Александр Рослин

Александр Рослин (Alexander Roslin, 15 июля 1718, Мальме - 5 июля 1793, Париж) - известный шведский художник эпохи позднего барокко и рококо, портретист.


1. Биография кратко

Родился в городе Мальме, Швеция. Художественное обучения получил в столице - городе Стокгольм, в Г.Шредер. Работал в разных странах Европы - Германии, Италии, Российской империи, Польши, Франции. С 1752 года жил в Париже, где через год стал членом Королевской Академии живописи. Два года (1775-1777) работал в Петербурге, в 1778-м в Варшаве, затем вернулся в столицу Франции, где умер в 1793 г.


2. Женские портреты Рослина

Считают, что живопись стиля рококо зародился во Франции. Культурные связи соседних стран и господствующие моды суток довольно быстро сделали искусство рококо интернациональным, обычно при королевских дворах или в аристократических усадьбах. Стилистика рококо имеют живопись Франции, Италии, немецких княжеств, Австрии (и Чехии в ее составе), Российской империи, меньше Голландии, Португалии, Испании (утренние произведения Гойи).

Рослин, перебравшийся в Париж в 1752 г., чтобы иметь успех, должен был заключаться в господствующую моду развитого рококо. И его портреты этого периода вполне в стилистици рококо - не збрякли цвета, преимущество в палитре нежных оттенков розового и голубого, хорошо воспроизведения мод (Виконтесса Маргарита де Гриньян, 1753 г.) Но его художественная манера эволюционировала. Крепкие реалистические традиции искусства Швеции и классицизм Франции с его резкостью и конкретностью причиной появления портретов на грани стилей - "Дама под покрывалом", 1768 Цвета яркие, манера портрета резкая и реалистичная, от стилистики рококо остались лишь модная платье и галантная поведение. В портрете королевы Швеции 1775 Рослин просто покинул комплименты и рисует старую королеву старой, никак не скрывая болезненного и морщинистого лица, не делая королеву ни молодой, ни слишком любезной. Еще резче и реалистичным он был в мужских портретах, где от рококо лишь маска галантности или любезная улыбка.

  • Анастасьей Трубецкая, 1740

  • Виконтесса дьЕдмонт Пиньятелли, 1763 Г.

  • Эрцгерцогиня Мария-Кристина, Вена, Альбертина.

  • Ульрика Луиза, королева Швеции, 1775

  • Дама под покрывалом (држина - Мари Сюзанна Рослин), 1768

  • Виконтесса Маргарита де Гриньян, 1753

Никаких комплиментов себе не делает Рослин и на позднем автопортрете 1790 года. Только богатый костюм - свидетель материального успеха, достиг художник. Лицо спокойное, морщинистое, старость никак не скрыта.

  • Маркиз де Мариньи, 1764 г.

  • Луи Дюбертон, 1791

  • Колин где Вермон.


3. Портрет архитектора Жана Перрон с женой

Портрет архитектора Жана Перрон с женой, 1759 г.

Среди портретов Рослина заслуживают внимания внешне скромные и довольно правдивые портреты художников-коллег - старого Франсуа Буше, женщины-художницы Анны Валье Косте, ученого Карла Линнея, архитектора Ж. Перронне.

Последний ( Портрет архитектора Перрон с женой) - это двойной портрет. Жена архитектора удобно разместилась в кресле у стола, где работает человек. На ней изысканная платье с цветами и кружевом, на лице - много косметики, что делает ее лицо похожим на фарфоровую куклу. Галантная вне и торжественная платье создают впечатление, что она присела на минутку, чтобы подскочить и быстро направиться на праздник, к которым была такая жажда в сутки рококо у аристократов. Ее портрет на фоне завесы мог спокойно быть отдельным женским портртом, которых много рисовал художник. Но рядом с ней стоит человек, занятый творчеством.

В его руках циркуль и модель павильона. Он только вимиював что-то модели и будто случайно повернулся к художнику. Он совсем не играет вдохновения, не прикидывается работника, как некоторые аристократы с бумагами и книгами. Архитектор действительно работает. Рабочая поза, момент творческого поиска - редкие в живописи рококо, что так выгодно отличает и это произведение Рослина.


4. Избранные произведения

Карл Линней
Художница Анна Валье Косте
  • "Автопортрет в красном", бюст
  • "Якоб Фредерик Клейнкнехт", 1747, немецкий композитор и музыкант
  • "Этьен Жора", 1750, французский художник, Лувр
  • "Княгиня Мнишек", 1752
  • "Карл Фредерик Аделкранц, королевский топограф и архитектор", 1754
  • "Княгиня Анастасьей Ивановна Трубецькая", 1757, Национальная галерея Виктории, Австралия
  • "Жозеф-Мари Вьен", овал, 1757, французский художник, Версальский дворец
  • "Франсуа Буше", овал, 1760, Версальский дворец
  • "Сезар Габриэль де Шуазель", министр финансов, 1762
  • "Георг-Адам Штернберг", дипломат австрийского императора, 1762
  • "Князь Ульрих Шеффер", дипломат Швеции в Париже, 1763
  • "Графин где Эгмонт Пиньятелли", 1763, Институт искусств, Миннеаполис
  • "Абель-Франсуа, Маркиз де Мариньи", 1764, Нац. Музей Версаль и Трианон
  • " Жан-Франсуа Мармонтель" , 1767, французский писатель, Лувр
  • "Анри-Леонар Бертен", 1768, Версальский дворец
  • "Джон Дженнингс с братом и сестрой", 1769, Национальный музей Швеции
  • "Король Швеции Густав III с двумя братьями", 1771, Национальный музей Швеции
  • "Шарль-Николя Кошен", художник, 1774, Нац. Музей Версаль и Трианон
  • "Луиза Ульрика Прусская", королева Швеции, 1775, Национальный музей Швеции
  • "Князь Александр Борисович Куракин", 1776, Португалия
  • "Российская императрица Екатерина II", 1776, Национальный музей Швеции
  • "Графиня Екатерина Чернышева", 1776, Третьяковская галерея, Москва
  • "Князь Андрей Кириллович Разумовский", 1776
  • "Наталья Петровна Голицына", 1777, пушкинская Пиковая дама.
  • "Иван Иванович Бецькой", 1777, Эрмитаж
  • "Князь Никита Иванович Панин", 1777, Музей изобразительных искусств имени Пушкина, Москва
  • "Августа Сюзанна Рослин, дочь художника", 1781
  • "Портрет графа З.Г.Чернишова", Эрмитаж, Санкт-Петербург
  • "Зоя Гика", молдавский принцесса
  • "Художница Анна Валье Косте"
  • " Луи Жан-Мари Добантон ", французский ученый, 1791
  • "Мария Амалия Австрийская", княгиня Пармская

5. Страны мира, где хранят произведения Рослина

  • Испания
  • Россия
  • США
  • Франция
  • Швеция

Источники

  • Leksykon malarstwa od A do Z. Warszawa: Muza SA, 1996, s. 622. ISBN 83-7079-621-4.
  • Ian. Chilvers: Oksfordzki leksykon sztuki. Warszawa: Arkady, 2002, s. 572. ISBN 83-213-4157-8.
  • Per Bjurstr?m Roslin. - H?gan?s: Wiken, 1993.
  • Magnus Olausson Alexander Roslin. - 2007. - ISBN 978-91-27-08838-2