Надо Знать

добавить знаний



Али ибн Абу Талиб


Mola Ali.jpg

План:


Введение

Али ибн Абу Талиб, Али сын Абу Талиба которого также называют Лев Али ( араб. علي بن أبي طالب ) (Около 604 - 661) - четвертый праведный халиф, двоюродный брат и зять Мухаммеда (муж дочери Мухаммеда Фатимы).

С именем Али связан первый в исламе раскол, который привел к зарождению религиозно-политических движений шиитов и хариджитов и к их обособления от суннитской большинства. Шииты- имамиты считают Али первым из Двенадцати имамов. Потомков Али называют Алида.


1. Биография

1.1. Ранние годы, становления ислама

Согласно мусульманской традиции говорится, что с детства Али ибн Аби Талиб находился у пророка Мухаммеда. Он одним из первых принял ислам в возрасте 10 лет.
Али был рядом с Мухаммедом протяжении всего мекканского периода его жизни. Накануне хиджры, мекканские язычники попытались убить Мухаммеда. Однако когда они вошли в его дом, то увидели Али, который занял место Мухаммеда и дезориентировал заговорщиков. Сам Мухаммед уже выехал в направлении Медины.
Мекканцы отпустили Али и тот отправился в Медину. Первым боевым испытанием для Али стала битва при Бадре, при которой он был знаменосцем.

Перед битвой произошел бой между Али и одним из лидеров мекканских язычников Валидом ибн Мугирою - Али убил последнего. После этого он поспешил на помощь Абу Убайди, что оказался в затруднительном положении и убил его противника. За героизм, проявленный в этой битве Али прозвали "Львом Аллаха". Мухаммед подарил ему меч с раздвоенным лезвием, который назывался "Зульфикар".

Символическое изображение меча Али - Зульфикара, что по преданию подарил ему сам Мухаммед

После победы при Бадре Али, в качестве военного трофея, были переданы меч, щит, и один верблюд. После битвы при Бадре, Али женился на дочери Мухаммеда Фатимой. От этого брака появилось на свет трое его сыновей - Хасан, Хусейн и Мухсин, и две дочери - Зайнаб и Умм Кульсум.

В битве при Ухуде ( 625 г.), в которой мусульмане потерпели поражение, Али получил ранения, защищая Мухаммеда.
В 628 г. Али отличился в битве с иудеями в оазисе Хайбар.
Али был знаменосцем мусульманской армии, захватившей Мекку в 629 г. После захвата мусульманами города, Мухаммед вместе с Али сбросили идолов Каабы.
Считается, что Али был с пророком Мухаммедом во время его смерти [1].


1.2. Дальнейшая судьба ( суннитская версия)

После того, как Абу Бекра был избран первым праведным халифом, Али был занят подготовкой похорон Мухаммеда. Согласно суннитскими преданию, Али всеми силами способствовал утверждению Халифата и развития мусульманского общества.
Во времена правления второго праведного халифа Омара ибн Хаттаба, Али был одним из ближайших к нему людей. Омар часто советовался с ним по поводу различных государственных дел и оставлял его своим заместителем, когда уезжал из Медины. Во времена правления Омара, Али исполнял обязанности верховного кадия Халифата. Непосредственно перед смертью, Омар назвал Али одним из шести кандидатов на пост главы государства. Однако на "совете шести" халифом был избран Османа ибн Аффан.
Во времена правления третьего праведного халифа Османа, Али продолжал исполнять обязанности верховного кадия и был одним из ближайших к халифу людей. Во время осады мятежниками дома Османа в Мекке (вскоре он был убит), Али вел с ними сложные переговоры. Он даже приказал своим сыновьям Хасана и Хусейну защищать халифа [2].


1.3. Дальнейшая судьба ( шиитская версия)

Событие в Гадир Хуми (иллюстрация из манускрипта Ильхан (1309/8))

Согласно шиитским преданиям, благодаря добродетелям Али, Мухаммед хотел назначить его своим преемником.
Шиитское предание указывает на то, что перед своей смертью Мухаммед, после своего последнего поломництва в Мекку, в местности Гадир Хум перед большим собранием мусульман позвал к себе Али, взял его руку и, подняв ее, обратился к людям:

" Аллах мой покровитель и полноправный обладатель, я есть начальником всех верующих. Для кого я покровительствовал, для того и Али будет покровителем. О Аллах! Любой покровителем тому, кто был его другом, будь врагом тому, кто был его врагом, помоги тому, кто помог ему, не поддерживай того, кто оставил его без поддержки, и будь он прав, где бы он ни находился! Неужели я не объявил об этом трижды? [3] "

Шииты считают, что несмотря на то, что Абу Бекра был избран пешим халифом, благодаря взяткам и подаркам, которые Омейядов раздавали всем его сторонникам, он не достиг хоть малейшей части той святости, которой владел имам Али.
Выбора третьего халифа Османа шииты считают историческим фарсом - перед смертью Омар назначил шестерых кандидатов на правление Халифатом и приказал им выбрать одного, сказав при этом, что если голоса распределятся в соотношении четыре к двум, то двое, является меньшинством, должны быть убиты, а если эти шестеро разделятся на уровне партии, то стоит прислушаться к той, которую поддержит Абдул Рахман ибн Ауф. Однако, если в течение определенного времени не будет достигнуто соглашение, следует убить всех шестерых. Абдул Рахман ибн Ауф выдвинул кандидатуру Али в тех условиях, что тот будет управлять Халифатом, руководствуясь Кораном, Сунной Мухаммеда и сунной первых двух халифов. Али не принял эти условия, тогда как Осман согласился, став халифом. Али покинул собрание, заранее зная его результат, он рассказал об этом в своей речи известной под названием "Шакшакийя" [4].


1.4. Правления

Халифат в правление Али в 661 г.

В начале второй половины VII в. недовольство правлением халифа Империи, действия которого квалификовувались многими мусульманами, как "неразрешенные новаторства", стало открытым. Это недовольство выражалось и в преувеличенных надеждах на "справедливое" правления Али, одного из шести ближайших сподвижников Мухаммеда. Современники считали его нажзвичайно набожной и честным человеком, преданным делу ислама. Многим Али казался идеальным правителем.
В 656 году, после того, как Осман был убит, Али провозгласили халифом. Однако часть мусульман не согласилась с этим решением и подняла бунт. Пользуясь нерешительностью Али, мятежники захватили Басру. Одновременно Муавия, наместник Сирии и родственник убитого халифа, выступил против Али, обвиняя его в причастности к убийству империи. В декабре 656 года в "верблюжьей битве" под Басрой Али удалось разбить мятежников, однако борьба с Муавия оказалась долгой и трудной. Али перенес свою резеденцию до Куфы, ставшей оплотом его сторонников - шиитов.
В июле 657 году в битве при Сиффини, на правом берегу реки Евфрат, состоялось большое побоище между сирийцами и сторонниками Али. Нанеся поражение сирийцам, Али не смог закрепить успех и воспользоваться победы. Его согласие на третейский суд, к которому призвали сирийцы, обернулась против него. 12 000 воинов покинули его лагерь под КУФО, разочаровавшись в нем, как в вождю и объявили его согласие на третейский суд несовместимой с духом ислама. Раскол в лагере Али привел к выделению из числа его сторонников религиозно-политической группировки хариджитов, которые вели борьбу не только против Омейядов, но и против шиитов. От рук хариджитов в 661 году Али и погиб. По преданию его похоронили в городе Эн-Наджаф, которое стало одним из святых мест паломничества шиитов.

Мечеть в Эн-Наджафе. Место захоронения Али.

2. Значение Али для ислама

Сирийское изображения Али, датированное 1989

В историю ислама Али вошел как одна из трагических и противоречивых фигур.
Мусульмане-сунниты почитали и продолжают почитать Али, как одного из "праведных" халифов и образец набожности и благородства [5].
В шиитской среде Но есть уважаемые лицом. Его образ оттеснил на задний план образ Мухаммеда, он признан носителем "божьей благодати", абсолютным и безошибочным авторитетом в делах веры и светской жизни. Шииты провозгласили его обладателем всех достоинств, носителем и толкователем эзотерических и экзотерической знаний. Как доказательство его избранности и исключительного права на верховную власть шииты приводят многочисленные передачи по словам Мухаммеда и аяты Корана, соответствующим образом трактуя их. Название суры 16 (ан-Нахла - "Пчелы") стала частью почетного титула Али - эмир ан-Нахла: нектар и сок плодов собирают пчелы, о которых говорится в Коране, шиитские экзегеты трактуют как спасительное учение, скрытое в священном писании мусульман. Средневековые шиитские богословы приписали Али мудрые высказывания, письма, и современные идеологи шиитского ислама признают авторитетными источниками шиитского вероучения [6]. Шииты- имамиты считают Али своим первым из двенадцати имамов.
На протяжении всей истории ислама возникали общины крайних шиитов (например - алавиты), что обожали Али, отрицали его смерть, считая, что он находится на небесах, что гром его голос, а молния - улыбка и тому подобное.
В народном исламе, как суннитском, так и шиитской, Али - один из самых популярных персонажей, вобравшего в себя черты некоторых домусульманских божеств и былинных героев-богатырей.


3. Родословная Али

Абд аль Муталиб
(Род. 497)
Фатима бинт Амр
Амина бинт Вахби
Абд Аллах
(Род. 545)
Абу Талиб
(Род. 549)
Фатима бинт Асад
Мухаммед
(Род. 570)
Хадиджа
Али ибн Аби Талиб
(Род. 604)
Фатима
(Род. 605)
Хусейн ибн Али
(Род. 626)
Хасан ибн Али
(Род. 624)

4. Примечания

  1. http://islam-slovar.ru/books/a.html # Alavity69 - islam-slovar.ru/books/a.html # Alavity69
  2. http://islam-slovar.ru/books/a.html # Alavity69 - islam-slovar.ru/books/a.html # Alavity69
  3. http://www.omkara.ru/ali/02.htm - www.omkara.ru/ali/02.htm
  4. http://www.omkara.ru/ali/05.htm - www.omkara.ru/ali/05.htm
  5. Ислам: Энциклопедический словарь. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. С. 18
  6. Ислам: Энциклопедический словарь. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. С. 18, 19

Литература

  • Ислам. Словарь атеиста. Москва. Издательство политической литературы. 1988. с. 29-30. (Рус.)

Источники

См.. также

п ? в ? р Список двенадцати шиитских (имамитських) имамов
п ? в ? р Список сподвижников Мухаммада

Аббас ибн Бишр
Аббас ибн Абд аль-Мутталиб
Абдаллах ибн Аббас
Абдаллах ибн Абдуль-Асад
Абдаллах ибн Мас'уди
Абдаллах ибн Равваха
Абдаллах ибн Сайлим
Абдаллах ибн 'Убей
Абдаллах ибн Умм-Мактум
Абдаллах ибн аз-Зубейр
Абдуррахман ибн абу Бакр
Абдаллах ибн Худхафа ас-Сахме
Абдаллах ибн Джаьфар
Абдаллах ибн Сайлям
Абу Аййуб аль-Ансари
Абу-Бекр
Абу Зарри аль-Гифари
Абу Дуджяна
Абу Хуфайра
Абу Хузайфы ибн аль-Мугира
Абу Гурайра
Абу Любаба ибн Абдуль-Мунзир
Абу Суфьян ибн Харб
Абу Суфьян ибн аль-Харис
Абу Талиб ибн Абд аль-Муталиб
Абу 'Убайда ибн аль-Джаррах
Абу аль-'Ас ибн аль-Рабиьа Абу ад-Дарда
Абу Хузайфы ибн 'Утба

Абу Муса аль-'Ашари
Абу Саьид аль-Худри
АКИБ ибн Усайд
аль-'Аля аль-Хадрами
аль-Барра ибн аль-Малик аль-Анасри
Хасан ибн Али
Хусейн ибн Али
аль-Нахдия
Али ибн Аби Талиб
Амина бинт Ваггаб
Аммар ибн Ясир
Амр ибн аль-Джума
ан-Нуман ибн Мукаррин
Анас ибн Малик
Акил ибн Абу Талиб
Ашаб
Башир ибн Саьд
Билял ибн Рабах
Билял ибн аль-Харис
Фадль ибн Аббас
Фатима бинт Асад
Фатима бинт Хизам
Файруз ад-Дайлами
Хабиба бинт 'Убайдулла
Халима Садия
Хамза ибн Абд аль Мутталиб
Хариса бинт аль-Муаммиль
Хатиб ибн абу Байта Гишам ибн аль-'Ас
Хузайфы ибн аль-Яман

Хаджр ибн аду
Икрима ибн ибу Джахль
Джаьфар ибн абу Талиб
Джуляйбиб
Хаббаб ибн аль-Арат
Халид ибн Саьид
Халид ибн аль-Валид
Хунайс ибн Хузайфы
Кумайль ибн Зияд
Хузаймат ибн Сабит
Лейля бинт аль-Минхаль
Любаба бинт аль-Харис
Любайна
Малик ибн Динар
Малик ад-Дар
Малик ибн Аштер
Малик ибн Нувайра
Мусьаб ибн 'Умайр
Микдад ибн Асвад
Муьаз ибн Джябаль
Муаввия ибн абу Суфьян
Мугира ибн Шуьба
Мухаммад ибн Масляма
Мухаммад ибн абу Бакр
Науфал ибн Хувайлид
Нусайба бин Каьаб
Катада
Рабиьа ибн Умаййа

Рабиьа ибн аль-харис
Саьад ибн ар-Раби '
Саьад ибн абу Ваккас
Сафиййа бинт Абдуль-Мутталиб
Саид ибн 'Амир аль-Джумахи
Саьид ибн Зайд
Салим Мауля абу Хузайфы
Сальман аль-Фарис
Сухайб ар-Руми
Тамим ад-Дари
'Убайда ибн аль-Харис
Умами бинт Зайнаб
Умар
Умм Кульсум бинт Али
Умм Кульсум бинт Джарвила Хузима
Умм Шарик
Умм Убайс
УКСа ибн Амир
Умар ибн аль-Хаттаб
Урва ибн Мас'уди
Усама ибн Зайд
Утба ибн Газван
Усман ибн Аффан
Усман ибн Хунайф
Вагб ибн Абд-Манаф
Зайд ибн Аркам
Зайд ибн Хариса
Зайд ибн Сабит
Зайнаб бинт Али


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам