Надо Знать

добавить знаний



Актер



Богдан Ступка на съемках фильма В. Бортко "Тарас Бульба"

Актер (actor - тот, кто действует) - исполнитель ролей в драматических, оперных, балетных, эстрадных, цирковых представлениях и кинофильмах, создатель сценических образов.

Стиль, направление и жанр искусства А. определяются характером драматургии, нац. особенностями театра, составом зрителей и постановочными принципами. Искусство А. всегда приобретает типичных признаков, характерных для стиля определенной исторической эпохи.


Генезис профессии

Профессия А. зародилась в культовых и обрядовых играх. В Старод.Греции игрища, обогатившись общественными идеями, поэтическими образами, развились в театр, в котором А. приобрел определенной профессионального мастерства. Христианство надолго задержало развитие театра народов Европы. Профессиональное искусство А. возродилось в период позднего средневековья, достигнув высокого уровня в театре Шекспира. Классицизм создал стройную эстетику актерского мист., подчинив игру А. требованиям декламации, умению находить для каждого чувства внешнее выражение и точно фиксировать его в жесте, интонации, мимике. Сценическая школа классицизма способствовала развитию мастерства А., но незыблемость ее правил ограничивала возможности показа жизни, нивелировала творческую индивидуальность А. и способствовала появлению штампов в его игре.

Профессиональные А. России, известны уже со 2-й пол. 17 в., долгое время в своей игре следовали принципам классицистической эстетики.

С упадком классицизма, начавшийся в театре в кон. 17 в., В исполнительском мастерстве А. развивались и укреплялись реалистические тенденции. Начиная с конца 18 в., В эпоху романтизма, зародился новый сценический стиль в игре А. Он характеризовался эмоциональностью, проявлением сильных, глубоких страстей, стремлением к динамичности действия, раскрытием сложности человеческого характера.

Освободительная общественные идеи 19 в., Критика крепостнического, а затем капиталистического. порядка в творчестве передовых русских и украинских писателей приблизили театр в существенных вопросов жизни и создали плодотворную почву для развития и утверждения принципов сценического реализма. Критический реализм заставлял сосредоточить внимание А. на осознании социальных причин поведения героев пьес, в раскрытии психологии персонажа в связи с историч. эпохой, социальной обстановкой, бытом и др.. Мысли о театре Гоголя, Пушкина, Белинского, Шевченко определили пути развития рус. и укр. театра как искусства жизненной правды и высоких общественных идеалов.

Труппа первого постоянного украинского театра - Театра корифеев

Драматургия Котляревского, Квитки-Основьяненко, Шевченко и сценическое искусство Щепкина, проникнутое "чрезвычайной правдоподобием" (Шевченко), способствовали развитию украинского актерского искусства, обогащалось благодаря близким и постоянным творческим взаимосвязям с передовыми деятелями рус. театр. культуры. В 1-й пол. 19 в. в крепостных, а затем в частных театрах формировалась сценическое мастерство первый укр. профес. актеров, таких, как К. Соленик, Л. Млотковская и др.. Корифеи укр. сцены Кропивницкий, Карпенко-Карого, Саксаганский, Садовский и Заньковецкая, основываясь на принципах реалистической эстетики Шевченко, Франко, Пушкина, Гоголя, Чернышевского, понимали театр как школу высоких общественных идеалов.

Выдающимся теоретиком реалистич. искусства А. был рус. режиссер К. С. Станиславский, который обобщил опыт творчества А. многих веков и народов. По учению Станиславского, перевоплощения является вершиной актерского искусства, оно принципиально отличает А. школы переживания от А. школы притворства (изображение). Перевоплощение предполагает способность А. жить настоящими чувствами героя, когда А. органично овладевает мыслями, действиями и поступками воплощаемого образа.

В Украине за годы Сов. власти выросла большая плеяда выдающихся мастеров сцены, таких ярких актерских индивидуальностей, как Бучма, Крушельницкий, Литвиненко-Вольгемут, Марьяненко, Паторжинский, Ужвий, Шумский, Романов, Василек, Романицкий, Чистякова и многие другие.


Литература

  • Украинский драматический театр, т. 2. К. 1959;
  • Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. К., 1955;
  • Белецкий А., Мамонтов Я. украинский театр, ч. 2. К., 1941;
  • Об искусстве театра. К., 1954;
  • Саксаганский П. К. Мысли о театре. К., 1955;
  • Марьяненко И. А. Прошлое украинского театра. К., 1953.

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам