Адвокатура

Адвокатура (от лат. advocates - Призван) - профессиональная сообщество лиц, получивших статус адвоката и занятых адвокатской деятельностью [1].

Адвокатура является важным правовым институтом развитых государств, стоящий на страже прав и свобод граждан и их объединений. Это также сложная социальная система, которую составляют все адвокаты отдельного государства.

Устройство адвокатуры, ее публично-правовой статус в каждой стране имеет свои особенности. В некоторых странах действуют несколько адвокатских корпораций. В европейской правовой культуре общепринятым является предоставление правовой помощи профессиональным адвокатом. В этом смысле, адвокат выступает под разными названиями этой профессии: правозащитник ( нем. Rechtsanwalt ) В Германии, адвокат в России, Украина, ( фр. Avocat ) В Франции, ( итал. Avvocato ) В Италии. В некоторых государствах функции адвоката выполняют представители двух профессий. Например, в Великобритании - барристер ( англ. Barrister ) И Солиситоры ( англ. Solicitor ), В Польши - адвокат ( пол. Adwokat ) И правовой советник ( пол. Radca Prawny ).


1. История адвокатуры

Исторические источники свидетельствуют, что ростки адвокатуры возникли еще у древних народов, когда в племенах или между ними возникали споры и их урегулирование потребовало от вождя племени выполнения функций, подобных правосудия. Находились советники вождя, которые информировали его о сути конфликта, придавали ему советы относительно урегулирования ситуации, принятия решения. Одновременно появилась и потребность в защите, который осуществляли родители или друзья, так называемая семейная адвокатура. При рассмотрении спора собирались родственники, соседи, знакомые, которые выражали свое мнение в пользу каждого из противников, или советовали, какая из сторон является правой, помогали обратиться к вождю тем, кто был недоволен принятым им решением, произносили речи в защиту определенного лица. То есть уже тогда отличались люди, которые защищали чьи-то, а не свои, интересы.

Лица, профессионально занимались правозащиты, появились значительно позже, когда обычное право заменялось писаными законами.

В литературе отстаивалась мысль, что адвокатура существовала во все времена и у всех народов, ей придавали божественное происхождение, утверждалось, что скорее всего адвокатура возникла еще тогда, как только люди впервые усвоили формы гражданского устройства. Предполагалось, что адвокатура родилась вместе с первым судебным процессом, где перед первым судьей выступил и первый адвокат. В древних странах правосудия осуществлялось с применением принципов устности, гласности, состязательности (например, в Древней Индии) или, наоборот, процесс был письменный и тайный (например, в Древнем Египте). В древних иудеев, где суд был состязательным и гласным, подсудимые имели право на защиту, осуществлять могла каждый человек, а впоследствии эту функцию выполняли кандидаты на судейскую должность, на участие которых бралась согласие лица, которое они защищали.

Начало судебного красноречия в Греции отнесены к временам Соленая (640-559 гг. н.э.), афинского архонта (высшее должностное лицо в Древней Греции), которого считали одним из семи выдающихся греческих мудрецов. Он ввел обязанность каждого защищать свое дело в суде лично, никакие замены не допускались. Однако во многих случаях соблюдение закона Солона было невозможно и тогда это правило позволялось поднимать и допускать представительство и замену одного лица другим, например, лиц, не обладавших достаточно словом, детей, женщин, а также в случае защиты общественных интересов. Обращаться к ритора ( оратор в Древней Греции и Риме) или к софиста (профессионального оратора, учителя красноречия), которым уплачивался гонорар, который оставался в секрете, разрешалось судьями в исключительных случаях, когда лицо не обладала языке.

Довольно часто речи для обеих сторон писали логографы - лица, которые составляли судебные речи (в Афинах с конца V в. до н. е.) от имени клиента, с учетом его характера, образованности, других его черт, для его личного (как стороны) выступления на суде. Логографы выполняли роль помощников, суфлеров, которые зачастую были рядом с клиентом, чтобы при необходимости ему подсказать, исправить его ошибку. Нередко клиент после изложения обстоятельств своего дела просил заслушать еще и оратора, которым зачастую и был логограф. Известен факт, что к этой деятельности удался и Демосфен, который начал свою карьеру писанием логограф. Он, в частности, писал речи для лиц, которые защищали самостоятельно свои интересы в суде, написанные им речи произносили те, кто не владел языком.

Адвокатура в Греции была преимущественно связана с ораторским искусством, в то время было развито крайней мере более право. Таким образом красноречие, в условиях устного и гласного судопроизводства перед живой аудиторией, замещали недостаточность юридических знаний. Более осведомленными в законодательстве были юрисконсульты, которые составляли правовые документы, но лично не выступали на суде, они только сопровождали ораторов на суд и сообщали им необходимые юридические сведения. Подготовка к адвокатской профессии сосредоточивалась именно на занятии ораторским искусством, которое было на первом месте, а не на изучении законодательства. Аристотель отмечал: "Стыдно не уметь защищаться словом". Плохо говорить почти наверняка означало проиграть дело.

Цицерон утверждал, что ораторское искусство развивалось исключительно в Афинах. Признавалось, что именно в Афинах были все необходимые условия для появления адвокатуры: демократическое устройство республики, развито общественную жизнь, процветание ораторского искусства, устность и публичность проведения перед судом, который состоял из народа, принцип состязательности.

Возникновение и становление адвокатуры в Древнем Риме связано с соответствующими реформами, которые привели к появлению адвокатской профессии. В течение первых пяти веков в Риме не было необходимости в судебном красноречии, поскольку действовал судебный патронат патрициев, привилегией которых было знание законов и процесса, и которые вели дела своих клиентов без какого-либо вознаграждения.

С усилением Рима, централизацией правосудия значительно увеличивалось количество громких судебных процессов, где защита, как и обвинения, были независимы, ибо каждый имел право выступать в качестве обвинителя в уголовном суде. Уголовный процесс осуществлялся перед всем народом - на площади, где рассматривались обвинения в вымогательствах, насилии, изменах и т.д.. Итак, адвокаты обращали свое слово к огромному количеству присутствующих и должны были делать это изящно, ориентируясь на толпа, давая настроение, применяя риторические приемы воздействия на тех, кто пришел на площадь выразить свое отношение к делу, которое рассматривалось. Внешний "красивости" речи уделялось огромное внимание, каждый жест, игра голоса, ударение, эмоциональность направлялись на то, чтобы понравиться толпе, убедить его, вызвать поддержку.

Большинство адвокатов в Риме занимались исключительно ведением судебных дел. Адвокатом мог быть каждый, юридических знаний не требовалось, это было прерогативой юрисконсультов - особых поверенных, которые составляли представление записки по вопросам права, но которые не выступали лично на поддержку своего мнения в суде. Таким образом, профессия адвоката была широко доступной для всех, кто намеревался достичь популярности, прослыть общественного деятеля.

Адвокатский гонорар ( деньги, подарки) был запрещен в Риме (lex Cincia de donationibus). Однако награда измерялась другим - признанием, ведомости, общественными должностями; многие из адвокатов достигал высоких общественных должностей, продолжая адвокатскую деятельность.

Основу адвокатской профессии в Риме составляло умение адвокатов составлять и провозглашать судебные речи, следовательно, на первый план выдвигалось искусство "судоговорение", которому постоянно учились, приспосабливая язык для каждого конкретного случая, не полагаясь на импровизацию.

С началом падения судебного красноречия совпадает развитие римского права, что существенно повлияло на адвокатскую профессию, поскольку остро возникла необходимость отказаться от красивых, но часто бессмысленных речей и глубоко овладеть юридическими знаниями. Ораторское искусство постепенно утратило свою важность, а речи адвокатов становились более конкретными, построенными не на театральности и ораторских приемах, а на применении права. Адвокатура нашла организационные формы своей деятельности [2].


1.1. История адвокатуры Украины

Основная статья Адвокатура Украины # История становления адвокатуры в Украине

2. Роль адвокатуры в обществе согласно международным правом

В цивилизованных демократических государствах неотъемлемым фактором правовой системы и основным негосударственным институтом защиты личности, ее прав и свобод адвокатура.

- Устав Организации Объединенных Наций подтверждает право людей всего мира на создание условий, при которых законность будет соблюдаться, и провозглашает как одну из целей достижение сотрудничества в создании и поддержании уважения к правам человека и основным свободам без разделения по признакам расы, пола, языка и религии;

- Всеобщая декларация прав человека утверждает принципы равенства перед законом, презумпцию невиновности, право на беспристрастное и открытое рассмотрение дела независимым и справедливым судом, а также все гарантии, необходимые для защиты любого лица, обвиняемого в совершении наказуемого деяния;

- Международный пакт о гражданских и политических правах дополнительно провозглашает право быть выслушанным без проволочек и право на беспристрастное и открытое слушание дела компетентным, независимым и справедливым судом, предусмотренным законом;

- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах напоминает об обязанности государств в соответствии с Уставом ООН содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и свобод;

- Свод принципов для защиты всех лиц, задержанных или находящихся в условиях тюремного заключения, предусматривает, что каждому задержанному должно быть предоставлено право на помощь, консультацию с адвокатом и возможность общаться с ним;

- Стандартные минимальные правила содержания заключенных рекомендуют, в частности, чтобы юридическая помощь и конфиденциальность в процессе ее осуществления были гарантированы для лиц, находящихся в заключении;

- Гарантии, обеспечивающие защиту лиц, которым угрожает смертная казнь, подтверждают право каждого, кому предъявлено или может быть предъявлено обвинение, влекущее в качестве меры наказания смертную казнь, получать необходимую юридическую помощь на всех стадиях расследования и рассмотрения дела согласно статье 14 Международной конвенции о гражданских и политических права;

- Декларация об основных принципах юстиции для жертв преступления и превышение власти рекомендует принятие мер на международном и национальном уровне для улучшения доступа к правосудию и справедливого отношения, возмещение вреда, компенсации и помощи для жертв преступления.

Основные положения о роли адвокатов, принятые восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. в Нью-Йорке, провозглашают следующие принципы по адвокатов, а также в отношении лиц, осуществляющих адвокатские функции без получения формального статуса адвоката:

  • Правительства должны гарантировать эффективную процедуру и работающий механизм для реального и равного доступа к адвокатам всех лиц, проживающих на его территории и подчиненных его юрисдикции;
  • Правительства, профессиональные ассоциации адвокатов и учебные институты должны обеспечить, чтобы адвокаты получили соответствующее образование, подготовку и знания как идеалов и этических обязанностей адвокатов, так и прав человека и основных свобод, признанных национальным и международным правом;
  • Адвокатам должно быть предоставлено право формировать самоуправляемые ассоциации для представительства их интересов, постоянной учебы и переподготовки и поддержания их профессионального уровня. Исполнительные органы профессиональных ассоциаций избираются их членами и осуществляют свои функции без внешнего вмешательства;
  • Профессиональные ассоциации должны кооперироваться с правительствами для обеспечения права каждого на равный и эффективный доступ и к юридической помощи, чтобы адвокаты были способны "без неуместного вмешательства со стороны" давать советы и помогать своим клиентам соответствии с законом и признанными профессиональными стандартами и правилами этики [3].

3. Задачи адвокатуры

На адвокатуру возлагается:

  1. консультирование и предоставление разъяснений по правовым вопросам;
  2. представительство в судах и других государственных органах в гражданских, хозяйственных и административных делах;
  3. составление документов правового характера;
  4. защита лица от уголовного обвинения на всех стадиях процесса;
  5. предоставление правовой помощи объединениям граждан;
  6. распространения и пропаганда законности и правопорядка.

4. Адвокатура Украины

Основная статья Адвокатура Украины

5. Адвокатура в Польше

В Польше традиционно сложилось, что правовую помощь оказывают два юридических профессии, каждая в определенном объеме. Это профессии адвоката и правового советника. Кроме представителей этих юридических профессий, юридическую помощь в несколько ограниченном объеме могут оказывать лица с выше юридическим образованием ( субъекты хозяйственной деятельности), а также зарубежные юристы.

Профессии адвоката и правового советника были закреплены законами, соответственно: Закон право об адвокатуре от 26 мая 1982 г., а также Закон о правовых советников от 6 июля 1982 г. Обе эти профессии создан согласно принципам профессионального самоуправления. Устройство органов профессионального самоуправления адвокатов и правовых советников очень похож. Похожи также предпосылки доступа к обоим этих профессий, профессиональная этика и основы дисциплинарной ответственности. Основной разницей является объем правовой помощи, предоставляемой адвокатами и правовыми советниками. Адвокат может оказывать по основы все виды правовой помощи. Объем правовой помощи, которую предоставляет правовой советник, был с самого начала образования этой профессии ограничен, хотя постепенно происходило его расширения. На сегодняшний день правового советника, по сравнению с профессией адвоката, ограничивает лишь то, что он не может выступать в качестве защитника в уголовном деле.

Современный строй адвокатского самоуправления, на который позже равнялась также профессиональная корпорация правовых советников, свои основания черпает еще с устройства адвокатуры межвоенного периода. Основные идеи устройства адвокатуры и доступа к профессии адвоката, сохранились и поныне, содержались еще в Декрете Начальника Государства от 24 декабря 1918 г. В деле временного устава Палестры (адвокатуры) Польского Государства.

Согласно положениям действующего законодательства, устройство адвокатского самоуправления выглядит следующим образом. Общенациональным органом адвокатуры являются:

  • Краевой Съезд Адвокатуры (орган, выбирает другие общенациональные органы);
  • Выше Адвокатская Рада (представительный праводавчий и исполнительно-контрольный орган);
  • Высший Дисциплинарный Суд (высший орган дисциплинарной юрисдикции адвокатов);
  • Выше Ревизионная комиссия (орган осуществляющий контроль финансовой и хозяйственной деятельности Высшего Адвокатской Рады).

Территориальной единицей адвокатского самоуправления палата адвокатов. Палату адвокатов составляют адвокаты и адвокатские заявители (помощники адвокатов), осуществляющих деятельность на территории округа палаты, территориальный радиус действия которой определяет Высшая Адвокатская Рада, исходя, прежде всего, с территориального деления судебной администрации. На практике это выглядит так, что палаты адвокатов охватывают территорию, как правило, соответствующую округов апелляционных судов. Органы палаты: собрание палаты, состоящие из профессионально активных адвокатов а также представителей других адвокатов; окружная адвокатская совет (исполнительный орган коллегии); дисциплинарный суд ( суд первой инстанции по дисциплинарным делам адвокатов), ревизионная комиссия (орган осуществляющий контроль финансовой и хозяйственной деятельности окружной адвокатской совета).

Как уже было сказано, устройство органов самоуправления правовых советников очень похож на устройство адвокатской профессиональной корпорации. Соответственно, функции общенациональных органов самоуправления выполняют: Краевой Съезд Правовых советников, Краевой Совет Правовых советников, Высшая Ревизионная комиссия и Высший Дисциплинарный Суд. Территориальной единицей самоуправления правовых советников есть окружная палата правовых советников. Соответственно, ее органами являются: собрание окружной палаты правовых советников, совет окружной коллегии правовых советников, окружная ревизионная комиссия и окружной дисциплинарный суд.

Членами органов самоуправления адвокатов и правовых советников могут быть, соответственно, только адвокаты или только правовые советники.

Доступ к обоим названных юридических профессий традиционно зависит от выполнения кандидатом следующих предпосылок:

  • безупречность характера и доведения своей предыдущей поведением заверения относительно дальнейшего правильного выполнения профессии,
  • полное владение публичными правами, а также полная дееспособность,
  • наличие высшего юридического образования полученной в Польше и получения профессионального титула магистра или высшего юридического образования полученной за рубежом признанной на территории,
  • прохождения в Польше аппликации (соответственно - адвокатской или правовых советников) и сдача экзамена (соответственно - адвокатского или правового советника).

6. Адвокатура и правовая помощь в Европейском Союзе: общие положения

Национальные правовые системы стран-членов ЕС предусматривают предоставление правовой помощи адвокатами в широком смысле этого слова, то есть, лицами, имеющими юридическое образование, юридический стаж, сдали соответствующий экзамен и получили право предоставления правовой помощи. Все эти требования, по адвоката (лица наделенного правом предоставления правовой помощи) устанавливаются положениями внутреннего права отдельных стран-членов ЕС и, соответственно, имеют определенные отличия между собой. Кроме того, к моменту введения соответствующих положений законодательства ЕС в этой сфере, положения законодательства в отдельных государствах принадлежащих к Европейских сообществ не предусматривали признание полномочий адвокатов которые они получили в другом государстве. Применение на практике таких основополагающих принципов, на которых основывается вся система ЕС, как - свобода передвижения людей и свобода предоставления услуг, способствовало возникновению соответствующих урегулирований в сфере свободы предоставлении правовой помощи. Это два основных акты:

  1. Директива Европейского Экономического Союза № 77/249 (Англ.) от 22 марта 1977 г. в деле облегчения эффективного использования адвокатами свободы предоставления услуг;
  2. Директива Европарламента и Совета № 98/5/WE (Англ.) от 16 февраля 1998 г. Об облегчении исполнения профессии адвоката на постоянной основе в государстве ЕС другой, чем та, в которой получен квалификацию.

В понимании обеих этих директив, понятие "адвокат" включает в себя каждое лицо, которое наделено правом осуществления профессиональной деятельности используя при этом звание, присвоенное ей в одном из государств ЕС. Например в Бельгии, Франции фр. Avocat , В Германии нем. Rechtsanwalt , В Греции греч. Δικηγόρος , В Испании исп. Abogado , В Италии итал. Avvocato и тому подобное.

Основной задачей Директив является создание возможности оказания адвокатами юридической помощи на территории другого государства-члена ЕС, чем та, в которой получен профессиональное звание (страна происхождения).

Директивы предусматривают две возможности реализации права адвоката на оказание правовой помощи в других государствах ЕС, как страна происхождения:

  • оказание правовой помощи в другой стране ЕС на основании профессионального звания полученного в стране происхождения.
  • интеграция с адвокатурой принимающей страны.

Директива № 77/249 касается только этого первого случая. Зато, Директива № 98/5/WE более полно регулирует первую и вторую возможности. Если из содержания Директивы № 77/249 следует, что ее авторам скорее речь шла о создании возможности предоставления адвокатами спорадических правовых услуг, то, как задекларировано в статье 1 Директивы № 98/5/WE ее целью является упрощение осуществления профессии адвоката на постоянной основе, будучи само-трудоустроенным в государстве ЕС другой, чем та, в которой получен профессиональную квалификацию.

Первый вариант, который содержат Директивы предусматривает, что адвокат может оказывать правовую помощь на территории другого государства ЕС на основании профессионального звания получено в стране происхождения. В этом случае, адвокат обязан пользоваться исключительно профессиональным званием, которое он получил в стране происхождения в выражении государственным языком страны происхождения в четкий способ, чтобы избежать переплутання его с званием адвоката, что существует в принимающей стране. При этом варианте, адвокат может оказывать спорадические правовые услуги, или осуществлять практику на постоянной основе.

Статья 5 Директивы 98/5/WE предусматривает, что адвокат, который осуществляет практику на основе звание полученного в стране происхождения, осуществляет ту же профессиональную деятельность, и адвокат, практикующий на основании профессионального звания присвоенного в принимающей стране и, в частности, может предоставлять юридические консультации по праву страны происхождения, права ЕС, международного права, а также права принимающей страны. Этот принцип содержит также и некоторые исключения: директивы категорически и однозначно не предоставляют адвокатам права выступать перед каждым судом в ЕС, однако, относят решение этого вопроса в компетенции национального права отдельных стран ЕС.

Так, Директива 77/249 (статья 5) так же, с остальными, как Директива 98/5/WE (статья 5) предусматривает возможность для принимающей страны устанавливать для адвоката из другой страны ЕС требование сотрудничества адвокатом, который получил полномочия в этой стране . Также принимающая страна наделена правом устанавливать ограничения относительно возможности адвоката из другой страны ЕС выступать перед высшими судами и осуществлять функции, связанные с составлением актов об управлении имуществом умершего или об установлении или перенос права собственности на недвижимое имущество.

Согласно Директиве 98/5/WE, адвокат, желающий практиковать в другом государстве ЕС, как и в которой он получил полномочия, должен зарегистрироваться в соответствующих органах принимающей страны (статья 3).

Также, согласно статье 5 Директивы 77/249, принимающая страна может требовать, чтобы адвокат был представлен в соответствии с местными обычаями и принципами председателю соответствующего суда, или председателю соответствующей корпорации (совета) адвокатов в принимающей стране.

Второй вариант осуществления профессии адвоката на территории другой страны ЕС, как страна происхождения предусматривает интеграцию адвоката с адвокатурой принимающей страны.

Возможности интеграции посвящено содержание статьи 10 Директивы 98/5/WE, согласно которой адвокат, практикующий на основании профессионального звания, который действительно и постоянно в течение трех лет на территории принимающей страны осуществлял профессиональную деятельность, которая касалась права этой принимающей страны или права ЕС, освобождается от выполнения требований, предусмотренных статьей 4 (1) (b) Директивы № 89/48/EEC (Англ.) от 21 декабря 1988 г. Оценка того, адвокат действительно и постоянно практиковал в принимающей стране, а также оценка его готовности к продолжению профессиональной деятельности в этой стране осуществляется путем проведения квалификационной беседы с представителями соответствующих публичных или корпоративных (профессиональных) органов принимающей страны.


См.. также

Примечания

  1. Смоленский М.Б. Адвокатская деятельность и адвокатура в Российской Федерации. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - С. 7. - ISBN 5-222-02585-3
  2. Справочник будущего адвоката / Варфоломеева Т.В. [И др.].; Акад. адвокатуры Украины [и др.].. - М.: Прецедент, 2010. - С. 5-8. - ISBN 978-966-520-143-4
  3. Основные положения о роли адвокатов: ООН, Положение, Международный документ от 01.08.1990 - zakon2.rada.gov.ua/laws/show/995_835