Альбертина


Галерея Альбертина, Вена.

Альбертина или Галерея Альбертина в городе Вена - один из самых известных в мире сборников оригинальных рисунков и печатной графики.


1. Границы и количество

По последним данным насчитывает более 65 тыс. рисунков художников прошлого и ок. 1000000 гравюр. Хронологические рамки собрания - с 15 в. и до современности.

2. Основатель

Основателем собрания был герцог Альберт Саксон-Тешенского в 70-х гг 18 века в королевском замке города Братислава, который он избрал резиденцией, находясь в качестве председателя Венгерского королевства с 1765 к 1781 г. Игра в государственность побудила герцога предоставить даже основополагающих грамотуна основания, датированную 4 июля 1776 По имени основателя сборка и получила название Альбертина.

3. История бытования собрания

Земли Чехии и Словакии рассматривались как временное пребывание владетельных дворов "Лоскутное империи", которой долгое время и была Австро-Венгрия. Поэтому сборки часто переносились из имперских окраин в метрополию. Так было со сборниками императора Рудольфа II в, перенесенными с Праги в Вену. Так произошло и с собранием Альберта Саксон-Тешенского.

1795 года потомок эрцгерцог Альбрехт приобрел собственный дворец Тароука (Taroucca) в Вене и перевез собрание из Братиславы в собственный дворец. Дворец в Вене переоборудовали под новое назначение быть художественной галереей. С 1822 года она была открыта для посещения. Попасть в новую галереюдозволялось кому-либо, а не только представителям дворянского сословия. Условия для посещения было наличие у посетителя обувь. Но ограниченный характер посетителей же сохранялся. На протяжении 19 века потомки (эрцгерцог Карл, эрцгерцогу Альбрехт Фридрих Австрийский, эрцгерцог Фридрих Австрийский) медленно увеличивали собрания.

1919 года после распада Австро-Венгрии художественные коллекции королевского рода австрийских Габсбургов перешли к Австрийской республики. 1920 года коллекция была увеличена за счет присоединения печатной графики, которая сохранялась до этого в императорской библиотеке. В 20 веке правительство Австрии придерживался концепции ?Вена - культурная столица", потому имперское прошлое столицы прошло.

С 1999 года в сборники перешли фото материалы и архитектурная графика и чертежи архитекторов. Галерея Альбертина относится к наиболее посещаемых музеев Вены.


4. Сокровища собрания

4.1. Рисунки итальянских мастеров

Полуколониальный присутствие Австрийской империи в северной Италии предоставила возможность легкого приобретения художественных сокровищ и и древностей в Италии мирового уровня. Так в Альбертина пришли рисунки мастеров итальянского Возрождения, маньеризма и барокко, среди которых рисунки Рафаэля Санти и Микеланджело Буонарротти, Бернардино Луини, Пармиджанино, Аннибале Каррачи, Карло Маратти, Джованни Баттиста Пьяцетта. Галерея Альбертина - одна из немногих музейных заведений мира сохраняет оригинальные рисунки Леонардо да Винчи.


4.2. Немецкий и австрийской отделы

Матиас Грюневальд. "Св. Иоанн в лесу"


Непревзойденное значение для мировой культуры имеют немецкий и австрийской отделы малюнквив. И через совместную с немецкими землями историю, и из-за чрезвычайно высокой художественной ценности собранного материала. В коллекции ряд рисунков мастеров короткого немецкого Возрождения (Якоб Хофнагель, Альбрехт Альтдорфер, Лукас Кранах Старший, Альбрехт Дюрер и др.). Мастера немецкого и австрийского искусства представлены произведениями художников так называемой Дунайской школы, предромантизм Каспар Давид Фридрих, экспрессионизма и сецессии ( Густав Климт, Эгон Шиле, Франц Марк и др.). Жемчужины немецкого собрания - уникальные рисунки Грюневальда.

  • Дюрер старший, Автопортрет

  • Дюрер, "Антверпен"

  • Дюрер, "Инсбрук. Внутренний дворик замка"

  • Дюрер, "Император Максимилиан I"

  • Эгон Шиле, "портрете Адель Хармс", 1917 г.

  • Эгон Шиле, "Старые дома в Крюмау" 1914 г.

  • Каспар Давид Фридрих, "Аркона. Восход луны"

  • Отто Мюллер, "Две обнаженные"



4.3. Отдел французских рисунков

Жак-Луи Давид, "Поединок с Диомедом", 1776 г.

Тяжелые политические отношения Австрийской империи с Францией не способствовали ни появлению значительных коллекций французского живописи, ни рисунков французских мастеров. Состояние срав изменился лишь в 20 веке, когда на значительные художественные пропахункы в собрании обратили внимание. Но древний перераспределение шедевров-рисунков не дал возможности получить значительные образцы, давно сосредоточенных в музеях Лувр, Шатийи и в петербургском Эрмитаже. Присутствие на художественном рынке Европы США также сильно уменьшает покупательную способность Австрии. "Французские" приобретение галереи имеют случайный характер. Поэтому историю французского рисунка надо изучать во Франции и в петербургском Эрмитаже.


4.4. Рисунки мастеров Фландрии и Голландии

Сборник рисунков старых мастеров Фландрии и Голландии одна из лучших в мире, если не лучшая. В коллекции присутствует такое количество имен мастеров и рисунков такого высокого ступени, что изучение искусства этих стран невозможно без изучения сборников галереи Альбертина (это портрет и пейзаж, бытовой жанр, штудия к натюрморта, анималистический жанр, батальная сцена, зарисовки оружия, сооружений, интерьеров и т.д.). Ведь здесь представлены собственными произведениями Иероним Босх, Питер Брейгель старший, Адриан ван Остаде, Мартен ван Гемскерк, Питер Пауль Рубенс, Рембрандт, Ян ван Гейсум, Хендрик Гольциуса, [[]],.

  • Мартен ван Гемскерк, "Базилика Св. Петра в Риме до перестройки", 1530-е гг

  • Рубенс, "Клара Серена" или "как камеристка"

  • Хендрик Гольциуса, Автопортрет, к 1594 г.

  • Ян ван Гейсум, "Натюрморт с цветами в нише", 1734 г.

  • Арт ван дер Нер, "Река в лунном освещении", в 1659 г.

  • Адриан ван Остаде, "Крестьяне в корчме", в 1679 г.

  • Рубенс, "Сын Николас", ок. 1626 г.


Литература

Викискладе по теме: Альбертина

См.. также