Алхимия

Алхимия - это общее название систем трансформации человека, основанных на метафоре химических превращений и использующих химические соединения, а также попыток получения драгоценных металлов, эликсиров, философского камня, универсального растворителя, питьевого золота и других веществ, которые якобы обладают удивительными свойствами. В алхимии человек или его отдельные компоненты ( сознание, дух, душа, тело, отдельные энергии и т. п.) рассматриваются как субстанции, имеющие особые физические и химические свойства, и с ними осуществляются определенные операции, описываемые языке химических превращений. Параллельно основной - химической - метафоре часто развиваются другие символические ряды.

В истории науки понятие "алхимия" употребляется в двух значениях:

  1. ранняя форма исследования природы,
  2. ранняя философская и спиритуальна дисциплина.

В обоих случаях имеет место сочетание элементов химии, металлургии, физики, медицины, астрологии, семиотики, мистицизма, спиритуализма и искусства как составных частей единой большой силы. Широкого практического применения алхимия потерпела в Месопотамии, Древнем Египте, Персии, Индии и Китае, а также в Древней Греции и Риме, в мусульманской цивилизации и в Европе вплоть до XIX в. - В комплексном изучении вместе с философией в школах, диапазоном за последние 2500 лет.

Западная алхимия всегда была ближе к Герметизма - философской и спиритуальнои системы, корни которой уходят фигуры Гермеса Трисмегиста (Трижды Великого), синкретического египетско-греческого божества и легендарного алхимика. Сочетание этих двух дисциплин в западной традиции повлияло на зарождение розенкрейцерства, важного эзотерического движения семнадцатого века. В эпоху раннего Нового времени алхимия эволюционировала в современную химию.

"The alchemist", by Sir William Fettes Douglas ("Алхимик" Уильяма Феттеса Дугласа), 1853

1. Термин "Алхимия"

Существует несколько версий происхождения термина "Алхимия" (латинское alchimia, alchymia) [ ]. Одна из них утверждает, что слово произошло от Chymeia - налива, настаивания. Дальний отголосок практики восточных врачей-фармацевтов, которые добывали соки лекарственных растений. Согласно другому мнению, корень в слове алхимия - khem или kh?me, ch?mi или ch?ma, что означает и чернозем, и свинец, и Черную страну. Так называли древний Египет, а с Египтом связывали искусство жрецов-знатоков руд, металлургов, золотых дел мастеров. Также изучение земных недр (латинское h?mus - земля). Другие возможные варианты: древнегреческое χυμος - "сок", "эссенция", "влажная", "вкус", древнегреческое χυμα - "сплав (металлов)", "литье", "поток", древнегреческое χυμευσις - "смешивания", древнегреческое Χιμαιρα - "Химера". Древнекитайское ком означает золото.


2. Основные положения алхимии

Все без исключения алхимические учения отличаются таинственностью и секретностью, что в истории часто давало повод к их неправильного понимания. Представление об алхимии как о "примитивную химию" , сложившееся в науке до конца XIX века, было полностью пересмотрено в XX веке.

Реальные алхимические традиции, наверное, соединяющих внутреннюю работу с получением некоторых веществ. Как и все эзотерические знания, алхимия основывается на постулате о подобии микрокосма и макрокосма.

Алембик, часть дистилляционного аппарата. Нюрнберг, Германский национальный музей

Во всех алхимических традициях исключительную роль играет ртуть и ее сульфид - киноварь (HgS), которые порой даже дают название всей алхимической системе. Например, "расаяна" (один из смыслов - "колесница ртути", "учение ртути?) - индийская алхимическая традиция, "дань" ("цинь") ("искусство киновари") - китайский. В европейской алхимии слово, обозначающее ртуть, совпадает с именем покровителя алхимии - Меркурия (бога и планеты) и ее легендарного основателя (Гермеса Трисмегиста). Действенности алхимических методов, как считали чаще, нужно благоприятное расположение небесных тел, которые наблюдали астрологи. Есть также очевидной связь между методами алхимиков и астрологов. Кроме того, используется сера, 6 традиционных металлов (свинец, железо, медь, олово, серебро, золото), соединения мышьяка (прежде всего аурипигмент и реальгар), сурьма, селитры, щелочи и некоторые другие неорганические и органические соединения, а в китайской , индийской и тибетской алхимии, кроме того, драгоценные камни и травы.

Во всех алхимических системах важное значение имеют идеи:

  1. очистки веществ, участвующих в работе, путем прокаливания, переплавки, амальгамирования, дистилляции;
  2. священного брака, сообщения мужского и женского принципов, сочетание противоположностей.

Последняя в европейской алхимии имеет форму "химического свадьба", "королевского брака", сообщения брата и сестры, Солнца и Луны, Гермафродита и Салмакиды, самца и самки разных животных, в индийской - союз Шивы и Шакти, в китайской - соединения дракона и тигра или встречи Пастуха и Ткачиха (Небесной Девы). Для египетско-греко-арабско-европейской алхимической традиции исключительно важную роль играет также идея смерти (обычно в форме убийства) и воскресения.

Ни одна из алхимических традиций не описана сколько-нибудь полно современной наукой. Исследования находятся в начальной стадии, более или менее достоверно реконструированы лишь отдельные фрагменты алхимических систем. Ведутся споры даже по основным вопросам. Это связано прежде всего с самим характером алхимических учений, имеющих практическую направленность и предусматривают трансформацию самого алхимика. Основное открытие исследователей алхимических систем состоит в том, что последние нельзя правильно понять без практического прохождения всех их стадий самим исследователем. По своему строению алхимические знания составляют удивительные волшебные миры, полные загадок и тайн. Вполне возможно, что новая информация изменит наше представление о средневековую алхимию и древние времена целом.

Не понятно, насколько сходными являются алхимические системы разных культур и, в частности, насколько аналогичными является их конечные результаты. Также остаются открытыми вопросы о происхождении алхимических традиций, существовании единого их источника, взаимные связи и заимствования.

Существует мнение о наличии генетической связи внутри таких групп:

  1. платонизм, позднеантичный гностицизм, христианство, неоплатонизм, зорастризм, манихейство, каббала, суфизм, эллинистическая, египетско-эллинистическая, византийская, арабская и европейская алхимия;
  2. практики сиддхарив - доарийского населения Индостана, индийская и буддийская тантра, индийская и тибетская алхимия;
  3. даосизм, китайская алхимия и алхимические практики региона китайского культурного влияния - Япония, Корея, Индокитай.

3. История алхимии

Алхимия в Европе с момента своего зарождения находилась в полуподпольных состоянии. Однако европейские правители, как светские, так и церковные, объявив алхимию вне закона, одновременно занимались ею, рассчитывая на выгоды, которые сулило нахождение способа получения золота. Вследствие этого европейская алхимия изначально была учением, доступным лишь немногим. Этим объясняется характерный для европейской алхимии чрезвычайно туманный изложение достигнутых результатов.

Многие открытия имели сенсационный характер. В 1602 г. сапожник и алхимик Винченцо Касциароло в горах Болоньи нашел камень, который был настолько тяжелым, что Касциароло предположил наличие золота в нем. Пытаясь выделить золото из камня, алхимик прокалил его с углем и селитрой и сразу же заметил, что охлажденный продукт светится в темноте красноватым цветом. Весть об этом поразила алхимиков, и тяжелый шпат (барий сульфат) стал объектом химических исследований. Он получил ряд названий: солнечный камень, болонский фосфор и др.. В 1774 г. было установлено, что в тяжелый шпат содержится особая "земля". Неизвестный ранее металл получил название "Барий" от греческого слова "тяжелый".

В середине XVII века гамбургский алхимик Генниг Бранд, в поисках философского камня перегоняя человеческую мочу, обнаружил, что при прокаливании осадка последний светится в темноте. Это было что-то новое и необычное. Этот фокус Бранд показывал любителям и получал за это плату, а потом продал свой "секрет" гамбургскому алхимику Иоганну Крафту. Почти сто лет существовала "фосфорная спекуляция", поскольку способ получения фосфора держался всеми в секрете. Только в 1743 г. немецкий химик Андрей Сигизмунд Маргграф (1709-1782) нашел более совершенный способ получения фосфора и опубликовал его. После этого началось изучение фосфора и его соединений.

"Лаборатория алхимика" Ганс Вредеман. Гейнрих Хунрат. "Амфитеатр вечной мудрости" ( Гамбург 1595)

К середине XVI века в европейской алхимии стало очевидным разделение, быстро усиливалось. С одной стороны, это мистический направление, представители которого, по-прежнему пытались осуществить трансмутацию металлов с помощью магии, с другой - рациональные течения. Наиболее значимыми среди последних были ятрохимия и техническая химия, стали переходным этапом от классической алхимии к новой научной химии.

Главным результатом алхимического периода, кроме накопления значительного запаса знаний о веществах, стало становление эмпирического (опытного) подхода к изучению свойств вещества. Алхимики разработали ртутно-серную теорию (а впоследствии теорию трех принципов - ртути, серы и соли), что обобщала исследовательские данные. В целом алхимический период оценивается историками науки как необходимый переходный этап между натурфилософией и экспериментальным естествознанием.

Однако алхимия имела негативные черты, загнали ее развитие в тупик. Во-первых, ограниченность предмета лишь трансмутации металлов: все алхимические действия с веществом были подвластны этой главной цели. Во-вторых, мистицизм. В-третьих, догматизм теории - учение Аристотеля, что лежало в основе идеи трансмутации, принималось за истину в последней инстанции без каких-либо объяснений. Наконец, изначально присуща алхимии закрытость была серьезным препятствием для развития этого учения.

Алхимия была исторически первой дисциплиной, которая соединила теорию и эксперимент. В течение почти двух тысячелетий - со времен античности до XVII века нашей эры - алхимики совершили множество превращений веществ. Из этих экспериментов потом выросла наука химия.

В России алхимия не была широко распространенной: до алхимиков не было доверия ни у власти, ни у народа. Вместо алхимиков при аптеках и при царском дворе существовали алхимисты. Они готовили обычные лекарства и были, по сути, химиками-лаборантами. Алхимисты получали и очищали самые разнообразные вещества, смешивали их с указаниями аптекаря. Вместе с аптекарем они участвовали в анализе и экспертизе ("надкушуванни") новых лекарств. В XVIII веке название профессии "алхимист" постепенно заменяется на "химик".

Интерес к алхимии не исчез окончательно и в наше время. Значительная часть современных сторонников оккультизма и эзотерических учений продолжает заниматься алхимией и в начале третьего тысячелетия, хотя, конечно, без видимого успеха. Кроме того, алхимия продолжает вызывать интерес и в довольно широких масс людей. Как форма знания она продолжает активно взаимодействует в наше время с другими формами альтернативного относительно науки знания и, наверное, будет достаточно активно взаимодействовать с ними в ближайшем будущем.


4. Алхимики

Первым знаменитым европейским алхимиком стал монах-доминиканец Альберт фон Больштедта (1193-1280), известный как Альберт Великий (Albertus Magnus). Труда Альберта Великого ("Книга об алхимии", "О металлы и минералы", "Алхимический свод" и другие) сыграли важную роль в том, что натурфилософия Аристотеля стала важной для европейских ученых позднего средневековья и начала Нового Времени. Альберт Великий первым из европейских алхимиков детально описал свойства мышьяка, и поэтому ему часто приписывают открытие этого вещества. Альберт Великий имел мнение о том, что металлы состоят из ртути, серы, мышьяка и нашатыря.

Современником Альберта Великого был английский монах-францисканец Роджер Бэкон (1214-1292). Он написал, в частности, знаменитые трактаты "Зеркало алхимии" и "Могущество алхимии". В трактатах дается подробное описание природы металлов с точки зрения ртутно-серной теории. Роджер Бэкон определял алхимию следующим образом: "Алхимия есть наука, указывающая, как приготовить и получить средство, эликсир, который, если его бросить на металл или несовершенной вещество, делает их совершенными в момент прикосновения".

В работах Альберта Великого и Роджера Бэкона, как и в трудах арабских алхимиков, доля мистицизма была сравнительно небольшой. В то же время для европейской алхимии в целом мистические элементы значительно характерными, чем для арабского.

К основоположникам мистических течений часто относят испанского врача Арнальдо (Арнольда) с Виллановы (1240-1313) и Раймунда Луллия (1235-1313). Их труды ("Завет, преподает в двух книгах всеобщее химическое искусство" Раймунда Луллия, "Розарий философов" Арнольда из Виллановы и др.) также были посвящены трансмутации (Луллий даже утверждал, что ему якобы удалось получить философский камень и золото), причем особый упор делался на магических операциях, необходимых для получения желаемых результатов.

К алхимиков можно отнести великого английского физика и математика Исаака Ньютона (1643-1727). Он отдал поискам философского камня и универсального растворителя много времени и сил. Но Ньютона интересовали не столько способы получения золота, сколько изучение превращений веществ.

Не менее известный современник Ньютона Роберт Бойль, автор трактата "Химик-скептик" и один из основателей научной химии, также не был чужим алхимической традиции. Его перу вероятно относится любопытный алхимический трактат "О деградации золота", где описано "Анти-Эликсир" - противоположность философского камня, который осуществляет трансмутацию металлов в обратном направлении.


5. Источники информации