Акварель

Томас Гиртин, Джедбурзьке аббатство, вид с реки, (1798-1799), акварель.

Акварель ( фр. aquarelle - Водянистая; итал. acquarello ) - Техника живописи, использующее специальные акварельные краски, которые при растворении в воде образуют прозрачную суспензию тонкого пигмента, что позволяет создавать эффект легкости и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерной для живописной поверхности).


1. Краска

Акварель или Акварельные краски - краски, состоящие из тонко растертого пигмента, смешанного с раствором растительного прозрачного клея - гуммиарабика или декстрина, которые являются водорастворимые. Благодаря этому клея акварель можно растворять в воде для нанесения тонких прозрачных слоев, прочно прилипают к бумаге. Акварельные краски содержат пластификатор в виде глицерина и инвертированного сахара, что делает их пластичными. Глицерин удерживает влагу, не дает краскам пересыхать и становиться хрупкими. В акварельные краски вводится и поверхностно-активное вещество - бычья желчь, позволяющая легко разносить краску по бумаге, так как желчь препятствует скатыванию красок в капли. Есть краски с приложениями меда. Для предотвращения разрушения красок плесенью в них вводится антисептик - фенол.

Краски делятся на две группы - теплые и холодные. К теплым относятся желтые, оранжевые, красные, коричневые, то есть все краски, которые в основе своей содержат то или иное количество красного или желтого цвета. В группу холодных - голубые, синие, зеленые, фиолетовые, если в них преобладают холодновато-синие оттенки. Зеленые, фиолетовые, серые и черные цвета могут быть как холодными, так и теплыми в зависимости от особенностей цвета и влияния окружения. Цвета синий, желтый, красный - основные, остальные, полученные путем смешивания, считаются производными - теплыми или холодными в зависимости от состава красок. Даже такие нейтральные цвета, как серый и черный, содержат множество нюансов, которые порой трудно определить по качеству цвета. Если взять группу теплых цветов, например красных, и сравнить между собой по теплохолодности, то заметно, что в этой группе по отношению друг к другу есть цвета холоднее и теплее.


2. Техника

Акварельные краски
Тимошин Олег. Лето. Акварель, 2001
Портрет М.В. Добужинского, копия акварели А.Н. Бенуа

Техника акварельной живописи требует большого мастерства, поскольку прозрачность красок позволяет переписывания изображения. Акварелью рисуют на зернистом, акварельной бумаге используя бумажную палитру, кисти из меха выверки, пони. Акварельная техника - практически единственная, не использует белил. Роль белой краски выполняет сама бумага. Это не исключает использование акварели в сложных, смешанных техниках, когда акварель используют вместе с художественным углем, рисунком графитовыми карандашами и т.д..

Техника использования акварельных красок довольно простая [ Что? ] - требует чистой воды, плотной бумаги, а краски быстро сохнут. Кажется на этом все легкие моменты заканчиваются и начинаются все сложные. Рисование акварельными красками требует навыков, усердия, умение хорошо использовать преимущества акварельной техники. Даже в профессиональных мастеров нарушения техники и усердия в использовании акварели приводит к неопрятного, неприятного вида конечного результата.

Основой для акварели является, как правило, бумага, часто предварительно смачивают водой для достижения особой размытой формы мазка. Для этого есть особые рамки (стиратор), на которые натягивается лист. Таким образом, при рисования бумагу можно смачивать снизу, или бумагу кладут на мокрую фланель. Возможен и простой способ: предварительно увлажненный лист акварельной бумаги, достаточно хорошо впитывает влагу, кладут на стекло, при этом в зависимости от того, как долго отрабатывается конкретный участок рисунка, выбирают угол наклона стекла, но чаще всего стекло лежит горизонтально. По собственным чопорными возможностями, нельзя допускать, чтобы вода на листе бумаги выступала в виде лужи или глубоко впитывалась и создавала лишь отдельную влажный участок. Краска в таких случаях играет по-разному, чем создает желаемый эффект. Собственно говоря, именно в этом заключается современное понимание акварельной техники.

По мнению специалистов XIX века, "для акварельной живописи употребляется или Бристольский картон, ватман, или торшон, кисти Белки, Куньи, барсуку или Хорьки. Однотонные рисунки делают или по способу Губерта, употребляя сепию, или нейтральтинтом. Для цветных акварелей наиболее часто краски следующие: гумигут, индийская желтая, желтая охра, тер где Сиена натуральная, такая же жженая, киноварь, кармин гаранс, лак-гаранс, кармин жженый, охра красная, венецианская красная, индийская красная, кобальт, ультрамарин, берлинская лазурь, индиго, нейтральтинт и сепия " [1]

Работа акварельными красками на природе, с натуры, требует быстроты и отработанной техники. Вместе с тем, под рукой должна быть сосуд с чистой водой и губка, которая, как правило, участвует в процессе наравне с кистями. Качество акварельной бумаги является очень важным для работы, но дорогой и лучший бумага не всегда доступен начинающим художникам, и потому вполне можно приспособиться к уже имеющемуся.

В современной технике достаточно успешно используются акварельные карандаши, восковые мелки, гелевые чернила.

Акварель в творческом достоянии ван Гога. 1883 год.

3. Исторические сведения

Способ рисования акварельными красками возник в Китае около III века. В Англии способ стал использоваться с XVIII века Полем Сендби, развивался в работах:

Акварелью писали:

Худ. Врубель. Ангел с кадилом и свечой

4. Врубель и акварель

Особую страницу занимают акварели Михаила Александровича Врубеля (1856-1910). После окончания Петербургского университета, он начал заниматься в профессора П. П. Чистякова вечерам, а в 1880 г. сам стал студентом Академии искусств. Врубель упорно изучал технику акварели и делал с ее использованием эскизы, библейские сцены, натюрморты, портреты. Говорил, что акварель как технику и в самой академии понимают лишь три мастера.

М. Врубель, Цветы в синей вазе, 1886 год.

Врубель использовал различные приемы: то наносил краски с четкими границами, оставляя белые полосы незаписанного бумаги, то рисовал по влажному фоне, добавлял к акварели охру, серебряный и бронзовый порошки. Часть изображений мог укрыть пульверизатором, особенно в изображениях морской тематики.

Предпринимал попытки смешения в разных техниках (рисунок плюс акварель, "портрет Александры Станкевич", 1906). Среди его акварелей есть настоящие произведения искусства ("Автопортрет", 1882, "Гамлет и Офелия", 1883, "Цветы в синей вазе", 1887). Более того, Врубель сделал эскиз театрального занавеса "Ночь в Италии" именно в технике акварели (1891р.) и зарисовку "Венеция, мостик Вздохов", возле Дворца дожей.

Он долго не оставлял акварели и в годы работы в Киеве. В технике акварели выполнены его эскизы к стенописей в Владимирском соборе - "Ангел со свечой", два варианта "Воскресения Господня", четыре варианта "Надгробный плач". Только слабая связь с тогдашними каноническими схемами и интриги Прахова помешали перевести эскизы в фрески.

Натюрморты Врубеля киевского периода с изображением цветов вообще стали шедеврами мастера и примерами виртуозного использования акварелей, это: "Цвет шиповника", "Белая азалия", "Цветы в синей вазе".

Когда две молодые дамы в Киеве пригласили его давать им уроки рисунка, он и сам снова стал много рисовать с натуры. Чтобы усложнить себе задачу, он и использовал акварель, стараясь максимально выявить ее колористические свойства. Виртуозу Врубелю это и удалось. Одним из последних примеров использования акварели Врубелем является зарисовка "Одна роза в стакане", датированная 1904 годом. Художнику к слепоте и смерти осталось 5 лет.


5. Произведения выполненные акварелью


Источники


Примечания

  1. Акварель / / Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб .: 1890-1907. (Рус.)

См.. также


Искусство Это незавершенная статья по искусства.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.