Андреа Поццо

Андреа Поццо, также Андреа дель Поццо ( итал. Andrea Pozzo 30 ноября 1642, Тренто - 31 августа 1709, Вена) - монах иезуит, известный итальянский художник, декоратор и архитектор эпохи позднего барокко.


1. Предпосылки

В 16 веке получили мощи процессы разочарование в католицизме, критики его злоупотреблений и забвение им установок первоначального христианства. Римско-католическая церковь ответила на критику новым усилением уничтожение еретиков. И жареным человеческим мясом пахло в Испании, Нидерландах, Италии и Германии. Был усилен и идеологический гнет. Но окрепли и позиции протестантизма, особенно в германских княжествах, на севере Нидерданды, во Франции, в Швеции, кантонах Швейцарии и в Великобритании. Процесс зашел настолько далеко, что от католицизма окончательно откололся целый пласт западноевропейских стран (Англия, часть германских княжеств, швейцарские кантоны, северные Нидерланды, Швеция). Вдруг после раскола христианской церкви в 1054 года христианская община раскололась на три ветви -

  • католицизм
  • православие
  • протестантизм.

Состояние власти римских пап после ограбление Рима и его разрушения в 1527 году был настиькы угрожающим, что церковь собралась на собор в городе Тренто (Тридентский собор), где на протяжении нескольких лет были выработаны новые установки политики римских пап по сохранению своих позиций и комбинированного наступления на противников - идейного, образовательного и агрессивного. Как оказалось позже, католицизм и протестантизм заняли непримиримые позиции, которые будут иметь значительные политические, религиозные, философские последствия как для Евпоры, так и мира.

Общество Иисуса было основано 1534 года испанцем Игнатием Лойолой в Париже и утверждено 27 сентября 1540 года римским папой Павлом III. Главной целью иезуитов стало проповедование идей католицизма, распространения влияния католической церкви на все сферы жизни, укрепление власти папы римского. Принципы Общества строились на основе строгой дисциплины, безусловного подчинения только генералу Общества, или римскому папе.

Оба события ( Тридентский собор и основано Общество Иисуса) будут иметь значительное влияние на мировоззрение и творческую деятельность будущего художника и архитектора Андреа Поццо.


2. Жизнеописание

В городе Тренто, где и проходил когда-то Тридентский собор, в набожной семье родился Андреа Поццо. Образование тимав в школе иезуитов. Отец, заметил склонность сына к искусству, не мешал его художественного образования. Набожность Андреа Поццо была такой, что 25 декабря 1665 Андреа Поццо стал монахом - иезуитом. Важный доя Поцо шаг он сделал в городе Милане в церкви Сан Феделе.

3. Произведения в честь ордена иезуитов

Андреа Поццо. "Св Франциск Ксавьер"

С этого года исчезает жизнеописание светской личности художника и возникает художник, к собственной смерти работать в честь ордена иезуитов. Началась длинная ряд произведений в церквях иезуитского ордена.

Поццо работал на севере Италии, в Лигурии, в городе Генуя (церковь Св. Амвросия), в Сан - Ремо.

  • В 1675 году в Турине украшал иезуитскую церковь Св. мучеников.
  • В 1676 году в городе Мондови создал фреску в церкви Св. Франциска Ксаверия.
  • В 1678 году в городе Модена создал фрески хора в церкви Св. Варфоломея.

Началась слава художника в Италии. В 1681 году глава ордена Джан Паоло Олива по предложению Карло Маратти вызвал Андреа Поццо в Рим.


4. Римский период

Вена, потолок церкви иезуитов, фреска.

Римский период Андреа Поццо длился почти двадцать лет ( 1681 - 1702. Римское барокко пережило невероятный взлет, расцвет в произведениях Микеланджело да Караваджо (1573-1610), Франческо Борромини 1599-1667), Лоренцо Бернини (1598-1680), Пьетро да Кортона (1596-1669), Алессандро Альгарди (1598-1654). Практически никого из этих великанов римского искусства барокко Поццо в Риме не встретил. Но станет потомком всех перваго и всех недостатков представителей римской школы барокко - помпезности и виртуозного мастерства, огромных масштабов и перспективных фокусов, роскоши декора и пламенного мистицизма. Итальянское барокко начало работать по произведенным рецептам, все больше теряя экспериментальный и искренний характер.

В Риме его способности використовувалы и как мастера религиозной живописи, и как художника - театрального декоратора в религиозных представлениях.

Среди важных произведений иезуита Андреа Поццо в Риме -

  • фрески на потолке центральной нави церкви Святого Игнатия ( Церковь Il Ges?)
  • алтарь в церкви Сан Лииджи Гонзага
  • произведения в трапезной монастыря Санта Тринита деи Монти.

5. Венский период и смерть

Еще в 1700 году он успел архитектор создать проект церкви Св. Николая для города Любляна. Как прославленный монах-художник получил вызов на работу в Вена от австрийского императора Леопольда И. Старый мастер, которому было шестьдесят, перебрался в столицу Австрии, где работал по закажите императора, князя Йозефа Иоганна Адама Лихтенштейна и различных монастырей и церквей. В 1703 году он создал свой ​​последний шедевр иллюзорного живописи - имитацию купола на плоской потолка в церкви иезуитов в Вене. Композиционные схемы йго алтарных картин в церквях Вены оказали значительное влияние на алтарные композиции в церквях многих стран "лоскутнои" Австрийской империи ( Венгрия, Чехия, Моравия, а также влияния а мастеров Польши).

Монах Андреа Поццо умер в Вене.


6. Галерея

  • Алтарь "Смерть Франциска Ксавьера"

  • Кафедральный собор Св. Николая, Любляна

  • Рим, церковь Сант Иньяцо, имитация купола

  • Андреа Поццо, автопортрет.


Источники

  • Societ? Storica Poliziana, Andrea Pozzo a Montepulciano, Thesan & Turan, 2010. ISBN 978-88-95835-76-1;
  • Nuova edizione anastatica dei due volumi del trattato di Pozzo Perspectiva pictorum et architectorum (1693-1700) con saggio introduttivo di P. Dubourg Glatigny, Trento, 2009. ISBN 978-88-89706-67-1;
  • E. Filippi, L'arte della prospettiva. L'opera e l'insegnamento di Andrea Pozzo e Ferdinando Bibiena in Piemonte, Olschki, 2002;
  • L. Giorgi, Antonio da Sangallo il Vecchio e Andrea Pozzo a Montepulciano. Il tempio della Madonna di S. Biagio e la Chiesa del Ges?, Le Balze, 1999;
  • H. Ikegani, Sviluppo sommerso. Peculiarit? della teoria prospettica di Andrea Pozzo, CLUEB, 1998;
  • V. De Feo - V. Martinelli (a cura di), Andrea Pozzo, Electa Mondadori, 1998.
  • Burda F., Belting H. Andrea Pozzo und die Videokunst: neue ?berlegungen zum barocken Illusionismus. Berlin: Gebr. Mann, 2001.