Адам Ельсгаймер

Адам Ельсгаймер ( нем. Adam Elsheimer , 18 марта 1578, Франкфурт-на-Майне - 11 декабря 1610, Рим) - немецкий живописец.


1. Биография

Крестный 18 марта 1578 года в городе Франкфурт-на-Майне [1]. После обучения у Иоганна Феттеля старшего Адам Ельсгаймер был учеником Филиппа Уффенбаха, который передал его знания о художественной манере Маттиаса Грюневальда, Ганса Гольбайна старшего и Альбрехта Дюрера. 1596 он поехал в Страсбург, где общался с Фридрихом Брентелем. 1598 через Мюнхен Ельсгаймер отправился в Венеции, где работал вместе с другим немецким художником Иоганном Роттенгаммером. С 1600 года Ельсгаймер поселился в Риме, где подружился с Питером Паулем Рубенсом и Паулем Бриль. Он изучал произведения Микеланджело, Рафаэля, а также Аннибале Карраччи и Караваджо. 1606 он перешел в католицизма. В этом же году он стал членом Академии Святого Луки. С 1604 года в Ельсгаймера проживал голландец Хендрик Гауди, который был его учеником и меценатом.


2. Творчество

Бегство в Египет. 1609. Старая пинакотека. Мюнхен

Ельсгаймер оставил немного картин, но еще при жизни высоко ценились художниками и коллекционерами, особенно за мастерство тончайшей разработки светотени. Большинство пейзажей написаны на библейские или мифологические темы. Влияние Ельсгаймера не ограничивается только его голландскими и итальянскими современниками, а сягяе творчестве таких мастеров, как Питер Ластман, Рембрандт и Клод Лоррен.


2.1. Бегство в Египет

Адам Ельсгаймер является первым художником, который не только точно отразил созвездия, но и правильно воспроизвел Млечный путь, как последовательность бесчисленного количества отдельных звезд [2]. Этим знанием Ельсгаймер обязан знакомству с Галилео Галилеем и Федерико Чези, а также наблюдением звездного неба с помощью тогда только изобретенного телескопа. По мнению исследователей на картине воспроизведено звездное небо, которое художник наблюдал 16 июня 1609 года около 21.45 в окрестностях Рима. Астрономические наблюдения нашли свое точное и мастерское отображение на картине "Бегство в Египет", которая сейчас хранится в Мюнхенской пинакотеке. Это выяснили ученые Немецкого музея в 2005 году. Луна и звезды млечного пути, изображенные на картине, соответствуют широте Рима.


2.2. Пожар Трои

В этой картине небольшого формата, написанной на медной доске, представлена ​​сцена побега Энея с семьей из пылающей Трое. В ночной мгле, залитой факелами беглецов, можно различить очертания крепости, храмов, троянского коня. Поразительный драматический эффект достигнут за счет отражения мерцания, вспышек тревожного света в черной темноте, охватившей землю. Особенностью пейзажа Ельсгаймера есть иллюзия огромной протяженности пространства возникает от тесного сопоставления ближнего и дальнего планов. Так, завораживает своей грандиозностью усеянное звездами небо с кометой, что отразилось на глади реки. Уютный мирный огонь, светящийся в темноте, и холодное свечение звезд в вышине сопоставлены и прочувствованные в своей особой красоте большого и малого, конечного и вечного. Благодаря светотени Ельсгаймер достигает в своих произведениях редкой художественной единства и поэтического настроения.


Примечания

  1. Биографические данные по Markus Dekiert, Holl?ndische und deutsche Malerei. Alte Pinakothek. - Hantje Cantz Verlag, 2006, S. 256, S. 296.
  2. Markus Dekiert, Holl?ndische und deutsche Malerei. Alte Pinakothek. - Hantje Cantz Verlag, 2006, S. 256

Литература

  • Keith Andrews: Adam Elsheimer. Werkverzeichnis der Gem?lde, Zeichnungen und Radierungen; M?nchen: Verlag Schirmer / Mosel, 1985. ISBN 3-88814-142-7. Erweiterte Neuauflage: 2006.
  • Reinhold Baumstark (Hrsg.): Von Neuen Sternen. Adam Elsheimers "Flucht nach ?gypten". Anl?sslich der Ausstellung Von Neuen Sternen. Adam Elsheimers Flucht nach ?gypten, Alte Pinakothek, M?nchen, 17. Dezember 2005 bis 26. Februar 2006; Katalog von Marcus Dekiert, K?ln: DuMont Literatur und Kunst Verlag, 2005. ISBN 3-8321-7583-0.
  • R?diger Klessmann ua: Im Detail die Welt entdecken, Adam Elsheimer 1578-1610. Ausstellungskatalog des St?del-Museums, Frankfurt am Main; Edition Minerva, 2006. ISBN 3-938832-06-1
  • Andreas Thielemann, Stefan Gronert (Hrsg.): Adam Elsheimer in Rom: Werk - Kontext - Wirkung; M?nchen: Hirmer, 2008; ISBN 978-3-7774-4255-6
  • Franziska Bachner: Gleichartigkeit und Gegensatz. Zur Figurenbildung bei Adam Elsheimer; in: St?del-Jahrbuch NF Bd. 16, 1997, S. 249-256
  • Franziska Bachner: Figur und Erz?hlung in der Kunst Adam Elsheimers; Diss. W?rzburg 1995
  • Gottfried Sello: Adam Elsheimer; M?nchen, CH Beck, 1988; ISBN 3-406-32026-0
  • Christian Lenz: Adam Elsheimer. Die Gem?lde im St?del; Ausstellung 1977 im St?delschen Kunstinstitut, Frankfurt am Main 1977.