Надо Знать

добавить знаний



Аменхотеп IV Эхнатон



План:


Введение

Аменхоте́п IV Ехнато́н ( Аменофіс) (?-1358 до Р.Х.) - фараон -реформатор Єгипту з XVIII династії приблизно з 1377 до Р.Х., син Аменхотепа ІІІ та нубійської царівни Тіі (Теї), був одружений (за звичаєм фараонів) на своїй зведеній сестрі Нефертіті.

Аменхотеп IV провел религиозную реформу, провозгласив Атона единым государственным богом, а себя - его пророком. Этим он первый в известной истории заменил старинный политеизм на монотеизм. Целью его реформы было уменьшение власти жрецов (особенно жрецов Амона с Фив). Во время реформы он сменил свое имя, означающее "Амон доволен" на Эхнатон ("Блеск Атона" или "Полезный для Атона" или "Щит Атона"). После смерти Эхнатона реформа была отменена, его сын и преемник Тутанхамон восстановил старые религиозные обряды и покинул столицу Эхнатона - город Ахетатон. Жрецы, против которых и была, собственно, направлена ​​реформа, быстро восстановили почитание Амона-Ра, вернули свою власть и сделали все возможное, чтобы имя Эхнатона было навсегда забыто.

Вблизи нынешнего поселения Телль-эль-Амарна фараон построил новую столицу, город Ахет-Атон, и многочисленные храмы, посвященной Атону. Только благодаря тому, что археологи нашли столицу проклятого фиванским жрецами фараона-реформатора - Ахатетон, его история стала известна науке.


1. Религиозно-политическая реформа Эхнатона

1.1. Предпосылки проведения реформы

Во время последних лет царствования Аменхотепа III правящие круги Египта наслаждались миром и могуществом своей страны, обеспеченными бесконечными победоносными походами предшественников Аменхотепа III. Египет стал передовой мировой державой. Ничто не предвещало грядущей грозы, разразившейся во время правления сына Аменхотепа III, Аменхотепа IV (Эхнатона). Переворот Эхнатона был не единовременным событием, а длительным, растянулся на несколько лет процессом, который привлек впоследствии внимание ученых. Этому событию посвящено немало работ, содержащих интересные, порой взаимоисключающие гипотезы.

Уже в некоторых текстах времен Аменхотепа III, отца Эхнатона, встречается слово "Атон", что означает "Солнечный Диск". Трудно сказать, чем объясняется применение этого слова, участилось, но, вероятно, еще в Аменхотепа III в Фивах появился культ Атона как солнечного божества. В пользу такого предположения говорят два обстоятельства: во-первых, судно царицы Тии, жены Аменхотепа III и матери Аменхотепа IV Эхнатона, в котором она плавала в специально вырытом для него ставку, называлось "Сияние Атона", во-вторых, в неизданных текстах гробницы № 46 в Фивах времен Аменхотепа III упоминается титул того, кто в ней погребен, - "управляющий дворцом Атона". Есть и другие указания на появление в Фивах культа нового солнечного божества Атона. Иными словами, культ Атона в Фивах возник еще за Аменхотепа III, если не раньше. Очевидно, что Атон был одной из ипостасей солнечного бога Гелиополя Ра-Горах, или как-то тесно с ним связан.

Новый повелитель Египта, Аменхотеп IV, еще в Фивах стал заметно отходить от традиций культа Амона. Это проявляется в искусстве: в изображениях исчезает символика Амона-Ра и других древних богов. Зато появляется новый образ - Солнечный Диск, лучи которого заканчивается кистями рук с символами жизни и власти. Официальная традиционная недвижимость, отрешенность в изображениях царя и его семьи меняются динамичностью, натурализмом. Очень точно, а может быть несколько преувеличено, воспроизводятся непривлекательные особенности царского телосложения. Этот контраст старого и нового стилей особенно резко бросается в глаза в Фиванский гробнице визиря Аменхотепа IV на имя Рамос (царь изображен здесь то в старом, то в новом стиле). Гробница не закончена, и что случилось с визирем - неизвестно. За ним начали "исчезать" и другие вельможи. Источники хранят полное молчание о событиях последующего времени. Можно лишь предположить, что конфликт между новым фараоном, его новаторским искусством и культом нового бога Атона, с одной стороны, и фиванским жречеством и древними традициями - с другой, сильнее. На шестом году своего правления Аменхотеп IV переносит свою резиденцию в новую, только что построенную им столицу Ахетатон (современная Эль-Амарна), к северу от Фив, на восточном берегу Нила, где ничто не напоминало новому фараону ни бога Амона, ни его богатого и надменного жречества. Здесь все было пронизано культом нового бога - Атона. Ему был воздвигнут грандиозный храм.

Вокруг фараона появилась новая бюрократия и новое жречество, жречество бога Атона. Фивы упадок. В казну Амона перестали поступать доходы, имена же Амона и других божеств подвергались преследованию - их повсеместно стирали в надписях. Имя Амона стиралось даже в надписях покойного Аменхотепа III.


1.2. Религиозно-политическая реформа Эхнатона

Царствование Эхнатона стало временем невероятной религиозной реформы, которая потрясла все основы традиционного древнеегипетского общества, цивилизации и культуры. Переосмыслив древнее учение гелиопольского жречества о ключевой роли солнечного божества, царь закрыл храмы богов, вместо культов которых было установлено государственное почитание бога Атона. Была изменена и идеология царской власти: царь и царица, издревле почитали как земные воплощения Хора и Хатхор, отныне именовали себя божествами Шу и Тефнут - непосредственными детьми солнечного бога. На пятом году правления Аменхотеп IV меняет свое имя, переводится как "Амон доволен", на Эхнатон - "желаемый Атону". Изменению подвергаются и имена ближайших родственников фараона, в том числе его главной жены Нефертити, получившей новое имя Нефернефруатон. Отцом фараона провозглашается бог Атон.


1.2.1. Введение культа Атона

Введя в государстве культ Атона много древних храмов упадок, жречество Амона преследовалось царем, на храмовых рельефах уничтожались изображения и имена ненавистного царю-еретику бога Амона - Эхнатон не щадил даже имени своего отца Аменхотепа III. Абсолютизируя свою власть, Эхнатон довел до крайности культ своих собственных статуй, которые считались проявлениями его божественного естества. Реформа Эхнатона допускала почитание и ряд других божеств: с Атоном сначала сосуществовали другие формы солнечного божества (главным образом Ра и Ра-Горах, отождествлены с Атоном), духи и демоны.

Культ Атона и по существу, и по форме резко отличался от культа Амона и всех других древних богов - новый бог не имел ни антропоморфной, ни тем более зооморфной иконографии; образ его воплощался в статуях, о нем не существовало никаких мифов и сказаний; к мифологии других богов он не имел ни малейшего отношения. Это был культ натуралистический - культ самого животворящего солнца, иначе говоря, культ великой силы природы, простой и ясный, лишенный теологических и мифологических ухищрений, прикрас и символики. Храм Атона был открыт для всех, никаких недоступных для верующих мест в нем не было. Дары приносились на открытые алтари великому и единому новому богу. Как же представляли себе этого бога его приверженцы, начиная с самого Эхнатона? Ответ на этот вопрос дает нам прекрасный гимн богу Атону, составленный, вероятно, самым Эхнатоном или по его указанию: "Атон - животворящая сила космоса, он творец всего мира, животных и людей. Создав людей, Атон наделил их различными языковыми и этническими признаками, разным цветом кожи. Он создал и Египет, и чужеземные страны - Сирию, Куш - и обеспечивает их существование. " Иначе говоря, Атон - универсальный бог, благой для всех и вся.

"Аменхотеп IV отверг вековое египетское многобожие и установил, как государственное верования, почитание одного только солнца вместе с его сыном и подобием - фараоном". Замечательно, что "первые сонцепоклонни нововведения царя и даже господство культа солнца, в ущерб всем другим египетским божествам были осуществлены в старой столице", т.е. в Фивах. Но после переезда двора в новую столицу не только имена старых богов, но сами слова "боги", "бог" не только исчезли из сонцепоклонних памятников, но иногда даже уничтожались на прежних надписях .. Таким образом, в стране по воле царя, за его авторитет и реальную власть был установлен фактически строгий монотеизм, заменивший древний политеизм. "Даже на окраине страны, в самых храмовых угодьях, выполняли приказы столицы. В самой столице в городе Не (есть в Фивах) люди очень скромного общественного положения всячески избегали употреблять на собственной погребальной церемонии слово" бог ". Однако кое-где прорывались старые традиции. В надписи правителя одного города недалеко от Ахетатона упоминается бог Хнум ". Однако подобные факты были единичными. Сила царской власти поставила, по крайней мере извне, всю страну на колени перед богом Атоном. "Было полное отвержение старых богов ... Одновременно это было полное торжество и завершение представления о солнце как о фараоне ... Новая вера ... стала видеть и в фараоне, и в солнце только двух сверхъестественных царей".


1.2.2. Новая столица

Фараон приходит к выводу, что Атону нужен не отдельный храм, а целый город, покидает Фивы и начинает строить новую столицу, которая получила название Ахетатон - ?горизонт Атона?. Согласно объявленной народу легенде, место новой столицы в 300 км к северу от старой было якобы указано самим Атоном, во время плавания Эхнатона вверх по Нилу. Новая столица по замыслу царя должна была полностью затмить Фивы и Мемфис как религиозный, культурный и политический центр страны. Развалины Ахетатона были обнаружены близ современного египетского городка Эль-Амарна. Кроме культовых и административных сооружений Эхнатона, в этом месте в 1887 местной крестьянкой был найден также клинописный дипломатический архив, отображающий переписку Аменхотепа III и Эхнатона с правителями стран Ближнего Востока, - знаменитые "амарнский письма". По названию археологической местности, где когда-то находилась столица Эхнатона, эпоха правления самого царя и его ближайшего преемника - Сменхкара - в науке получило название "амарнского периода".

Излюбленной темой изображений на рельефах и потолках в храмах и гробницах Ахетатона стал повседневный быт царя и его семьи - жены, знаменитой Нефертити (Нефернефруатон), и дочерей. Впервые в египетском искусстве появляются светские образы царя и царицы, изображенных в светской и непринужденной обстановке. Амарнского искусству свойственна чрезмерная реалистичность, временами переходящая в натурализм. Ярчайшим примером искусства амарнского периода считаются скульптурные изображения царицы Нефертити, сделанные Тутмосом Младшим, черепок с именем которого был найден в куче строительного мусора в его мастерской в ​​Ахетатон.

К сожалению амарнский период длился недолго (около 20 лет), как и правление самого Эхнатона. Ехнатон був настільки зосереджений на справах своєї сім'ї і зміцненні нового культу, що не надавав належної уваги ні внутрішній, ні зовнішній політиці. Під час його правління не було проведено жодного походу, від Єгипту відпали Сирія і Ханаан. Єгипет втратив не тільки політичний престиж, одержаний фараонами-завойовниками XVIII династії, але і економічну могутність, оскільки в результаті реформ від управління були відчужені адміністратори-жерці, що зберігали вірність старому культу.


1.2.3. Причини релігійної реформи

Причини релігійної реформи Ехнатона, яку іноді називають атоністичною революцією, не ясні. Існують чотири точки зору на її витоки.

Согласно первой из них реформа Эхнатона стала результатом борьбы военной и жреческой знати. Жречество традиционно было привилегированным классом в Древнем Египте, а успешные военные походы фараонов XVIII династии только усилили его экономическое могущество и политическое влияние. Однако параллельно наметилась тенденция формирования новой знати, преимущественно выходцев из средних и бедных слоев населения. Причинами их продвижения по общественной иерархии были прилежная служба в регулярной армии и личная преданность фараону. Противоречия привели к скрытому противостоянию жречества и демократичной по своему характеру военной знати. Наконец, реформа была необходима фараону, опиравшегося на новый привилегированный класс, для ограничения всевластия жрецов Амона-Ра.

Другие исследователи предполагают, что реформа была необходима для создания общей религии для большого Египетского государства.

Две другие теории сводятся к объяснению оснований для атонистичного переворота психологическими факторами, которые наблюдаются в лице фараона. Изменения в религии и политике были вызваны личными убеждениями царя, который был последовательным апологетом новой религии. В отдельных источниках также делается упор на женскую внешность Эхнатона на изображениях, созданных творцом Тутмосом Младшим, это позволяет предположить, что он страдал синдромом Фрелиха, следовательно, его реформы могли быть вызваны особенностями его болезненного характера.


1.3. Суть реформы

Проблема имеет две стороны, разные по сути, но зато связаны между собой.

Религиозный переворот Аменхотепа IV был, по сути, чисто мировоззренческим, он не имел глубокого социального корни. Свою концепцию Аменхотеп IV извлек из недр гелиопольского догмы о боге Ра как демиурга и первого фараона, который руководил миром. Каким образом идея о Атона как о боге солнца, животворящей силы природы, в естественном виде и лишенном всяких антропоморфных и зооморфных характеристик, свободном от мифологии и символики, получила свою окончательную форму - неизвестно. Вероятно, учение о Атона - результат творчества самого фараона. Учение о Атона не было ни закономерным результатом, ни необходимым этапом эволюции египетского религиозного мышления, оно было порождено разумом и волей Эхнатона. Это не значит, конечно, что переворот не имел под собой никакой реальной почвы. Конфликт между фараоном и фиванским жречеством, возникший еще в бытность фараона в Фивах, разросся в грандиозную борьбу. Знаменем фараона в этой борьбе стал Атон, на стороне жречества выступали Амон и старые боги. В процессе борьбы произошли существенные сдвиги в правящей верхушке страны. Уничтожив материальную и религиозную помощь старого жречества и знати, фараон заменил эту группировку новым, из подобранных им людей.

Монотеизм Эхнатона был пассивно воспринят народом, который столетиями и даже тысячелетиями воспитывался в духе верований разветвленного политеизма, составлявших неотъемлемую часть его духовной жизни. Бог-фараон Атон был недосягаем и непонятен, он не мог заменить народу пантеон великих и малых богов, всевозможных духов, "общение" с которыми было насущной, повседневной потребностью.

Эхнатон выбросил из гелиопольского учение о боге Ра элементы мифологии, символики и политеизма, сохранив лишь все непосредственно "сонцепоклонне" в виде, рационализировал. Сонцепоклонний связь учения о Атона с гелиопольского убеждениям совершенно очевиден. Вряд ли можно сомневаться и в том, что Аменхотеп IV предпочел Атону перед фиванским Амоном в ранний период своего правления, еще в Фивах. Вполне понятно, что такая акция вызвала сопротивление фиванского жречества и положила начало его ожесточенной борьбе с Аменхотепом IV.

Официальный монотеизм, введенный Аменхотепом IV, недолго жил, как и его создатель и организатор. Преемник Аменхотепа IV, фараон Тутанхатон (Тутанхамон), вступивший на престол в 1347 г. до н.э., восстановил культ Амона и других богов и вообще все древние традиции. Жречество и знать ликвидировали в правление Тутанхатона, сменивший свое имя на Тутанхамон, все нововведения Эхнатона. В так называемом "реставрационном" надписи Тутанхамона сказано, что в результате правления Эхнатона страна была в полном упадке, что от нее отвернулись боги, ибо храмы богов и богинь, начиная от Элефантины и до Дельты, были забыты. Позже, в одном из папирусов времен XIX династии (фрагмент Берлинской папируса № 3040), Эхнатон назван "мятежником", как в известном надписи Меса того же времени. Таким образом, Эхнатон сравнительно скоро после смерти прославился бунтовщиком и еретиком. Так отнеслось потомство до того, кто силой своей власти ввел по всей стране монотеизм. Слабой стороной религии Атона было безразличное отношение к традиционному и столь дорогого для египтян учению о загробной жизни и связанного с ним представления о загробном воздаянии. Верующий в загробную жизнь египтянин оказался дезориентированным, а их было большинство, и все они были в лагере противников Атона.


1.4. Значение и современные оценки Эхнатона

Религиозная реформа Эхнатона широкого распространения в египетском обществе не получила и, наоборот, была воспринята враждебно. В своих действиях царь опирался на прослойку "новой" знати, происходившей из беднейших слоев населения, обязанных своим возвышением личной воле фараона. Два с половиной века спустя сосуществование двух слоев военной знати и жречества в стране проходит глубинный раскол египетского общества, который привел к окончательной деградации царской власти и падению Нового царства.

Суть преобразований Эхнатона не вполне ясна для нашего времени. С момента открытия руин Ахетатона у современной Амарны доминирующей в египтологии была точка зрения, согласно которой новое вероучение Эхнатона было монотеистическим или очень близко к такому. Согласно этой теории, Эхнатона можно считать первым лицом в мировой истории, о которой документально известно ее поклонение Единому Богу, а атонизм является одним из древнейших монотеистических вероучений. Эта гипотеза, истоки которой лежат в трудах египтологов начала XX века, была отправной точкой для отдельных дальнейших спекуляций, устанавливающих прямые связи между Эхнатоном и Моисеем, вплоть до их отождествления. Многие современные историки считают, что вероучение Эхнатона, в первое десятилетие его правления, кроме Атона - зримой формы солнечного диска и других богов - Шу, Ра-Горах, Тефнут и т. д., - не было четко монотеистическим. Против характеристики атонизму как монотеизма выступают многие специалисты эпоса Амарны. Представители-египтологи: Д. Редфорд, Е. Эртман, Н. Ривз.

Однако и мысль, что не существует никаких связей между атонизмом и монотеизмом, очень поспешным. Более оптимистичным выглядит мнение, характеризующая атонизм как протомонотеизм или генотеизм - преимущество одному из божеств.


Примечания

  1. "Encylopaedia Brittanica Article" - www.britannica.com/eb/article-9005276/Akhenaton . http://www.britannica.com/eb/article-9005276/Akhenaton - www.britannica.com/eb/article-9005276/Akhenaton .
  2. Beckerath (1997) p.190
  3. а б Clayton (2006), p.120

Литература

  • Украинская советская энциклопедия. В 12-ти томах / Под ред. М. Бажана. - 2-е изд. - К. : Гл. редакция УСЭ, 1974-1985.
  • J?rgen von Beckerath, Chronologie des Pharaonischen ?gypten. Philipp von Zabern, Mainz, (1997)
  • Peter Clayton, Chronicle of the Pharaohs, Thames and Hudson, 2006
  • Авдиев В. И. История Древнего Востока.-М:, 1970.
  • Всеобщая история религий мира. - М.: Эксмо, 2007.-С.85-88
  • История Древнего Востока: Учебник/ Под. ред. В. И. Кузищина.-М: Высш. школа, 1979.-С.59-61
  • Історія Стародавнього Сходу Коростовцев М. А. Религия Древнего Єгипта.-Санкт-Петербург:Журнал "Нева"; "Летний сад", 2000.-С.362-369
  • Крижанівський О. П. Історія Стародавнього Сходу: Підручник.-2-ге вид., стереотип.-К: Либідь, 2002.-С.55-58

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам