Автомобиль скорой помощи

Карета скорой помощи на базе VolksWagen Т5

Автомобиль скорой помощи (карета скорой помощи) - автомобиль для перевозки с места происшествия в больницу людей, требующих скорой медицинской помощи. Как правило такие автомобили оборудуются на базе микроавтобусов или грузовых автомобилей. Выезжая по вызову, автомобиль скорой помощи имеет ряд преимуществ перед другими участниками дорожного движения, закрепленный ПДД.


1. История развития

1.1. Первые шаги

Первые моторизованные кареты скорой помощи появились в Америке и имели электрическую тягу. С 1 марта 1900 года в госпитале Нью-Йорка начали использоваться электромобили Скорой помощи. Электромобиль Columbia развивал скорость до 11 миль / ч и имел запас хода около 25 км. В 1906 году таких машин в Нью-Йорке насчитывалось шесть штук.

1.2. История развития на территории России до 1917 года

К началу 30-х гг санитарные автомобили в СССР строились преимущественно на иностранных шасси, а также на отечественном шасси АМО-Ф-15.

В 1907 году фабрика П. А. Фрезе - одного из создателей первого русского автомобиля - сконструировала санитарную машину собственного производства на шасси Рено ( Renault), и представила ее на Международном автосалоне в Петербурге Петербург.

Однако первый санитарный автомобиль на территории стран бывшего СССР появился только в 1912 году в Москве и был приобретен на собранные Обществом Скорой помощи частные средства. Автомобиль был оборудован по проекту доктора Поморцева. При его содействии также была создана Долгоруковская станция скорой помощи.

В 1913 году появляется автомобиль с кузовом фабрики Ильина на шасси La Buire 25/35, пригоден как для перевозки больных, так и для хирургической помощи в условиях военно-полевого лазарета. Он демонстрировалась на Четвертой Международной автомобильной выставке в Петербурге в 1913 году и был награжден медалью и купленный Военным ведомством. Не исключено, что именно этот автомобиль стал первой санитарной машиной российской армии. Самый известный и массовый автомобиль дореволюционной эпохи - Руссо-Балт, созданный инженерами и рабочими Русско-Балтийского вагонного завода в Риге, также переоборудуется в санитарную машину. Военное ведомство также проявляло интерес к санитарного транспорта на автомобильном шасси. Так, на всероссийском испытательном пробеге, организованном российским Генеральным штабом с целью выявления лучших машин для закупок в армию, уже в 1912 году в участвовали две санитарные машины на американском грузовом шасси Уайт (White H-30). В годы Первой мировой войны для эвакуации раненых были созданы автомобильно-санитарные отряды, в состав каждого включались в 20 специализированных санитарных машин, переоборудованных из грузовиков согласно одинаковыми требованиями. В основном санитарные машины были брезентовыми фургонами с четырьмя носилками с амортизирующими подвесами, на стойках конструкции инженера Ливчак, а также откидными скамейками по бортам. Русское командование отмечало большее удобство описанной конструкции по сравнению с французскими и английскими санитарными машинами. Благодаря этим санитарным автомобилям были спасены тысячи раненых солдат.


1.3. СССР 1917 - 1945 годы

С 1917 года потребления приобретает санитарный автомобиль Фиат-15тер с большим санитарным кузовом, который использовался в Москве как боевая машина красногвардейцев, и санитарный Форд ТТ.

С освоением массового выпуска легкового автомобиля ГАЗ-А и полуторки ГАЗ-АА кареты скорой помощи создавались преимущественно на их шасси, иногда даже с измененным дизайном.


В предвоенные годы были разработаны филиалом ГАЗа и выпускались специализированные машины ГАЗ-55 (на базе грузовика ГАЗ-ММ - модернизированного варианта ГАЗ-АА с мотором ГАЗ-М). Внутри ГАЗ-55 можно было перевозить 4 лежачих и 2 сидячих больных или 2 лежачих и 5 сидячих или 10 сидячих. Машина была оборудована калорифером, работавший от выхлопных газов, и вентиляционной системой. Также в это время был разработан и испытывался транспортер для эвакуации раненых с поля боя БА-22 (на шасси автомобиля ГАЗ-ААА. Сведений о серийном выпуске нет.

Для нужд армии с конца 30-х массовой серией выпускался санитарный автомобиль ГАЗ-55 на базе полуторки ГАЗ-ММ, что во время войны дополняли тяжелые ембьюленсы ЗИС-16С и ЗИС-44.

При немецко-советской войны для перевозки раненых использовались, как правило, обычные грузовики ГАЗ-АА и ЗИС-5. Согласно разработанным еще до войны рекомендации для более мягкого хода машины на дно кузова был насыпан слой песка толщиной в несколько сантиметров, а сверху клали солому или другой мягкий материал. Кроме того, рекомендовалось комбинированное загрузки сидячими и лежачими ранеными. Иногда в кузове устанавливались специальные нары.

С медицинской целью использовались и другие специально разработанные машины, например, ЗИС-44 - простой санитарный фургон с деревянным кузовом на 18 мест на основе ЗИС-5В - упрощенного варианта ЗИС-5, выпускавшейся только в годы войны.

Интересная история медицинских автобусов - чаще переоборудованных из мобилизованного пассажирского транспорта городов. Одним из них был автобус ЗИС-8 на шасси ЗИС-5. ЗИС выпускал эти автобусы только в 1934-36 г., позже автобусы по чертежам завода производились на шасси грузовиков ЗИС-5 многими предприятиями, автобусными парками и кузовными мастерскими, в частности, московским заводом "Аремкуз". Упрощенная модификация разработана еще до войны, выпускалась с 1939 г. под названием ЗИС-16С. Машина могла перевозить 10 лежачих и 10 сидячих больных (не считая мест водителя и санитара).

Как санитарные использовались и приспособленные автобусы ГАЗ-03-30, а также несколько автобусов ГАЗ-05-193 в санитарной модификации.


1.4. 1945 - 2000 годы

После войны на базе 2,5-тонного грузовика ГАЗ-51 выпускался санитарный автомобиль ПАЗ-653. Для нужд столичных медучреждений к войне выпускалась санитарная версия ЗИС-101С правительственного лимузина ЗИС-101, а после войны аналогичная модель ЗИС-110А на базе лимузина ЗИС-110. Машина была оснащена восьмицилиндровым рядным двигателем шестилитровым объема, мощностью 140 л.с., благодаря которому быстроходной, но тратила 27,5 л. топлива на 100 км.

В 50-х годах появляются машины ГАЗ-12Б на базе седана большого класса ГАЗ-12 "Зим". Переднее сиденье отделялось стеклянной перегородкой, в задней части салона располагались выдвижные носилки и два раскладных сиденья. Шостицилиндровий двигатель ГАЗ-51 в форсированном варианте достигал мощности 95 л.с., бензина А-70 потреблял - 18,5 л/100 км. Существовала версия и на базе массового седана ГАЗ-М20 "Победа".

Москвич 400-420М - медицинская модификация Москвича-400 (фактически копия Opel Cadet до38) - стал помогать службе неотложной помощи с 1948 года, когда Московское городское отделение здравоохранения закупило около 200 Москвичей, которые стояли практически у каждой городской поликлиники. Машина была экономичной в те годы среди советских машин: 23-силовой двигатель потреблял всего 9 литров бензина А-66.

После войны ГАЗ-55 заменили ПАЗ-653 (на базе ГАЗ-51 с кузовом, созданным на Павловском автобусном заводе). В кузове машины было расположено четверо носилок или 13 мест для сидения (не считая водителя и санитара). Существовал и более ранний (предположительно к 1956 года выпуска) вариант - санитарный ПАЗ-653.

Основным автомобилем скорой помощи городов (т. н. Линейным) в 1960-х были специализированные машины РАФ-977Ы (выпускались Рижским автомобильный заводом на агрегатах "Волги" ГАЗ-21). Судя по всему, именно на эти машины впервые стали ставить проблесковые маячки оранжевого или красного цвета. С 1957 года в Москве было организовано двусторонняя радиосвязь между бригадами и оперативным отделением станции. Более поздняя модификация внешне отличалась широкими боковыми окнами и широкими боковыми дверями - РАФ-977ИМ. Эти машины долгие годы обслуживали города СССР.

В сельской местности и небольших городах с 60-х годов прошлого века и до основу парка составляют УАЗ -450А и модернизированная (c 1966 г.) машина УАЗ-452А, позднее стали именовать УАЗ-3962. Первая обладнувалася видоизмененным нижньоклапанним двигателем ГАЗ-69.

Предсерийные образцы санитарных универсалов Горьковский автозавод построил на базе машин ГАЗ-21 второй серии. Позже в большом количестве выпускались санитарные "Волги"-универсалы ГАЗ-22Б и ГАЗ-22Д (индекс изменился после модернизации базовой машины). Выпускались и экспортные модификации ГАЗ-22БМ и ГАЗ-22Е.

В 70-е-конце 90 гг. массовыми были кареты скорой помощи и другие санитарные автомобили, базой которых служили модели УАЗ семейства 452 (позже-3962), а также РАФ-977, РАФ-2203, собиравшихся на новом производстве в Елгаве на основе "Волги" нового поколения - ГАЗ-24. После очередной модернизации базовой модели РАФ, которая получила индекс 22038, были созданы и машины медицинского назначения, в частности, для скорой помощи - РАФ-2915 и РАФ-2914. Те, кто давно работает на "скорой", до сих с теплотой вспоминают эти микроавтобусы за мягкую подвеску и возможность маневра в тесных дворах. Машину РАФ давно снят с производства, но ее до сих пор можно увидеть за работой в санитарных подразделениях украинских городов.

На базе а / м РАФ, ГАЗ "Волга" и УАЗ, финская фирма Тамра (TAMRO) предлагала специализированные машины - реанимационную, кардиологическую и т.п. Машины отличались высокой крышей и соответствующим качеством принадлежности медицинского салона.

Для обслуживания медицинских учреждений "4-го управления" на базе седанов большого класса "Чайка" ( ГАЗ-13 и ГАЗ-14) и лимузинов высшего класса ЗИЛ-114, ЗИЛ-4104 и ЗИЛ-41047, а также малых представительных автобусов "Юность" (ЗИЛ-118 и ЗИЛ-119) в единичных экземплярах выпускались ембьюленсы-реанимобили, ставших в 80-х непременными атрибутами эскорта старого руководства СССР. "Волга" ГАЗ-24-03 и ГАЗ-310231 тоже использовались как санитарные на станциях скорой помощи.

В 2000-х гг основная часть парка автомобилей скорой помощи состоит из моделей ГАЗ семейств ГАЗ-32214 "Газель" и ГАЗ-22171 "Соболь", а также уаз-3962 и микроавтобусов зарубежного производства (преимущественно марок Ford Transit и Mercedes-Benz Sprinter). Последние, как правило - реанимационными и другими специализированными бригадами.

Реанимобиль на базе автомобиля ГАЗ-32214 "Газель"

2. Цветографическую оформления

В СССР автомобили скорой помощи традиционно красились в белый цвет или светло-бежевый с красной полосой (с 1980-х гг) и несли как опознавательный знак красный крест. В 80-х реанимобили "РАФ", оборудованы фирмой TAMRO, красились по финским правилам - в ярко-желтые цвета, которые более заметны в потоке и, следовательно, безопасны. Именно из этих машин началась "мода" красить "быстрые" в ярко-лимонные цвета (что нашло свое отражение в ГОСТ). В других странах красный крест используется только на автомобилях скорой помощи, относящихся к Международного Комитета Красного Креста, на обычных автомобилях скорой помощи используются другие символы, чаще всего - так называемая "Звезда жизни" или эмблема медицинской компании.

Также на лобной части большинства современных автомобилей скорой помощи находится зеркально отражена надпись "Ambulance". Это сделано для того, чтобы эта надпись читалась в зеркале заднего вида водителей, едущих впереди и они пропускали автомобиль.

Звезда жизни и джеркально отражена надпись "Ambulance? на капоте кареты скорой помощи в Лондоне

3. Международные класса автомобилей скорой помощи

  • Класс А - автомобиль для транспортировки пациентов - машина скорой медицинской помощи, предназначенная для транспортировки пациентов, предположительно не является экстренным пациентами, в сопровождении медицинского персонала.
  • Класс B - автомобиль экстренной медицинской помощи - машина скорой медицинской помощи, предназначенная для проведения лечебных мероприятий скорой медицинской помощи силами врачебной (фельдшерской) бригады, транспортировки и мониторинга состояния пациентов на догоспитальном этапе.
  • Класс С - реанимобиль - машина скорой медицинской помощи, предназначенная для проведения лечебных мероприятий скорой медицинской помощи силами реанимационной или специализированной бригады, транспортировки и мониторинга состояния пациентов на догоспитальном этапе.

4. Автомобили скорой помощи в Украине

Автомобиль скорой помощи на базе УАЗ 452

Базовой машиной украинских Скорой медицинской помощи за последние десять лет стала Газель ГАЗ-32214. Универсальное шасси используется и как линейная машина, и как специализированная. Ранее специализированная медицинская версия выпускалась самым заводом, в последние несколько лет производство передано на дочернее специализированное предприятие. На базе машины создано значительное количество медицинских модификаций. Достоинства машины: достаточно большой (хотя и низкий в базовой версии) салон, мягкая подвеска, отечественная агрегатная база, живучесть подвески, низкая цена на рынке. Недостатки - типичные для российской автотехники чрезвычайно низкая надежность, коррозионная стойкость кузова, качество сборки и запчастей.

"Соболь" - является еще одним базовым автомобилем для современных карет скорой помощи в Украине. Салон имеет существенно меньшую длину и высоту всего 1,5 метра, что делает неудобной работу бригады, особенно с высокими пациентами. Реанимобиль выше, однако малая длина салона мешает реанимационным мероприятиям. Небольшая стоимость делает машину популярной среди небогатых частных компаний и в небольших городах.

Специализированные кузова типа "Профайл" на базовом шасси ГАЗЕЛЬ. Машина имеет собственный индекс ГАЗ-3986. Проект разработан в содружестве с известной финской фирмой Profile. Используются, как правило, для специализированных бригад - реанимобиль, токсикология и др.. Из существенных недостатков - увеличенные габариты мешают маневрированию во дворах, особенно зимой, сокращение срока службы подвески через тяжелый кузов.

В последние годы Ford Transit MKIV тоже стал базой для создания машины скорой помощи. Он имеет большие габариты и способен развивать большую скорость. Используется как государственными, так и преимущественно частными службами скорой помощи.

Автомобиль скорой помощи на базе фургона Ford Transit MKIV

В ряде городов используются машины скорой помощи на базе японских микроавтобусов - Mazda E2200. В целом это надежные машины с низкими эксплуатационными расходами.

В сельских районах, и некоторых небольших городах до сих пор используются автомобили скорой помощи на базе УАЗ 452


5. Типы автомобилей скорой помощи

5.1. Линейная

Самая распространенная версия машины скорой помощи.

Линейные бригады выезжают на простейшие случаи (повышенное артериальное давление, нетяжелые травмы, нетяжелые ожоги, боли в животе и т.п.).

Однако, согласно нормативных требований, ее оборудование должно обеспечивать, в частности, оказанию реанимационной помощи в критических состояниях: портативные электрокардиограф и дефибриллятор, аппараты для проведения искусственной вентиляции легких и ингаляционного наркоза, електровидсос, кислородный баллон, реанимационный набор, набор для оказания помощи при родов, специальные шины и воротники для фиксации переломов конечностей и шеи, несколько типов носилок (сложные, матерчатые-волокуши, кресло-каталка). Кроме того, в автомобиле необходимо иметь широкий спектр медикаментов, перевозимого в знаменитой ящике-укладке. Линейные бригады бывают лекарственные и фельдшерские.

В Украине в качестве машин скорой помощи для линейных бригад чаще всего используются санитарные автомашины, изготовленные на базе автомобилей "Газель" (ГАЗ-32214 и ГАЗ-2715) и "Соболь" (ГАЗ-221172) с низкой крышей (в городах) или УАЗ- 3962 и их модификации (в городах со сложным профилем дорог и в сельской местности).


5.2. Специализированная (реанимобиль)

Специализированные бригады (бригады интенсивной терапии, реанимационные, кардиологические, неврологические, токсикологические) имеют автомобиль с высоким крышей, оборудование должно содержать, кроме указанного для обычных (линейных) машин скорой помощи такие приборы и устройства как транспортное монитор, дозированного внутривенного переливания лекарств (инфузорий и перфузоров), наборы для катетеризации магистральных сосудов, проведения люмбальной пункции и эндокардиального (внутрисердечной) стимуляции. Некоторые специализированные бригады могут также оборудоваться дополнительными приборами.

Назначение бригады определяется скорее не оснащением реанимобиля, а квалификацией ее сотрудников и профилю заболеваний, для которого его используют.


6. Оснащение автомобиля

Современные автомобили скорой медицинской помощи оборудованы:

  1. креслом врача со спинкой и подголовником с
  2. двухпозиционным автоматическим ремнем безопасности;
  3. амбулаторным столом без электро-гидравлического принципа действия,
  4. носилки с функцией возможной транспортировки пациента от места аварии до постели
  5. дефибриллятор - серия профессиональных дефибрилляторов-мониторов с
    • бифазним импульсом прямоугольной формы с инновационной технологией стабилизации силы тока (CCD),
    • высоко контрастный ЖК-монитор,
    • 3-Х канальная ЭКГ,
    • режим кардиоверсии (синхронизация с ЭКГ),
    • функция автоматического анализа ЭКГ,
    • дефибрилляция в ручном и автоматическом режимах,
    • встроенный пульсоксиметр,
    • трансторакальный кардиостимулятор,
    • многоразовые взрослые / детские электроды для дефибрилляции ("утюжки"),
    • встроенный термопринтер,
    • автоматическое хранения информации на карте памяти (ЭКГ, продолжительность реанимации, эпизоды дефибрилляции, аудиозапись);
  6. аппарат для поддержания жизнедеятельности пациента для машин реанимационной помощи в экстремальной ситуации;
  7. аппарат для кислородной ингаляции, кислородные баллоны;
  8. аппарат искусственные легкие;
  9. крепления для 2-х инфузицийних бутылок;
  10. электророзетка для подключения инкубатора для новорожденных;
  11. питания оборудования от сети переменного тока (230В), бортовой электросети автомобиля и аккумулятора.

Конструкция и оснащение таких автомобилей, предусматривает возможность

  • лечения кардиогенного шока,
  • предоставление пологодопомогы,
  • реанимации пациентов,
  • проведения общего обезболивания и анестезирования,
  • ПХО (первичной хирургической обработки) ран,
  • ушивание ран,
  • репозиции и мобилизация частей костей,
  • венесекции и венепункции периферийных и магистральных вен,
  • проведения внутрисерцевои кардиостимуляции,
  • трахеотомии и интубации трахеи,
  • проведения внутрисердечных вливаний.