Алейжадинью


Алейжадинью (настоящее имя Антонио Франсиско Лисбоа, возможно, 29 августа, 1738, бывшая Вила Рика, - 18 ноября, 1814, Вила Рика (ныне Ору-Прету, Бразилия) - архитектор и скульптор эпохи бразильского барокко 18 в., мулат, сын чернокожей рабыни и потугальця.


1. Начало изучения

Начало изучения творческого наследия мастера началось еще при жизни старого Алейжадинью, но оно шло с позиций зверхньости и европоцентризма, престижности только европейского искусства. Одно из первых свидетельств в 1811 г. о произведениях мастера оставил немецкий барон Эшвеге, путешествовавший по Минас-Жерайс и видел скульптуры Конгоньяс. Он записал - "Их одежда и фигуры иногда неблаговидные и лишены пропорций. Но не следует игнорировать преимуществ художника, который был автодидактом и никогда не видел Дисней величественных произведений искусства ".

С взглядов современников, Алейжадинью повезло в жизни, ведь рожденный чернокожей рабыней, он и сам был рабом, выкупленным отцом из неволи. К тому же, он имел биографа на имя Бретас. Но даже записи биографа неполные и неточные и никак не освещают год рождения художника, свидетельств о его матери, потому что детей рабынь даже не вносили в церковные книги. Более или менее точные данные получил исследователь Р. Фрейденфелд, но многих тайн жизнеописания Алейжадинью это не раскрыло.


1.1. Жизнеописание

Алейжадинью - позднее прозвище, которое получил пожилой и тяжело больной скульптор, что в переводе значило - Малый Калика. По современным предположениям, болел проказой.

Рожденный чернокожей рабыней, он и сам был рабом, выкуплен отцом из плена в детстве. Сведений о матери нет. Точный год рождения художника-мулата - неизвестен. Идущие от известий, что он умер в возрасте 76 лет в 1814 г., то художник - 1738 года рождения.

Отец, Мануэль Франсиско Лисбоа - эмигрант из Португалии, который поехал щукаты благосостояния в колонию Бразилию. По специальности - плотник, прораб и архитектор. Имел внебрачного сына Антонио. В Бразилии женился на женщине, которая родила ему четверых детей. Вместе с законными детьми воспитывался и внебрачный Антонио, который превышал всех в способностях.


1.2. Обучение

Его учение следует определять как домашнее, неофициальное и полученное от более искусных специалистов на практике. Первоначальную образование получил от отца. Некоторое влияние на юношу имел дядя - Антонио Франсиско Помбал, дизайнер интерьеров, в честь которого назвали и Алейжадинью. Помбал был создателем декора церкви Носса Сеньора-до-Пилар, а главную часовню церкви украсил Франсиско Шавьер де Брито, известный тогда бразильский скульптор и декоратор. Произведения обоих видел и изучал юноша. Он начинал не на пустом месте.

  • Ору Прету, исторический центр

  • церковь Сан франсиску в Ору Прету

  • церковь дел Кармен в Ору Прету

  • церковь Ла Консейсан в Ору Прету

Значительное влияние на сознание художника имел и Жоао Батиста Гомес, некоторое время жил и работал во Франции. Жоао Батиста считают одним из учителей юноши, вместе с которым он работал помощник. Также молодой пользовался увража, европейскими книгами по архитектуре, которые привозили из Португалии.


1.3. Сотрудничество

Оуру Прету, бывший дворец губернатора, 1741

Алейжадинью начал сотрудничать с отцом. Среди сохранившихся свидетельств - контракт отца на сооружение каменного дворца губернатора с 1741 года. Вместе с отцом мог учиться при достройки церкви Носса Сеньора-да-Консейсау в 1745-1757 гг Церковь Носса Сеньора-до-Кармо была последней, где работал отец (в 1767 г. он умер). Считают, что примерно с этого года Алейжадинью начал работать самостоятельно, приобретая опыт и как проектант, и как руководитель строительных команд.


1.4. Паламницька церковь в Конгоньяс

Конгоньяс

Особое значение в творчестве Алейжадинью имела паломническая церковь в Конгоньяс. Комплекс сооружений создан за подобными образцами в Портругалии. Паломников встречала аллея из королевских пальм и ряд часовен со скульптурами "Страсти Христовы". Крестный ход продолжали величественная лестница, парапеты которых украшали 12 фигур пророков. Сама церковь была построена на холме и была главной целью паломничества. Это был настоящий архитектурный ансамбль, постепенно раскрывался во времени и пространстве. Работу над ним Алейжадинью закончил в 1800 году.


1.5. Последние годы

Периодизация творчества мастера практически не разработана. По предположениям, на первоначальном этапе преобладала строительная активность и только начался путь художника как декоратора и скульптора.

Проект фасада церкви Сан Франциско

Во второй половине жизни преобладала деятельность скульптора, а работа в архитектурной области ограничивалась проектами, которые воплощали другие. Поскольку в Алейжадинью прогрессировала тяжелая болезнь - он потерял пальцы ног. Сам имел трех рабов, один из которых и носил Алейжадинью на себе. При путешествиях в другие поселения штата, использовали ила. Когда Алейжадинью потерял пальцы рук, к обрубков привязывали молоток и долота, чтобы тот работал как скульптор. Среди материалов, которыми пользовался мастер - дерево и довольно мягкий в обработке мыльный камень. В последние годы жизни у Алейжадинью настолько сильно ухудшились зрение и состояние здоровья, он отказался от работы.


1.6. Смерть

По преданию, умер в возрасте 76 лет. Был похоронен в церкви Носса Сеньора-да-Консейсау-да-Антонио Диас.


1.7. Избранные произведения (архитектура)

  • достройки церкви Носса Сеньора-до-Кармо, Ору-Прету
  • достройки церкви Сан Франсиско де Ассизи, Ору-Прету
  • рельефы кафедры церкви Сан Франсиско де Ассизи, Ору-Прету (проповедь Христа с лодки и др.).
  • проект церкви Сан франсиску в Сан-Жоао-дел-Рей
  • проект алтаря церкви до Кармо, Сабара
  • проекты боковых алтарей для различных церов

1.8. Избранные произведения (скульптура)

Пророк Иезекииль
  • скульптура св. Жоао де Круз для города Сабара
  • собор с рельеэфамы на библейские темы для Сабара
  • Христос
  • 12 апостолов
  • Тайная вечеря
  • Христа берут под стражу
  • Пытки Христа
  • Коронование терновым венцом (всего 66 фигур)
  • Путь на Голгофу
  • Страсти Христовы в часовенках саду церкви Бон-Жезус-де-Матозиньос
  • 12 пророков (лестницы церкви Бон-Жезус-де-Матозиньос, Конгоньяс)

Источники

  • Pires H. Mestre Aleijadinho; vida e obra de Ant?nio Francisco Lisboa, gigante da arte no Brasil. Rio de Janeiro: Livraria S?o Jos?, 1961
  • Bazin G. Aleijadinho et la sculpture baroque au Br?sil. Paris: Le Temps, 1963
  • Mann G., Mann H. The Twelve Prophets of Aleijadinho. Austin: University of Texas Press, 1967
  • Jorge F. O Aleijadinho: Sua vida, sua obra, seu g?nio. S?o Paulo: Difus?o Europ?ia do Livro, 1971
  • Vasconcellos S. De. Vida e obra de Ant?nio Francisco Lisboa, o Aleijadinho. S?o Paulo: Companhia Editora Nacional, 1979
  • Jardim M. O Aleijadinho; uma s?ntese hist?rica Belo Horizonte: Editora Stellarum, 1995
  • Ferreira Bretas RJ Ant?nio Francisco Lisboa, o Aleijadinho. Belo Horizonte: Editora Itatiaia, 2002
  • Barroso de Carvalho G. Doen?as e mist?rios do Aleijadinho. S?o Paulo: Lemos, 2005
  • Magalh?es F., Ara?jo Santos AO de. Aleijadinho e seu tempo: f?, engenho e arte. Rio de Janeiro: Centro Cultural Banco do Brasil, 2006
  • Jardim M. Aleijadinho cat?logo geral da obra. Belo Horizonte: RTKF, 2006