Андреа дель Кастаньйо

Андреа дель Кастаньйо (настоящее имя итал. Andrea di Bartolo di Bargilla ; * ок. 1421 - ? 1457) - итальянский художник эпохи кватроченто, представитель флорентийской школы живописи. Отличался среди коллег особым колористическим даром.


1. Жизнеописание

1.1. Ранние годы

Сталкиваясь с материалами о художниках 15 века, чувствуешь их малую сохранность и недостаток. Все это относится и к биографии Кастаньйо. Мало известно о ранних годах деревенского парня, ставшего замечательным художником, но был безвинно обвинен в убийстве и умышленно наказан забвением потомками. Родился в селе Кастаньйо, что близ Флоренции. Отсюда его прозвище, ставшее историческим. Гипотетически его учителя - Паоло Учелло и фра Филиппо Липпи. Но как большинство флорентийских мастеров, Кастаньйо учился на фресках своих прославленных предшественников, которые уже тогда были авторитетами, среди них - Джотто, Мазаччо.

Во время войны между правительствами Флоренции и Милана, скрывался в Корелла и вернулся в город только после прекращения боевых действий. С 1440 года он во Флоренции, где рисует фрески.


1.2. Недолго в Венеции

С 1442 года документы показали его работу в Венеции, где он исполнил фрески в часовни церкви Сан-Дзакария, а затем фреску "Смерть Богородицы" в соборе Св. Марка. Приглашение молодого и талантливого мастера в Венецию совсем не удивительно, потому Венеция как художественный центр только начинала свой путь и значительно позже присоединилась к идеям Возрождение, чем надменная Флоренция и папский Рим. Вероятно, влияния были двусторонние, так Кастаньйо видел яркие краски греческих (византийских и то время) икон, ценные восточные ткани, цветные мраморы, которые так любили венецианцы. Позже большие плоскости цветного камня украсят его фреску "Тайная вечеря" во Флоренции. Понемногу художник набирал опыт колориста, который так отличать его произведения среди работ флорентийских мастеров 15 в.


1.3. Произведения в Сант Аполлония

Кастаньйо, Тайная вечеря.

В 1447 году Кастаньйо работал в трапезной Сант Аполлония, где создал вполне традиционную для этих мест фреску тайной вечери Христа с первыми учениками. (Прославленный стенопись Леонардо да Винчи "Тайная вечеря" тоже украсил трапезную монастыря Санта Мария делла Грацие, только в Милане).

Кастаньйо также создал там и фрески "Воскресение Христа", "Распятие" и люнет со сценой "Пьета" (Богородица оплакивает Христа), большинство которых сейчас в поврежденном состоянии.


1.4. Поздние произведения

Художник создал несколько фресок в разных церквях Флоренции (Сан Миньято фра ле Торре, Сан Еджидио, Сантиссима Аннунциата).

К не совсем привычных образцов относится фреска с конным монументом Никколо да Толентино. Это попытка создать имитацию скульптуры кондотьера (полководца) средствами фрески. В этом произведении Кастаньйо - последователь Паоло Учелло, ранее создал подобную же фреску с изображением монумента кондотьера Джона Хоквуда, англичанина на службе у Флоретийцив.


1.5. Фрески виллы Кардуччи

Андреа дель Кастаньйо, остатки фрески Эсфирь, серия "прославленной женщины", Вилла Кардуччи в Ланьяйя

Ярко отразился опыт художника Кастаньйо и его колористический дар во фресках виллы Ланьяйя, или Вилла Кардуччи для флорентийского выборного председателя Андреа Кардуччи. Комплекс имел предварительную программу и изображал на стенах трех известных поэтов ( Данте, Франческо Петрарка, Бокаччо), трех известных женщин (царица Эсфирь, сивилла Кумской, царица Томирис с рассказа Геродота) и трех известных политических деятелей. Тематика фресок виллы не имела ничего общего с церковной сакральной тематикой, что требовало знания светской истории, вообще - эрудиции.


1.6. Смерть

В 1457 году во время очередной эпидемии чумы художник умер.

1.7. Грехи Джорджо Вазари автора

Вымышленный портрет Кастаньйо с "Жизнеописаний" Вазари

После смерти Кастаньйо художника опозорил Джорджо Вазари еще в 16 веке. Историки искусства провели тяжелый труд по отысканию нужных источников и очистке подлинной биографии художника от клеветы и забвения. Не сохранен портрета Кастаньйо, а то, что представлено в "Жизнеописаниях" Вазари - вполне выдуманный.

Наука не стояла на месте, в 20 веке произведение Вазари "Жизнеописания" пересмотрели критически и с позиций современных требований. Оказалось, что автор пытался белетризуваты жизнеописания художников, представить их как интересные рассказы, украсил или, наоборот, унизил авторитет тех, кого не любил. Так, Вазари сообщил ужасную историю, будто Андреа дель Кастаньйо из зависти убил своего учителя. Современники даже байки Вазари считали документальные свидетельства. Авторитета талантливого Кастаньйо был нанесен сокрушительный удар, его фрески закрасили, а имя вычеркнули из памяти.

Сивилла Кумской с виллы Кардуччи

Проверки установили полную невиновность Кастаньйо, закрашенные фрески расчистили. Чтобы спасти ценные произведения Кастаньйо, во Флоренции создан музей Кастаньйо, а его авторитет, оскверненный Вазари, посмертно реабилитирован.

Вазари был патриотом Флоренции и подал в книге всех известных флорентийских мастеров. Этого ему стало мало, и он подал даже биографии второстепенных и малоизвестных мастеров, только потому, что они Флорентийцы. Ученые с удивлением изучили эти страницы, отметив - ну, раз есть, то пусть и будут. Еще большее удивление вызвала биография художника Тинторетто, нефлорентийця. Вазари испытывал к нему неприязнь и даже отказал Тинторетто в праве на отдельную биографию в своей книге. Жизнеописание Тинторетто - Вазари разместил в биографии Баттиста Франко, который никак не равнялся в одаренности Тинторетто. К счастью, тот долго жил и своими поздними произведениями доказал и свою гениальность, и принадлежность к лучших мастеров Италии.

Обнаружились значительные расхождения между фактами, подал Вазари, и документами той эпохи. Понятно, что Вазари не мог по разным причинам пересмотреть архивы и необходимые документы, поэтому опирался на расспросы свидетелей, легенды, предания. В случаях недостачи свидетельств и свидетелей, писал по собственным воображением. Но он не жил в 20 веке и не мог заключаться в требования науки (искусствоведения 20 века), которое только начинало свое развитие в 16 веке. Поэтому произведение Вазари желательно читать как беллетристические биографии с включением лишь некоторых документов. А комментарии к изданиям читать обязательно и также внимательно, как и текст Вазари, понимая, что он лишь документ культуры 16 века, и частично научный документ.


См.. также


Источники

  • WR Deutsch: Andrea del Castagno. 1928
  • Кузьмина М. Т. "История зарубежного искусства", М, "Искусство". 1971
  • P?rez S?nchez, AE, "Pintura del Quattrocento en Italia", en Historia del Arte, Ed. Anaya, 1986.
  • Citado por Bacci, M., en la voz "Andrea del Castagno", Diccionario Larousse de la pintura, Tomo I, Editorial Planeta-De Agostini, SA, 1987. ISBN 84-395-0649-X