Надо Знать

добавить знаний



Антонис ван Дейк


Anthonyvandyckselfportrait.jpeg

План:


Введение

Антон ван Дейк ( нидерл. Аnthonis van Dyck ; 22 марта 1599 - 9 декабря 1641) - фламандский живописец.

Он был главным и самым известным придворным живописцем в Англии. Ван Дейк является видомиим мастером аристократического и интимного портрета, знаменитый своими портретами членов королевской семьи. Он рисовал с сверхъестественной виртуозностью, которые устанавливает стандарт элегантности в жанре. Он также непревзойденный автор произведений из библейских и мифологических тем, мастер графики и гравюры.


1. Происхождение

Почти все портовые города Европы кем прославленные. Генуя гордится Колумбом, Амстердам- Рембрандтом. Антверпен прославили Рубенс и Ван Дейк. Антонис происходит из зажиточной семьи, которая жила в Антверпене, одном из крупнейших городов Западной Европы. Отец торговал шелком. Мать ухаживала за детьми. Антонис седьмой ребенок в семье. Кристины состоялись в кафедральном соборе города. Поэтому дату рождения прославленного портретиста знают достаточно точно, потому сохранилась регистрационная книга собора.

Семья была набожная, состоятельный и парню дали хорошее образование. Способного мальчишку учили иностранным языкам и то говорить фламандском, итальянском, английском, испанском. Но станет художником.


2. Слишком способный

Франсуа Дюкенуа, портрет кисти Антониса Ван Дейка, Брюссель

Мать Антониса умерла в 1607 году. Отец бедствовал с нянями и воспитательницами. Поэтому отдал дочерей в пансион, а младшего устройств в мастерскую живописца. Его первый учитель, Хендрик ван Бален (1575-1632), был в Италии, дружил с учеником самого Тициана - Пальмой иль Джованни. Это как сейчас диплом на профессионализм. Только талант раздают не за дипломом. Ученик оказался талантливым учителем.

О способного парня пошли слухи. Его нашел Ян Брейгель (сын известного Питера Брейгеля). Он расскажет о Антониса Рубенсу и тот возьмет Антониса в своей мастерской. Рубенс имел много заказов, спешил с работами. Цветы на его картинах исполняли одни, пейзажи-вторые, животных рисовали третьи - значит, задач хватало всем.

Способный Антонис уже в 14-15 лет получал сложные задачи. А в рисовании фигур и лиц равнялся Рубенсу. Лицо настолько прибегали юноше, что все шло к тому, чтобы тот стал портретистом.

Рубенс тоже писал портреты. И там, где требовались великолепие и величие, Рубенсу все удавалось ("Конный портрет герцога ЛЭРМ", 1603, "Портрет Амброджо Спинолы" 1620, Брауншвейг, "Портрет Томаса Арундела" музей Гарднер, США). Если посмотреть на "Портрет инфанты Изабеллы" (бл.1609), то сразу увидишь жемчуг, пену кружева, дорогу платье. И среди всего этого толстое лицо дочери испанского короля. Это портрет платья и высокого общественного ступени, а не привлекательной личности.

Удачными в Рубенса становились лишь те портреты, когда он хорошо знал персону и когда не было портебы льстить ("Автопортрет с первой женой Изабеллой Брант бл.1609, Мюнхен, "Портрет камеристкы", Петербург).

Изабелла Брант

Рубенс тоже разглядел в ученики мощные способности - и мощного конкурента. В дальнейшем он будет держать Ван Дейка подальше от себя. Разделят они и сферы влияния. Рубенс будет заниматься декором церквей, мифологическими и религиозными картинами. Ван Дейк станет портретистом и лишь иногда писать религиозные и мифологические картины, не очень ему удавались. Но Рубенс невольно отдавал должное гению Ван Дейка. И даже поручил ему написать портрет своей первой жены (1621, Вашингтон, Национальная галерея). Рисовать Изабеллу Брант Ван Дейку было легко: они были знакомы. На портрете она приветливая, обаятельная, дружелюбная и гостеприимная хозяйка дворца Рубенса. Даже роскошные наряды не маскирует привлекательность особи.Поривняння утреннего портрета Изабеллы кисти Рубенса (Берлин) и произведения Ван Дейка (Вашингтон) идет на пользу произведения Ван Дейка.

В последнем перечне имущества Рубенса найдены одиннадцать картин кисти Ван Дейка. Неудачные произведения Рубенс не собирал.


3. Шпионское донесение

Англичане приезжали в Антверпен и присматривались ко всему. Ведь полезным может быть как покупка имущества, так и верборка мастера. Упал им в глаза и Ван Дейк. Граф Арундель в Лондоне получил письмо от своего шпиона, датированного 17 июля 1620. Тот пишет: "Ван Дейк все еще живет во дворце Рубенса. А его картины начинают ценить так, как и произведения самого учителя. Он молодой человек 21 года, сын весьма состоятельных родителей. Поэтому он чрезвычайно трудно перехватить для нас ..."

Англичане наконец перехватят Ван Дейка и он приедет в Лондон. А портреты графа Арундела нарисуют и Рубенс, и Ван Дейк, только в разные годы.


4. Лицо Ван Дейка

Имел своего историографа и Ван Дейк. Итальянец Пьетро Беллори (1613-1696) напишет первую биографию Ван Дейка, который жил и работал в Генуе. В Беллори читаем: "Его молодость шла напару с амбициозностью. Если доверять автопортретам, он красавец и денди. А какую душу спрятал он за оболочкой, сказать не удастся."

Мемуары доказали, что Антонис был небольшим ростом, засекреченным и амбициозным. Он запомнился как человек одинок, не было друзей. Тем не менее Антонис любил веселье, суету придворного образа жизни, большие деньги, имел экипажи и слуг, не чуждался любовниц. На автопортретах он без стеснения делал себя высшим роста, элегантным и утонченным. Хотя было известно, что он работал неделями, как лошадь, и за несколько дней успевал завершить новый портрет или большую картину ... Это удается не каждому.


5. Итальянский период Ван Дейка

После недолгого пребывания в Англии, Ван Дейк едет в Италию. Фландрия была связана торговыми делами с генуэзцами. Поэтому Ван Дейк поселился в Генуэзской республике, хотя работал в Венеции, Мантуе, Турине, один год находился в Сицилии. Генуя была республикой лишь по названию, а правили богатые и аристокртия. Именно они и были заказчиками портретов Ван Дейка.

В Генуе долго не было своей школы живописи в отличие от Венеции или Феррари. Дефицит больших мастеров и прославленных портретистов Ван Дейк и отстранил в городе на несколько лет. Мастерство Ван Дейка просто расцвела в Италии. Еще в Риме он рисует портрет кардинала Гвидо Бентивольо ( палаццо Питти, Флоренция). Дипломат и ученый, Бентивольо не привлекает ни внешностью, ни эффектным и пустым жестом. Сдержанный, мужественный и толковый ученый сидит спокойно и свободно. Что-то отвлекло его от документа, который в руке. Кажется, что ему присущи все преимущества пола и высокого общественного положения и - нет недостатков. Конечно же, это был комплимент от художника, но комплимент приятен.

Комплимент станет характерным всем портретам Ван Дейка в Италии и вне Италии. И это снижает его образы. Но виноват в этом не только Ван Дейк. Ведь все портретируемых не могли быть и умными, и искренними, и воодушевленными и олицетворением преимуществ. И мастер дарил им немного преимуществ, элегантности, непринужденности. Дальше-больше и больше ... Кого только он не рисовал: благородные сеньоры и кавалеры, надменные старцы, матери с детьми, молодежи проказницы, матроны в роскошных одеждах. Тем не менее эффектных и репрезентовних портретов вышло много. И они обогатили сначала дворцы в Генуе, а затем музее в мире ("Катарина Дураццо", "маркиза Бальбиани" Метрополитен-музей, "Джероними Спинола-Дориа", Париж, "Паолина Адорно", Вашингтон).


6. Методы работы

Антонис ван Дейк. "Конный портрет Карла I ", 1635-1640

О методе рассказал заказчик Ван Дейка Эберхард Ябах, а записал Роже де Пиль: "В течение дня клиенты приходили на позирование лишь на один час. Начало и окончание ти часов отражали колокольцы часов. Ван Дейк делал на бумаге подробный рисунок лица и позы пастелями и графитом. Его переносили на холст. Пять или шесть помощников рисовали одежда, руки и фон. Чтобы получалось достоверно, сажали ставили натурщиков, женщин или мужчин. На второй (и последний сеанс позирования) Ван Дейк лично правил недостатки, дорабатывал лицо и то, что сделали помощники. " Портрет был готов.

Подобное пишет и историграф Беллори: "Работал он много и без перерыва. В дни создания портрета, начинал с утром. Чтобы не терять время, даже обедал вместе с заказчиком, не отходя от холста. Князья дамы и кавалеры шли позировать с удовольствием, ибо доме было достаточно веселья и развлечений. После еды, мастер брался за другой портрет, а заканчивал, когда подсыхали краски. Когда писал исторические сюжеты, обязательно планировал, сколько может сделать за день. И лишь выполнив план, откладывал кисти ".


7. Мастер офорта. "Иконография Ван Дейка"

Был период, когда ему было так плохо, что он написал завещание (после смерти отца и избрание тремя сестрами судьбы черники). От стрессов лечила работа. Тогда Антонис и напланував сделать портреты своих выдающихся соотечественников. Писать масляными красками показалось длинным даже Ван Дейка. И он обратился к офортов и других техник гравюр. К списку избранных попали художники, поэты, государственные деятели, музыканты. Произведение получило название "Иконография Ван Дейка", а количество листов - ста девяноста. Не все офорты сделал собственноручно Ван Дейк, их дорабатывали другие граверы. Но те, что сделал Ван Дейк, вошли в золотую сокровищницу офортов Западной Европы (гравер Лукас Форстерманс Старый, художники Ян Снеллинкс и Йоост де Момпер Младший и другие). "Иконография Ван Дейка" была обнародована в 1636 - 1641 годах в городе Антверпен. Позже медные доски серии приобрели для музея Лувр.

  • Юстус Сустерманс

  • Питер Брейгель Младший

  • Ян Снеллинкс


8. Годы в Лондоне

Антонис Ван Дейк Тройной портрет Карла I для создания бюста Бернини
Антонис ван Дейк. Портрет Джеймса Стюарта, ок. 1637

В Лондоне он обслуживает короля и королевский двор. К дому, где поселили художника, пристроили помещение с ходом. И король мог приходить, когда вздумается и исчезать по английски. Ван Дейк рисовал портреты короля и семьи, детей короля, почти всю лондонскую верхушку. Только портретов короля насчитали одиннадцать, и все разные по композиции. Но король всегда элегантный, стройный и величественный ("Король Карл | на охоте", Лувр, Париж).

Ван Дейк выработал свой шаблон и постоянно варьировал его. Сравнение портретов Роберта Рича и Томаса Челонера доказывает это быстро: подобные и вне, и поворот головы, и самый взгляд. Вариации начинаются сразу: в размерах полотна, в жестах рук, в одежде, налицо или отсутствия оружия, пустым или заполненным фоном. И смотреть не надоедает.

Достаточно приятно смотреть на портреты детей. Как-то забываешь, что это мисс Амалия или принцесса Доротея ("Портрет Филадельфии и Элизабет Уортон" Петербург, "Дети короля Карла |", Якутск). Кажется, что лесть и комплименты надоедали и терпеливому Ван Дейка. Он мог написать роскошные одежды, и не хотел добавлять ума дурочке, а здоровье - больной дамы. И не делал этого ("Двойной портрет придворных дам Анны Далькит и Анны Керк", Петербург).

Подсчитали, что в Лондоне Ван Дейк написал 350 портретов. Король сделал его рыцарем (дворянином), он получил особую плату и стал "главным и постоянным художником Его Величества".


9. Женитьба

Есть много художников, поздно женятся. Учитель Ван Дейка - Рубенс - женился только в 32 года. Ван Дейк женился только в 40. Пришлось расторгнуть многолетний связь с любовницей Маргарет Лемон. Остался портрет Маргарет (в королевском собрании). Оказывается, Антонис устал от отношений и пожалел для Маргарет эффектной позы, роскошного платья, не сделал на фоне занавеса или фасада дворца. Хотя Лемон была моделью для многих фигур в картинах мастера, а их связь не был коротким.

Пожилой Антонис женился на Мэри Ратвен, фрейлиной королевы Англии. Сказались переутомления свадеб и чрезмерной работы. Ван Дейк болел. Большой соблазн стала и известие от короля Испании стать главным художником Антверпена (принадлежавший тогда Испании). Не получилось.

Вместо отдыха и лечения Антонис еще поихав в Париж в попытке получить богатый заказ. Заказ передали другому. Совсем больной Ван Дейк вернулся в Лондон беременной жены. Засуетился даже король, но больному не становилось лучше.

Сохранились сплетни того времени. Иногда они рассказывают о лице больше, чем документы. С сплетен узнали, что Ван Дейк упорно занимался алхимией в бессильном желании превратить малоценные вещи на золото - и отравился.


10. Смерть

Ни лекарства, ни врачи не помогали. Жена родила дочь 4 декабря 1641, а смерть пришла к Ван Дейка 9 декабря.

11. Посмертная слава

Слава Ван Дейк не тмарилася с годами и веками. Кого-то забывали и видкивалы заново. Ван Дейка ценили всегда. Забылись имена заказчиц и заказчиков Антониса. В музейных залах до сих пор висят портреты со странными подписями "Дама с ребенком", "Благородный господин с наследницей". Имя Ван Дейка известно, фамилий заказчиков никто не знает.

Хранят и сами портреты. Аутентичные портреты Антониса на тонких досках. По возрасту доски испортились. Чтобы уберигты портреты, доски сострагивают, а тонкий слой вандейкового живописи переносят на новое полотно и покрывают лаком. Ибо дарит произведениям новую жизнь.

Ван Дейк - постоянная фигура энциклопедий. Печатают много альбомов с его произведениями. Имя Ван Дейка носит кратер на планете Меркурий.


12. Страны, где хранят произведения Ван Дейка

  • Бельгия
  • Великобритания
  • Испания
  • Италия
  • Княжество Лихтенштейн
  • Германия
  • Россия
  • Украина
  • США

13. Галерея

  • Пьета

  • Оплакивание Христа

  • Христа коронуют терновом венцом

  • Поцелуй Иуды

  • Корнелис ван дер Гест

  • кардинад Бентивольо

  • маркиза Бальби

  • художник Мартен Пипин

  • Маркиз Сале

  • Маркиза Елена Гримальди

  • Филипп ле Рой

  • художник Квентин Симонс

  • военный в доспехах

  • Мария-Луиза де Тассис

  • Уильям Ховард

  • дама виола да гамба


Источники

  • Шевченковский словарь : В двух томах / Институт литературы имени Т. Г. Шевченко Академии Наук УССР. - К.: Главная редакция УСЭ, 1978.
  • Браун К. "Ван Дейк", 1987, (пер. с англ., Рус).
  • Варшавская М. Я. "Ван Дейк.Картины в Эрмитаже, Л, 1963, (рус).



код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам