Алексей (Дородницын)

Архиепископ Алексий (Дородн?цин)

Архиепископ Алексий (светское имя Анемподист Яковлевич Дородницын), (2 ноября 1859 с. Успенское Славяносербского уезда Екатеринославской губернии - январь 1919, Новороссийск) - украинский православный церковный деятель, архиепископ Владимирский и Суздальский. Духовный писатель и богослов. Одно из организаторов создания УАПЦ


Биография

Родился 2 ноября 1859 в семье священника Екатеринославской епархии. Окончил Екатеринославскую духовную семинарию.

1885 году окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия, и с правом получения степени магистра без нового устного испытания.

1886 года был назначен на должность учителя в Херсонский Духовного училища. С июня 1890 года (одновременно с преподавательской деятельностью) был против штундистським миссионером Херсона и окрестностей.

1890 года представил в Совет Московской Академии на соискание степени магистра богословия труд "Церковно-законодательная деятельность Карла Великого". 1891 - был утвержден Святейшим Синодом в ученой степени магистра богословия.

В марте 1902 года был пострижен в монашество с именем Алексий, в том же году рукоположен в иеромонахи; в августе назначен инспектором Ставропольской Духовной семинарии.

В сентябре 1903 года получил назначение на должность ректора Литовской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.

30 мая 1904 года в Харьковском кафедральном соборе был рукоположен во епископа Сумского, викария Харьковской епархии. Хиротонию совершили архиепископ Харьковский Арсений (Брянцев), епископ Таврический Николай (Зиоров), епископ Екатеринославский Симеон (Покровский) и другие.

С 18 июля 1905 года - епископ Елизаветградского, викарий Херсонской епархии. С 27 августа того же года - епископ Чистопольский, первый викарий Казанской епархии, 5 сентября был назначен ректором Казанской Духовной Академии.

С 17 января 1912 года - епископ Саратовский и Царицынский.

20 июля 1914 года - архиепископ Владимирский и Суздальский.

Занимался научной работой, написал много богословских трудов. В частности, изучал церквоне право, Талмуд, пытаясь понять причину враждебности евреев к христианам. Будучи епископом Саратовским иа Царицынский, ректором Казанской Духовной академии, в 1913 году опубликовал результаты своего исследования в "Приложениях к церковным сведений" (СПб, 1913, N44) под заголовком "Мораль Талмуда".

После Февральской революции 1917 года в Украине вступил в силу церковное движение за украинизацию православной жизни и за независимость от Московского патриархата. На первом Всероссийском съезде духовенства и мирян (июнь 1917 года) делегаты десяти украинских епархий внесли текст декларации с провозглашением автокефалии и украинизации. Тогда же началась подготовка к всеукраинского съезда. Однако под давлением Московской патриархии Русский временное правительство указом Керенского (июль 1917) запретил этот съезд, тем самым ярко продемонстрировав свою "демократическую" направленность.

В середине 1917 архиепископ Алексий издает первый молитвенник на украинском языке.

23 ноября 1917 года, при Софийской митрополичьей кафедре была создана Всеукраинская православная совет, которую возглавил архиепископ Алексий Дородницын. В совет также вошли протоиереи Василий Липкивский, Александр Марич и другие выдающиеся духовные и светские деятели.

Впервые идею апелляции в арбитраж Константинополя при урегулировании вопроса статуса православной церкви в Украине высказал в декабре 1917 года именно архиепископ Алексий (Дородницын). Как историк церкви, он прекрасно знал все спорные моменты связанные с подчинением Киевской митрополии Московскому патриархату и возможности просмотра канонических отношений между Петербургом (Москвой) и Киевом. Однако правительственной поддержки концу 1918 эта идея не получила.

Усилиями совета, в начале 1918 года в Киеве был созван Всеукраинский Церковный Собор, выступивший за создание независимой от Московского патриархата украинской церкви. Однако, 19 января работа Собора была прервана наступлением большевиков на Киев.

1918 года - был председателем украинского православного Братства Воскресения Христова, активно выступало за создание Украинской Автокефальной Православной Церкви.

Умер при невыясненных обстоятельствах 1919 года в Новороссийске.


Труда

  • Церковно-законодательная деятельность Карла Великого. М., 1891. (Магистерская диссертация);
  • Опыт противоштундистского катехизис. Екатеринослав, 1889.
  • Шалопутская община. М., 1891; Казань, 1906.
  • Южно-русский необаптизм, известный под именем "штунды". Ставрополь, 1903.
  • Византийские церковные мистики XIV века. Выкл. Григорий Палама, Николай Кавасилы и выкл. Григорий Синай. Казань, 1906, "Православный собеседник".

Источники