Андреа Палладио

Андреа Палладио ( итал. Andrea Palladio ) (* 30 ноября 1508 - ? 19 августа 1580) - основатель архитектуры классицизма и, вероятно, самый влиятельный архитектор в истории западной цивилизации. [1] [2] [3]


1. Биография

Палладио родился в Падуе, бывшей в то время частью владений Венеции, в семье каменщика. Настоящее имя - Andrea di Pietro della Gondola.

Крестным отцом мальчика был скульптор Винченцо Гранде, он и способствовал обучению парня в мастерской Бартоломео Кавацца, как скульптора и строителя.

1.1. Меценат Триссино

В возрасте 13 лет Андреа уходит в Виченцу. Здесь он становится помощником в ведущей мастерской каменщиков города.

Учителями Андреа в это время стали Бартоломео Кавацца и Джанджорджо Триссино. Андреа участвует в строительстве виллы для последнего в Криколи. Во дружественной опекой Триссино (поэта и гуманиста) получает архитектурную и разностороннее гуманитарное образование. Именно Триссино дает молодому Андреа фамилия Палладио, станет его покровителем и меценатом. Триссино в 1540 даст деньги молодому Палладио на путешествие в Рим ради исследований античной архитектуры и усовершенствования архитектурных навыков.


1.2. Исследователь античной архитектуры

В 1541 году Палладио отправляется в Рима, чтобы изучить памятники древней архитектуры Римской империи. Кроме Рима Андреа проводит обмеры античных памятников в Вероне, Сплите, Немые. Кроме этого, Палладио делает проекты реставрации памятников архитектуры эпохи Римской империи, хотя знал, что никто не даст горше на их полное восстановление в реальности.


1.3. Отклоненные проекты

Большое количество заказа и осуществленных проектов Палладио создает видимость удачной архитектурной практики. Он действительно строил много. Но он, как и каждый архитектор, имел отклонены проекты. Во время работы в Венеции даже покровительство Маркантонио и Даниэле Барбаро не защитило проектные решения архитектора. Проект строительства нового моста Палладио был отклонен из-за чрезмерной сложности и значительные расходы на строительство (на конкурсе были значительно экономнее проектные решения).

Участвовал Палладио и в конкурсе на восстановление Дворца Дожей пострадавшего в пожаре 1577 Новейшие достройки дворца меняли бы его традиционный облик, который так ценили венецианцы. Проект был отклонен ради сохранения исторического облика дворца, известного и ныне. Так, город Виченца имеет 12 сооружений, полностью или частично выстроенных Палладио. Доля дворцов осталась недостроенной из-за нехватки денег у заказчиков. Палладио успел построить малый объем дворца Порто (или Каза дель Диаболо) на 2 окна и на 2 этажа, как заказчик приостановил строительство. Выстроенная малая часть так и стоит намеком на интересный несовершенен проект и памятником восхвалений финансово несостоятельного заказчика.


1.4. Палладио и театральные сооружения

Малоизвестной страницей творчества архитектора было создание театров. Финансово необеспеченный Палладио брался за обустройство театров в дворцовых помещениях богачей, где проводились праздники и небольшие представления. Наиболее значимым к построению театра Олимпико был театр в зале Базилики Палладиана.

Еще в 1555 Палладио основал в городе Виченца Олимпийскую академию (кружок единомышленников для приятного и полезного досуга). Инициативные члены Олимпийской академии в 1579 и получили право от Муниципалитет на построение крытого театра в помещениях старой крепости. Ранее те служили погребами для хранения пороха и местной тюрьмой.

Фиксационный план театра Олимпико в Виченце с поздней достройкой слева, 1776 год.

Так невольно Палладио и члены Олимпийской академии города стали спасителями старых стен крепости Кастелло дель Территория. Палладио дали задание разработать проект приспособления театра для академии в фортречних помещениях. На плане хорошо видно несимметричное планировка стен крепостных сооружений и попытка архитектора максимально использовать пространство старого здания. Он был вынужден отказаться от точного воспроизведения древнеримского овала арены и сделал лишь его половину. Почти половину помещения заняла сцена.

Через полгода после начала работ по сооружению театра Олимпико архитектор скончался на 71 году жизни. Руководство работами перешло сначала к сыну Палладио, а затем в талантливого ученика мастера - архитектора Винченцо Скамоцци, который не только закончил сооружение, а и позаботился даже по декорации для нового театра.


1.5. Семья

С апреля 1534 архитектор женится на дочери плотника. В браке было пятеро детей: Леонида (умер при трагических обстоятельствах в 1572), Маркантонио, Горацио, Зенобия, сына Силла.

  • Маркантонио стал строителем и работал вместе с отцом. Позже перебрался в Венецию и работал в мастерской Алессандро Витториа.
  • Горацио получил образование в университете города Падуя, стал юристом, умер в 1572
  • Единственная дочь Палладио, Зенобия, вышла замуж с ювелиром Джованни Батиста делла феде и родила архитектору двух внуков.
  • Младший сын Силла (или Сулла) учился в университете в Падуе, но не получил никакого звания. Был надзирателем на строительстве последнего произведения отца - театра Олимпико.

1.6. Гипотетические портреты архитектора

Худ. Паоло Кальяри Веронезе. Портрет какого-то архитектора на фронтиспис 1-го издания книги Палладио в Лондоне, 1715

Слава и авторитет архитектора как-то контрастно сочетались с равнодушием к архитектору, его биографии и его портретов. Исследователи до сих пор не имеют ни одного портрета архитектора, который можно было бы связать с реальным его видом.

  • Есть портрет какого-то молодого архитектора, выполненный в гравюре для 1-го издания книги Палладио (Четыре книги об архитектуре), напечатанной в Лондоне в 1715 Но вряд ли Паоло Кальяри Веронезе мог портретуваты малоизвестного в то время молодого и бедного строителя.
  • Еще больше недоразумений вызывает портрет неизвестного господина в скромном черном одежде кисти Эль Греко, датированный 1575 годом. Портрет хранится в городе Копенгаген и его создание связывают с римским периодом творчества Эль Греко. Но точных сведений о встречах художника и архитектора не сохранен.

1.7. Ключевые даты биографии

  • 1540 : Начало первой работы, Вилла Хватит в Лонедо.
  • 1544 : Начало сооружения Виллы Пизани в Багноло.
  • 1545 : Первая значительная работа. Палладио участвует в реконструкции Базилики в Виченце. Устроил дворец Раджоне XIII века двухярусной аркадой.
  • 1550 : Начало проектирования дворца Кьерикати и Виллы Фоскари в Виченце.
  • 1552 : Начало работ над Виллой Корнаро и дворцом Iseppo De 'Porti.
  • 1554 : Публикация трактата "Римские древности".
  • 1556 : В Удине работал на Casa Antonini и в Виченце начинает сооружение дворца Тьен. Его заказы растут пропорционально росту его популярности. В это время он сотрудничает с патриархом Аквилеи, в редакции книги "Vitruvio", обеспечивая книгу рисунками.
  • 1557 : Начало работ над Виллой Бадоер в долине реки По.
  • 1558 : Перебрался жить в Венецию. Реализует проект по реконсртукции церкви Сан-Пьетро ди Кастелло в Венеции и возможно в том же году начинает создание Виллы Malcontenta.
  • 1559 : Начало сооружения Виллы Emo в селе Фанзоло ди Веделаго.
  • 1560 : Вилла Барбаро-Вольпи в Мазере вблизи Тревизо.
  • 1561 : Начало сооружения Виллы Пояна Маджоре, и в том же году трапезной для монахов бенедиктинцев монастыря Сан-Джорджо Маджоре в Венеции. В дальнейшем он занимается фасадом монастыря Monastero per la Carita и Виллой Серего.
  • 1562 : Начало работ над фасадом церкви Сан-Франческо делла Винья и работы над собором Сан-Джорджо Маджоре в Венеции.
  • 1565 : Начало создания Виллы Каголло в Виченце и Виллы Пизани в Montagnana.
  • 1566 Дворец Вальмарана и Вилла Зено в Виченце.
  • 1567 : Начало работ над Виллой "Ротонда" в Виченце.
  • 1570 : Палладио номинирован на титул Proto della Serenissima (Почетный гражданин Венеции), в том же году он публикует в Венеции трактат I Quattro Libri dell'Architettura (Четыре книги об архитектуре).
  • 1571 : Строительство Виллы Piovene, Дворца Porto Barbaran, лоджии дель Капитанио и Дворца Porto Breganze.
  • 1574 : На трактата "Commentari" (Комментарии к Юлию Цезарю) и работы studies for the front of S. Petronio in Bologna.
  • 1577 : Начало сооружения церкви Иль Реденторе, в Венеции.
  • 1579 : Возвращение в город Виченца. Проект обустройства театра Олимпико в стенах средневековой крепости Кастелло делла Территория в городе Виченца.
  • 1580 : Подготовка эскизов внутреннего интерьера для церкви Санта-Лючия в Венеции, и в том же году начало строительства Театро Олимпико в Виченце.
  • 1580 : смерть 19 августа в Виченце.

2. Влияние на архитектурную практику

В 1570 году Палладио опубликовал трактат "Четыре книги об архитектуре" с приложением собственных рисунков античных сооружений и их реконструкции. Издание было обобщением теоретических и практических навыков архитектора, заключением его архитектурного опыта.

После выхода в свет этой книги Палладио - он стал практически вторым наиболее признанным теоретиком архитектуры после известного теоретика 15 в. на имя Альберти Леон-Баттиста (1404-1472).

Издание быстро было переведено на иностранные языки, в том числе на английский. Его часто рассматривали как учебник и широко использовали для обучения и практического использования установок Палладио в строительстве протестантских стран. Неожиданно трактат архитектора - католика стал знаменем противников римского варианта барокко (так называемого стиля иезуитов) в протестантских странах, а классическая (древнеримская) манера его архитектуры противопоставлялась произведениям итальянского барокко.


3. Смерть и погребение

Палладио похоронили на окраине городского кладбища. Поиски захоронения в 19 веке были довольно неточными. Но желание иметь захоронения прославленного архитктора привело к переносу останков с городского кладбища в церковь Санта Корона. Итак, надгробие в церкви - скорее кенотаф, почетное захоронение, чем настоящая могила известного архитектора.

4. Увековечение памяти

Монумент архитектору в городе Виченца
  • Палладио создали монумент в городе Виченца рядом с Базиликой Палладиана (ратуша города).
  • В городе Виченца существует Международный центр по изучению творческого наследия Палладио.
  • Все крупные проекты и рисунки архитектора воспроизведены в факсимильных копиях и путешествуют по миру. Их можно видеть на разных выставках.

5. Палладианских стиль

Почти единственный архитектор, именем которого назвали целое направление в архитектурном строительстве Западной Европы - палладианство. Различают также английское палладианство, российское т.п.. Представителями российского палладианства считают Чарльза Камерона, Николая Львова, Джакомо Кваренги. В Батурине (Украина) Ч. Камерон построил дворец и 2 флигеле для К. Разумовского ( 1803 г. реставрирован), шедевр архитектора. Архитектору М. Львову принадлежит несколько сооружений в Украине (лучшие - усадьба Стольное для Безбородко Александр Андреевич, усадьба Диканька для В. П. Кочубея). По проектам Джакомо Кваренги в Украине построено усадьбу Камбурлея М.И. в Хотени, собор Спасо-Преображенского монастыря города Новгород-Северский (сохраненный, действующий). Интересным, и малоисследованным образцом палладиаства в Украине усадьба Браницких в Рудом Селе ( Киевская область, сплошная руина).


Источники

  • Curl, James Stevens, "A Dictionary of Architecture and Landscape Architecture", Oxford University Press
  • Guido Beltramini, Palladio privato, Marsilio, Venezia 2008.
  • Corrado Buscemi, Il sigillo del Palladio, Cierre Grafica, Caselle di Sommacampagna, Verona 2008.
  • A. Chastel, R. Cevese (a cura di), Andrea Palladio: nuovi contributi, Electa, Milano 1990.
  • Emanuela Garofalo, Giuseppina Leone, Palladio e la Sicilia, Caracol, Palermo 2004.
  • Decio Gioseffi, Andrea Palladio, Ibiskos Editrice Risolo, Empoli 2007.
  • Paola Marini, Licisco Magagnato, "I quattro libri di architettura" di Andrea Palladio, (edizione a stampa, con note storico-critiche) edizioni Il Polifilo Milano 1980.
  • Stefano Mazzoni, L'Olimpico di Vicenza: un teatro e la sua perpetua memoria, Le Lettere, Firenze 1998.
  • Andrea Palladio, I quattro libri di architettura (copia anastatica prima edizione Venezia 1570), edizioni Hoepli 1990, ISBN 88-203-0613-1
  • Lionello Puppi, Andrea Palladio, Milano, Electa, 1973.