Надо Знать

добавить знаний



Агностицизм



План:


Введение

Агностицизм ( греч. a - "Не без" греч. γνώσις - "Знание, познание") - философская установка, согласно которой невозможно однозначно доказать соответствие познания действительности, а следовательно - выстроить истинную всеобъемлющую систему знания.

Агностицизм ( греч. α-γνωστικισμός - От гностицизм (см. гнозис)) - философский взгляд, доказывает, что истинное значение определенных утверждений - особенно метафизических утверждений о теологии, жизни после смерти, или существование Бога, богов, божеств, или даже объективной действительности - не достигается или в зависимости от формы агностицизма, не может быть в сущности достигнутом через природу субъективного опыта, воспринятого индивидом.

Произрастает по античного скептицизма и средневекового номинализма.


1. Генезис понятия

Термин введен в середине XIX в. английским натуралистом Т. Хаксли ( 1869) для обозначения непознаваемости того, что не может быть обнаружено непосредственно как сенсибельне (предмет чувственного восприятия), и на этом основании ложности всего интеллигибельного. Корни такой позиции уходят в глубь веков. По словам Протагора из Абдеры (около 480 - 410 гг. до н.э.): "О богах я не могу знать ни того, что они, ни того, что их нет, ни как они выглядят, потому что много препятствий знанию: и неуверенность (предмета), и краткость человеческой жизни ". Античные философы (главным образом, софисты) подтверждали позицию ссылками на несовершенства, изменчивости, субъективность, относительность и пересматривать знаний. Итак, несовершенство природы человека, ограниченность его жизненных сил и познавательных способностей делает предельные причины и цели его жизни непостижимыми для него самого. Однако, следует отличать агностицизм от античного скептицизма. В философии скептицизма отрицается истинное как предмет мысли, т.е. релятивизуеться всякое бытие, неважно - сенсибельне или интеллигибельного. На этом основании скептики, придерживаясь гераклитивськои позиции "все течет", предлагают употреблять вместо существует слово кажется. Для агностицизма наоборот характерно понимание истинного как вполне сенсибельного бытия, так что сомневаться следует только в бытии интеллигибельного.

Традиция агностицизма берет начало в философии Беркли, который считал, что невозможно выйти из своего опыта, чтобы решить вопрос об отношении этого опыта к фактам действительности. Вслед за ним Юм выступил с последовательным отрицанием истинного познания, начиная с критики основного закона познания - причинности, с его точки зрения, - лишь представление, характеризующее восприятие мира человеком. Человеческое познание, с этой точки зрения, - цепь субъективных опытов и домислюваних к ним предположений, причем ставится цель свести последние к минимуму (идеал - математическое естествознание). Юм насчитывал три "ряда опыта": впечатления, вера в существование предмета, идея. Впечатления возникают из чувственного опыта. Повторяемость одного впечатления ведет к вере в существование данного предмета. Идеи представляют собой наиболее яркие впечатления. Все интеллигибельный, т.е. чисто мировоззренческие вопросы, оказываются лишенными смысла. Например, вопрос об объективной реальности сенсибельних предметов выходит за пределы чувственного опыта, поэтому спрашивать, есть ли тела или нет, бесполезно. Немецкая классическая философия преодолевает позицию Юма, говоря не об одном, а о двух источниках познания. Так, по утверждению Канта, что познающий субъект не может выйти не только за пределы чувственного опыта, но также и за пределы мира интеллигибельного объектов (нельзя помыслить немыслимое). Поэтому имманентное знание необходимо дополнять знанием трансцендентным. По сути, работа Канта по описанию познания как выстраивания мира ( феноменов) и избежание запроса о мире вообще (вещь-в-себе) лежит в русле, задаваемый Юмом.

Существенный вклад в эволюцию агностицизма внесло "открытие" сфер, участие сознания в которых ограничено (в частности - воля или бессознательное, интуиция). Агностицизм развивается в позитивизме, неопозитивизме и постпозитивизма как конвенциализм - признание, что невозможно проверить понятие на практике, оно - функция от соглашения сообщества познающих, а не от факта действительности. Традиция позитивизма, порывая с метафизикой, продолжает линию юмивського агностицизма. Идеалом истинного знания позитивизм провозглашает опытное познание естественных наук, отрицая гносеологическую ценность интеллигибельного объектов. Прагматическая философия и критический реализм рассматривают истину как производную нерефлексивное веры. Крайней степени агностицизм достигает в современной философии, призывающей отказаться вообще от понятия реальности и рассматривать только различные модификации человеческого сознания и языка в их относительности.


2. Квалификация

Среди разнообразия А. можно выделить несколько подкатегорий.

Недавно предложенные варианты включают:

  • Сильный агностицизм (также "жесткий А.", "замкнутый А.", "строгий А.", "абсолютный А.") - взгляд, который заключается в том, что вопрос существования / несуществования всесильного Бога и природы объективной реальности - не может быть постигнут через нашу врожденную невозможность проверить любой опыт никаким другим образом, кроме иного субъективного опыта.
  • Мягкий агностицизм (также "слабый А.", "открытый А.", "эмпирический А.", "темпоральный А.") - взгляд, который заключается в том, что существование / несуществование Бога / богов сегодня не озарений, но не обязательно не способно быть озарением, и поэтому нужно воздержаться судить пока больше доказательств станут доступными.
  • Апатичный агностицизм (также "прагматический А.") - взгляд, который заключается в том, что не существует доказательства существования / несуществования Бога / богов, но поскольку любой Бог ( боги), который может существовать, оказывается индифферентным по отношению человечества или благоденствия населения, вопросы, в основном, стоит изучения.
  • Агностических теизм (также "религиозный А.", "духовный А.") - взгляд тех, кто не требует знать о существовании Бога / богов, но все же верит в такое существование. (См. Знание и вера)
  • Агностических атеизм (также "недогматическую атеизм" ) - взгляд тех, кто не знает о существовании / несуществовании Бога / богов и не верит в них. [1]
  • Игностицизм - взгляд, который заключается в том, что ясное и понятное определение "Бога" должно быть предложено до того, как вопрос существования Бога может быть отчетливо оговорено. Когда избранное определение не вразумительно, игностикы придерживаются некогнитивистичного взгляда, что существование Бога бессмысленна или не может быть проверено опытным путем. Альфред Аер, Теодор Дранж, и другие философы видят атеизм и А. несовместимыми с игностицизмом, основываясь на том, что атеизм и А. принимают высказывания "Бог существует" как понятно и ясно, а следовательно, пригодно для аргументации "за" или "против".

С точки зрения логики, личность должна принадлежать одной и только одной из этих трех взаимоисключающих категорий:

1. Вы верите философском взгляда, по которому истинное значение определенных утверждений - особенно метафизических утверждений о теологии, жизни после смерти, или существование Бога, богов, божеств, или даже объективной действительности - можно познать.

2. Вы не верите философском взгляда, по которому истинное значение определенных утверждений - особенно метафизических утверждений о теологии, жизни после смерти, или существование Бога, богов, божеств, или даже объективной действительности - можно познать.

3. Вы не сомневаетесь относительно философского взгляда, по которому истинное значение определенных утверждений - особенно метафизических утверждений о теологии, жизни после смерти, или существование Бога, богов, божеств, или даже объективной действительности - можно узнать, хотя это не обязательно делает кого-то "официально" агностиком, но достаточно просто выражает агностические сомнения, которые не выбраковывать веру, что кто-то фактически может знать правду.

К примеру: кто может быть пресвитерианином и быть не до конца уверенным, что Бог есть.
Этот кто-то - просто имеет веру, что Бог есть, без соображений.

См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам