Амбруаз Воллар ( фр. Ambroise Vollard * 3 июля 1866, остров Реюньон - ? 21 июля 1939, Версаль) - французский торговец картинами конца 19 - начале 20 века. Издатель и коллекционер.


1. Происхождение и обучения

Воллар родился на острове Реюньон, который был колонией Франции в XIX веке. Был сыном нотариуса. Отец направил сына учиться юриспруденции во Францию, где он начал обучение сначала в городе Монпелье, а затем в Париже. Парижскую Школу права Воллар закончил в 1888 г., а студентом подрабатывал клерком в арт-дилера.

2. Захват художественным бизнесом

Свободное время и парижская атмосфера искусства, много новых картин и новейших течений в искусстве сильно повлияли на сознание Воллара. Он оставляет юриспруденцию и становится арт-дилером, специализирующаяся на современном искусстве, на его перепродажах.

3. Дрейф от смельчаков в живописи до авангардистов

В 1893 году Воллар открыл небольшую собственную арт-галерею на Rue Laffitte. Эта улица была парижским центром продажи произведений искусства. Именно здесь состоялись несколько крупных выставок интересных современных мастеров, мало признанных официальным искусством и обществом Франции. Воллар спас славу многих действительно великих художников, среди которых Эдуард Мане, Ван Гог, утренний Пикассо, Шагал. Но спасая, зарабатывал большие деньги. В его действиях меньше было просвещения или содействия культурным обменам и больше - спекуляций.

Состоялся необычный дрейф заинтересованности Воллара как продавца картин от смельчака в живописи Эдуарда Мане к представителям авангардистских течений - Сезанна, Пикассо, Шагала, Матисса.

Буржуазная ограниченность вкусов Воллара однако стала в пути и не дала ему возможности распознать реалистичные корни в кубизме Пикассо. Ведь вся испанский провинциальная, бытовая, непарадная архитектура - достаточно "кубистические" в реальности (картины Пикассо "Фабрика в поселке Хорта где Эрбо" 1909 и другие). И Воллар разорвал сотрудничество с Пикассо на некоторое время.

Богемный и слишком широкий стилистические поисками Пикассо, однако, создал несколько портретов Воллара в различных стилях - от вполне реалистичных рисунков (Воллар на стуле, 1915, Метрополитен-музей) к портрету в стиле кубизм (1910, Москва). Комплиментарные и реалистичные портреты Воллара рисовали и другие художники - от Ренуара до Валлотона.


4. Безжалостный бизнесмен

Воллар не производил приятного или приветливого впечатление, как меценат Модильяни - Леон Зборовский. "Резка, грубый человек" - писали о нем. Он и к произведениям искусства относился как к товару: купить дешево - продать подороже! Твердо усвоив, что хорошо продаются произведения прославленных художников, Воллар начал сам делать славу художникам (некоторые действительно этого заслуживали, Ван Гог, например). Так, он вытащил за уши славу никому не известного провинциала Сезанна, сделав его гением. Очень дешево Воллар выкупил 150 картин Сезанна и очень дорого перепродал их, в том числе иностранцам.

Богачи разных стран ехали в Париж за впечатлениями. Эти впечатления в виде необычных и скандальных картин и обеспечивал им Воллар. Поэтому среди его клиентов - покупателей и Гертруда Стайн из Соединенных Штатов, и Сергей Щукин из Российской империи.

Порочные методы Воллара подхватили арт-дилеры XX века, когда начали делать "непризнанными гениями" по разному одаренных мастеров. Рыночная и художественная ценность многих картин рискованно распалась, разошлась. Есть скандальные картины, дорого продаются, но их художественная ценность невелика или очень сомнительна.


5. Конец жизни

Он же сделал себе имя в художественных кругах, потому что якобы дружил со многими художниками, если те путали деловые отношения с отношениями дружественными. Среди "друзей" Воллара очень разные по характеру, привычкам, масштабом личности художники - Ренуар, Морис Дени, Пьер Боннар, Пикассо, Жан-Луи Форен, Шагал, Матисс, Феликс Валлотон, что вызывает чрезвычайные сомнения в дружеских отношениях.

Воллар не имел прямых наследников. Погиб в автомобильной аварии и умер в городке Версаль. Его искусная коллекция была разделена между дальними родственниками, перепродана или ограблена.