Надо Знать

добавить знаний



Айртон Сенна


Senna imola89.jpg

План:


Введение

Айртон Сенна да Силва ( порт. Ayrton Senna da Silva * 21 марта 1960, Сан-Паулу - ? 1 мая 1994, Болонья), более известный как Айртон Сенна, - бразильский автогонщик, трехкратный чемпион мира по автогонкам в классе Формула-1. Сенна считается одним из лучших гонщиков за всю историю Формулы-1. Журналисты прозвали Сенну "бразильский волшебник" и "человеком дождя" за его талант автогонщика и умение ездить в дождь. Сенна разбился во время Гран-при Сан-Марино 1 мая 1994.


1. Молодость

Айртон да Силва родился в Сан-Паулу в семье богатого землевладельца. Его отец способствовал развитию гоночных талантов сына, посадив того за руль карта уже в четыре года. В тринадцать лет Айртон впервые участвовал в соревнованиях по картингу. Он описал этот эпизод в документальном очерке, опубликованном в начале 80-х годов. Айртон вспоминал, что гонка проходила на улицах города, а стартовые позиции были написаны на клочках бумаги, которые затем участники вытягивали из шлема. Айртону достался первый номер, и он стартовал с поула. Почти все участники были опытнее него, однако не могли догнать его на прямых, поскольку он был намного легче и его автомобиль поэтому ехал быстрее. Но повороты Айртон проходил медленнее, и в одном из поворотов в его машину кто-то врезался сзади, из-за чего он и вылетел с трассы.

В 1977 году он выиграл чемпионат Южной Америки с картингу. Затем он участвовал в чемпионате мира и занимал вторые места в семи гонках, но ни разу не смог победить.

В 1981 году Айртон женился на своей давней подруге - Лилиан да Вашконселуш Соуза. У них было много общих интересов, некоторое время они даже вместе участвовали в гонках, но все же их брак продержался недолго - в 1983 году они развелись. "Этот брак был ошибкой", - говорил Сенна после развода, - "но она очень хорошо готовила?. До сих пор неизвестно, кто был инициатором развода, но оба признавали, что Сенна придавал очень большое значение гонкам и не мог сочетать их с браком. [2] После этого у него было немало романов [3], но до женитьбы дело больше не доходило .

В том же 1981 году бразилец отправился в Европы, где сразу выиграл британский чемпионат в классе Формула-Форд 1600. В это же время Айртон начал выступать под девичьей фамилией своей матери - Сенна, поскольку фамилия да Силва было очень распространено в Бразилии. В 1982 году Сенна выиграл европейский и британский чемпионаты Формулы-Форд 2000, победив при этом в престижном Гран-при Макао. В течение 1983 года он тестировал машины различных команд Формулы-1: "Уильямс", "Макларен", "Брэбхэм" и "Тоулман" - и зарезервировал себе место боевого пилота в последней на сезон 1984 года.


2. Начало карьеры в Формуле-1

"Тоулман" Сенны TG184 1984 года.

Команда "Тоулман" была небольшой по сравнению с другими известными командами того времени, такими, как "Уильямс", "Макларен" или "Брэбхэм". Несмотря на это, ей удалось создать неплохую машину, на которой Сенна впервые продемонстрировал свой талант гонщика в Формуле-1. Первое очко в чемпионате мира Формулы-1 он получил 7 апреля 1984 года на трассе в Кьялами, где проходило Гран-при Южной Африки. В трех последующих гонках он набрал еще два очка, а затем, на Гран-при Монако, проведя тяжелые гонки в условиях сильного дождя и обогнав нескольких гонщиков, имевших технически лучшие машины (в частности двукратного чемпиона мира Ники Лауда), занял второе место; выиграть ему помешала лишь остановка гонки. Затем в течение сезона Сенна еще дважды поднимался на подиум, заняв третье место на Гран-при Великобритании и Гран-при Португалии, и по итогам года занял в чемпионате девятое место.


3. Карьера в Lotus

В следующем, 1985-м году Сенна перешел в более сильной команды - "Лотус" (этот переход сопровождался трением с командой "Тоулман", с которой у Сенны был контракт еще на год, и которая не хотела отпускать). Команда "Лотус" построила тогда одну из лучших своих машин на тот период - 97Т; партнером Сенны в команде был Элио ди Анджелис. На первых же гонках сезона - Гран-при Бразилии, Сенна завоевал свой первый поул, но во время гонки был вынужден сойти из-за проблем с электроникой. На втором старте сезона - Гран-при Португалии, проходившем 21 апреля 1985 года на трассе в Эшториле сильного дождя, Сенна снова стартовал с поула и смог выиграть свои первые гонки в Формуле-1. Но следующие гонки сезона были омрачены многочисленными техническими проблемами, и, несмотря на то, что Сенна нередко завоевывал первые позиции в квалификациях, закончить гонки ему не удавалось. Он смог одержать еще только одну победу - на трассе Спа, где проходило Гран-при Бельгии. К концу сезона Айртон набрал 38 очков и занял в чемпионате четвертое место.

Айртон Сенна на трассе Brands Hatch, 1986

Второй сезон в "Лотус", 1986 года, вышел в Сенны лучше, благодаря тому, что инженеры команды хорошо поработали над машиной, и она стала более надежной. На старте сезона на Гран-при Бразилии Сенна занял второе место сразу за своим соотечественником Нельсоном Пике, а затем захватил лидерство в чемпионате мира после победы на автодроме Херес в Испании, где он до последней секунды сдерживал Найджела Мэнселла, шедший вторым, и который на финише отстал от Сенны всего на 14 сотых секунды. Но это лидерство не продержалось долго - чемпионат стал ареной борьбы главным образом "Макларена" и "Уильямса", а "Лотус" снова стал страдать от механических проблем. Несмотря на это, Сенна одержал еще одну победу и еще на трех Гран-при сумел занять второе место, закончил чемпионат с 55 очками, завоевав при этом восемь поулов. Однако пилоты "Макларена" и "Уильямса": Прост, Пике и Мэнселл - выступили так хорошо, что этих очков Сенне снова хватило лишь на четвертое место в чемпионате.

Сезон 1987 также был многообещающим. Компания "Рено" объявила о выходе из автоспорта, и команда "Лотус" начала использовать мотор "Хонда", который был более мощным и надежным. Начало сезона в Сенны не сложился, но затем он выиграл подряд две гонки - престижный Гран-при Монако и Гран-при США, которое проходило в Детройте - и вновь стал лидером чемпионата. Но Мэнселл и Пике на "Уильямса" и в этом сезоне показывали столь впечатляющие результаты, Сенне было тяжело за ними успевать, и после Гран-при Мексики, где Сенна вылетел с трассы из-за неисправного сцепления, он потерял шансы на чемпионский титул, за который продолжали бороться между собой Пике и Мэнселл. За два гран-при до конца сезона Мэнселл попал в аварию на свободных заездах перед Гран-при Японии, и не смог принять участие в этих гонках, а также в следующем Гран-при Австралии. Это давало Сенне шансы на второе место, и он сделал все, что смог, заняв второе место в обоих гонках и набрав достаточно очков для второго места в чемпионате. Однако после Гран-при Австралии стюарды установили, что отверстия для охлаждения тормозов на машине Сенны были шире, чем предусмотрено регламентом, и Сенна был дисквалифицирован. Из-за этого по итогам сезона он с 57 очками занял третье место.

В течение сезона 1987 года в Сенны установились хорошие отношения с компанией "Хонда", и когда в конце сезона срок контракта Сенны с командой "Лотус" закончился, он был приглашен в команду "Макларен", которая также использовала моторы "Хонда".


4. Карьера в McLaren

В 1988 году Сенна оказался в "Макларене", где его напарником стал Ален Прост, в то время двукратный чемпион мира. Так было положено начало жесткой конкуренции между ними, кульминацией которой стали несколько гоночных инцидентов с участием этих двух пилотов. В сезоне 1988 года на долю этой пары пришлось 15 побед из 16 (только Гран-при Италии выиграла команда "Феррари"), из которых 8 принадлежало Сенне и 7 - Простая. В чемпионате Прост набрал больше очков целом, но в то время в зачет чемпионата шли только 11 лучших результатов, поэтому чемпионом в итоге стал Сенна.

В следующем сезоне 1989 года конкуренция еще более обострилась, перешедшего в постоянную борьбу на трассе и психологическую войну вне ее. Типичным эпизодом этой борьбы стало Гран-при Германии, в котором Прост и Сенна боролись за первое место на протяжении всей гонки; выиграл ее Сенна. Чемпионом стал Прост после инцидента на последних гонках на трассе в Сузуци на Гран-при Японии, когда Сенна попробовал осуществить трудный обгон, их машины столкнулись, зрелищно зацепившись друг за друга. Этот маневр со стороны Сенны был очень рискованным, и многие потом критиковал его за эту попытку. В то же время признавалось, что это место на трассе было практически единственным, где обгон был возможен, и если Сенна не попытался это сделать, то чемпионский титул совершенно точно достался бы Простую. Некоторые считают также, что в столкновении был виноват Прост, потому что не пожелал пропустить Сенну, когда тот уже фактически обогнал его по внутренней траектории. Сенна смог вернуться в боксы, сменить передний спойлер и продолжить гонку, выиграв их, однако после гонки он был дисквалифицирован. Сенна публично сказал, что в этом эпизоде ​​он ?был грубо ограблен", что вызвало санкции со стороны FIA - Сенну оштрафовали на крупную сумму и временно лишили лицензии на участие в гонках Формулы-1. К началу следующего сезона Сенна, заплатив штраф и извинившись перед FIA, вернул себе лицензию.

Перед сезоном 1990 года Прост ушел в команду "Феррари", объяснив это тем, что в "Макларене" предпочитали Сенне. Но судьба чемпионата снова решалась на Гран-при на той же трассе в Сузуци, и снова борьба шла между Простом и Сенно. Их машины снова столкнулись, на этот раз в первом повороте после старта, и оба выбыли из гонки. К этому моменту больше очков было у Сенны, поэтому он стал чемпионом. По данным телеметрии видно, что Сенна даже не попытался затормозить перед столкновением. Многие считали, что это была месть Простую за прошлогоднее столкновение, и критиковали Сенну за неспортивное поведение. Сенна вначале не признавал открыто справедливость этой версии, но и не очень старался опровергнуть ее, год спустя в интервью перед началом Гран-при Японии 1991 года он признал, что спровоцировал столкновение намеренно, и снова обвинил FIA в том, что чемпионский титул 1989 года в него отобрали. [4]

Айртон Сенна на Гран-при США, 1991

В сезоне 1991 года основная борьба шла между Сенна и Найджел Мэнселл, выступавший за "Уильямс". Сенна выиграл четыре Гран-при в начале сезона, в следующих гонках удача была на стороне Мэнселла. До конца сезона шла равная борьба, но на Гран-при Японии Мэнселл вылетел с трассы и практически потерял шансы в борьбе за чемпионство. Сенна закончил сезон победой на домашней трассе в Бразилии и стал чемпионом в третий раз.

В 1992 году благодаря интенсивной работе, выполненной в межсезонье инженерами "Уильямса", Мэнселл имел большое преимущество и выиграл 9 гонок из 16, досрочно став чемпионом. Сенна смог выиграть лишь три этапа - Гран-при Монако, Гран-при Венгрии и Гран-при Италии. В конце сезона Сенна сказал, что ему мешала не только техническое превосходство "Уильямса", но и отсутствие Проста - без него Сенна потерял ориентир, никак не мог воспринять Мэнселла как серьезного соперника и поэтому испытывал проблемы с мотивацией.

На 1993 год в Сенны не было контракта ни с одной из команд. Найджел Мэнселл ушел из Формулы-1 в серию Индикар, и в команду "Уильямс", технически лучшую на тот момент, пришел Ален Прост. Сенна пытался также получить место в "Уильямсе", однако Прост потребовал, чтобы команда отказалась от такого шага. "Макларен" в настоящее время чувствовал проблемы: компания "Хонда" ушла из Формулы-1, а компания "Рено", вернувшаяся в Формулу-1, и которая поставляла моторы "Уильямсу", отказалась поставлять их также и "Макларена". В конце концов руководителю команды Рону Деннису удалось вложить контракт с компанией "Форд", однако он предусматривал, что "Макларену" будет получать менее мощные моторы, по сравнению с моторами, которые будут получать команда "Бенеттон" - основной партнер "Форда". В "Макларене" надеялись, что им удастся нивелировать это отставание с помощью лучшего шасси и более совершенной электроники. [5] Сенна тестировал ?Макларен? в межсезонье и нашел, что шасси действительно получилось очень хорошим, но все же недостаток в мощности мотора ощущался . Поэтому Сенна отказался подписать контракт с "Маклареном" на весь сезон, но согласился ездить, заключая соглашение на каждые гонки отдельно. Начало сезона получился впечатляющим: на открытии сезона в Южной Африке Сенна получил второе место, а затем победил на двух этапах подряд - на Гран-при Бразилии и на Гран-при Европы (это гран-при, проходившем в дождь, считается одним из лучших гонки Сенны). Неожиданный успех продолжился победами в Испании и Монако. После этого Сенна подписал контракт с "Маклареном" до окончания сезона и стал агитировать компанию ?Форд? поставлять лучшие моторы "Макларену". Однако в последующих гонках Ален Прост смог лучше приспособиться к машине "Уильямс" и стал показывать более высокие результаты, и в конце концов выиграл чемпионат. Сенна закончил сезон победой на Гран-при Австралии, которая стала достойным окончанием его карьеры в команде "Макларен".


5. Мастер квалификаций

Имола, 1989

Айртон Сенна был признанным мастером квалификаций. За свою карьеру в Формуле-1 он 65 раз занимал в них первые места, что было рекордом для того времени. Этот рекорд держался и после смерти Сенны в течение 12 лет, и был превзойден Михалом Шумахером только в 2006 году (на Гран-при Сан-Марино, на той же трассе, где Сенна завоевал свой ​​последний поул в 1994 году и погиб на следующий день), причем Шумахеру потребовалось для этого принять участие в 236 гонках, а Сенне - только в 161.

Одним из наиболее показательных стала квалификация Гран-при Монако в 1988 году. Сенна уже завоевал первое место на старте (остальные гонщики, которые могли бы опередить его, уже проехала предусмотренную количество кругов), продолжал ехать, улучшая с каждым разом время на круге, и в конце концов опередил всех более чем на две секунды, включая Алена Проста, который выступал на такой же машине. Потом Сенна рассказывал, что оказался как бы в другом измерении: "Как будто я оказался в тоннеле - не только в тоннеле под отелем, а вся трасса была для меня тоннелем. Я был уже далеко за известными пределами, но на каждом круге мог найти возможность идти еще быстрее. Потом меня как будто что-то ударило, я очнулся и понял, что нахожусь совсем не в той атмосфере, в которой обычно находится человек. Я медленно доехал до боксов и больше никуда не ходил в тот день. Это испугало меня, потому что было за гранью разумного ", - вспоминал он. [6]

Гонки по этой квалификации также вышли не совсем обычными. Сенна сразу захватил лидерство и начал отрываться, не давая другим практически никаких шансов. Но за 11 кругов до финиша, когда Сенна опережал Проста, который шел вторым, более чем на 50 секунд, его машина врезалась в отбойник в повороте "Портье". Никаких явных причин для этого не было - машина была в порядке, и никого из других гонщиков не было поблизости. Сенна не пострадал, и, оставив машину, не стал даже идти в боксы, а пошел домой (он жил в Монако, и его дом был неподалеку от места аварии). После окончания гонки в течение нескольких часов никто не мог его найти, поднялся переполох. Потом Сенна объяснил репортерам: "Я досмотрел гонки по телевизору, принял душ и лег спать, поскольку гонка были тяжелыми и я очень устал. Я не понимаю, чего все так разволновались".


6. Человек дождя

Считается, что в Формуле-1 гонки в дождевых условиях выравнивают шансы участников - скорости сильно уменьшаются, и преимущество мощного мотору или лучшей аэродинамики нивелируются. Однако Айртон Сенна именно в этих условиях не раз демонстрировал большое преимущество перед другими гонщиками. За многочисленные примеры высоких достижений в дождевых гонках спортивные журналисты и болельщики дали Сенне прозвище "Человек дождя".

В сезоне 1984 года, когда Сенна пришел в Формулу-1, первыми дождевыми гонками было Гран-при Монако - гонки, которые считаются тяжелыми даже при хорошей погоде, поскольку они проходят по улицам города. Сенна, который имел далеко не лучшую машину (Toleman TG184), стартовал с 13-го места. Когда гонки были остановлены после 31 круга (дождь стал настолько сильным, что продолжать гонку было слишком опасно), Сенна был на втором месте, при этом быстро догонял Алена Проста, который шел первым. Это было очень необычно для Монако, где выполнять обгоны очень сложно, и даже за гонки на сухой трассе часто не происходит никакого обгона.

Свою первую победу на трассе в Эшториле в 1985 году Сенна одержал также в условиях сильного дождя, когда даже Ален Прост, который шел вторым, не смог справиться с управлением, его развернуло и бросило на стену. Вторые скачки, в которых Сенна одержал победу в 1985 году - Гран-при Бельгии, также проходили в дождь. Впоследствии Сенна провел немало интересных гонок в дождь, которые запомнились и экспертам, и болельщикам.

Одними из самых ярких дождевых гонок Сенны стал Гран-при Европы 1993 года, проходившем на трассе в Донингтон-парке. Сенна на " Макларене" занял в квалификации 4 место, пропустив вперед Алена Проста и Деймона Хилла на " Уильямса" и Михаэля Шумахера на " Бенеттон" . Тогда считалось, что болид "Уильямс FW15С", на котором выступали Прост и Хилл, намного превосходит "Макларен MP4 / 8", на котором выступал Сенна, и шансов на победу в гонке в "Макларена" немного. Некоторые эксперты считают, что "Уильямс FW15С" был технически наиболее совершенным болидом из тех, что когда-либо принимали участие в Формуле-1. [7] Но гонка началась сильного дождя спутало все прогнозы. Сразу после старта Хилл выдавил Шумахера на внешнюю сторону траектории, а тот в свою очередь выдавил Сенну, которому некуда было деваться. В этот же момент Вендлингер, который стартовал пятым, смог обойти по внутренней траектории и Сенну, и Шумахера, оставив их соответственно пятым и четвертым. Однако Сенна вначале, сместившись на внутреннюю сторону траектории, смог обойти Шумахера, а затем в скоростном левом повороте неожиданно занял внешнюю сторону, где никто больше не ехал. Это решение казалось ошибочным, но Сенна ехал по внешней стороне настолько быстро, легко обогнал Вендлингер и успел занять нужную позицию перед следующим правым поворотом. Скорее всего, сцепление с трассой на внешней стороне было намного лучше, чем на внутренний, и Сенна оказался единственным из гонщиков, кто смог предвидеть. Затем, проходя повороты значительно быстрее, чем "Уильямс", он обогнал Хилла, простая и до конца первого круга уже был на первом месте. Многие эксперты после этих выборов говорили, что это было лучше первый круг гонки, которое они когда-либо видели. В дальнейшем дождь то прекращался, то начинался снова, гонщики постоянно меняли резину, при этом Сенна несколько раз в течение гонки затягивал смену резины, продолжая ехать по мокрой трассе на сликах. В результате на финише гонки в одном круге с победителем Сенно был только Хилл, который отстал от Сенны на 80 секунд. [8]

Именно после этой гонки в Донингтон-парке было введено ограничение скорости на пит-лейн. Причиной была ситуация, сложившаяся на перегонах, когда Айртон Сенна проехал через пит-лейн, не останавливаясь, и установил таким образом лучший круг в гонке - из-за особенностей конфигурации трассы путь через пит-лейн был короче, и несмотря на то, что бразилец был в этот момент на дождевой резине, круг получилось быстрее, чем цепи, были пройдены до этого на сликах по нормальной траектории. В этот момент Сенна не только лидировал, но и опережал всех остальных участников на круг, и, проезжая через пит-лейн, помахал своим механикам, что дало комментаторам повод думать, что это был экстравагантный жест со стороны бразильца. Но после гонки Сенна объяснил, что это вышло случайно - он собирался заменить дождевую резину на слик, но, уже повернув к пит-лейн, заметил, что дождь начал идти снова, и решил продолжать гонку на дождевой резине. Поздравить механиков, по его словам, было в этой ситуации абсолютно естественным, а о лучший круг он вообще не думал. [9] Однако FIA сочла, что ситуация с таким лучшим кругом носит абсурдный характер, и ввела ограничение скорости на пит-лейн - 80 км / ч, в дальнейшем оно было увеличено до 100 км / ч на большинстве трасс.


7. Характер Сенны

Шолом Сенны во времена выступления за "Макларен"

На трассе Сенна был полностью целеустремленным и всегда стремился победить, часто управляя машиной на грани возможного. Многие считали его стиль вождения слишком опасным и говорили, что для него победа важнее жизни. Когда однажды Сенна признался, что верит в Бога, Ален Прост сказал, что Сенна, скорее всего, думает, что Бог помогает ему пилотировать машину, и поэтому ведет себя на грани безумия. Мартин Брандл также говорил: "Несомненно, Сенна - гений. Но это означает, что жизненный баланс в нем сильно смещен в одну из сторон. Он так сильно развил свои навыки, часто находятся за гранью. Это опасный знак". [10]

Сам Сенна признавал, что стремится на каждой гонке достичь пределов собственных возможностей, но говорил, что главное для него - не превосходство над другими, а познание самого себя. "Это исследование, очень завораживает", говорил он.

С другой стороны, кое-кто считал, что ради победы в гонке Сенна был готов на многое, в том числе даже на неблаговидные поступки. В связи с этим особенно часто упоминалось столкновение с Аленом Простом в конце сезона 1990 года. Ходили слухи, что перед этими гонками Сенна в кулуарной обстановке боксов сказал, что если Ален войдет первым в первый поворот, то он там и останется - что и случилось на выборах. Интересно, что другой великий гонщик Формулы-1, Михаэль Шумахер, после некоторых эпизодов собственного неспортивного поведения - на Гран-при Австралии 1994 года в Аделаиде (вылет с трассы и последующее столкновение с главным соперником Дэймоном Хиллом) и Гран-при Европы 1997 года в Хересе (столкновение с главным соперником Жаком Вильневом, после которого последний, вопреки всему, остался на трассе) - заявлял в прессе, когда это делал Айртон Сенна, то это была обычная практика, а когда так делает он сам, то все считают это нарушением принципов "честной игры".

Сенна был вспыльчив, и совершал порой необдуманные поступки в отношении гонщиков, которые, как ему казалось, некорректно вели себя с ним во время гонки. Так, например, в 1993 году, после того, как Эдди Ирвайн обогнал его, чтобы выйти из числа отстающих на круг, и при этом помешал бразильца, тот затеял выяснение отношений с Ирвайн, которое закончилось рукоприкладством. [11]

В то же время, когда дело касалось борьбы на трассе, Сенна не раз помогал другим гонщикам. В 1992 году на трассе Спа, где проходил Гран-при Бельгии, во время субботней квалификации Эрик Кома попал в тяжелую аварию на прямой возвращения, где все гонщики ехали на очень высокой скорости. Сенна, увидев это, остановил свою машину, вылез из нее и с риском для жизни побежал к разбитой машины Кома, успев отключить на ней электропитание до того, как начался пожар. В 1993 году на той же трассе в Спа, когда во время свободных заездов Алессандро Занарди на большой скорости врезался в стену в сложном повороте оружий, Сенна покинул свою машину, чтобы помочь пострадавшему пилоту.

Личные отношения с гонщиками в Сенны складывались по-разному. С некоторыми они были весьма напряженные - в частности, с Аленом Простом и Нельсоном Пике дело доходило до весьма острых обоюдных высказываний в адрес друг друга. Айртон почти открыто намекал на свою близкую связь с женой Нельсона [3] (при этом люди, которые знали обоих, утверждали, что это была ложь) [12]. В то же время другие гонщики - Рубенс Баррикелло, Герхард Бергер - были близкими друзьями Сенны.

Вне трассы Сенна отличался мягким характером, был гуманистом и религиозным человеком. Он был очень обаятелен, за что его любили и журналисты, и болельщики во всем мире. Многие из тех, кто общался с ним, говорили, что его улыбка и голос был почти гипнотическое действие. [10]

Сенна жертвовал миллионы долларов на борьбу с бедностью в Бразилии, и завещал для той же цели все свое состояние (который на момент смерти оценивался примерно в 400 миллионов долларов). При жизни Айртон предпочитал не говорить об этом публично, и о его пожертвования стало известно лишь после его смерти.

Фрэнк Уильямс, в команде которого Сенна провел свой ​​последний сезон, говорил о нем: "Айртон был очень неординарной личностью. Самом деле он был еще более великим человеком вне гонкой, чем у них". [10]


8. Гибель Сенны

В 1994 году Сенна перешел из " Макларену" в " Уильямс - Рено" , сильнейшую на тот момент команду. Несмотря на завоевание поул-позишн в первых двух гонках сезона - Гран-при Бразилии и Гран-при Японии, финишировать на них ему не удалось. 1 мая 1994 года Айртон участвовал в третьих за свою новую команду гонке - Гран-при Сан-Марино. Он снова выиграл поул, но гонка закончились для него трагически.

В течение всего уикенда, когда проходили эти гонки, постоянно случались различные неприятности, из которых наиболее серьезными стали две. Сначала во время свободных заездов в пятницу в серьезную аварию попал Рубенс Баррикелло. Он сломал нос и ребро, оказался в больнице и не смог из-за этого участвовать в гонке. Баррикелло недавно пришел в Формулу-1 и считался протеже Сенны. Сенна посетил Баррикелло в больнице (врачи запретили ему это делать, потому Айртону пришлось перелезать через стену), и после разговора с ним пришел к выводу, что нужно пересматривать стандарты безопасности в Формуле-1. На следующий день во время субботней квалификации погиб австрийский гонщик Роланд Ратценбергер - его машина вылетела с трассы в скоростном вираже "Вильнев? на скорости около 340 километров в час и ударилась левой стороной в железный ограничитель. Эта смерть шокировала всех, поскольку в течение 12 лет до этого момента никто из гонщиков не погибал на трассе, и многие впервые переживал такой момент. Сенна еще больше убедился в том, что необходимо срочно принять меры по повышению безопасности гонок. Утром в воскресенье по инициативе Сенны состоялось собрание гонщиков, на которых они договорились создать рабочую группу по безопасности, которая занялась бы разработкой плана мероприятий. Участники этого собрания вспоминали, что Сенна вел себя очень нервно и неуравновешенно, будто предчувствовал что-то.

В начале гонки в первом повороте столкнулись Педро Лами и Джей Джей лехт (при этом обломками, которые разлетелись, были ранены трое зрителей, один из них тяжело), ​​и на трассу выпустили автомобиль безопасности, чтобы скорость движения болидов снизилась и можно было убрать обломки. Гонщики ехали за машиной безопасности до 6-го круга. На седьмом круге, втором после ухода машины безопасности рестарта гонки, машина Сенны сорвалась с трассы в повороте "Тамбурелло" и на огромной скорости врезалась в бетонную стену. Согласно показаниям телеметрии, в момент срыва скорость машины была около 310 километров в час, после этого Сенна успел затормозить и замедлить машину, но все же скорость в момент удара в стену составила примерно 218 километров в час.

Когда стало понятно, что Сенна остается неподвижным в машине, гонка была остановлена, к месту аварии прибыли медики. Когда Сенну достали из обломков машины, он практически не подавал признаков жизни, ему сделали трахеотомию и на вертолете доставили в госпиталь, подключив к аппарату искусственного дыхания. После проведенного обследования стало ясно, что мозг Сенны мертв, и шансов на его выход из запятой не осталось. Поэтому медики решили прекратить искусственно поддерживать жизнь его тела. Как выяснилось позже, при столкновении оторвалось правое переднее колесо вместе с куском подвески и ударило Сенну по голове, при этом металлическая часть подвески пробила его шлем и нанесла травму, несовместимую с жизнью.

Могила Сенны

После того, как Сенну увезли в больницу, гонки были восстановлены, и в них победил Михаэль Шумахер. Некоторые медики и гонщики считают, что Сенна умер сразу же после аварии, и его траспортування в больницу было бессмысленным - организаторы гонки якобы пошли на это потому, что, объявив о смерти гонщика немедленно, было бы неэтично возобновлять гонку, и ее организаторы, включая FIA, понесли бы серьезные убытки. [13] Эта точка зрения опровергается официальными представителями FIA и организаторами гонки.

Среди экспертов до сих пор нет единства по поводу причин аварии. Высказывались самые различные версии, от недостаточного прогрева шин вследствие нескольких кругов за машиной безопасности до мгновенной потери сознания пилотом из-за высоких перегрузок. Наиболее распространенные версии, которая была признана достоверной итальянским судом, который проводил разбирательство, является неисправность рулевого управления.

Среди обломков машины, разбившейся, было найдено испачкана кровью австрийский флаг. Видимо, Сенна собирался посвятить гонку погибшему Ратценбергер, хотя никому об этом не говорил. [14] Остатки машины после судебного разбирательства были возвращены команде "Уильямс", и, согласно ее заявлению, уничтожены.

Смерть Сенны стала трагедией для многих болельщиков во всем мире, и особенно в Бразилии. Бразильский правительство объявило трехдневный национальный траур. В день похорон Сенны в Сан-Паулу траурную процессию сопровождали около 500 000 человек. Его похоронили на кладбище Морумби в Сан-Паулу [15].


9. После смерти

Незадолго до смерти Айртон Сенна создал благотворительный фонд Ayrton Senna Foundation, целью которого была помощь бедным молодым людям в Бразилии и других странах. После смерти Сенны, по его завещанию, в этот фонд перешел все его состояние. Поэтому и в наши дни имя Сенны для миллионов людей в мире связано с надеждами на лучшую жизнь.

Для тех, кто знал Сенну, он остается примером высочайшего профессионализма, который сочетался с человечностью и обаянием. Многие из известных в Формуле-1 людей, которые много сделали для ее развития: Берни Экклстоун [16], Макс Мосли, Флавио Бриатторе и другие - говорили в своих интервью, что считают именно Сенну лучшим гонщиком всех времен, и не только из-за показанные им результаты в гонках, но и через то влияние, которое он делал и продолжает делать на мнения многих людей. Интересно, что через несколько лет после смерти Сенны Берни Экклстоун сказал, что после еще нескольких побед Шумахера о Сенну, как и о Простая и других гонщиков, уже не выступают, быстро забудут, [17] однако позже изменил свое мнение.

В 2000 году в Бразилии было проведено социологический опрос, в котором бразильский гражданам предложили назвать лучшего бразильца за всю историю страны. Результаты опроса показали, что величайшим из бразильцы считается Айртон Сенна, [18] несмотря на то, что в то время было известно немало выдающихся бразильцы (например, Пеле).

Журнал F1 Racing дважды после смерти Сенны, в 1997 и 2004 годах, проводил опросы экспертов для определения лучших гонщиков за всю историю Формулы-1. В опросах приняли участие 77 экспертов, каждый из которых должен был назвать 10 гонщиков, которых он считает лучшими, затем результаты составляли, и список из ста лучших гонщиков публиковался в журнале. По результатам обоих опросов Сенна занимал первые места, опережая таких известных гонщиков, как Михаэль Шумахер, Ален Прост, Хуан Мануэль Фанхио и Джим Кларк. [19] После публикации результатов опроса 2004 года редакция журнала получила множество гневных писем от поклонников Михаэля Шумахера, который имел в то время шесть чемпионских титулов - авторы писем считали, что первое место может принадлежать только Шумахеру. В одном из следующих номеров журнала были опубликованы несколько таких писем и объяснения, в котором отмечалось, что эксперты оценивали не количество титулов, побед или очков, а масштаб личности гонщика. [20]

В том же году, на десятилетие смерти Сенны, в Бразилии вышла книга Эрнесто Родригеса Ayrton, the Hero Revealed (в португальском варианте Ayrton, o Her?i Revelado), в которой описывалась жизнь и карьера Сенны, включая неизвестные ранее подробности.

21 апреля 2004 года, перед Гран-при Сан-Марино, на стадионе в Имоле был проведен футбольный матч, посвященный памяти Айртона Сенны. В этом матче приняли участие сборная Бразилии, составленная из игроков - победителей чемпионата мира по футболу 1994 года, и команда, составленная из известных гонщиков Формулы-1 (Михаэль Шумахер, Фернандо Алонсо, Рубенс Баррикелло и другие). На матч было продано более 7000 билетов, весь доход пошел в фонд Ayrton Senna Foundation. [21]

В конце 2006 года по инициативе журнала F1 Racing несколько экспертов (в их число входили Макс Мосли, Жан Тодт, Кеке Росберг, Эдди Джордан и другие) вывели формулу для определения скорости гонщика. С помощью этой формулы они определили самых быстрых пилотов Формулы-1 за всю ее историю. Первое место в списке самых быстрых гонщиков занял Айртон Сенна. [22]

Во время проведения Гран-при Бразилии многие гонщики обязательно посещают могилу Айртона Сенны на кладбище Морумби. [23] [24] Надпись на могиле гласит: "Теперь ничто не мешает моей любви к Богу".

Именем Сенны названа большое количество улиц в разных городах Бразилии, шоссе в провинции Сан-Паулу, а также два бразильская автодромы вблизи городов Каруару и Лондрина, на которых происходят этапы бразильский и южноамериканских гоночных чемпионатов. Первая шикана на автодроме Интерлагос, где обычно проходит один из этапов чемпионата Формулы-1, также носит имя Сенны ("S" do Senna).


10. Полная таблица результатов

Как читать таблицу результатов пилота Формулы-1

В таблице перечислены результаты всех Гран-при Формулы-1, в которых принимал участие пилот. Строками в таблице есть сезоны, столбцами - этапы Гран-при. В каждой ячейке указаны сокращенные названия этапа и результат гонщика, дополнительно обозначенный цветом. Расшифровка обозначений и цветов отражена в таблице, ниже.

Пример Расшифровка
1 Победитель
2 Подиум (2-е или 3-е место)
5 Финиш в очках
12 Финиш вне очковой зоны
14 Не финишировал, но классифицирован
Восток Не финишировал и не классифицирован
ДСК Дисквалифицирован
НК Принимал участие в гонках как боевой пилот,
но не смог квалифицироваться
НКВ Участвовал в Гран-при как боевой пилот,
но не прошел квалификацию и не участвовал в гонках
НС Участвовал в Гран-при как боевой пилот,
но не стартовал в гонке (включая случаи невыхода на старт из-за механических проблем)
Т Травмированный
Не участвовал в Гран-при по другим причинам
Выкл Исключенный из протокола
Тест Тест-пилот по пятницам

Жирным шрифтом выделены этапы, на которых гонщик стартовал с поула. Курсивом обозначены этапы, на которых гонщик должен быстрейший круг.

Год Команда 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Место
в чемпионате
Очки
в чемпионате [1]
1984 Тоулман BRA
Восток
SAF
6
BEL
6
SMR
НКВ
FRA
Восток
MON
2
CAN
7
USE
Восток
USA
Восток
GBR
3
GER
Восток
AUT
Восток
DUT
Восток
ITA
EUR
Восток
POR
3
9 13
1985 Лотус BRA
Восток
POR
1
SMR
7
MON
Восток
CAN
16
USA
Восток
FRA
Восток
GBR
10
GER
Восток
AUT
2
DUT
3
ITA
3
BEL
1
EUR
2
SAF
Восток
AUS
Восток
4 38
1986 Лотус BRA
2
ESP
1
SMR
Восток
MON
3
BEL
2
CAN
5
USA
1
FRA
Восток
GBR
Восток
GER
2
HUN
2
AUT
Восток
ITA
Восток
POR
4
MEX
3
AUS
Восток
4 55
1987 Лотус BRA
Восток
SMR
2
BEL
Восток
MON
1
USA
1
FRA
4
GBR
3
GER
3
HUN
2
AUT
5
ITA
2
POR
7
ESP
5
MEX
Восток
JPN
2
AUS
ДСК
3 57
1988 Макларен BRA
ДСК
SMR
1
MON
Восток
MEX
2
CAN
1
USA
1
FRA
2
GBR
1
GER
1
HUN
1
BEL
1
ITA
10
POR
6
ESP
4
JPN
1
AUS
2
1 90 (94)
1989 Макларен BRA
11
SMR
1
MON
1
MEX
1
USA
Восток
CAN
7
FRA
Восток
GBR
Восток
GER
1
HUN
2
BEL
1
ITA
Восток
POR
Восток
ESP
1
JPN
ДСК
AUS
Восток
2 60
1990 Макларен USA
1
BRA
3
SMR
Восток
MON
1
CAN
1
MEX
20
FRA
3
GBR
3
GER
1
HUN
2
BEL
1
ITA
1
POR
2
ESP
Восток
JPN
Восток
AUS
Восток
1 78
1991 Макларен USA
1
BRA
1
SMR
1
MON
1
CAN
Восток
MEX
3
FRA
3
GBR
4
GER
7
HUN
1
BEL
1
ITA
2
POR
2
ESP
5
JPN
2
AUS
1
1 96
1992 Макларен RSA
3
MEX
Восток
BRA
Восток
ESP
9
SMR
3
MON
1
CAN
Восток
FRA
Восток
GBR
Восток
GER
2
HUN
1
BEL
5
ITA
1
POR
3
JPN
Восток
AUS
Восток
4 50
1993 Макларен RSA
2
BRA
1
EUR
1
SMR
Восток
ESP
2
MON
1
CAN
18
FRA
4
GBR
5
GER
4
HUN
Восток
BEL
4
ITA
Восток
POR
Восток
JPN
1
AUS
1
2 73
1994 Уильямс BRA
Восток
PFC
Восток
SMR
Восток
MON
ESP
CAN
FRA
GBR
GER
HUN
BEL
ITA
POR
EUR
JPN
AUS
- 0

Примечания

  1. а б К 1990 года включительно не все очки шли в зачет пилота, а только лучшие результаты определенного количества гран-при.
  2. Christopher Hilton. Ayrton Senna: As Time Goes By, с. 39 - 44
  3. а б http://www.formula-one.ru/archive/0300/14senna_love.htm - www.formula-one.ru/archive/0300/14senna_love.htm
  4. http://www.f1news.ru/Champions/Senna/bio2.shtml - www.f1news.ru/Champions/Senna/bio2.shtml
  5. http://www.mclaren.com/historyofmclaren/timeline_90s.php - www.mclaren.com/historyofmclaren/timeline_90s.php
  6. Christopher Hilton. Ayrton Senna: As Time Goes By, с. 243
  7. http://news.bbc.co.uk/sport1/hi/motorsport/formula_one/cars_guide/4272031.stm - news.bbc.co.uk/sport1/hi/motorsport/formula_one/cars_guide/4272031.stm
  8. Анализ гонки и видеозапись первого круга - www.farzadsf1gallery.com/features/donin93.html
  9. Интервью Сенны телеканалу ITV после Гран-при Европы 1993 года.
  10. а б в Официальный сайт Формулы-1 - www.formula1.com/archive/halloffame/driver/45.html
  11. http://www.autoprojekt.ru/Formula/pub/pilots/irvedd.html - www.autoprojekt.ru / Formula / pub / pilots / irvedd.html
  12. Christopher Hilton. Ayrton Senna: As Time Goes By, с. 189
  13. http://www.ayrton-senna.com/s-files/newsfle2.html - www.ayrton-senna.com/s-files/newsfle2.html
  14. http://www.faqs.org/faqs/sports/formula-one-faq/part2/ - www.faqs.org/faqs/sports/formula-one-faq/part2/
  15. "Open Warfare" - web.archive.org/web/20061026111820/http :/ / www.gpracing.net192.com/drivers/prost-senna.cfm. www.gpracing.net192.com. Архив оригинала - www.gpracing.net192.com/drivers/prost-senna.cfm за October 26, 2006 . http://web.archive.org/web/20061026111820/http://www.gpracing.net192.com/drivers/prost-senna.cfm - web.archive.org/web/20061026111820/http :/ / www .gpracing.net192.com/drivers/prost-senna.cfm . Проверено 2006-10-28 .
  16. http://www.f-1.ru/obzor/2001/264.html - www.f-1.ru/obzor/2001/264.html
  17. http://www.senna.ru/press/testbreak3.htm - www.senna.ru/press/testbreak3.htm
  18. Журнал F1 Racing. 2004, № 5
  19. Журнал F1 Racing. 1997, № 9 и 2004, № 6.
  20. Журнал F1 Racing. 2004, № 8.
  21. http://www.autosport.net/news/sennaimola - www.autosport.net / news / sennaimola
  22. http://auto.lenta.ru/news/2006/12/29/senna/ - auto.lenta.ru/news/2006/12/29/senna /
  23. http://www.automotosport.ru/?s=news&newsid=2894 - www.automotosport.ru/?s=news&newsid=2894
  24. Christopher Hilton. Ayrton Senna: As Time Goes By, с. 290

Литература

  • Christopher Hilton. Ayrton Senna: As Time Goes By. Haynes Publishing, 1999 (ISBN 1-85960-611-3)
  • Christopher Hilton. Ayrton Senna: The Whole Story. Haynes Group, 2004 (ISBN 1-84425-096-2)
  • Ernesto Rodrigues. Ayrton, the Hero Revealed. (ISBN 85-7302-602-2)
  • Richard Wiliams. The Death of Ayrton Senna. Bloomsbury Publishing PLC, 2003. (ISBN 0-7475-4495-6)
  • von Gerhard Berger. Zielgerade. PPM Marketing, 1997 (ISBN 3-9500754-0-2).
  • Кукленко Д. В., Хорошевский А. Ю., 100 знаменитых спортсменов, с. 394-400, ISBN 966-03-2913-X

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам