Алессандро Маньяско

Алессандро Маньяско ( итал. Magnasco, Alessandro ), По прозвищу Lissandrino, 4 февраля 1667, Генуя - 19 марта 1749, Генуя) - представитель генуэзской школы живописи, живописец эпохи барокко. В его творческом достоянии видят предшественника разных мастеров разных стран (от Франческо Гварди (Италия) в Ван Гога), хотя он имеет свою художественную ценность. Рисовал пейзажи, религиозные композиции, произведения жанровой тематики.


1. Биография

Родился в Генуе. Считают, что первые художественные враженння получил от картин Джованни Бенедетто Кастильоне. Но талантливый Кастильоне не передал Маньяско ни своего колористического дара, ни радостного мироощущения. Это не сказалось плохо на творчестве Маньяско, сокровища творчества которого существуют без связи с проблемой колоризма, как это и у Франсуа Милле (1814-1875), Креспи (1665-1747), Жерико (1791-1824).

Учился в Милане в Филиппо Абиати. Но это технические навыки и овладение мастерства. Подавлена ​​атмосфера Милана, завоеванного иностранцами, инквизиция, доносы, атмосфера враждебности и ежедневной опасности повлияли так сильно на мастера, что у него не найти картин с веселыми темами. Он как артист одного амплуа, что может талантливо играть только трагедии. Только трагедийные события и привлекали Маньяско. Даже внешне спокойные сюжеты Маньяско подает взволнованно, драматично, неспокойно.

В 1723-1737 годах он придворный художник герцога Джан Галеаццо Медичи во Флоренции.

Последние годы жизни работал в Генуе, где и умер.


2. Несмешные шутки Маньяско

"Там дрессированная сорока!" Метрополитен-музей.

В годы 1703 - 1711 Маньяско познакомился с итальянским театром делььарте. Достаточно примитивный, грубо-грубый репертуар театра обусловил появление в картинах мастера актеров и акробатов ( арлекинов, коломбин, пульчинел, паяцев). Тогда же появилось несколько картин с обучением, дрессурой животных. Паяц учит ворону, сороку или обезьяну. Внешне смешная ситуация, когда обучение не идет успешно, подается неспокойно, тревожно. Художник словно заранее знает, что все кончится пессимистично. Это несмешные шутки Маньяско или попытки пошутить.


3. Религиозные и бытовые композиции

Худ. Маньяско, "Христос воскрешает умершего Лазаря", Риксмузей, Амстердам.

В его творчестве много картин религиозных или жизни монастырей и монахов. Он один из немногих мастеров Италии, которого будто никак не привлекает индивидуальное лицо человека. Это мастер толпы, причем его толпа неприятный, нарисованный без приязни.

В картине "Христос воскрешает умершего Лазаря" якобы приятное событие, чудо, ведь к жизни возвращают умершего. Женщины упали на колени и причитают. Мужчины тянут на простынях еще непослушное тело из подземелья. Но внешне радостное событие никого не радует, чудо, явленное Христом, остается драмой без облегчения и не обещает праздника никому.

Конечно же, он не чувствовал враждебности к Ченчи. Хотя привкус абсурда и суетности непременно присутствует в каждой картине с монастырского жизни ("Монахи за едой", "Черника по труду", "Похороны монаха"). Облегчения не ощущается даже в картине "Монахи в библиотеке монастыря". Это пустая трата времени и неспособность розьязаты драматические загадки существования.

Современного зрителя пленяет драматизм картины. Но разочаровывает неприятный толпу, где невозможно отыскать ни привлекательной фигуры. К тому же персонажи будто на одно лицо, как близнецы. Индивидуальность стерлась или навсегда потерялась. Героем стал толпа, лишен привлекательных особ и индивидуальностей, что так отличает произведения Маньяско от картин предшественников - итальянцев ( Тициан, Караваджо, Матиаса Стомера, Гверчино, где тоже есть толпа) или современников ( Тьеполо, Креспи).

Витторе Гисланди долго и вынужденно рисовал портреты рядовых, непривлекательных внешне, ничтожных людей. И даже незначительные в Гисланди - индивидуальные. Толстую и снаружи неприятную Бертраму где Вальсечи не делают привлекательной ни кружево, ни бруствер бусин на Тройной подбородке. Но какая индивидуальность, пусть и внешняя ( Академия Каррара, Бергамо). Роскошный наряд кавалеру ордена Константина не добавило привлекательности лицу, смотрит с презрением и цинизмом. Но индивидуальность поражает, потерянное имя (чтобы установили его заново) ничего бы нового в характерный, надменный образ не добавил (музей Польди Пеццоли, Милан). И ничего индивидуально-образного - не найти в Маньяско.

  • Молитва во время раскаяния монахов, частные. сборник

  • Прядильная мастерская женского монастыря. Страсбур.


4. Пейзажи

"Рыбаки у бушующего моря", Гонолулу
Худ. Маньяско "Вакханалия", Эрмитаж.

Пейзаж, если не изображает бурю, достаточно спокойная тема: "Венера" Джорджоне заснула на фоне спокойного сельского пейзажа (Дрезден), "Охотники на снегу" в Питера Брейгеля Старшего не встревожило мир, живущий своей жизнью, пусть и отделенным от опасных людей. А панорамный пейзаж важнее охотников на снегу и не теряет величия и могутньости.

Тревога и беспокойство присутствуют в каждом пейзажи Маньяско. Насколько радостные вакханалии Тициана, настолько неприятна, гротескная "Вакханалия" Маньяско (Москва). Танцоры как больные, а их движения лишены красоты, грации, такой привлекательной для итальянцев. Не испытывают уважения к руинам и те, что не танцуют ( античность для обездоленных вакхантив- маргиналов не стоит забот и хранения). Для всех присутствующих историческое камней, античные руины как лес, где все можно взломать, а потом откатывать на новое место без стыда за содеянное зло.

Еще одно произведение. Руины давьоримського храма. Небо ясное. Толпа мечется со своими мелочные заботы (играют в карты, готовят еду, бреются и т.п.). Но тревога присутствует и в ясном пейзажи. А позднее название только точно фиксирует беспокойный настроение произведения, ибо какой же спокойствие в лагере бандитов? ("Лагерь бандитов", Эрмитаж, Петербург).


5. Произведения Маньяско в Украину

В сборниках Украине есть несколько произведений Маньяско. В городе Одесса вариант композиции "Виголення тонзуры в монастыре", носящая название "Ченчи, что бреют тонзуры". В неопрятном интерьере монахи заняты бритьем. Фигуры разобщены, никому нет дела ни до собачки, ни к растениям в горщиках на окне, ни до захода солнца. Все тает в сумерках и в пессимизми автора.

Полная безысходность присутствует и в полотне "Похороны монаха" с Музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко в Киеве. Обряд выполняют обыденно, один читает заупокойному молитву, второй нетерпением ждет окончания молитвы. Троица монахов влечет тело спустят в яму без гроба. Могилу только выкопали. А молодой монах с удивлением следит за ходом событий, не откладывая лопаты. Грустит лишь один монах на коленях с горщиком. Но быстро все закончится и на кладбище станет на одну могилу больше. Одинаковые крестики древних захоронений ничего не меняют в тревожном и неприятно застывшем мире монастыря, и не только и монастыря.


6. Избранные произведения

"В монастыре францисканцев"


  • "Там дрессированная сорока!" Метрополитен-музей
  • "Черника в трапезной", Москва
  • "Вакханалия" (разные варианты)
  • "Христос воскрешает умершего Лазаря", Риксмузей, Амстердам
  • "Пейзаж с фигурами"
  • "Дессура сороки"
  • "Распятие" (разные варианты)
  • "Гранд Канал в Венеции"
  • "Похороны монаха", Киев
  • "Виголення тонзуры в мужском монастыре", Одесса
  • "Рыбаки у бушующего моря", Гонолулу
  • "Игра в карты", Страсбург
  • "Горный пейзаж" Эрмитаж
  • "Морское побережье"
  • "В монастыре францисканцев"
  • "Монахи в библиотеке монастыря"
  • "Пейзаж с аскетом"
  • "Экстаз Св. Франциска Ассизского"
  • "Лагерь бандитов", Эрмитаж

7. Страны, где хранят произведения Маньяско

"Пытки в тюрьме", 1710, Музей истории искусств, Вена
  • Австрия
  • Бельгия
  • Голландия
  • Германия
  • Италия
  • Россия
  • Румыния
  • США
  • Венгрия
  • Украина
  • Франция

Источники

  • Большая советская энциклопедия, т 15, М, 1977 (рус)
  • Краткая художественная энциклопедия. Искусство стран и народов мира, т 2, М. 1965 (рус)
  • Памятники культуры. Новые открытия, М, "Наука", 1975 (рус)
  • Западно-европейская живопись 14-18 веков, Киев, "Искусство", 1986.