Надо Знать

добавить знаний



Андеграунд



Андеграунд ( англ. underground - Подполье) - направление в современном искусстве. Творчество лиц или групп, противоречит устоявшимся философским, этическим, эстетическим кодам социума и направляется на самовыражение. Термин родился во второй половине 1960-х годов и касался сначала американских, а затем и британских групп, которые изначально не записывали пластинки, а только выступали в клубах, и считались авангардистами рэп-музыки. В отличие от "коммерческих" исполнителей, ?подпольщики? предлагали очень длинные произведения (иногда даже получасовые), основанные на блюзе, отказываясь от простой, легкой для запоминания мелодичности, часто обращались к сложным ритмометричних образцов джазовой музыки. Но со временем и ?подпольщики? начали записывать пластинки.


В социалистических странах

Возник в 1950-е годы в странах с тоталитарным режимом. Присущи черты:

  • бунтарство;
  • отказ от общепринятых ценностей, идеологии, традиций, норм;
  • эпатаж.

  • Андеграунд в изобразительном искусстве также называют "второй волной авангарда". В Украине эта волна отчетливо проявилась в период 60-80-х годов ХХ века. По мнению некоторых искусствоведов, следует различать андерграунд, как радикальную форму художественного сопротивления тоталитаризму, которую преследовала власть, и "неофициальное искусство", нонконформизм, как умеренные художественные стилистики с чертами новаторства.

Разделение андерграунда и "неофициального искусства" во многом социально - статусный; эстетически они очень близки. На фоне идеологического "парадно-официального" искусства ними по-разному создавалось внеидеологическое искусство, где на первом плане было решение творческих, собственно художественных задач.

  • В середине 70-х было создано молодежное объединение Союза художников с либеральными условиями вступления, после чего "неофициальное искусство" стало одним из де-факто "разрешенных". Андеграундные художники, которые выставлялись ранее только в квартирах, клубах и библиотеках, смогли участвовать в некоторых официальных выставках. Среди киевских художников это были: Каким Левичев, Зоя Лерман, Иван Марчук, Юрий Луцкевич, Валентин Реунов, Ирина Макарова-Вышеславская, Александр Павлов, Алексей Орябинский, Юлий Шейнис, Михаил Вайнштейн, Евгений Волобуев, Анатолий Лымарев, Ада Рыбачук, Владимир Мельниченко, Федор Тетянич и многие другие.
  • В Одессе представителями "неофициального искусства" были: Виктор Маринюк, Вячеслав Сычев, Люсьен Дульфан, Татьяна Басанец, Олег Волошинов и др.., Во Львове - Владимир Патык, Любомир Медвидь, Зиновий Флинта, Олег Минько, Эммануил Мисько, Роман Петрук, Богдан Сорока, Андрей Бокотей, Роман Романишин, Любомир Левицкий, Максим Василенко, Юрий Чарышников и др.. Украинский андерграунд в изобразительном искусстве - явление недостаточно изучено. Много имен и произведений замалчивались, были забыты или уничтожены.
  • Распространенной моделью жизни представителей андеграундного искусства была работа дома, без надежды на признание, в сочетании с педагогической деятельностью (Борис Лобановский, Олег Животков, Александр Павлов, Карл Звиринский, Роман Сельский, Александр Соколов), или в сочетании с работой в монументальном цеха (Павел Бедзир, Ференц Семан, Елизавета Кремницька, Валерий Ламах, Федор Тетянич, Эрнест Котков, Виктор Хамков, Александр Шульдиженко), или в сочетании с книжной графикой (Григорий Гавриленко, Котором Левичев, Надежда Пономаренко).
  • Многие андеграундных художников получили гонения со стороны вдадних структур за свою позицию: в Киеве - Алла Горская, Сергей Параджанов, Петр Беленок, Николай Тригуб, Вудон Баклицкий, Борис Плаксий, Людмила Семыкина; в Ужгороде - Павел Бедзир, Елизавета Кремницька; во Львове - Карл Звиринский; в Черкассах - Эдуард Гудзенко, Владимир Широков; в Одессе - Валентин Хрущ, Владимир Стрельников, Александр Ануфриев; в Днепропетровске - Владимир Макаренко ; в Запорожье - Виктор Заруба, в Харькове - Вагрич Бахчанян. Несмотря на все хужожникы обнаружили несокрушимость, оказывая "тихое сопротивление" своими кистями и красками, создавая нетрадиционные и необычные художественные проявления, вроде перформансы, инсталляции, концепты и т.д.. Андеграунд стал символом духовной свободы, творческой независимости, синонимом новаторского искусства. Он является истоком большинства процессов, происходящих в современном искусстве сегодня.

Литература

  • ВСЕ Универсальный словарь-энциклопедия. - 4-е издание. - 2006. - С. 57.
  • Герасимчук А. Андеграунд / / Энциклопедия Современной Украины. - Т. 1. - М. - 2001. - С.471.
  • Вышеславский Г. А. Андеграунд / / Вышеславский Г. А., Сидор-Гибелинда В. Терминология современного искусства. - Париж-Киев, - 2010. - С.32-37.
  • Голуб Елена В "Руси". К юбилею андеграундной выставки, ставшей историей, Газета ДЕНЬ, № 212, 5 декабря 2007 [1]
  • Танюк Л. Жизнь в искусстве и политике. \ \ Слово, Театр, Жизнь, К., 2003, том 2, С.184
  • Сверстюк Е. \ \ Блудные сыны Украины. - М.: Знание, 2001. - С.176.
  • Лобановский Б. Киевские анахореты. \ \ Византийский ангел. 1997, № 3
  • Голуб Елена. Андерграунд: подземный поезд движется из прошлого в будущее. \ \ Современность № 6, 2001, - С.152
  • Голуб Е. Висящие на одной стене - Связанные одной цепью. \ \ Радуга 2004, № 7 - 8. - С. 164
  • Котова О. Неофициальное искусство Одессы 60 - 80-х годов ... \ \ Мост № 2, К., 2005, № 7 - 8, 109 - 118
  • Савицкая О., Одесская школа сегодня \ \ Изобразительное искусство № 3, 2004, С. 59 - 61
  • Черный квадрат над черным морем. Одесса, 2001.
  • Медведева А. Историография нонконформизма в украинском изобразительном искусстве 60-х гг. / / Искусствоведческие записки: Сб. наук. работ. - К., 2002. - Вып. 1 (2) - С. 104.
  • Ольга Петрова На саблях сидеть жестко. \ \ Искусствоведческие рефлексии. - К., 2004
  • Галина Скляренко. \ \ На берегах.Нотаткы до украинского искусства ХХ века - К.: София, 2007. - С. 25. - ISBN 978-966-8684-35-7

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам