Надо Знать

добавить знаний



Андре Жоливе



Андре Жоливе

Андре Жоливе (фр. Andr? Jolivet; 8 августа 1905 - 20 декабря 1974) - французский композитор.

Биографический очерк

Родился в семье отца-художника и матери-пианистки в Париже. Композиции учился в Эдгара Вареза. В 1935 вместе с Оливье Мессиан стал одним из основателей музыкального общества "Спираль" (La spirale), на базе которого в 1936 формируется группа "Молодая Франция" (La jeune France), выступившая противовесом эстетическим позициям неоклассицизма Стравинского и композиторов "Шестерки". В годы Второй мировой войны деятельность группы была прервана, сам Жоливе был призван в армию. Впечатления военных лет нашли свое воплощение в таких произведениях, как "Мессы на день мира" и "Трех жалоб солдата".

В послевоенные годы Жоливе начинает также выступать с публикациями. Его дебютом стала статья в журнале "Черное и белое" (Noir et Blanc) под названием "Достаточно Стравинского" (Assez de Stravinsky), в которой он объявил, что творчество этого композитора не произвело на французскую музыку никакого влияния. Статья вызвала большой интерес у музыкальной общественности, в защиту Стравинского выступил Франсис Пуленк, отозвался в газете "Фигаро" статье "Да здравствует Стравинский" (Vive Stravinsky).

С 1945 по 1959 Жоливе занимал должность музыкального руководителя театра "Комеди Франсез" и написал музыку к ряду театральных постановок. Композитор также работал на радио, сочинял музыку к кинофильмам, много путешествовал. Под впечатлением от поездок в страны Среднего Востока, Восточной Азии и Африки Жоливе снова обратился к экзотическому музыкального материала, нашел воплощение в фортепианном концерте (1949-1950), Первой симфонии (1953) и других произведениях. Жоливе также интересовался французской культурой: среди его произведений 1950-х - 1960-х годов - оратория "Правда о Жанне д'Арк" (1956), "Замечательные влюбленные" для оркестра (1961) по мотивам произведений Мольера и Люлли. В последнем произведении оригинально сочетаются барочные формы и жанры с современными приемами оркестровки. В 1959 Жоливе основал в Экс-ан-Провансе Французский центр музыкального гуманизма, с 1961 преподавал композицию в Парижской консерватории. В последние годы жизни композитор планировал написать оперу "Неизвестный солдат", однако замысел остался неосуществленным.


Основные произведения

Могила Жоливе на кладбище Монмартр
Музыкальный театр
  • "Красавица и чудовище", балет (1938, совместно с Лезюром)
  • "Четыре правды", балет (1941)
  • "Долорес, или Чудо женщины", опера-буфф (1942)
  • "Петрушка и Пандора", балет (1943)
  • "Неизвестная", балет (1943)
  • "Ариадна", балет (1964)
  • "Богомильство, или Потерянный лейтенант" ("Неизвестный солдат"), опера (1974, не окончена)
Вокально-оркестровые произведения
  • "Страшный суд", кантата для голосов, хора и оркестра (1941);
  • "Правда о Жанне", оратория для шести голосов, чтеца, хора и оркестра (1956)
  • Месса "Uxor tua" для пяти голосов и камерного ансамбля (1962);
  • Мадригал для четырех голосов и струнных (1963)
  • "Сердце и материя", кантата для пяти голосов, хора и оркестра (1965)
Оркестровые произведения
  • Три симфонии для большого оркестра (1953, 1959, 1964), "Танцевальное симфония" (1940), симфония для струнных (1961)
  • Концерты с оркестром: для волн Мартено (1947), для флейты (1949, со струнными), для фортепиано (1949-1950), для арфы (1952, с камерным оркестром), для фагот а, арфы и фортепиано (1954, со струнными) для трубы (1954), для ударных (1958), для виолончели (№ 1 - 1962, № 2 - 1966), для скрипки (1972); Концертино для трубы и фортепиано (1948, со струнными)
  • Анданте для струнных (1935), "Танец-заклинание" (1936), "Космогония" (1938), Пять ритуальных танцев (1939), "Психея" (1946), "заокеанская сюита" (1955), Три интерлюдии с оратории "Правда о Жанне" (1956), "Французская сюита" (1957), Адажио для струнных (1960), "Замечательные влюбленные" (1961)
Камерные произведения
  • Струнные инструменты: Сюита для струнного трио (1930), Граве и Жига для скрипки и фортепиано (1930), "Колыбельная ария" для скрипки и фортепиано (1930), Сюита для альта и фортепиано (1931), Соната для скрипки и фортепиано (1932 ), "Вечерняя серенада" для скрипки и фортепиано (1932), Струнный квартет (1934), Ноктюрн для виолончели и фортепиано (1943), Серенада для двух гитар (1956), "Стрела времени" двенадцати струнных (1973), "Инь -Ян "для одиннадцати струнных (1973)
  • Духовые инструменты: "Песня Линос" для флейты и фортепиано (1944), Серенада для гобоя и фортепиано (1945), "бравурная ария" для трубы или корнета и фортепиано (1952), "Песня оринокских лодочников" для гобоя и фортепиано (1953) , Фантазия-экспромт для альтового саксофона и фортепиано (1953), Фантазия-каприс для флейты и фортепиано (1953), "Размышление" для кларнета и фортепиано (1954), "Cabrioles" для флейты и фортепиано (1953), Соната для флейты и фортепиано (1958), Сонатина для флейты и кларнета (1961), Сонатина для гобоя и фагота (1963)
  • Смешанные составы: Маленькая сюита для фортепианного квинтета, контрабаса и ударных (1947), "Рапсодия для семерых" для кларнета, фагота, корнета, тромбона, ударных, скрипки и контрабаса (1957), Двенадцать инвенции для духового и струнного квинтетов, трубы и тромбона (1966), "В сельском духе" для флейты и арфы (1963), Концертная сюита для флейты и ударных (1965), "Противоречие" для гобоя и арфы (1968), барочное ариозо для трубы и органа (1968), "Церемониал ", посвящение Эдгар Варез для шести ударных (1968)," Гептада "для трубы и шести ударных (1971)," Пипобек "для блокфлейты и ансамбля ударных (1972), Три поэмы для волн Мартено и фортепиано (1935), Увертюра в форме рондо для четырех волн Мартено, двух фортепиано и ударных (1938), Маленькая сюита для флейты, альта и арфы (1941), дельфийская сюита двенадцати инструментов (1943), "Рождественская пастораль" для флейты, фагота и арфы (1943)
Произведения для инструментов соло без сопровождения
  • "Апокалиптический прелюдия" для органа (1935), "Пять заклинаний" для флейты (1936), Пять интерлюдий для органа (1947), "Гимн Вселенной" для органа (1961-1962), Два концертных этюда для гитары ( 1963), Сюита-рапсодия для скрипки (1965), Концертная сюита для виолончели (1965), Прелюдия для арфы (1965), Пять эклоге для альта (1967), "аскезы", пять пьес для флейты ( или альтовый флейты или кларнета; 1967), "Мандала" для органа (1969), "Памяти Робера де Визе" для гитары (1972)
Произведения для фортепиано
  • Две сонаты (1945, 1957)
  • "Варварский романс" (1920); Сарабанда на имя Эрика Сати (1925); Танго (1927), "Два движения" (1930), "Три времени" (1930); Шесть этюдов (1931), "Танцы для Зизу "(1934)," Сида Яхия "(1934); Танго" Алжир "(1934)," Старый верблюд "(1935)," Мадия "(1935)," ФОМ Бом Ибо "(1935)," Наваждение ", шесть пьес (1935); Этюд в античных ладах (1944); Румынский танец (1948), "Наивные песни", шесть пьес (1951), "Колыбельная в гамаке" (1951)
  • Хорал и фугато для фортепиано в четыре руки (1932), "Танец змеи хопи" для двух фортепиано (1948), "Патчинко" для двух фортепиано (1970)
Камерно-вокальные произведения
  • Песни и романсы для голоса и фортепиано, для голоса и камерных ансамблей на стихи французских поэтов
Другое
  • Музыка к театральным спектаклям (более 20) по пьесам Лопе де Вега, Мольера, Мюссе, Клоделя и других авторов
  • Музыка к художественных и документальных фильмов (в том числе в соавторстве с Онеггер и Лезюром)

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам