Надо Знать

добавить знаний



Альберт Эйнштейн


Einstein1921 by F Schmutzer 2.jpg

План:


Введение

Запрос Эйнштейн перенаправляет сюда. Об другие значения этого слова, а также о других лицах с этой фамилией, см. Эйнштейн (значения)
Альберт Эйнштейн
Einstein1921 by F Schmutzer 2.jpg
Родился 14 марта 1879 ( 18790314 )
GERold Ульм, Вюртемберг, Германская империя
Умер 18 апреля 1955 (76 лет)
США США Принстон, Нью-Джерси
Место жительства Германия, Италия, Швейцария, США
Гражданство Германия (1879-1896, 1914-1933)
апатрид (1896-1901)
Швейцария (1901-1955)
США (1940-1955)
Область научных интересов Физика
Заведение Швейцарское патентное бюро в Берни
Университет Цюриха
Пражский университет
Институт Кайзера Вильгельма
Лейденский университет
Научно-исследовательский институт
Alma mater Швейцарская высшая техническая школа Цюриха
Известный в связи с: Общая теория относительности, Специальная теория относительности
Броуновское движение, Фотоэлектрический эффект
Награды Nobel prize medal.svg Нобелевская премия по физике (1921)
Медаль Копли (1925)

Альберт Эйнштейн [1] (Albert Einstein) - ( 1879, Ульм - 1955, Принстон, США) - один из самых физиков 20 века. Лауреат Нобелевской премии 1921-го года.

Альберт Эйнштейн родился 14 марта 1879 года в немецком городе Ульм в еврейской семье. Жил в Швейцарии1893), Германии (с 1914) и США1933). Создал специальную ( 1905) и общее ( 1907 - 1916) теории относительности; открыл закон взаимосвязи массы и энергии (см. E = mc ). Автор основополагающих трудов по квантовой теории : ввел понятие фотона, установил законы фотоэффекта, основной закон фотохимии (закон Эйнштейна), предсказал ( 1916) вынужденное излучение. Развил статистическую теорию броуновского движения, заложив основы теории флуктуаций, создал квантовую статистике Бозе-Эйнштейна. С 1933 г. работал над проблемами космологии и единой теории поля.

В 30-е годы эмигрировал из Германии в США и позже в знак протеста против национал-социализма отказался от немецкого гражданства и вышел из состава Прусской и Баварской Академий наук. Также выступал против войны, в 1940-х - против применения ядерного оружия. В 1940 г. подписал письмо президенту США об опасности создания ядерного оружия в Германии. Горячо поддерживал идею создания еврейского государства.

Частный архив Альберта Эйнштейна хранится в Национальной библиотеке Израиля в городе Иерусалим.


1. Биография

1.1. Ранние годы

Альберт Эйнштейн в возрасте 4-х лет

Альберт Эйнштейн родился 14 марта 1879 г. в немецком городе Ульме в небогатой еврейской семье Германа и Паулины Эйнштейн. Герман Эйнштейн (1847-1902), имея незаурядные математические способности, владел небольшим предприятием, но постоянно стоял на грани банкротства. Мать, Паулина (урожд. Кох, 1858-1920) происходила из семьи обеспеченного торговца кукурузой Юлиуса Дерцбахера (в 1842 году сменил фамилию на Кох) и йети Бернхаймер [2]. У Эйнштейна была младшая сестра Мария (Майя, 1881-1951). Дом, в котором родился ученый, был разрушен во время бомбардировок 1944 года и не был восстановлен. Сохранилась городская регистрационная книга, в которой записано: "До чиновника городского регистрационного бюро, нижеподписавшийся, сегодня появился знакомый ему в лицо коммерсант Герман Эйнштейн, иудейского вероисповедания, проживающий в Ульме на Бронгофштрассе, 135."

Альберт Эйнштейн в возрасте 14-ти лет

Будучи ребенком нерелигиозных родителей, Альберт Эйнштейн посещал католическую начальную школу в Мюнхене и до 12-ти лет был довольно глубоко верующим подростком, хотя и не разграничивал христианское и иудейское вероучение [3]. Однако, чтение научно-популярных книг вскоре сделало его вольнодумцем и навсегда породило в нем недоверие к авторитетам [4].

Мальчик рос замкнутым и необщительным и не демонстрировал каких-либо значительных успехов в школе. Распространено мнение, что в детстве Альберт Эйнштейн был не способен к обучению. В качестве доказательств приводятся низкие показатели, которые он демонстрировал в школе, а также тот факт, что будущий гений весьма поздно начал ходить и говорить. Однако такая точка зрения оспаривается многими исследователями биографии Альберта Эйнштейна. Действительно, учителя критиковали Эйнштейна за медлительность и плохую успеваемость, однако объяснение низкой успеваемости и сложностям в обучении Эйнштейна следует искать не в лени или плохих способностях ученика, а в элементарной скромности, невосприятии устаревших педагогических методов, применявшихся в немецких школах конца XIX-начала XX веков, возможной дислексии или специфической структуре мозга Эйнштейна.

Когда Альберту было пять лет, его отец впервые показал ему компас. Это первое впечатление от знакомства с техникой у Эйнштейна сохранилось на всю жизнь и, как он сам признавал, определило его увлечение разнообразными механизмами и наукой. В 1889 г. знакомый студент-медик познакомил Эйнштейна с классической философией, в частности, с "Критикой чистого разума" Иммануила Канта. Произведения Канта также в значительной степени побудили будущего ученого к изучению математики, физики и философии. Кроме того, в детстве под давлением матери он с шести лет начал заниматься игрой на скрипке. Увлечение музыкой также сохранялось у Эйнштейна на протяжении всей жизни, и в 1908 он даже выступал в квинтете музыкантов-любителей (совместно с математиком, полицейским, юристом и переплетчиком). Уже находясь в США в Принстоне, в 1934 Альберт Ейшнтейн дал благотворительный концерт Моцарта для скрипки в пользу ученых и деятелей культуры, эмигрировавших из нацистской Германии.

Учась в Луитпольський гимназии, Альберт Эйнштейн впервые обратился к самообразованию: в возрасте 12 лет 1891 г. он начал самостоятельно изучать математику с помощью школьного учебника геометрии. Хотя часто утверждается, будто Эйнштейн был некомпетентен в математике, но это также не соответствует действительности. В гимназии он уже был в числе первых учеников по изучению точных наук, однако укоренившаяся система механического заучивания материала изучаемого которая, как он сам считал, наносит вред самому духу учебы и творческому мышлению, как и относительно тираническое отношение учителей к ученикам вызывало у Альберта Эйнштейна неприятие, поэтому он часто спорил со своими преподавателями, которые продолжали считать его бесперспективным учеником.

После окончательного разорения отца семейства в 1894 г. Эйнштейны переехали из Мюнхена в Италию в Павию вблизи Милан. Сам Альберт оставался в Мюнхене еще ​​некоторое время, чтобы окончить все шесть классов гимназии. Не получив аттестата зрелости, в 1895 г. он присоединился к своей семье в Милане. Осенью 1895 г. Альберт Эйнштейн прибыл в Швейцарию, чтобы сдать вступительные экзамены в Высшее техническое училище (eidgenцssische Technische Hochschule) в Цюрихе и стать преподавателем физики. Блестяще проявив себя на экзамене по математике, он в то же время провалил экзамены по ботаники и французского языка, что не позволило ему поступить в Цюрихский Политехникум. Однако директор училища посоветовал молодому человеку поступить в выпускной класс школы в Аарау (Швейцария), чтобы получить аттестат и повторить поступление.

Аттестат Альберта Эйнштейна в Аарау (оценки по шестибалльной шкале)

В Аарау Альберт Эйнштейн посвящал свое свободное время изучению электромагнитной теории Максвелла. В сентябре 1896 г. он весьма успешно сдал все, за исключением экзамена по французскому языку, выпускные экзамены в кантональной школе Аарау и получил аттестат, а в октябре 1896 г. был принят в Высшее техническое училище (так называемый Политехникум; нем. eidgenцssische Technische Hochschule ) В Цюрихе на педагогический факультет. Здесь он познакомился со своей будущей женой, сербской студенткой факультета медицины Милев Марич. В этом же году Эйнштейн отказался от своего гражданства и стал апатридом. Чтобы получить швейцарское гражданство, ему нужно было заплатить 1000 швейцарских франков, однако бедственное материальное положение его семьи не позволило ему сделать это во время учебы.

Стиль и методика преподавания в Политехникуме обнаруживали существенные различия с закостенелой и авторитарной прусской школой, поэтому дальнейшее обучение давалось Альберту куда проще. Однако определенные трудности все же возникали. В частности, за годы учебы в Цюрихе у Эйнштейна предельно осложнились отношения с заведующим кафедрой физики профессором В. Г. Вебером (однофамильцем знаменитого физика Вильгельма Эдуарда Вебера). Вебер, интересный лектор и одаренный экспериментатор, оставался чересчур консервативным в своем неприятии новых теорий в электротехнике. В частности, Вебер негативно относился к теории поля Максвелла, будучи сторонником концепции дальнодействия, и в этом плане у него возникали разногласия с молодым учеником, который интересовался трудами Майкельсона и независимо, не зная об опытах Майкельсона, предложил собственную интерференционную методику, но из-за несогласия преподавателя так и не смог провести задуманные им опыты.


1.2. Начало научной деятельности

В 1900 Эйнштейн закончил Политехникум, получив диплом преподавателя математики и физики. Хотя его успеваемость не была образцовой, однако он серьезно заинтересовался целым рядом наук, в том числе геологией, биологией, историей культуры, литературоведением, политической экономией. Хотя в следующем, 1901 году Эйнштейн получил и гражданство Швейцарии, но вплоть до весны 1902 не мог найти постоянное место работы, только подрабатывал, заменяя учителя в Винтерури. В армию он призван не был из-за плоскостопия и расширения вен. Вследствие отсутствия заработка Альберт Эйнштейн буквально голодал, не принимая пищу по несколько дней подряд. Впоследствии это стало причиной болезни печени, напоминала о себе до конца жизни.

Несмотря на проблемы, преследовавшие его в 1900-1902 гг, Эйнштейн находил время для дальнейшего изучения физики. В 1901 г. берлинские Анналы физики" опубликовали его первую статью Следствия из явления капиллярности" (Folgerungen aus den Capillaritatserscheinungen), посвященную анализу сил притяжения между атомами жидкостей, проведенном на основе изучения капиллярного эффекта.

На некоторое время Эйнштейну удалось устроиться учителем математики и физики в Шафхаузен, в пансионате для иностранцев, поступавших в высшие учебные заведения Швейцарии. Один из друзей Эйнштейна, математик Марсель Гроссман, который был одновременно и отцом одного из его учеников, рекомендовал Эйнштейна на должность эксперта третьего класса в федеральное Бюро патентования изобретений с окладом 3500 франков в год. Великий физик работал в Бюро патентов Швейцарии с июля 1902 по октябрь 1909, занимаясь преимущественно патентованием изобретений, связанных с электромагнетизмом. С 1903 он был постоянным работником Бюро. Характер работы позволял Эйнштейну посвящать свободное время исследованиям в области теоретической физики.

6 января 1903 Эйнштейн женился на двадцатисемилетней Мильо Марич. Влияние Милев Марич, дипломированного математика, на труды ее мужа до настоящего времени остается нерешенным вопросом. Однако, их брак был скорее интеллектуальным союзом, и сам Альберт Эйнштейн называл свою жену "творением, равным мне, настолько сильным и независимым, как и я". Между Эйнштейном и Марич всегда существовало определенное расстояние, поскольку великий ученый часто нуждался проводить время наедине для осуществления своих исследований. Интересно, что советский физик Абрам Федорович Иоффе, лично знаком с Ейштейном, назвал последнего в некрологе Эйнштейном-Маричем, и этот факт часто приводится как доказательство общности научной деятельности выдающегося физика и его жены. Однако, высказываются предположения, что Иоффе добавил к фамилии Эйнштейна фамилию его жены только потому, что считал это традицией, принятой в Швейцарии.


1.3. "Год чудес". Специальная теория относительности

Еще в 1904 "Анналы физики получили от Альберта Эйнштейна ряд статей, посвященных изучению вопросов статистической механики и молекулярной физики. Они были опубликованы в 1905 году, открыв так называемый "Год чудес" ( лат. annus Mirabilis ), Когда четыре статьи Эйнштейна совершили революцию в теоретической физике, дав начало теории относительности которая была разработана на основании теории относительности в геометрии, созданной Николаем Лобачевским, (в которой Эйнштейн заменил рассмотрение частиц рассмотрением событий) и перевернув представления о фотоэффект и броуновское движение. Физическое сообщество в целом согласно с тем, что три из них заслуживали Нобелевской премии, которая в итоге досталась Эйнштейну только за работу с фотоэффекта - довольно странный факт, если учесть, что ученый лучше всего известен именно благодаря своей теории относительности. Но это можно объяснять тем, что тогдашнее научное общество неоднозначно воспринимало СТВ (не говоря о ОТО), поэтому для консолидации признали целесообразным, дать премию за объяснение явления фотоэффекта, научную ценность которого беспрекословно определяли. Тогда ему так и не удалось согласовать ее положения с квантовой механикой.


1.4. Общая теория относительности

Опубликованная в 1915 году общая теория относительности расширила область применения постулатов специальной теории относительности на неинерциальные системы отсчета, включив в себя также теорию гравитации. Общая теория относительности основывается на принципе эквивалентности и рассматривает искажения в пространстве-времени. Теория открыла путь к построению теории Вселенной - космологии.


1.5. Статистика Бозе-Эйнштейна

В 1924 молодой индийский физик Шатьендранат Бозе в кратком письме обратился к Эйнштейну с просьбой помочь в публикации статьи, в которой выдвигал предположение о том, что кванты света существенно неразличимы, а, следовательно, подчиняются другой статистике, чем классические частицы. Эйнштейн пришел к выводу, что эту же статистику можно использовать также относительно атомов и молекул. В 1925 Эйнштейн опубликовал статью немецкой, в которой преподавал модель Бозе, применимую к системам тождественных частиц с целым спином, называемых бозонами. На основании данной квантовой статистики, известной ныне как статистика Бозе-Эйнштейна, двое физиков еще в середине 20-х годов теоретически обосновали существование принципиально нового агрегатного состояния вещества - конденсата Бозе-Эйнштейна.

Суть "конденсата" Бозе-Эйнштейна состоит в переходе большого числа частиц идеального бозе-газа в состояние с нулевым импульсом при температурах, приближающихся к абсолютному нулю, когда длина волны де Бройля теплового движения частиц и среднее расстояние между этими частицами сводятся к одному порядку. Начиная с 1995, когда первый подобный конденсат был получен в университете Колорадо, ученые экспериментально подтвердили возможность существования конденсатов Бозе-Эйнштейна для систем с водорода, лития, натрия, рубидия и гелия. Аутентичные наброски данной теории, выполненные Эйнштейном, были обнаружены в библиотеке Лейденского университета в августе 2005.

Занимаясь разработкой статистики Бозе-Эйнштейна, Альберт Эйнштейн одновременно содействовал Эрвин Шредингер в разработке теории, которая объясняла свойства волн де Бройля с позиций классической механики, что соответствовало статистике Больцмана. В то же время, Эйнштейн считал, что исследования в данном направлении сочетания классической и квантовой моделей идеального газа менее перспективны, чем дальнейшее развитие статистики Бозе-Эйнштейна, поэтому отказался от соавторства.


1.6. Эмиграция

По мере нарастания экономического кризиса в Веймарской Германии усиливалась политическая нестабильность способствовала усилению антисемитских и националистических настроений. В результате, усилилось и травля одного из крупнейших ученых современности со стороны антисемитских и консервативных кругов, называемых самим Эйнштейном Компанией теории антивидносности ltd". После прихода к власти нацистов в 1933 физик покинул Германию навсегда, выехав в США. Вскоре в знак протеста против преступлений фашизма он отказался от немецкого гражданства и членства в Прусской и Баварской Академиях наук.

После переезда в США Альберт Эйнштейн получил должность профессора физики в недавно созданном институте фундаментальных исследований в Принстоне, штат Нью-Джерси. В Принстоне он продолжал работу над исследованием проблем космологии и созданием единой теории поля, призванной объединить теорию гравитации и электромагнетизм. В США Эйнштейн мгновенно превратился в одну из самых известных и уважаемых людей страны, получив репутацию гениального ученого в истории, а также олицетворения образа рассеянного профессора и интеллектуальных возможностей человека вообще. Ежедневно он получал множество писем разнообразного содержания. Будучи исследователем природы с мировым именем, он оставался доступным, скромным, нетребовательным и приветливым человеком.

Физик, который перевернул представления человечества о Вселенной, Альберт Эйнштейн умер 18 апреля 1955 в 1 час 25 мин. в Принстоне от аневризмы аорты. Не воспринимая никаких форм культа личности, он запретил пышное погребение с громкими церемониями, для чего пожелал, чтобы место и время захоронения не разглашались. 19 апреля 1955 без широкой огласки состоялись похороны великого ученого, на которых присутствовало всего 12 самых близких друзей. Его прах был сожжен в крематории Юинг-Симтери, а пепел развеян по ветру.


2. Политические убеждения

Альберт Эйнштейн был убежденным демократическим социалистом, гуманистом, пацифистом и антифашистом. Авторитет Эйнштейна, достигнутый благодаря его революционным открытием в физике, позволял ученому активно влиять на общественно-политические преобразования в мире.

В эссе под названием "Почему социализм ? "(" Зачем нужен социализм? "," why Socialism? "), изданном как статья в крупнейшем марксистском журнале США "Ежемесячный обзор" [5] (monthly Review) в мае 1949, Альберт Эйнштейн изложил свое видение социалистических преобразований. В частности, физик обосновал нежизнеспособность экономической анархии капиталистических отношений, что является причиной социальной несправедливости, а главным пороком капитализма называл пренебрежение человеческой личности". Осуждая отчуждение человека при капитализме, стремление к наживе и стяжательству, Эйнштейн отмечал, что демократическое общество само по себе не может ограничить произвол капиталистической олигархии, и обеспечение прав человека становится возможным только в условиях плановой экономики. Следует отметить, что статья была написана в разгар маккартистской "охоты на ведьм" по просьбе марксистского экономиста Пола Суизи.

Альберт Эйнштейн выступал за построение демократического социализма, который соединил бы социальную защиту населения и планирование экономики с демократическим режимом и правами человека. Он не одобрял тоталитарные методы построения социалистического общества, наблюдавшиеся в сталинском СССР, однако всегда оставался другом Советского Союза и противником конфронтации западных демократий и социалистического лагеря. Одновременно он отвергал национализм в любых его проявлениях и называл его "корью человечества"

Эйнштейн не поддерживал насильственные средства борьбы за права народных масс, особо отмечая заслуги Махатмы Ганди : "я считаю убеждение Ганди наиболее выдающимися из всех политиков-наших современников. Мы должны совершать поступки в этом духе: не использовать насилие для борьбы за наши права". Он был одним из соучредителей леволиберальной Германской демократической партии и членом связанной с Американской федерацией труда Американской федерации учителей. Также он активно содействовал борьбе темнокожего населения США за гражданские права, будучи на протяжении двух десятилетий близким другом темнокожего певца и актера Поля Робсона. Так, Альберт Эйнштейн и Поль Робсон были сопредседателями "Крестового похода за отмену линчевания (Аmerican Crusade to End Lynching).

Через свои политические убеждения и национальное происхождение Эйнштейн принимал активное участие в борьбе с фашизмом и нацизмом, а его племянник Карл Эйнштейн, который был анархо-синдикалистов, воевал на стороне республиканцев на фронтах Гражданской войны в Испании. В ответ на антифашистскую деятельность Эйнштейна, эмигрировавший в 1933 году, в гитлеровской Германии теория относительности официально считалась частью вымышленного "еврейского заговора в физике".

По причине своей "левизны" величайший ученый часто подвергался нападкам со стороны правоконсервативных кругов в США. Во время разгула маккартизма ФБР располагало личное дело "неблагонадежного" Эйнштейна, состоящая из 1427 страниц. В частности, он обвинялся в том, что "проповедует доктрину, направленную на установление анархии" . Архивы ФБР также свидетельствуют о том, что физик был объектом пристального внимания со стороны спецслужб, поскольку на протяжении 1937-1954 годов Эйнштейн "состоял или был спонсором и почетным членом в 34 коммунистических фронтах ", а также был почетным председателем трех подобных организаций.

Альберт Эйнштейн также известен как сторонник создания еврейского государства. Будучи сторонником левого сионизма, он способствовал организации Еврейского университета в Иерусалиме в 1925 и государства Израиль в 1947. В 1952 к нему даже поступило предложение стать президентом Израиля, от которого ученый отказался.


2.1. Борьба за мир

Значителен и вклад Альберта Эйнштейна в борьбу за мир. Используя свою популярность во всех странах мира, физик призывал народы мира к сопротивлению агрессивным устремлениям нацистской Германии и ее союзников в Второй мировой войне. Боясь возможности создания ядерного оружия в Германии, Альберт Эйнштейн был в числе ученых и общественных деятелей, подписавшихся под написанным физиком-эмигрантом из Венгрии Лео Силардом обращением к президенту США Франклина Делано Рузвельту. Обращение взывало о необходимости предотвратить разработке атомного оружия гитлеровской Германией путем ускорения ядерной программы самих США, отмечая, что разрушительный потенциал урана и производных радиоактивных элементов может привести к созданию оружия невиданной доселе разрушительной силы.

Позже Альберт Эйнштейн сожалел о подписанном им письме, понимая, что для нового руководителя США Гарри Трумэна ядерная энергия служит инструментом устрашения и шантажа других государств. В дальнейшем он критиковал все разработки ядерного оружия, особенно, испытания его на атолле Бикини, а свою причастность к ускорению работ над американской ядерной программой считал величайшей трагедией своей жизни. Широкую известность получило обращение ученого к президенту США Гарри Трумэна с угрозой ядерной войны: "Я не знаю, каким оружием будет вестись третья мировая война, но четвертая - палками и камнями "(иногда приводится такой вариант:" Я не знаю, будет ли третья мировая война, но четвертой - не будет ").

Эйнштейн был одним из основателей Пагуошского движения ученых за мир. Хотя его первая конференция проводилась уже после смерти Эйнштейна, в 1957, но инициатива созыва такого движения была изложена в том, что получил широкую известность Манифест Рассела - Эйнштейна (написанном совместно с Бертраном Расселом), который предупреждал также об опасности создания и использования водородной бомбы. В рамках этого движения Эйнштейн, был его председателем, совместно с Альбертом Швейцером, Бертраном Расселом, Фредериком Жолио-Кюри и другими всемирно известными деятелями науки, вел борьбу против гонки вооружений, создания ядерного и термоядерного оружия. После смерти Эйнштейна руководство движением взял на себя Рассел.


3. Религиозные взгляды

Отношение Эйнштейна к вере и религии менялось на протяжении его жизни.

В 1921 году Эйнштейн получил телеграмму от нью-йоркского раввина Герберта Гольдштейна: "Верите ли вы в Бога тчк оплачена ответ 50 слов". Эйнштейн уложился в 24 слова: "Я верю в Бога Спинозы, который проявляет себя в закономерной гармонии бытия, но вовсе не в Бога, который хлопочет о судьбах и делах людей ". [6]

В 1934 году Эйнштейн становится почетным членом Ассоциации прессы рационалиста, также он работал в комиссии экспертов Первого гуманистического общества Нью-Йорка.

В 1940 году он описал свои взгляды в журнале " Nature " в статье под названием "Наука и религия". [7] Там он пишет: "По моему мнению, религиозно просвещенный человек - это тот, кто максимально возможной для него степени освободил себя от пут эгоистических желаний и поглощен мыслями, чувствами и стремлениями , которых он придерживается ввиду их надличностный характер безотносительно к тому, делается попытка связать это с божественным существом, иначе нельзя было бы считать Будду или Спинозу религиозными лицами. Религиозность такого человека состоит в том, что у нее нет сомнений в значимости и величия этих надличностных целей, которые не могут быть рационально обоснованы, но в этом и не нуждаются. В этом смысле религия - древнее стремление человечества ясно и полностью осознать эти ценности и цели и усиливать и расширять их влияние ". Он утверждает, что все конфликты между наукой и религией" происходили в результате фатальных ошибок ", в результате непонимания того, что" сферы религии и науки сами по себе ясно разграничены ". В то же время" между ними существует сильная взаимосвязь и взаимозависимость "." Наука без религии хрома, религия без науки слепа. Настоящего конфликта между религией и наукой не может быть ".

В то же время, он утверждает, что "не существует ни господства человека, ни господства божества как независимых причин явлений природы. Конечно, доктрина Бога как личности, который вмешивается в природные явления, никогда не может быть в буквальном смысле опровергнута наукой, ибо эта доктрина может всегда найти убежище в тех областях, куда научное знание еще ​​не способно проникнуть. Но я убежден, что такое поведение части представителей религии не только недостойно, но и роковая ".

Эйнштейн одобрял работу психолога Пола Диля [8], что предлагал биологические и физиологические основы для нравственности вместо теологических или социологических. [9]

В 1950 году, в письме М. Берковитц Эйнштейн писал: "О Боге я агностик. Я убежден, что для отчетливого понимания первостепенной важности нравственных принципов в деле улучшения и облагораживания жизни не требуется понятие законодателя, особенно - законодателя, работающего по принципу награды и наказания . [10]

Эйнштейн описал свои религиозные взгляды, отвечая тем, кто приписывал ему веру в иудео - христианского Бога: "То, что вы читали о моих религиозных убеждениях - разумеется, ложь, которая систематически повторяется. Я не верю в персонифицированного бога, и я никогда не отрицал этого, но выразил это отчетливо. Если во мне есть что-то, что можно назвать религиозным, то это только безграничное восхищение устройством мира, насколько наша наука способна его постичь ". [11] [12]

В 1954 году, за полтора года до своей смерти, Эйнштейн так охарактеризовал свое отношение к религии: "Слово бог для меня всего лишь проявление и продукт человеческих слабостей, а Библия - свод почтенных, но все же примитивных легенд, которые, однако, довольно наивными . Ни даже самая изощренная интерпретация не сможет это (для меня) изменить " [13].

Самый обзор религиозных взглядов Эйнштейна опубликовал его друг, Макс Джеммер, в книге 1999 года "Эйнштейн и религия". [14]


4. Культурное влияние

Культовое фото физика

Лицо Альберта Эйнштейна оказала ощутимое влияние на популярную культуру, сделав его имя синонимом гениальности. Альберт Эйнштейн превратился в героя ряда художественных романов, фильмов и театральных постановок. В частности, он выступает как действующее лицо в фильме Николаса Рога "Insignificance", комедии Фреда Шепизи "IQ" (в которой его играет Уолтер Мэттау), комической пьесе Стива Мартина, романах Жана-Клода Карье "Пожалуйста, месье Эйнштейн (Einstein S'il Vous Plait) и Алана Лайтмена "Мечты Эйнштейна (Einstein's Dreams). Юмористическая составляющая личности великого физика фигурирует в постановке Эда Метцгер "Альберт Эйнштейн: Практическая Богемия". "Профессор Эйнштейн", что создает хроносферу и предотвращает приходу к власти Гитлера, является одним из ключевых персонажей созданной им альтернативной Вселенной в серии компьютерных стратегий реального времени Command & Conquer.

Внешнего вида Альберта Эйнштейна, в зрелом возрасте обычно появлялся в простом свитере с растрепанными волосами, набранный за основу в изображении "безумных ученых" и "забывчивых профессоров" в популярной культуре. Кроме того, в ней активно эксплуатируется и мотив забывчивости и непрактичности великого физика, переносимый на собирательный образ его коллег. "Тайм" даже назвал Эйнштейна мечтой мультипликатора, что "сбылась".

Широкую известность приобрели фотографии Альберта Эйнштейна. Одна из самых знаменитых была сделана 11 февраля 1949 канадским фотографом армянского происхождения Юсуфом Карши. Однако ее популярность была превзойдена фотографией с 72-ого дня рождения физика в 1952. Фотограф Артур Сасс попросил Эйнштейна улыбнуться для камеры, на что тот показал язык. Это изображение стало иконой современной популярной культуры, представляя портрет одновременно и гения, и жизнерадостного живого человека.

Популярность Эйнштейна в современном мире настолько велика, что возникают спорные моменты в широком использовании имени и внешности ученого в рекламе и торговых марках. Поскольку Эйнштейн завещал свое имущество (в том числе использование его изображений) Еврейскому университету в Иерусалиме, бренд "Альберт Эйнштейн" был зарегистрирован как торговая марка. Соответственно, при использовании имени Эйнштейна в коммерческих целях необходимо добавлять к нему символ .


5. Отличия и памяти

Нобелевская премия

В архивах Нобелевского комитета сохранилось около 60 номинаций Эйнштейна в связи с формулировкой теории относительности, однако премия была присуждена только в результате номинации шведского физика Карла Вильгельма Озеена, в связи с объяснением фотоэлектрического эффекта. Озеен особо подчеркивал, что на этот раз он номинирует Эйнштейна в связи с теорией, которая представлялась спорной членам Нобелевского комитета, а в связи с объяснением природного явления, несомненно наблюдаемого в эксперименте. В результате этой номинации Эйнштейн получил премию за 1921 г. задним числом одновременно с Нильсом Бором осенью 1922 г.

Другие отличия

Эйнштейн был также зарубежным членом Научного общества имени Шевченко, [15] документы о его избрании подписал Кирилл Студинский. [16]

Посмертно Альберт Эйнштейн был награжден целым рядом отличий:

  • В 1992 он был назван № 10 в подготовленном Майклом Хартом списке самых влиятельных личностей в истории.
  • В 1999 журнал "Тайм" назвал Эйнштейна "Личностью века".
  • В 1999 Gallup Poll привел Эйнштейна под № 4 в списке самых уважаемых в XX веке людей.
  • 2005 год был объявлен ЮНЕСКО годом физики по случаю столетия года чудес", что увенчалось открытием специальной теории относительности Эйнштейна.

В честь Эйнштейна названы:


Примечания

  1. В европейской научной литературе преобладают современная нем.произношение Альберт Эйнштейн МФА : [Albɐt aɪ̯nʃtaɪ̯n] и англ.произношение : Эльберт Айнстайн МФА : [lbɝt aɪnstaɪn] .
  2. Einstein: Science and Religion. Short life history: Pauline Einstein - www.einstein-website.de/biographies/einsteinpauline_content.html (Англ.)
  3. Einstein: Science and Religion. Jesus - www.einsteinandreligion.com / einsteinonjesus.html (Англ.)
  4. Einstein: Science and Religion. Becoming а Freethinker and а Scientist - www.einsteinandreligion.com / freethink.html (Англ.)
  5. Эйнштейн А. "Почему социализм?" - left.ru/2000/1/13.html
  6. denis Brian Einstein: A Life. - New York: John Wiley & Sons, 1996. ISBN 0-471-11459-6
  7. Альберт Эйнштейн. Наука и религия - scepsis.ru/library/id_147.html 146. - Nature (1940): 605-607.
  8. Herv Toulhoat. Paul Diel, pionnier de la psychologie des profondeurs et Albert Einstein (2006): 12-15. "... Kann Ihnen aber zu meiner grossen Freude sagen, dass ich die grosse Energie und Konsequenz Ihres Denkens aufrichtig bewundere. Es ist der erste mir zu Gesicht gekommene Versuch, die gesamte menschliche Geistesleben auf biologische Elementar-Phnomene Zurckzufhren inclusive der pathologischen Phnomene".
  9. Paul Diel The God-symbol: Its History and its Significance. - San Francisco: Harper & Row, 1986. ISBN 0-06-254805-0
  10. Альберт Эйнштейн в письме М. Берковитц, 25 октября 1950; Einstein Archive 59-215; from Alice Calaprice, ed., The Expanded Quotable Einstein, Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 2000, г. 216.
  11. "Albert Einstein (1879-1955)" - www.stephenjaygould.org / ctrl / quotes_einstein.html . http://www.stephenjaygould.org/ctrl/quotes_einstein.html - www.stephenjaygould.org / ctrl / quotes_einstein.html . Проверено 2007-05-21 .
  12. Helen Dukas and Banesh Hoffman (eds) Albert Einstein, The Human Side. - Princeton University Press, 1981. - С. 43.
  13. http://www.religare.ru/article54059.htm - www.religare.ru/article54059.htm
  14. max Jammer Einstein and Religion. - Princeton University Press, 1999. ISBN 0-691-00699-7
  15. Украинских Диаспора В объективе современности - Национально-политические и духовно-культурный феномен -
  16. Кирилл Студинский - 20minut.ua/news/133291
  17. Золотая Медаль ЮНЕСКО имени Альберта Эйнштейна была создана в 1979 году в честь столетия со дня рождения А. Эйнштейна - www.unesco.ru/rus/articles/2004/serhio18042005165947.php
  18. Список лауреатов на сайте Общества Альберта Эйнштейна. - www.einstein-bern.ch/index.php?lang=en&show=medaille
  19. "Albert Einstein World Award of Science" - www.consejoculturalmundial.org / winners-science.php. World Cultural Council . http://www.consejoculturalmundial.org/winners-science.php - www.consejoculturalmundial.org / winners-science.php .

Литература

  • Любко Дереш о Николае Гоголе, Марка Твена, Николу Теслу, Альберта Эйнштейна, Стивена Кинга] / Л. Дереш. - Киев: Грани-Т, 2007. - 71 c. - (Серия " Жизнь выдающихся детей" ). - ISBN 978-966-4650-84-4
  • Всемирный биографический энциклопедический словарь. - М.: Большая Рос. энциклопедия, 1998. (Рус.)

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам