Надо Знать

добавить знаний



Анимизм



План:


Введение

Анимизм (от лат. anima - Душа) - вера в существование души и духов, которые управляют материальным миром. В теории религии концепция духовного доминирует над концепцией материального: например, душа, как бестелесная копия тела, может существовать самостоятельно как при жизни, так и после него. Анимизм это также верования первобытных людей, вера в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и предметов, приписывание им ума, дееспособности и мощи. Отсюда возникают погребальный культ, культ предков и развитие верований в загробное существование души, загробную жизнь. Анимизм тесно связан с практикой табу (запреты на определенные действия, что касается какого-то существа или предмета). Согласно этим верованиям, каждая вещь в мире имеет душу или дух. Попытка покорить силы природы привело к появлению черной и белой магии.


1. Анимистические представления в древности

Сунгирской захоронения. Сунгирь-1

Наиболее древние захоронения людей относятся неандертальцам, а ко времени верхнего палеолита (когда появились кроманьонцы) относится уже целый ряд подобных находок. Одна из самых интересных - погребения двух мальчиков на палеолитической стоянке Сунгирь (Владимирская область РФ), сделанное около 24-26 тыс. лет назад [1]. Одежда похороненных пышно украшенный бусинами, копья и кинжалы из бивней Мамута украшенные красивым резьбой. Изучая древние захоронения в горах Загра ( Ирак), ученые по анализу пила установили, что останки похороненных людей покоились на ложе из цветов.

Наличие захоронений позволяет утверждать, что с некоторых пор смерть стала сопровождаться погребальным ритуалом и, значит, была связана с определенным комплексом соответствующих представлений. Этот комплекс представлений и получил в науке свое собственное название - анимизм.

Анимистические образы - это:

  • во-первых, духи умерших предков (так анимизм неразрывно связан с культом предков);
  • во-вторых, души живых людей;
  • в-третьих, олицетворение сил природы (души озер, рощ, ветров).

Обряд погребения был достаточно сложен. Умерших хоронили в углублениях и ямах: или лежащими на спине или на боку в согнутой (скорченном) положении. Иногда головы были огорожены каменными плитами. Мертвых наряжали и клали рядом с ними посуду, орудия труда, пищу и различные ценные предметы. Наличие погребального инвентаря объясняют по-разному: либо люди пытались таким образом отогнать смерть от себя, предотвратить мести умершего, или хотели обеспечить его всем необходимым для жизни в загробном мире, или давали вещи в дорогу, чтобы умерший добрался до мира предков и нашел там покой .

В большинстве захоронений находят красную охру - своим цветом она напоминает кровь - символ жизни. Исчерпывающего объяснения этого ритуала пока не существует. В любом случае наличие в палеолите определенного обряда погребения - свидетельство религиозных верований.


2. Доанимистични верования

По гипотезе английского антрополога и религиоведа Роберта Маретт на первоначальной стадии религиозного развития человека, на которой еще не сложились анимистические представления, человек верит в безличную сверхъестественную силу, которую он скорее чувствует, чем осознает. Эти доанимистични верование в существование разлитой в мире безличной силы, что влияет на жизнь людей, получивших название "Аниматизм".


3. Анимизм и современность

Этнографы собрали большой материал, характеризующий круг первоначальных представлений о душе и потусторонний мир. Ведь анимизм присущ всем народам, живущим еще в условиях, сходных с первобытным строем. Эти представления содержат картины "отлет" души умершего человека из мира живых, ее путешествий в далекую страну мертвых, а также описания жизни, что ждет душу в потустороннем мире. Как писал известный исследователь первобытности Э. Тайлор ( англ. Edward Burnett Tylor ):

" немногие предметы пробуждают в умах поэтов-дикарей столь смелые и живые представления, как мысли о будущей жизни. "

Расположение страны духов могло быть разным - под землей, на земле, на луне, на звездах. Но представлениям различных народов свойственна общность, что бросается в глаза. Они четко делятся на две большие категории: по мнению одних, жизнь души в царстве мертвых будет полным блаженством, а по мнению других - часть души в потустороннем мире наслаждается, а часть - страдает. Большинство народов считала, что души умерших могут приходить из царства теней, посещать живых во сне, покровительствовать им в земных делах или, наоборот, мешать.


См.. также

Примечания

  1. То есть 22-24 т. до нашей эры

Литература


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам