Античная философия

Античная философия - философия античности. Условно может быть разделена на древнегреческую философию и древнеримскую философию. Первым философом античности является Фалес, последнее - Боэций.

Все основные идеи и институты, которые составляют современную западную цивилизацию, возникшие в течение нескольких веков в результате усилий древнегреческого народа. Право, демократия, искусство, наука, философия - в ​​том смысле, как мы их понимаем сегодня, появились именно в Древней Греции. Первые философские учения возникли около 2500 лет назад в Индии, Китае и Древней Греции. Однако только древнегреческая философия представляет собой вполне оригинальное, завершено явление, коренным образом повлияло на западную цивилизацию. Индийская философия имела эпизодический влияние на европейское мышление: в древности - вероятно, на Пифагора, в новое время - на Шопенгауэра.

В Древнем Риме были значительные философы писатели вроде Цицерона, Сенеки, Лукреция Кара, но они не представляют движения мысли вперед, все они повторяют греков. Наряду с римлянами, к римской философии относятся также греки - представители римских школ.


1. Западная философия

Источник: A Timeline of Western Philosophers
Легенда

1.1. Древнегреческая философия

Древнегреческий мыслитель Фалес из Милета высказал идею, что все происходит из воды и в воду же обращается. Этот природный начало обнаруживает единую основу всех вещей, носителем всех изменений и превращений. Наследник Фалеса Анаксимандр видел первооснову в первовещества - апейроне. Другой древнегреческий философ Анаксимен полагал, что первоосновой всего является воздуха.

Атомистическая теория объясняла явления природы естественными причинами и тем самым освобождала людей от мифологического страха перед таинственными, сверхъестественными силами. Демокрит учил, что мир не создан богами, а существует вечно, что в нем все движется и превращается из одного состояния в другое благодаря соединению и разъединению атомов.

В борьбе с материалистическим мировоззрением формировался философский идеализм. Родоначальником последовательной философской системы объективного идеализма был Платон. Согласно учению Платона, лишь мир идей представляет собой истинное бытия, а конкретные вещи - это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей.

Античность создала и первые попытки применения различных теорий в рамках единой философской системы. Одной из вершин философской мысли Древней Греции в этом отношении труда Аристотеля. Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной. Материя не может возникнуть из ничего, говорил он, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве.

Натурфилософы считали, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы: кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество - апейрон; пифагорейцы видели ее в математических атомах; элеаты усматривали основу мира в едином, незримом бытии; Демокрит считал такой основой неделимые атомы; академия Платона - земной шар лишь тень, результат воплощения царства чистой мысли.

Для ранних натурфилософов характерна особого рода стихийная диалектика мышления. Они рассматривают космос как целое, непрерывно меняется, в котором неизменная первооснова появляется в различных формах. Особенно ярко представлена ​​диалектика у Гераклита, согласно которому все сущее надо мыслить как подвижное единство и борьбу противоположностей. Согласно Парменидом, бытие - это то, что можно познать только разумом, а не с помощью органов чувств.


1.2. Эллинистическая философия

В эпоху эллинизма продолжали свою деятельность Платоновская академия, аристотелевский лицей, киники и Киренск школа. В то же время возникают три новые философские школы: скептицизм, эпикуреизм и стоицизм. Объединяла их общая сосредоточенность на вопросах поведения индивида, достижения им внутренней независимости от окружающего мира и связанное с этим вытеснение онтологической проблематики.

Школа скептиков, основанная в конце 4 века до н. е. Пирроном, призвала к достижению невозмутимости духа на пути отказа от поисков невозможного, по их мнению, объективного знания, воздержание от суждений и следования разумной вероятности, традициям и обычаям. В дальнейшем скептицизм сливается с Платоновской академией (это, так называемые, вторая и третья академии, основанные Аркесилая и Карнеадом). В 1 веке до н. е. скептицизм развивается Энесидема.

Эпикур, создавший свое учение на основе атомистического учения Демокрита и этики киренаиков, начал преподавать 309 до н.е., проповедуя достижение счастья и духовного блаженства (безмятежность и покой души) через умеренность в чувствах, удовольствиях. Школа Эпикура, существовавшая до середины 4 века н. е., значительное влияние на мировоззрение эллинистической эпохи.

Деятельность основателей стоицизма - Зенона с Китийский, Клеанфа и Хрисиппа протекала в 3-2 веках до н. е. Возрождая концепции досократовской философии (прежде Гераклита), стоики видели космос разумным огненным дыханием, которое дробится на многообразие логосов, одним из которых является человек. Нескореннистю духа усматривается в полном подчинении космического разума, для чего необходимы бесстрастие и честность.

С середины 2 века до н. н.э. начинается процесс сакрализации, сближения философии с религиозно-мифологическими традициями Греции и Востока. Философия становится на путь эклектического объединения различных систем. Центральной фигурой этого процесса является Посидоний, который синтезировал пифагорейский-платоническую и стоицистську философию в детально разработанную и обширную систему платонического стоицизма. Продолжателями этого были Евдора и Потамон.


Литература

  1. (Рус.) Античная философия: Энциклопедический словарь. - М.: Прогресс-Традиция, 2008. - 896 с. ISBN 5-89826-309-0
  2. (Рус.) Античная философия: Проблемы историографии и теории познания. - М., 1991. - 133 с.
  3. (Рус.) Асмус В. Ф. Античная философия. - М.: Высшая школа, 1999
  4. (Рус.) Свекла В.В. Античная философия: Учебник. - Симферополь: ДИАЙПЫ, 2009. - 256 с.
  5. Буряк В.В. Античная философия. - Симферополь: БУК-пресс, 2009. - 264 с
  6. (Рус.) Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. - М.: Прогресс, 1988. - 221 с.
  7. (Рус.) Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии, книга 1. Введение.
  8. (Рус.) Греческая философия. В 2-х томах. Под редакцией М. Канто-Спербер. Том 2, стр. 866-919.
  9. (Рус.) Гуторов В.А. Античная социальная утопия. Вопросы истории и теории. - Л.: Издательство Ленинградский университета, 1989. - 288 с.
  10. (Рус.) Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. - М, 1989.
  11. (Рус.) Лосев Ф. История античной эстетики. Последние века. - В 2 кн. - М.: Искусство, 1988.
  12. (Рус.) Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. - М.: Аграф, 1997.
  13. (Рус.) Надточаев А. С. Философия и наука в эпоху античности. - М.: Издательство Московского университета, 1990. - 286 с.
  14. (Рус.) Хлебников Г.В. Античная философская теология. - М.: Наука, 2007.
  15. (Рус.) Целлер Э.. Очерк истории греческой философии. Перевод С. Л. Франка. - СПб.: Алетейя. 1996.