Надо Знать

добавить знаний



Анакреонт



План:


Введение

Анакреонт, мрамор, Лувр

Анакреонт ( греч. Ανακρέων Около 570 до н.е. - около 485 до н.е.) - древнегреческий лирический поэт, представитель монодичнои лирики.


1. Биография

Родился в Теос, в Малой Азии. Известно, что с наступлением персов около 545 до н.е. Анакреонт переселился вместе с согражданами в Абдеры, которые были тогда заново основаны теосцами, спасавшиеся от врага. Через некоторое время Анакреонт получил приглашение от тирана Самоса Поликрата, куда и перебрался после завоевания Теоса персами. Анакреонт всю жизнь был верен эпикурейским настроениям, дух роскоши и веселья развращенного на восточный манер общества, господствовавшего при дворе тирана, пришлись ему по вкусу. Когда в 522 до н.е. Поликрат умер, Анакреонт переселился в Афины, ко двору тирана Гиппарха, сына Писистрата. Особая дружба связывала его с Гиппием, который был любителем литературы и искусства. Время и место смерти Анакреонта точно неизвестны. Возможно, после смерти Гиппарха и изгнание Писистратидов он вернулся на Теос, где жители поставили ему символическое надгробие и статую. Однако необычные почести, которыми окружили Анакреонта афиняне, которые также установили на Акрополе его статую работы Фидия, дают основания предполагать, что Анакреонт, подобно Симониду, мог прожить в Афинах в начале V в.до н.е. По античной традиции Анакреонт прожил 85 рокив.Про происхождении и жизни Анакреонта известно немного. Анакреонт родился в г. Теос в Ионии. Источники упоминают четыре возможных имени его отца: скифианы, Эвмел, Парфений, Аристокрит.

В 545 до н.э., перед завоеванием Теоса персами, вместе с группой сограждан Анакреонт успел убежать во Фракию, где теоссцы восстановили колонию Абдеры (греческие города Малой Азии вскоре после этого были захвачены знаменитым Гарпаг, одним из военачальников Кира Великого). Перед изгнанием Анакреонта, очевидно, пришлось принять участие в боевых действиях, в которых, по его собственному признанию, он не отличился.

Через некоторое время Анакреонт получил приглашение от тирана Самоса Поликрата, при дворе которого находился в 522 до н. э. Анакреонт вспоминает, что был у тирана наставником, о том, что он пользовался в Поликрата доверием, упоминает Геродот. [1] В ответ на расположение и покровительство, Анакреонт посвятил своему патрону серию хвалебных од.

После гибели Поликрата Анакреонт переехал в Афины, ко двору тирана Гиппарха, сына Писистрата. Гиппарх, который унаследовал литературные вкусы отца, направил по Анакреонтом специальное посольство на пятидесятивесельной галере. В Афинах Анакреонт познакомился с Симонидом и другими членами блестящего поэтического окружения, собравшийся при дворе Гиппарха.

Время и место смерти Анакреонта неизвестны. Когда после убийства Гиппарха общество литераторов распалось, Анакреонт, вероятно, вернулся в свой родной Теос, где, по свидетельству эпитафии, приписывается Симониду, умер и был похоронен. По другим свидетельствам, прежде чем вернуться в Теос, Анакреонт сопровождал Симонида в Фессалию, ко двору Ехекратида, царя фессалийский династии Елеадов.

Лукиан Анакреонта упоминает в числе прославленных долгожителей; по его сведениям, Анакреонт умер в возрасте 85. Из истории, которую приводит Плиний Старший, [2] Анакреонт умер, поперхнувшись виноградной косточкой (история представляется анекдотической и вряд ли заслуживает серьезного рассмотрения).


2. Творчество

В Афинах Анакреонт пользовался огромной популярностью, например, на Акрополе Анакреонта была установлена ​​статуя, рядом со статуей его друга Ксантиппа. На нескольких Теосского монетах Анакреонт представлен с лирой в руках, иногда сидя, иногда стоя. В 1835 г. в районе сабинских гор в Италии была найдена статуя хранится сегодня в Галерее Боргезе, считается, что эта статуя изображает Анакреонта.

Творчество

Стихи Анакреонта, написанные на ионийском диалекте греческого языка, предназначались для сольного пения или декламации в сопровождении музыкального инструмента (вероятно, лиры, отсюда говорят о "лирике" Анакреонта).

Афиней и Суда вспоминают о пяти книгах текстов Анакреонта, подготовленных в Александрийской школе, три книги лирических произведений, одна - ямбический и одна - элегических. До наших дней дошли незначительные фрагменты, собранные из цитат позднейших авторов.

В число лирических произведений, кроме гимнов и Парфений (хоровых песен, которые исполнялись девушками), входят также любовные песни и стихи-жалобы на скоротечность молодости и быстрый приход старости. Инвективной интонации встречаются в ямбический произведениях; наиболее известные здесь - обращение к "фракийском жеребенку", строптивость которого нуждается обуздания; злобный выпад против богатого выскочки по имени Артемон.

Анакреонт - наследник Алкея и Сапфо, однако тон его текстов более светский и более насмешливый. Концепция Анакреонта характеризуется простотой в восприятии мира, иронией по отношению к самому себе; глубокое чувство и страсть в Анакреонта отсутствуют. Основные мотивы - размеренная, сознательно культивируется наслаждение радостями жизни: любовью, вином, пирами, свободой мысли, эмоциональный фон - предчувствие смерти и тягот старости.

В эпоху политических и социальных переворотов, когда на глазах Анакреонта так часто падали одни и возвышались другие, поэт "ценил легкие, мимолетные радости, стремился к этому, презирал изменчивости будущего и забывал о необратимый прошлом". Культ этого в Анакреонта, тем не менее, проникнутый духом умеренности, оргиастичность ему чужда; вино "разбавленное водой, чтобы песня за чашей оставалась стройной". Афиней замечает, что Анакреонт "был трезвым, когда писал"; сам Анакреонт (а позднее - подражает ему Гораций) решительно отвергает "скифство" с его буйством: поэт воспевает ?любовь к согласному гимну за полной чашей".

Анакреонт был известен также как автор гимнов. Наиболее известны и считаются лучшими два коротких гимна Артемиде и Дионису (сохранилось восемь и одиннадцать строк соответственно).


3. Анакреонтика

Стиль написания стихов Анакреонта захватывал его последователей. Впоследствии образовался новый вид лирики - анакреотична поэзия, где царит жизнерадостное, светлое мировосприятие, проникнутое мотивами земного счастья, гедонизма и любви.

4. Наследие

Песни Анакреонта в классический период часто пели на бенкетах.Приклад российской анакреонтической поэзии

Анакреонт не был "пьяницей и волокитой", каким его нередко представляет традиция; такую ​​репутацию поэту создали множество подражаний позднейших эпох, в частности некоторые эпиграммы (в которых напр. Ему приписывается "тройное поклонение" музе, вину и любви) и сборник, известный под названием "Anacreontea". Подражание Анакреонта породило т. н. анакреонтической поэзию поздней античности, Возрождения и Просвещения.

"Anacreontea" сохранился в рукописи X в. и был опубликован в 1554 г. с латинского перевода Анри Этьен (о происхождении самого рукописи ничего не известно). Сборник содержит иногда очень изящные, в стиле и духе Анакреонта стихотворения, однако чрезмерно подчеркивают любовный или застольный момент. Тонкую свежесть оригинала часто меняет приторно (хотя иногда признанно обаятельная) фривольность, не свойственная самому Анакреонта. Сборник был написан в александрийскую (и частью более позднюю) эпоху, когда этот жанр был в моде среди богатых классов больших торговых городов. Этот сборник впоследствии и создал славу Анакреонта и вызвал неоднократные подражания в позднейшей литературе.

Большая популярность поэта в Европе XVII-XVIII вв. восходит именно к псевдоанакреонтической поэзии. Увлечение философией Эпикура, распространенное в Европе этого времени, способствовало развитию современной анакреонтической поэзии. В русской литературе выделяются произведения, которые в рамках этой традиции создавал Г. Р. Державин, М. В. Ломоносов, К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин, во Франции - Э. Парни, А. Шенье, Вольтер, П . Беранже, Шолье, в Италии - Луи-Виктор Савиола, в Германии - Глейм, Гагедорн, Лессинг, в Англии - М. Прайер, Е. Уоллер, Дж. Гей. Источники


5. Переводы

Баженов А. Н. 1861 издал перевод "Песен Анакреона" в России.

Литература

Произведения

  • Стихи Анакреонта Теосского. СПб, 1829
  • Песни Анакреонта. В пер. А. Баженова, М., 1861
  • Анакреонт. В пер. Водовозовой, СПБ., 1888
  • Анакреонт. Первое полное собрание его сочинений в переводах русских писателей. СПб, 1896
  • В ВБ: Античная лирика. М., 1968
  • Коган П. С., Очерки по истории древних литератур, т. II, "Греческая литература", П., 1908, 1912, 1923
  • Круазе А. и М., История греческой литературы, П., 1916
  • В ВБ: Античная лирика. М., 1968

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам