Антонио Сальери


Антонио Сальери ( итал. Antonio Salieri , 18 августа 1750 - 7 мая 1825) - австрийский композитор, дирижер и педагог итальянского происхождения.


1. Жизнь и творчество

Родился в Леньяго, Венецианская республика в богатой купеческой семье. Изучал композицию в Падуе и Венеции. По приглашению Флориана Леопольда Гассмана в 1766 приехал в Вена и благодаря урокам Гассмана, который познакомил с либреттистом Пьетро Метастазио и композитором Глюком и другими, был принят на императорскую службу, в 1774 г. после смерти Гассмана получил должность придворного композитора, а в 1788 г. также и капельмейстера императорского оркестра.

Сальери является автором более 40 опер, среди которых самые известные - "Данаиды" ( фр. Les Dana?des ; 1784), "Тарара" ( фр. Tarare ; 1787) и "Фальстаф" ( фр. Falstaff ; 1799). Специально для открытия театра "Ла Скала" им была написана опера "Признанная Европа" ( итал. L'Europa riconosciuta ; 1786), на премьере которой пела Франческа Лебрен и которая по сей день идет на этой сцене. Ранние оперы Сальери выдержаны в классической итальянской традиции, однако с 1780-х годов Сальери воспринял традиции К.В.Глюка, благодаря чему его оперы пользуются большим успехом в завоеванном Глюком Париже. Сальери также является автором оркестровой, камерной, духовной музыки, в том числе "Реквиема", написанном 1804 года, но впервые выполненном на его похоронах

Сальери также занимался педагогической деятельностью. Среди его учеников - Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Лист, К. Черни, Мейербер, Гуммель и Франц Ксавер Вольфганг Моцарт [1]. По свидетельству современников, отношения Сальери со своими учениками были очень теплыми и эмоциональными (считается, что отъезд Листа из Вены стал поводом для неудачной попытки самоубийства Сальери). Умер Сальери в Вене 1825 года.


2. Моцарт и Сальери

Существует древняя легенда, согласно которой, якобы А.Сальери отравил Моцарта. Эта легенда легла в основу ряда художественных произведений, в частности драме Пушкина "Моцарт и Сальери" ( 1831), поставленной по ней опере Римского-Корсакова ( 1898), пьесе Питера Шеффера "Амадей" ( 1979) и основанном на нее одноименному фильму Милоша Формана ( 1984).

Однако подтверждений тому, что Сальери был причастен к смерти Моцарта не существует. В письмах 1780-х годов Моцарт допускал достаточно острых высказываний в адрес Сальери, однако эти высказывания не отличаются от аналогичных в адрес других музыкантов-конкурентов. В то же время в последнем письме Моцарта жене ( 14 октября 1791 г.) Моцарт описывает восторженную реакцию Сальери по посещении спектакля "Волшебной флейты". Известно, что во второй половине 1780-х гг. Сальери дирижировал несколькими произведениями Моцарта, а после своего назначения капельмейстером придворной оперы в 1788 г. прежде всего вернул в репертуар оперу Моцарта "Свадьба Фигаро". Существовал даже музыкальное произведение, написанное Моцартом и Сальери совместно: кантата для голоса и фортепиано "На выздоровление Офелии" ( итал. Per la ricuperata salute di Ophelia ).

Существует версия, что легенда связана с политическим подтекстом [2] : на рубеже XVIII-XIX вв. музыкальным критикам и первым биографам Моцарта было важно подчеркнуть верность музыки Моцарта своей, австро-немецкой традиции, противопоставив ее итальянскому влиянию, олицетворением которой был избран Сальери.

Итальянский психиатр Чезаре Ломброзо в своей книге "Гениальность и помешательство" писал, что Моцарт страдал манией преследования, считая, что итальянские композиторы завидуют ему и хотят его убить.

В Милане в 1997 году состоялся судебный процесс, где решено было наконец покончить с неясностью. "В майские дни 1997 года в Милане, в главном зале Дворца юстиции проходил необычный судебный процесс: рассматривалось преступление двухвековой давности. (...) Слушалось дело Сальери об отравлении им великого Моцарта .... Через двести лет Антонио Сальери был оправдан " [3].


Литература

  • Кириллин Л.В. "Пасынок истории" (К 250-летию со дня рождения Антонио Сальери) / / Музыкальная академия. - 2000. - № 3. [1]
  • Порфирьева А.Л. Сальери / / "Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь." XVIII век. Кн.3. СПб, 1999.
  • Штейнпресс Б. С. "Очерки и этюды", М., 1980
  • Angerm?ller R. Antonio Salieri und seine "Scuola di canto" / / Beethoven Studien. Hrsg. von E.Schenk. Wien, 1970.
  • Angerm?ller R. Antonio Salieri. Sein Leben und seine weltliche Werke unter besonderen Ber?cksichtigung seiner "grossen" Opern. Diss. Salzburg 1970. T.1 - 3. M?nchen, 1971 - 1974.
  • Angerm?ller R. Salieri / / The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Ed. by S.Sadie. 20 vols. London, 1980. - Vol.16, p. 415-420.
  • Braunbehrens V. Salieri. Ein Musiker im Schatten Mozarts? 2 Auflage. M?nchen - Mainz, 1992.