Надо Знать

добавить знаний



Антоненко-Давидович Борис Дмитриевич


Антоненко-Давидович Б.jpg

План:


Введение

Борис Антоненко-Давидович (настоящая фамилия: Давыдов; 5 августа 1899, Засулье (тогда Полтавщина, сейчас Сумщина) - 8 мая 1984, Киев) - украинский писатель, переводчик, член литературной организации Ланка-МАРС; исследователь проблем развития и культуры украинского языка. Репрессирован 1935 года, освобожден и реабилитирован в 1957 году. Похоронен на Лесном кладбище.


1. Биография

Родился в семье рабочего-железнодорожника. Детство провел в России. В 15-летнем возрасте потерял отца.

Окончил Ахтырскую гимназию (1917 г.) учился на физико-математическом факультете Харьковского университета, историко-филологическом факультете Киевского университета, не окончил в связи с изменением общественного строя и ухудшением материального положения. Принимал участие в освободительной борьбе 1917-1920-х годах: служил в рядах Запорожского корпуса 1918 года и Армии Каталог 1919 года. Занимал должность коменданта Мелитополь (1918 года). Возглавлял отдел образования Ахтырского района (1920-е годы). Был членом УКП, был секретарем ее Киевского губкома. После ее ликвидации в никакой силы не принадлежал. Работал в отделе культуры редакции газеты "Пролетарская правда", впоследствии был ответственным секретарем журнала "Глобус". Участвовал в литературной дискуссии 1925-27 годов.


2. Творческая деятельность первого периода

Писать Борис Антоненко-Давидович начал еще в гимназические годы. Первые публикации - в 1923 году (рассказ "Последние два" и драма "Рыцари абсурда").

Его творческий путь делят на два периода: первый - от 1923 до 1933-го года. второй - от 1957 до 1984-го года. Первый период составляет 14 книг, отдельные очерки, рецензии, заметки. Важнейшие произведения: "Пыльные силуэты" (1925), "Тук-тук" (1926), "Синяя василек" (1927), "Смерть" (1928), "Настоящий мужчина" (1929), "Печать" (1930), "Землей украинской" (1930)). Остались незавершенными романы "Сич-мать" и "Долг", судьба последнего неизвестна.

Члены литературного объединения "Звено". Слева направо: Борис Антоненко-Давидович, Григорий Косынка, Мария Галич, Евгений Плужник, Валерьян Пидмогильный, Тодось Осьмачка. 1925 год.

3. Репрессии

Аресты 1933 года и самоубийства Хвылевого и М. Скрипника заставляют Антоненко-Давидовича выехать в Казахстана, где он работает при государственном издательстве над антологиями казахской литературы на украинском языке и украинской литературы казахской. Работа не была завершена.

5 января 1935 года арестован. По сфабрикованному делу приговорен к смерти. Высшая мера наказания была заменена на 10 лет лагерей. Вины не признал.

Заключение отбывал в СИБЛАГу, БАМЛАГу (Урульга), во время войны находился в СИЗО БУКАЧЛАГу, однако дело его пересмотрели и отправили на шахту Букачачинського лагеря. Работал землекопом и шахтером, существенно подорвало здоровье. Только перевод на более легкую работу - счетовода, бухгалтера, а впоследствии - санитара и фельдшера сохранил писателю жизнь. Отбыв срок, вернулся в Украину, однако 1946 года был вновь арестован и без суда был лишен свободы. Впоследствии был осужден на вечную ссылку в с. Малоросейка Больше-Муртанського района Красноярского края.


4. Творческая деятельность второго периода

1957 году вернулся в Киев. Реабилитирован, восстановлен в членах Союза писателей. Работает редактором в журнале. Издает сборники репортажей "Збруч" (1959) и "В семье вольной, новой" (1960). 1961 года в журнальном варианте появляется роман "За ширмой". Кроме этих произведений, ко второму периоду творчества относятся "Золотой кораблик", "Обида", "Так оно показывает", "Слово матери", "Избранные произведения" (1967) с предисловием критика Леонида Бойко.

Издал мово-и литературоведческие работы: сборники статей "О чем и как" (1962), "В литературе и круг литературы" (1964), литературно-критические и теоретические очерки "Издали и вблизи (1969), размышления над культурой украинского языка "Как мы говорим" (1970). Оставил воспоминания о С.Васильченко, Е.Плужника, Б.Тенету, Рыльского, Сосюры, процесс СВУ.

В 1960-70-х годах поддерживает связи с творческой молодежью, которые составили диссидентские круги. В связи с отказом свидетельствовать на суде над В.Мороз, подвергается давлению: его перестают печатать (т.е. лишают возможности заработка), обыскивают и изымают бумаги и пишущую машинку, травят в прессе

Мемориальная доска Борису Антоненко-Давидович на улице Б. Хмельницкого ".

Из письма Б. Антоненко-Давидовича к Д. Нитченко от 6 января 1971 г.:

"Официально меня не наказали за отказ давать показания на суде, как того можно было ожидать, но неофициальные санкции уже начались: снят в журнале" Украина "уже принята к печати мою повесть" Завышенные оценки ", не печатаются в" Литературной Украине "мои дальнейшие языковые заметки "Весомые мелочи" и, наконец, не будет выдан дополнительного тиража "Как мы говорим. Поэтому вряд ли смогу следующего 1971 года "порадовать читателей новыми произведениями", как этого мне требуется ... Вообще, в литературе теперь установка - писать "производственные" и "колхозные" романы, к чему я никак не мастак. Ну, что ж - придется писать "для вечности", откладывая написано в папку "Як умру, то прочитайте" ... "(200 листов Б.Антоненка-Давидовича)

Среди произведений написанных "в стол" "Сибирские новеллы", рассказ "Искушение", "Гроза", "Так оно показывает", "Чистка". В настоящее время за рубежом (в Болгарии, Польши, Англии, Канаде, США, Австралии) активно рецензируют, переводят и переиздают некоторые произведения писателя: книга "Как мы говорим" получила высокую оценку в российском журнале "Вопросы литературы" и в журнале Польской Академии наук "Slavia orientalis" (1972 год) ; Станислав Рихлицький перевел на польский язык роман "За ширмой" ("Za parawanem", 1974), роман переиздала в Австралии филиал ОУП Слово и был подготовлен его перевод на английский.

Надгробие на Лесном кладбище в Киеве

5. Характеристика творчества

Начальный этап творчества отмечен борьбой лирического ("Синяя Василек"), комического ("Просвитяни") и драматического ("Пирожки, пирожки") умонастроений. Позднейшие произведения первого периода творчества написаны в неореалистического стиле ("Тук-тук", "Печать"). Сборник "Паровоз ч.273" - образец соцреализма, к которому писатель вынужден был обратиться за политическое и экономическое давление. Среди произведений писляреабилитацийного периода - детские рассказы "Как оно начиналось", классически реалистические произведения "За ширмой", "Обида", "Искушение", "Завышенные оценки", а также произведения, где художественное начало тесно сопряжено с документальным: "Сибирские новеллы" .

Индивидуальный стиль Б. Антоненко-Давидовича ясный и точный. Как отметил Л. Бойко, "Автор сознательно избегает необычных сравнений или эффективных велеречивых фраз, чтобы невольно не отвлекать читательское внимание от сути повествования ... Все внимание художника сосредоточено на том, как бы Самые сберегательные, а одновременно можно точнее, полнее и яснее донести до читательского сердца и разума главную мысль, главную идею; пленить наше внимание предметом своего рассказа ".


6. Семья:

Первая жена - Вера Баглей, врач по специальности, была репрессирована. Сын Лев, умер в Киеве во время Второй мировой войны через сепсис.

Наталья Карпенко вторая жена Бориса Антоненко-Давидовича

Вторая жена - Наталья Карпенко (? -1967), Актриса. Дочь - Ирина Голуб, российский филолог.

Третья жена - Анна Антоновна Шемердяк (? -1982), Происходила из Старого Самбора, была репрессирована, имела дочь Ирину (Ярина Тимошенко). Общий сын - Евгений, умер ок. 1986


7. Частная мифология

Борис Антоненко-Давидович выведен герой в романе Евдокии Гуменной "Дети Млечного Пути" под именем Головач. В рассказе "Чистка" фигурируют В. Пидмогильный и Е. Плужник. В рассказе "Счастье" частично отразились автобиографические моменты отношений с Верой Баглей.

8. Произведения

  • "Моя поездка на Кавказ", очерк, 1916.
  • "Последние два", рассказы, напечатано в "Новое общество", Киев, 1923, ч. 3 - 4.
  • "Синяя василек", повесть, 1927.
  • "Смерть", повесть, 1928
  • "Печать", повесть, 1930.
  • "Паровоз ч.273", сборник рассказов, издательство "Молодой большевик", 1933.
  • "За ширмой", роман
  • "Конный милиционер"
  • "О самом себе (автобиография)"
  • "Слово матери"
  • "Кто такой Иисус Христос?"
  • "Чистка"
  • "Крылья Артема Летучего"
  • "Рыцари абсурда (драма)"
  • "Приглашенные силуэты", сборник рассказов.
  • "Завышенные оценки".
  • "Сич-Мать (роман)", не завершен, опубликован 1998.

8.1. Языковедческие труда

  • "Как мы говорим" 1970
  • разделы о языке в книге "О чем и как" (1962),
  • сборник "В литературе и круг литературы" (1964).

8.2. Издание произведений

  • Борис Антоненко Давидович Сочинения в двух томах (украинский). - Киев: Днепр, 1991. ISBN 5-308-00989-9.
  • Борис Антоненко Давидович; Леонид Бойко (составитель) Известный и неизвестный Борис Антоненко Давидович. Потомки прадедов (украинский). - Киев: КМ Academia, 1998. ISBN 966-518-100-9.
  • Борис Антоненко Давидович На дорогах и перекрестках (украинский). - Киев: Факел, 1999. ISBN 966-7332-08-X.

Литература


9.1. Документальный фильм

  • Версия 2: выжить. Режиссер - И.Шатохина 2010

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам