высказался за отказ от традиционного требования восстановления конституции 1848 На государственном собрании Венгрии, открылся в 1865 г., развернулась бурная дискуссия об условиях, на которых возможен компромисс с Австрией. Победу одержал Деак и его сторонники, которым противостояли радикалы и "партия резолюции", настаивавших на необходимости утверждения конституции 1848 г. в качестве предварительного условия сделки.

Австро-венгерское сближение ускорили международные события середины 1860-х гг. В 1866 г. вспыхнула австро-прусская война и австрийские войска были наголову разбиты в битве при Садовой. Поражение в войне означало исключение Австрийской империи с Германской конфедерации и начало процесса объединения Германии под эгидой Пруссии. Резкое ослабление в результате войны Австрийской империи при одновременном усилении угрозы со стороны России и росте Панславянская симпатий внутри национальных движений славянских народов империи (прежде всего, чехов), обеспокоили венгерских лидеров. Тактика "пассивного сопротивления" уже не приносила результатов, а наоборот, лишала венгерскую элиту возможности участвовать в управлении страной. В то же время усилились национальные движения других наций Австрийской империи: чехов, хорватов, румын, поляков и словаков, которые выступали с идеями преобразования государства в федерацию равноправных народов. Все это привело к тому, что Деак и его сторонники решили отказаться от национальной идеологии времен революции и радикально снизили объем своих требований на переговорах с правительством.

В то же время австрийские либералы также пришли к осознанию необходимости заключения союза с венграми для обеспечения сохранности превосходства немцев в западной половине империи. Франц-Иосиф, который рассматривал несколько вариантов трансформации государства, включая возврат к неоабсолютизму и создание федерации народов, до конца 1866 убедился в преимуществах австро-венгерского дуализма, который давал надежду на возможный австрийский реванш в Германии. Определенную роль в смягчении позиции императора по отношению к венгерского национального движения, видимо, сыграла его жена, императрица Елизавета, которая симпатизировала венграм. Пізніше її роль у досягненні австро-угорського компромісу була сильно перебільшена громадською думкою Угорщини, романтизувати образ імператриці.


2. Укладення угоди

На останньому етапі австро-угорських переговорів у січні-лютому 1867 р. угорську делегацію очолив граф Дьюла Андраші, що користується довірою Деака і авторитетом в австрійського уряду. 17 лютого імператор призначив Андраші прем'єр-міністром Угорщини, до складу нового угорського уряду увійшли і інші лідери лібералів (Етвеш, Лоняї). 15 березня умови компромісу були узгоджені і 20 березня затверджені угорським державним зборами. 8 червня Франц-Йосиф I коронувався в Будапешті королем Угорщини.

3. Умови угоди

Австро-угорська угода і закони, що її оформили, перетворили єдину абсолютну монархію Габсбургів в дуалістичну конституційну державу. Імперія була розділена на дві частини - австрійську і угорську, кожна з яких отримала повний суверенітет у відношенні внутрішніх справ. Обидві частини повинні були мати власний парламент, що обирався і незалежний уряд, власну систему державної адміністрації, суду та юстиції. До складу Угорського королівства (Транслейтанія) увійшли крім Угорщини території Трансільванії, Хорватії та Славонії, Воєводини, Закарпатської України і місто Рієка. Вся решта території імперії утворила австрійську частину монархії ("королівства та землі, представлені в рейхсраті", Цислейтанія : Верхня і Нижня Австрія, Штирія, Каринтія, Тіроль, Зальцбург, Форарльберг, Крайна, Гориця і Градишка, Трієст, Істрія, Далмація, Богемія, Моравія і Сілезія, Галичина і Буковина).

Австрийская и Венгерская части государства были связаны, во-первых, единственным монархом, имел титул император Австрии и король Венгрии, властные полномочия и наследственные права которого были закреплены в Прагматической санкции, а во-вторых, так называемым "общими делами". Под последними понимались те сферы государственной, которые были переданы на имперский уровень: внешняя политика, оборона и военные вопросы, финансовая и таможенная система. Для руководства этими функциями были созданы три общих министерства - иностранных дел, военно-морское и финансов, которые подчинялись непосредственно императору и не были ответственны перед правительствами и парламентами австрийской и венгерской частей государства. Но общие министерства не имели права вмешиваться в компетенцию правительств. Для обсуждения единых для обеих частей монархии дел также созывались коронная совет и совет общих министров, включала, помимо общих министров, глав правительств Австрии и Венгрии и приглашенных императором лиц (председатель Австро-Венгерского банка, начальник Генерального штаба, другие министры). На коронной рады председательствовал император, на совете общих министров - министр иностранных дел. Функции общего для монархии представительного органа выполняли делегации, чей состав формировался ежегодно обеими парламентами государства на паритетных началах. Кроме того, периодически парламенты выбирали квота-депутации для обсуждения вопросов участия обеих частей государства в финансировании общих расходов. По соглашению 1867 г. Австрия брала на себя 70% общеимперских расходов, Венгрия - 30%, в дальнейшем эта доля должна была корректироваться каждые 10 лет исходя из уровня экономического развития.

Австро-венгерское соглашение установило общие принципы управления в каждой из двух частей государства. Венгерский парламент (государственное собрание) получил законодательную власть с правом принятия обязательных для исполнения в венгерской части государства законов. Австрийские законы были объявлены недействительными на территории Венгрии. Полномочия австрийского рейхсрата были также расширены. По австрийской конституции 1867 г., принятой в развитие условий австро-венгерского соглашения, рейхсрата стал двухпалатным: верхнюю палату составляли назначенные императором депутаты, а нижняя формировалась ландтагами земель Цислейтания. В обеих частях государства были провозглашены демократические свободы (свобода совести, слова, собраний, союзов и петиций), равенство всех граждан перед законом, принцип разделения властей, свобода передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность частной собственности и тайна переписки. Правительства Австрии и Венгрии стали ответственными перед соответствующими парламентами. Монарх сохранял за собой право предварительного одобрения законопроектов, лично назначал глав правительств и общих министров, а также оставался верховным главнокомандующим единой австро-венгерской армии.

В результате заключения австро-венгерского соглашения возникло новое государство - дуалистическая конституционная монархия Австро-Венгрия.


4. Реакция на соглашение

Если правящая элита Венгрии и австрийские либералы приветствовали заключение австро-венгерского соглашения, то отношение других слоев населения страны к компромиссу было достаточно негативным. В самой Венгрии широкое распространение получила точка зрения, что страна лишилась возможности самоопределения. Особое недовольство вызвал факт существования объединенной армии империи под руководством австрийского командования и приказам немецком языке, а также завышена, как считали, доля Венгрии в финансировании общих расходов страны. Эти два вопроса стали центральными пунктами выступлений венгерской оппозиции. Австрийские консерваторы также не были довольны сделкой, опасаясь усиления влияния венгров политику государства и сожалея о потере идеи централизованной империи.

Негативным реакцию австро-венгерское соглашение встретило у других народов империи. С резкими протестами выступили хорваты, которые отказались послать делегацию на коронацию Франца-Иосифа венгерским королем. В 1868 г. удалось заключить Хорвато-венгерскую соглашение, гарантировала автономию Хорватии в составе Венгерского королевства, но радикальная часть хорватского национального движения не прекратила антиправительственных выступлений и требований реальной федерализации империи. Еще серьезнее было положение в чешских землях: лидеры чешского национального движения отказались признать сделку, по всей стране под руководством старочехив развернулись митинги и национальное собрание, вимагаюлы восстановления прав и привилегий земель чешской короны и предоставления Чехии таких же прав, которые получила Венгрия. В 1871 г. в целях чешско-австрийского примирения был разработан план преобразования империи в триединую монархию ("Фундаментальные статье" Гогенварта). Но из-за сопротивления венгерского правительства и австрийских либералов этот проект был отклонен. На протяжении всей последней трети XIX века чешско-австрийское противостояние оставалось главной внутренней проблемой Цислейтании. Большим успехом австрийского правительства стало достижение компромисса с польской элитой Галичины, в результате чего эта провинция в 1868 г. получила довольно широкую автономию, а польское национальное движение удалось удержать в конституционном поле.


5. Значение соглашения

Современные историки считают, что австро-венгерское соглашение было единственно возможным способом сохранения для Габсбургской монархии статуса великой державы. Благодаря соглашению до начала Первой мировой войны развитие Австро-Венгрии было относительно спокойным. Империя вступила в полосу бурного экономического развития и модернизации всех сторон общественной жизни. Компромисс покончил с режимом абсолютизма и создал для обеих частей монархии конституционной либеральную форму правления. Однако новое государственное устройство имел ярко выраженные недостатки, среди которых важнейшими было сохранение сильной власти императора, фактически уравновешивает роль парламентских структур, и недовольство интересов других наций империи. Именно эти факторы в условиях поражения в войне сыграли роковую роль в судьбе Австро-Венгрии, вызвав крушение и распад империи в 1918 г.


6. Смотрите также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам