Надо Знать

добавить знаний



Андрей (Шептицкий)


Андрей Шептицкий

План:


Введение

Митрополит Андрей Шептицкий (в мире Роман Мария Александр Шептицкий * 29 июля 1865, Прилбичи - ? 1 ноября 1944, Львов) - епископ Украинской греко-католической церкви, с 17 января 1901 к смерти - Митрополит Галицкий и Архиепископ Львовский - предстоятель Украинской греко-католической церкви.


1. Биография

1.1. Детство и юность

Андрей Шептицкий родился в с. Прилбичи (теперь Яворивского района Львовской области). Будущий Галицкий митрополит происходил из старинного русинского (украинского) рода графов, который в XIX веке поддался полонизации, а члены семьи стали франкоязычными римо-католиками. Благородный род получил фамилию " Шептицкий "от родового имения села Шептици ( Шептич). При крещении получил имена Роман, Александр, Мария. Его отец - граф Иван Шептицкий, мать - графиня София Фредро. [1]

Супруги Шептицких мало семь сыновей. Первый сын Стефан умер в возрасте 2-х лет. Второй - Юрий умер в возрасте 17-ти лет. Третьим сыном Шептицких стал Роман, который как раз известен как Андрей Шептицкий. Четвертый - Казимир - успешный немецкий адвокат, который в возрасте 43 лет оставил светскую карьеру и стал монахом Студитом и известен как Климентий Шептицкий. Пятый - Александр. Шестой - Станислав - полковник Генерального штаба и военный атташе Австро-Венгрии в Риме перед Первой мировой войной, потом стал генералом польской армии. Седьмой - Лев в 1939, во время первого российского вторжения, был замученный большевиками в Замостье вместе с женой. [1]

О ранних годах жизни Митрополита известно из книги-воспоминаний его матери Софии Шептицкой. В частности, она отмечает, что в детстве Роман отличался смирно нравом, любовью к молитве, к которой умел пробудить любовь среди окружения.

" Четки - это было его первое апостолування в семье; ли он уговаривал своих братьев, или учил, или может они сами шли его примеру, не знаю, но без какого-либо влияния с моей стороны через некоторое время я увидела, что каждый из них должен всегда четки в кармане, молится на ней и засипляе с ней, обмотанной вокруг ручки. Пишу об этом, что я видела и как я эту вещь понятная. "

- София Шептицкая, Молодость и призвание в. Романа Шептицкого [2]

София Шептицкая отмечает, что около 8 лет Роман принципиально отказался от лжи, сделав это, на ее взгляд, вполне сознательно, а не инстинктивно. К тому же он в то время, по словам матери, хорошо почувствовал, что такое страдание и жертва любви для ближнего.

" Имелся фльоберт, из которого во время проходов наперезмину стреляли. Было вынесено, что каждый из них получал ежедневно по пять патронов. Эти стрелы были кульминационной точкой развлечения, а сколько разговоров поплыло каждого дня, при чем счастье бывало омрачено лишь полушубками, которые я говорила брать с собой на длинные прогулки; когда один должен был стрелять, прежде чем наткнулись на "звериную", тогда второй должен был нести его полушубок . Поэтому в день св. Юрия - "Ама" босиком подбежал к Изя, говоря него (по-французски): "Слушай Юрко, я не мог тебе ничего купить на Твои имьянины, но вот тебе все мои сегодняшние патроны, Ты сможешь стрелять во время целый длинной прогулки, знаешь, сейчас не будет лекции, а я буду нести Твой полушубок "! "

- София Шептицкая, Молодость и призвание в. Романа Шептицкого [2]

Первое образование Роман получил дома. Осенью 1879 вместе со своими двумя братьями Юрием и Александром начал обучение в гимназии Св. Анны в городе Краков ( Польша). Вскоре здесь умирает его брат Юрий. Роман и вся семья Шептицких глубоко переживают эту потерю. 1 октября 1883 начал военную службу в Кракове. 8 января 1884 его приводят из казармы домой диагностируют скарлатину, которая сопровождается заражением крови и острым воспалением суставов. Во времени болезни был близок смерти. В конце февраля выздоравливает, однако врачи настаивают на увольнении его с военной службы. В конце отцу удается освободить Романа из армии и в мае семья возвращается из Кракова в Прылбычей. [1]

Осенью 1884 Роман и Александр вместе поехали в Германию, в Вроцлав, на юридические студии в университете. В 1886 впервые посетил Рим. Летом 1887 завершил университетские студии. 11 августа этого же года по предложению отца отправляется в Хирова в коллегию иезуитов. Через неделю прибывает в Добромильский монастырь, чтобы ознакомиться с жизнью василиан. В октябре 1887 отец отправляет Романа в путешествие в Россию, во время которой познакомился с философом Владимиром Соловьевым и историком Владимиром Антоновичем. За этой поездки посетил Подолье, Киев, Москву. [1]

8 февраля 1888 в Риме принял участие в общей аудиенции у папы Льва ХИИИ. Благодаря стараниям матери Софии 24 марта папа принимает их семью на частной аудиенции, во время которой Роман просит благословения на то, чтобы стать василианин. Лев ХIII не забыл об этом визите и вспомнил его через одиннадцать лет. 27 апреля 1888 Роман вернулся в Краков и через три недели получил степень доктора права. [1]


1.2. Монах и священническое служение

Андрей Шептицкий - монах Добромильского монастырь Ордена св.Василия Великого, 1888-1892

29 июня 1888 граф Иван и графиня София сопровождают своего сына к Добромильского монастыря отцов Ордена. 13 сентября 1888 Роман составил первые монашеские обеты и принял имя Андрей. С октября 1888 по июнь 1891 брат Андрей, проживая в Краковской Иезуитской обители на площади св. Варвары, посещает университетские курсы богословия и философии. За Великого поста 1891 года, как пишет в своих воспоминаниях София Шептицкая, брат Андрей питается только раз в день:

" В половине великого поста отец Карло Кочоровський Ч. И. предупредил меня, что брат Андрей ест только один раз в день, а утром и к вечеру выпивает только стакан чая, считает неслыханным умерщвлением в его возрасте, росте и при нынешней изнурительной работы. Причем ректор коллегии, знал эту горячую аскетическую душу, позволял ему на все возможные посты. "

- София Шептицкая, Молодость и призвание в. Романа Шептицкого [3]

В июне 1891 сопровождает на Буковину французского прелата, где знакомится с жизнью буковинских староверов. [1]

С 3 августа по 4 октября 1891 тяжело заболел тифом, из-за чего родители были вынуждены забрать сына к Прылбычей и вызвать врачей из Кракова и Львова. По совету врачей 17 октября 1891 отправляется на реабилитационный курорт в Закопане. Только 17 мая 1892 брат Андрей возвращается в Добромильский монастырь. [1]

11 августа 1892 брат Андрей составляет обеты в Кристинопольському монастыре. А 3 сентября 1892 епископ Юлиан Пелеш в Перемышле посвящает его в священники. 11 сентября 1892 иеромонах Андрей отслужил первую Божественную Литургию в родовом селе в Прилбичах. [1]

За 1892 - 1894 Андрей Шептицкий завершает богословия в Кракове, которые были прерваны его тяжелой болезнью. В тот же период ( 1892 - 1896) отец Андрей несет служение магистра послушников в Добромильского монастыре. 20 июля 1896 его назначают игуменом монастыря св.Онуфрия во Львове. 19 мая 1897 вместе с отцом Платонидой Филясом начинает издавать журнал "Мисионар" - месячник-бюллетень "Апостольства молитвы". В 1898 - 1899 преподает богословие в Кристинопольському монастыре. [1]


1.3. Епископ и Митрополит

2 февраля 1899 император Франц Иосиф I именовал Андрея Шептицкого на Станиславовского епископа. 17 сентября 1899 состоялась епископская хиротония, а 20 сентября 1899 - интронизация на Станиславской кафедру. [1] За время епископства в Станиславовской епархии Андрей Шептицкий написал верных шесть посланий: Первое слово Пастыря (к верующим) [4], Наша программа (до духовенства) [5] Правдивая вера (к верующим на Буковине) [6], Христианская семья (до духовенства и верующих) [7], В мои любых гуцулов (гуцульским говором) [8], На грани двух веков (до духовенства и верующих) [9].

Период епископства в Станиславе длился недолго - всего четырнадцать месяцев. Тем не менее владыка Андрей за этот короткий интервал успел посетить много приходов и ознакомиться с их жизнью. Митрополит Шептицкий первым из высших иерархов Греко-католической церкви начал использовать народный язык в общении с верными. Никто из епископов раньше не писал гуцулов послание их диалектом ("В мои любых гуцулов"): "Пэриш усего Вы деди и ные христенецки, сокотит свои хиты вид соблазн".

По приглашению западно художник Юлиан Маркевич украсил Динозавры кафедру фресками византийского стиля. Владыка позаботился также, чтобы австрийское правительство выделил земельный участок и 300 тыс. крон для построения епархиальной семинарии в Станиславе. [1]

После смерти митрополита Юлиана Сас-Куиловского Шептицкий 17 декабря 1900 был номинирован Галицким митрополитом. Интронизация состоялась 17 января 1901 в соборе св.Юра во Львове.


2. Экуменическая и униатская деятельность Митрополита Шептицкого

Как митрополит дважды посетил Россию ( 1907, 1912) и Беларусь. Способствовал развитию Российской греко-католической церкви. Создал апостольский викариат верных греко-католической церкви в Боснии, а в 1908 направил туда для миссионерской деятельности монахов-студитов. В 1907 Шептицкий добился назначения епископа для США, а в 1912 - для украинских поселенцев в Канаде ( Виннипегским митрополия УГКЦ). В 1910 участвовал в евхаристическом конгрессе в Монреале. Шептицкий был инициатором Велеградських съездов ( 1907 - 1927), в Бельгии создал восточную ветвь ордена бенедиктинцев.

В 1901 основал монастырь Студийского правила, в 1913 пригласил в Галичины орден Редемптористов, которые приняли восточный обряд и создали свою ветку. Занимался также женскими конгрегации Сестер: Пресвятой семьи, Студиток, Милосердие, Святого Викентия, святого Иосифа, священомученника Иосафата. Созвал Синоды и конференции епископата греко-католической церкви. В 1917 провел ряд мероприятий, направленных на распространение и укрепление католической церкви в России. В марте 1917 организовал в Петрограде Синод Русской католической церкви и назначил отца Леонида Федорова Экзархом для католиков византийского обряда в России. Находясь в Киеве, митрополит назначил отца Михаила Цегельского Экзархом для католиков византийского обряда в Украине.

В межвоенный период Митрополит Андрей продолжал работу по развитию УГКЦ. По инициативе Шептицкого было основано Львовскую греко-католическую академию ( 1928), Богословское научное общество ( 1929), украинский католический институт церковного соединения им. Митрополита Рутского ( 1939). Продолжая унийную деятельность, возобновил работу голландского униатского апостолата, в Бельгии - восточную ветвь ордена бенедиктинцев, начал униатский движение в Англии.

Предвидя нарастание репрессий против церкви, Митрополит тайно 22 декабря 1939 рукоположил в епископы своего преемника - ректора Львовской духовной семинарии о. Иосифа Слепого. В октябре 1939 Шептицкий назначил экзархом верных византийского обряда, проживающих на территории Советского Союза : еп. Николая Чарнецкого для Волыни и Полесья, о. Климентия Шептицкого для России и Сибири и др..

При Второй мировой войны Шептицкий ставил вопрос об объединении всех христиан Украины вокруг Киевского Патриархата в единстве с Римским престолом, но не нашел понимания со стороны отдельных иерархов церкви и украинской интеллигенции.


3. Политическая деятельность Митрополита

В 1901 году закрыл греко-католическую семинарию в знак поддержки сецессии украинских студентов из Львовского университета. В 1903 году он присоединился к бойкоту с украинскими депутатами сейм. Осудил Сичинского (убийцу графа Потоцкого) в послании перед Томин Воскресением 1908 г. Это событие подкормили неблагосклонное отношение украинской общественности к митрополиту.

Крупнейшим политическим достижением Шептицкого стала в 1914 г. договоренность с польской стороной о избирательную реформу, которая бы увеличила политическое представительство украинской в ​​галицком сейме. Осуществить ее помешала война.

Общая позиция митрополита в политических делах: призывает духовенство не ввязываться в политику и сам подает пример: как галицкий митрополит он был депутатом венского парламента и сейм, но в стенах обоих этих уважаемых учреждений к 1914 г. появился лишь дважды и оба раза выступал не на политические, а на образовательные темы.


4. Благотворительность и меценатство

Одной из мало упоминаемых (но значимых для освещения его christianitas) социальных акций митрополита было то, что он добился у австрийского правительства помощи для вдов священников.

При Второй мировой войны православные священники и миряне Каменец обращались к митрополита Шептицкого за помощью - финансовую и сугубо церковную: книги, ризы, литургическое утварь и т.д., - ссылаясь на то, что он же епископом их города, - и митрополит в помощи не отказал.

Митрополит поддерживал деятельность украинских культурно-просветительских обществ "Просвита", "Родная школа", "Сельский хозяин"

Основывает Украинский Национальный Музей, покупает в 1905 для него помещение за 34 тыс. долларов (с помощью евреев, потому поляк-владелец не желал продавать дом украинский). Благодаря заботе Шептицкого в музее собрана одна из крупнейших в Европе сборников иконописи.

Церковные, гуманитарные фонда: первая - Епархиальная библиотека в Станиславе (передал 4 000 книг из личной библиотеки), Академический Дом, Народная лечебница (которую впоследствии ( 1930 - 1938) превратили в современный госпиталь), гимназии; ходатайством к чешского правительства спас украинских хозяйственную академию в Подебрадах. Шептицкий был инициатором и основателем Земельного банка во Львове ( 1910).

На средства митрополита приобретено здание, в котором разместилась художественная школа Алексея Новаковского, а также мастерская Модеста Сосенка и Осипа Куриласа. Шептицкий предоставлял стипендии молодым украинским художникам для получения художественного образования в лучших учебных заведениях Европы.

Им основана Львовская Богословская Академия1928 г. единственный украинский вуз за Польши), на детские передал вместе 1 млн. долларов; посылал подарки Песах еврейским нищим детям.

Мерами Комиссии охраны природы при НТШ митрополит распорядился создать на землях Львовской митрополии заповедник кедровых лесов на горе Яйко, что у Пидлютому, и заповедник степной растительности у Чертовой Горы ​​на Рогатинщине. Это были одни из первых природных заповедников в Западной Украине. Способствовал открытию курортов (например, Черче).


5. Деятельность Митрополита при советской и нацистской оккупации

Страшных преступлениях "первых советов" были причиной его приветствие "Победоносная германских войсках" 5 июля 1941 года. Были на то и личные причины: 27 сентября 1939 в Прилбичах брата А. Шептицкого, Льва, с женой, всеми членами семьи и челядью (вместе 13 человек), расстреляли сотрудники НКВД, над родовой усыпальницей Шептицких совершено надругательство, семейное имение Шептицких было ограблено, уничтожены ценные древние документы. Бесспорно, Шептицкий не терял никакой возможности заниматься вверенным ему паствой. Так, 6 июля 1941 в Львове на собраниях граждан для защиты интересов украинских жителей была создана Украинская совет сеньоров, которую возглавил К.Левицкий, а почетным главой стал митрополит Шептицкий. [1]

Однако вскоре после вступления немецких войск на украинской земле Шептицкий разочаровался в намерениях немцев и как никто из других епископов в Европе открыто и безоговорочно выступил против нацизма во многих пастырских посланиях. Дважды митрополит обращался с протестом по уничтожению еврейского населения в Галиции в рейхсфюрер СС Гиммлера ( Декабрь 1941; Февраль 1942).

29 - 31 августа 1942 он написал письмо Папы Пия XII. В частности, в этом письме митрополит так охарактеризовал нацизм:

Эта система лжи, обмана, несправедливости, грабежа, искажения всех идей цивилизации и порядка; эта система эгоизма, преувеличенного к абсурдной грани тотального сумасшедшего национал-шовинизма, ненависти ко всему, что является красивым и добрым, эта система представляет собой такое что-то феноменальное, что первой реакцией при виде этого монстра является онемели удивление. Куда заведет эта система несчастный немецкий народ? Это может быть не что иное, как дегенерация человечества, которой еще не было в истории. [10]

21 ноября 1942 - послание "Не убий", в котором содержались призывы к примирению политических сил украинского общества, осуждались политические убийства и содержались оговорки об отлучении от церкви организаторов и исполнителей таких преступлений. [11]

Такая позиция митрополита приводила к обыскам нацистами собора св.Юра, во время которых немцы раскрывали даже гробы покойников.

Первая полоса газеты "СВОБОДА" об убийстве митр. Шептицкого

По соглашению Шептицкого значительное количество евреев скрывалась в греко-католических монастырях и даже в митрополичий резиденции. Приказал спрятать более 300 еврейских детей и ценные еврейские документы. В спасении евреев ему помогали, среди других, сестра Иосифа Ветер ( 1946 ее заключении коммунистическим режимом в среднем на 30 лет) и родной брат Климент (37 евреев, на обувной фабрике, принадлежавшей Студит, - еще 16 евреев; арестован советским режимом 1947). Следует, однако, заметить, что митрополит скрывал эту свою порятункову акцию от большей части духовенства - и потому, что этого требовали обстоятельства, и через антисемитизм значительной части священников. С нескрываемой симпатией пишет о благородное поведение Андрея Шептицкого во время войны раввин Давид Кагане в своем "Дневнике львовского гетто".

Предчувствуя, что советская власть будет уничтожать Церковь, митрополит завещал, чтобы священники, монахи и монахини учились какого-то ремесла.

Митрополит Андрей также привел к созданию Первой украинской дивизии "Галичина", поддержав эту идею, ведь известны его слова к Владимира Кубийовича : "Нет почти цены, которую надо бы дать для создания украинской армии", впервые прозвучали еще летом 1941 г., а второй раз в 1943 году в разговоре с В. Кубийовичем о политической целесообразности и морального оправдания такого шага.

Умер Владыка 1 ноября 1944 года, около 13 часов, после осложнения по гриппу, три дня перед тем перестав с кем разговаривать. Похоронен в подземелье собора святого Юра. Его похороны в занятом советскими войсками Львове превратился в грандиозную манифестацию.


6. Критика деятельности Шептицкого

Роль социальной доктрины митрополита Шептицкого признается всеми богословами Украине. В частности, киевский православный философ Юрий Черноморец считает:

Митрополит Андрей Шептицкий был сторонником социального учения Льва XIII и оригинально его развивал. Не только приспосабливал к украинским условиям, а имел версию социального учения, которая была оригинальной в горизонте всей Католической Церкви, всего католического богословия. У нас же боятся говорить о нем как о оригинального мыслителя, оригинального неотомисты, создавший собственное этическое и социальное учение. И если то учение не такое, как учение Иоанна Павла II или Бенедикта XVI, то оно не становится неактуальным для Украины. Потому задачи, которые ставились в социальном учение митрополита Андрея еще не выполнены. Не построено ни гражданского общества на принципах солидарности. Нет правового государства, основанной на естественном нравственном законе. Есть устойчивой демократии и защиты прав человека, которые тоже являются требованиями естественного закона по теории митрополита Андрея. И методология положительного общественного созидания - солидаризм в сим "и, общине, нации, церкви, которую предлагает митрополит Андрей, и сегодня актуальна.

7. "Праведник мира"

В Израиле по ходатайству Давида Кагане рассматривался вопрос о присвоении А. Шептицкому звание " Праведник мира" . Но, когда дошло до голосования ( 1981), из 13 членов комиссии двое воздержались (в том числе Д. Кагане), 5 высказались за присуждение звания и 6 были против.

В результате звание присвоено не было. Среди причин отказа были указана "поддержка дивизии СС" Галичина ", обвинения в якобы идеологической близости Гитлеру и ряд возражений, связанных с тем, что якобы митрополит мог сделать для спасения евреев значительно больше.

Отрицательное решение Яд ва-Шем вызвало неоднозначную реакцию. [12] Например, в газете "Jerusalem Post", в заметке двух польских авторов высказывается возмущение этим фактом. [13]

В Израиле последующие попытки признать Шептицкого праведником мира терпели фиаско. Раз этот вопрос рассматривался в Яд ва-Шем 2007 года.

После отказа комиссии Яд ва-Шем признать Шептицкого праведником мира, еврейская община Украины в мае 2008 года признала его праведником. [14] "Мы хотим отдать должное человеку, спасла сотни евреев, - сказал по этому поводу главный раввин Украины Моше Реувен Асман. - Мы должны бороться не только с антисемитизмом, ксенофобией, но и помнить своих героев, напоминать о них подрастающему поколению ". В память о Митрополита Андрея у синагоги Лазаря Бродского в Киеве посадили "Дерево Жизни". [15]

В апреле 2012 нижняя палата парламента Канады единогласно признала примером "преданности основным правам человека" деятельность митрополита Андрея Шептицкого во время Второй мировой войны. Канадские парламентарии отметили, что благодаря усилиям митрополита спасены более 160 евреев, один из которых присутствовал на заседании парламента Канады во время принятия решения. [16]


8. Примечания

  1. а б в г д е ж и к л м Korolevskij C. M?tropolite Andr? Szeptyckyj, 1865-1944. - Rome, 1964.
  2. а б Молодость и призвание в. Романа Шептицкого. - М.: Светильник, 2009. - С. 17-39.
  3. Молодость и призвание в. Романа Шептицкого. - М.: Светильник, 2009. - С. 157-168.
  4. Митрополит Андрей Шептицкий. Пастырские послания 1899-1914 гг. - Т. 1. - М.: Издательский отдел "Артос" Фонда "Андрей", 2007. - С. 3-18.
  5. Митрополит Андрей Шептицкий. Пастырские послания 1899-1914 гг. - Т. 1. - М.: Издательский отдел "Артос" Фонда "Андрей", 2007. - С. 19-26.
  6. Митрополит Андрей Шептицкий. Пастырские послания 1899-1914 гг. - Т. 1. - М.: Издательский отдел "Артос" Фонда "Андрей", 2007. - С. 27-52.
  7. Митрополит Андрей Шептицкий. Пастырские послания 1899-1914 гг. - Т. 1. - М.: Издательский отдел "Артос" Фонда "Андрей", 2007. - С. 53-71.
  8. Митрополит Андрей Шептицкий. Пастырские послания 1899-1914 гг. - Т. 1. - М.: Издательский отдел "Артос" Фонда "Андрей", 2007. - С. 72-98.
  9. Митрополит Андрей Шептицкий. Пастырские послания 1899-1914 гг. - Т. 1. - М.: Издательский отдел "Артос" Фонда "Андрей", 2007. - С. 99-111.
  10. Мирослав Маринович. Андрей Шептицкий и дилемма гуманистического выбора - www.dt.ua/3000/3150/51811
  11. Львовские архиепархиальном сведения. - 1942, ноябрь. - Ч. 11 - www.ji.lviv.ua/n28texts/ne-ubyj.htm
  12. Моральные принципы в повседневной действительности: митрополит Андрей Шептицкого и евреи в период Холокоста и Второй мировой войны - www.jcrelations.net/ru/?item=2883
  13. Возмутительное кощунство - zhurnal.lib.ru/a/am_i/070505_suslensky_nespr.shtml
  14. Митрополит Шептицкого назван праведником мира - www.obozrevatel.com/news/2008/5/21/238479.htm
  15. Еврейская община Украины признала митрополита Шептицкого праведником мира - newsru.ua/ukraine/21may2008/sheptycky.html
  16. Парламент Канады признал праведником митрополита УГКЦ Андрея Шептицкого / / Радио Свобода - www.radiosvoboda.org/content/article/24559444.html

9. Произведения А. Шептицкого


10. Фильмы о Шептицкого

См.. также

Литература

12. Источники информации

п ? в ? р Предстоятели Украинской Греко-Католической церкви после 1596
Киевские Митрополиты
Галицкие митрополиты / Львовские Архиепископы
Львовские Верховного Архиепископа / Галицкие митрополиты
Киево-Галицкого Верховного Архиепископы / Киевские Митрополиты
Выбранная статья

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам