Надо Знать

добавить знаний



Академизм



План:


Введение


Медальон на тему войны 1812 г. Cкульптор Ф. Толстой, представитель российского академизма. Изделие мануфактуры Веджвуд

Академизм в искусстве - термин, употребляемый в истории изобразительного искусства и означает художественные системы, направления, сложившиеся в академиях искусств на основе подражания искусства античности и Возрождения. В разные эпохи академизм играл разную роль - от ограниченно прогрессивной (в искусстве Франции, Российской империи 18 в.) До откровенно агрессивной, реакционной, анахронического - в искусстве 19 в.


1. Генеза

Академизм возник в Италии в конце 16 в., и тогда сыграл положительную роль в становлении художественного образования. Постепенно, с преобразованием академий в государственные учреждения в 17 - 18 вв., Становится официальным направлением, поддержанным королевскими династиями разных стран (Франция, Германия, Российская империя).

В 18 веке академическое образование поддерживала существование и укоренения классицизма в искусстве Франции, Германии, Великобритании, Российской империи. Меньше этим процессом были охвачены искусство Испании (испанец Рамос работал во Франции), Дании ( Бертель Торвальдсен работал во многих странах Европы).

В искусстве Франции 19 века академизм перешел на оборонительные и агрессивные позиции относительно новых художественных течений - романтизма (враждебное отношение к творчеству Жерико, Делакруа), реализма (враждебное отношение к творчеству Курбе), импрессионизма (враждебное отношение к творчеству Эдуарда Мане и т.п.). Подобный процесс происходил и в Российской империи, где академизм и его представители враждебно восприняли появление передвижников, представителей критического реализма. В Российской империи академизм особенно агрессивно активизировался в 40-50-х годах 19 в.


2. Академизм и салонное искусство

Генрик Семирадский, "Опасная игра", Переяславль-Залесский, Ярославская обл.

Академизм и салонное искусство тесно связаны в 19 в. Оба быстро проросли нераздельно один в другой. Началась настоящая эксплуатация только порядочных сюжетов (библейских или античных), только красивых, внешне привлекательных моделей, исправленных за античными образцами, виртуозным техническим исполнением самого живописи или скульптуры. Грубая, грубая действительность была виштовшнута на улице грязных портов, бедняцких районов, туберкулезных госпиталей и не допускалась в салонное искусство. Это была слащавая сказка для новейшей группы богачей, для калифов на время, только вдершихся к богатствам, но не имея традиций, утонченных вкусов, истинного знания искусства и его истории. Салонное искусство эксплуатировало эротику, обнаженное женское и мужское тело, древних римлян, привлекательных животных (котят, щенков, козлят, кроликов, голубей), цветы, части розы, элегантный современный одежду или экзотические одежды многочисленных Салом, Клеопатра, Сафо, влюбленных пар, обнаженных женщин с разбитыми вазами. Сюжетом картины мог стать пир римского императора, засыпал своих гостей лепестками роз.

Для умирающих от туберкулеза больных, толпой везли по Рейну в больницу, это было настоящим оскорблением и унижением. Именно отталкиваясь от салонного искусства возникло строгое и правдивое искусство Франсуа Милле, Эдуарда Мане, Дега, Ван Гога, Кете Кольвиц.

Кризис академизма 19 в. осознавалась все больше. Показательными были карикатуры на классицистов, появление книги "Комическая история Древнего Рима", где осмеяны очевидно надоели римляне.

В искусстве Франсуа Милле является поодинаки образцы академизма ("Смертельный поцелуй Сфинкса"). Но могучий талант, как болезнь, отверг его, чтобы обратиться к строгому и правдивого реализма. Эдуард Мане порезал все свои утренние картины, как ложные, нещири образцы академического искусства. Кете Кольвиц, ученица академиста и представителя салонного искусства Клингера, ничто не запозичила по искусству учителя, кроме технических навыков.

Салонное искусство, поверхностное, но виртуозное за техническим исполнением, заполонило Салоны (откуда и название), выставки в Париже и значительно распространилось по Европе в 19 веке, как эпидемия.

С салонного искусства Франции выросло помешаны на виртуозности, драгоценностях и пустяковому воспроизведении экзотики искусство Гюстава Моро.


3. Сосуществования стилей

Вильгельм фон Каульбах. "Борьба с химерой", эскиз к стенописи в Мюнхене, в 1850 году

Странным было сосуществование академизма и салонного искусства, поддержанного буржуазным обществом, с подлинным искусством реализма ( Курбе во Франции, передвижники в Российской империи), художниками Барбизонской школы или импрессионизмом. Именно эти Мистецкий течения правдиво воспроизвели лица 19 века и представляют его в современных музеях. Салонное искусство осталось на обочине культуры и осело в запасниках.


4. Представители академизма

Худ. Энгр. Рождение Венеры. 1848 Музей Конде, Шантийи.

5. Галерея произведений

  • Ск. Корто, "Смерть солдата, который принес весть о победе греков в Марафоне", Салон 1822 г.

  • Худ. Поль Бодри. "Волны и жемчуг", 1862 г.

  • Худ. Александр Кабанель. "Грешный ангел"

  • Ск. Корто, "Аллегория города Брест".

  • Худ. Касто Пласенсия, "Провозглашение республики в древнем Риме", 1877 г.

  • Худ. Луис Альварес Катала, "Модель модного художника"

  • Ск. Мигел Блей. Монумент испанскому королю Альфонсо XII, Буэн Ретиро, Мадрид.

  • Худ. Альфред Стевенс. "Дама в ванной"

  • Ск. Эрколе Роза, монумент королю Виктору Эммануилу II, Милан, 1896 г.



6. Академизм в 20 веке

Академизм (как научный термин) в 20 веке приобрел другого толкования, что приводит к путанице смыслов. Академизмом стали называть произведения художников с мощной художественным образованием, произведения высокого технического уровня без определенной связи с идеей. Академическим теперь мог быть как религиозное произведение ("Христос перед народом", Глазунов - сын), так и произведение на бытовую тему без изображения библейских или исторических персонажей. Чаще термином "академизм" пользуются теперь для характеристики построения композиции, технического исполнения произведения, высокого ступени этого исполнения. В СССР, где искусство силомиць удержали в пределах социалистического реализма, представителями академизма 20 века стали - Илья Глазунов, Александр Шилов, Сергей Смирнов и другие, несмотря на индивидуальность их художественных манер.



Источники

  • Art and the Academy in the Nineteenth Century. (2000). Denis, Rafael Cordoso & Trodd, Colin (Eds). Rutgers University Press. ISBN 0-8135-2795-3
  • L'Art-Pompier. (1998). L?charny, Louis-Marie, Que sais-je?, Presses Universitaires de France. ISBN 2-13-049341-6
  • L'Art pompier: immagini, significati, presenze dell'altro Ottocento francese (1860-1890). (1997). Luderin, Pierpaolo, Pocket library of studies in art, Olschki. ISBN 88-222-4559-8
  • G. Planche, Etudes sur l'?cole fran?aise, Paris 1855
  • A. Celebonovic, Peinture kitsch ou r?alisme bourgeois, Paris 1974
  • Ph. Jullian, Le nu 1900, Paris 1976
  • Ph. Jullian, Les Orientalistes. La vision de l'Orient par les peintres europ?ens au XIX si?cle, Fribourg 1977
  • M. Th?voz, L'acad?misme et ses fantasmes, Paris 1980
  • J. Harding, Les peintres pompiers. La peinture acad?mique en France de 1830 ? 1880, Paris 1980
  • J. Laurent, Art et pouvoir en France de 1973 ? 1981. Histoire d'une d?mission artistique, Saint-?tienne 1982
  • N. Pevsner, Le accademie d'arte, Torino 1982
  • P. Val?ry, Scritti sull'arte, Milano 1984
  • J. Thuillier, Peut-on parler d'une peinture "pompier"?, Paris 1984
  • Ph. Grunchec, Le concours d'esquisses peintes, 1816-1863, Paris 1986
  • C. Ritzenthaller, L'Ecole des Beaux-Arts: les Pompiers, Paris 1987
  • M. Haddad, La divine et l'impure. Le nu au XIXe si?cle, Paris 1990
  • G. N?ret, L'?rotisme en peinture, Paris 1990
  • P. Luderin, L'art pompier. Immagini, significati, presenze dell'altro Ottocento francese (1860-1890), Firenze 1997 ISBN 88-222-4559-8
  • LM Lecharny, L'art pompier, Paris 1998 ISBN 2-13-049341-6
  • Молева Н. Белютин Э. "Педагогическая система Академии художеств 18 века" (Петербургской), М, "Искусство", 1956



код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам