Надо Знать

добавить знаний



Антон Брукнер



План:


Введение

Антон Брукнер

Антон Брукнер ( нем. Anton Bruckner ; 4 сентября 1824 Ансфельден (Верхняя Австрия) - 11 октября 1896, Вена) - австрийский композитор, органист, педагог.


1. Биография

1.1. Ранние годы (1824-1841)

Род Брукнер имеет очень древние корни, прослеживается вплоть до 12 века [1]. Предки Брукнера имели, в основном, ремесленные профессии; однако его дед, Йозеф Брукнер, получил должность силького учителя. Впоследствии ( 1823) отец, Антон Брукнер-старший, унаследовал эту должность, продолжая деда дело. В его обязанности входили и музыкальные: отец Брукнера играл на органе в церкви, заботился о музыкальное оформление различных представлений, и даже писал музыкальные произведения. Мать композитора, Тереза ​​Брукнер (девичья фамилия - Гельм), была дочерью служащего.

Антон Брукнер родился в городке Ансфельден 4 сентября 1824 года. С раннего детства он начинает музицировать: учится играть на маленькой скрипке и спинет, с 10 лет поет в церковном хоре, и порой даже играет вместо отца на органе. С 1835 по осень 1836 малый Брукнер живет и учится в органиста Иоганна Вeйса в Гершинзи. Здесь он, в частности, познакомился с техникой генералбасу, и продолжал учиться игре на органе. Здесь Антон делает первые попытки компоновки музыки (каденции-вставки), а также выполняет свободные органные импровизации. Вероятно, к этому периоду относится первый известный полноценный музыкальное произведение композитора - Pange lingua для хора.

4 июля 1837 года, в возрасте 46 лет, от воспаления легких померае отец композитора. Молодому Антону было тогда лишь 12. Мать отдала его на обучение т. н. народной школы при монастыре св. Флориана. Антон, и еще двое мальчиков-певцов хора, жили в доме монастыря. Здесь была богата картинная галерея и библиотека, но самое главное - прекрасный орган, построенный еще 1770 Францем Христианом. Органистом здесь был Антон Каттингер, который также учил Брукнера игры на клавире и органе. Кроме того Брукнер учился игре на скрипке у Франца Грубера, ученика Игнац Шуппанцига (последний в свое время был близким другом Бетховена).

После монастырской школы Брукнера направили в Линц на специальный 10-месячный курс для получения звания "помощника учителя обычной школы", куда он успешно поступает 1 октября 1840 года, а 16 августа следующего года заканчивает курс, блестяще сдав экзамены. Учебной программы здесь входили, кроме гуманитарных и естественных наук, пение, гармония, генералбас и игра на органе. Музыка-теоретические дисциплины здесь преподавал хорошо осведомлен педагог, Август Дюрнбергер, написавший "элементар учебник гармонии и генералбасу". Как педагог, так и его книга, существенно повлияли на формирование Брукнера как музыканта [1]. Благодаря Дюрнбергеру Брукнер познакомился с музыкой Иоганна Себастьяна Баха, Гайдна, Моцарта. В 1821 в Линце основали Музыкальное общество, где, в частности, выполняли увертюры к операм Вебера "Вольный стрелок" и "Эврианта", а также Четвертая симфония Бетховена.


1.2. Брукнер-учитель (1841-1855)

Получив титул помощника учителя школы, Брукнер с 3 октября 1841 года выполняет эти обязанности в Виднгаази, неселикому деревне у границы с Чехией. Работа была тяжелой, включала кроме проведения уроков еще много других обязанностей, а также сверхдлинный рабочий день (начинался в 4 утра летом и в 5 зимой) [1]. Кроме выполнения обязанностей в школе, Брукнер также отдавал время музицирования, в частности на свадьбах и других праздниках. Здесь он даже находил время писать музыку: маленькую мессу в до мажоре для контральто, органа и двух валторн.

Впоследствии, из-за недовольства его Виндгаазького руководителя слишком активными музыкальными занятиями Брукнера, его перевели в село Кросторф. Здесь ему работалось значительно лучше, поскольку здешний руководитель лучше относился к Брукнеровои страсти к музыке. Кроме того, здесь Брукнер нашел друга-музыку, который еженедельно организовывал концерты, а также предоставил Брукнера в пользование спинет. Таким образом Брукнер получил возможность изучать "Хорошо темперированный клавир" и другие произведения Баха. В соседнем Эннс Брукнер брал уроки у органиста и регента Леопольда фон Зенетти (клавир, орган, герелабас, теория музыки), а в Штейра Брукнер познакомился с Каролиной Еберсталлер, которая хорошо знала музыку Франца Шуберта (когда-то даже музицировала с ним "в четыре руки" [1]). Она открыла Брукнер музыкальный мир этого композитора, который впоследствии повлиял на музыкальный язык самого Брукнера.

В Корнсторфи Брукнер организовал человичного вокальный квартет (сам пел партию баса), для которого написал несколько композиций: "застольные песни" и духовные Libera me, Tantum ergo, Месса для чотириголосого хора и Реквием для мужского хора с органом. Его органу импровизации вызвали восторг публики.

Составив экзамены на звание старшего учителя (Oberlehrer), в июне 1845 Брукнер получает должность в школе при монастыре св. Флориана, где сам когда-то учился. Отныне ему не нужно было выполнять целого ряда тривиальных обязанностей "помощника" и он мог посвятить себя педагогике и музыке. Он получил доступ к прекрасному монастырского органа. Кроме выполнения своих учительница обязанностей, он продолжал брать уроки музыки у своего старого наставника Каттингера, а также у Леопольда Зеннети с Эннс.

В монастыре Брукнер проработал 10 лет: с июня 1845 до декабря 1855. За это время он написал ряд произведений, вот некоторые из них: пять Tantum ergo для смешанного хора ( 1846), Реквием ре минор ( 1849, написанный после потери близкого друга, Франца Зейлера), Реквием и "Торжественная месса" (Missa solemnis) си-бемоль минор ( 1854) хоры, песни, кантаты, Магнификат, фортепианные пьесы, органные прелюдии и фуги, и др.. Брукнер обязанности постепенно смещаются в сторону все более музыкальных, особенно после смерти Каттингера ( 1848) он становится вместо него органистом монастыря. Однако, со временем он пришел к положению, когда отношение к музыке в монастыре как к кое-чего второстепенного, неважного, начало ему сильно мешать. "Я никогда не бываю радостным, и должен всех приховувты свои планы", писал он [1].


1.3. От органиста к композитору (1855-1868)

В 1855 Брукнер, сдав необходимые экзамены, получает квалификацию учителя Hauptschule, "главной школы". Он также получил положительные отзывы от Венского придворного капельмейстра Игнац Асмайра ( 1852, осень 1854). Параллельно он пытался получить должность судебного служащего, ради чего в течение 2 лет бесплатно исполнял обязанности переписувальника в суде. Однако, с беспрекословным успехом выступив 13 ноября 1855 в Линце на конкурсе органистов, он получает должность "временного" органиста одновременно в двух соборах этого города. 8 декабря этого года Брукнер имел свое первое выступление как церковный органист в Линце.

Получая достаточное зарплату, чтобы быть иметь дело только с музыкой, Брукнер решает посвятить время дополнительной музыкальном образовании. Сначала, с 1856 по 1861, Брукнер был учеником в классе Симона Зехтера, почтенного Венского музыкального теоретика, органиста и профессора консерватории. Брукнер работал настолько самовидано, что в одном из писем Зехтера даже выразил опасение за его здоровье. Этот курс охватывал гералбас, гармонию, контрапункт (зоркема фугу) и игру на органе. После получения диплома о завершении курса Брукнер, желая получить звание профессора, пробует составить соответствующий экзамен. На это один из екзамененаторив тогда воскликнул: "Да это он должен нас экзаменовать!" - Так убедительно Брукнер показал свое мастерство (и по возрасту он был достаточно важным - 37 лет). Именно этот экзаменатор, Иоганн Гербек, впоследствии будет много помогать Брукнер во время его пребывания в Вене. Однако, титула профессора ему тогда же не дали.

Брукнер нуждался дополнительных занятий, на этот раз не по контрапункта и генералбасу, как в Зехтера, а всего, что касалось бы музыки его современности. Теперь его наставником стал Отто Кицлер, виолончелист и дирижер, который в то время работал капельмейстром в Линцському театре. У него Брукнер знакомился с оркестровыми партитурами классиков и современников, в частности Бетховена и Вагнера. Именно как "учебную" в классе Кицлера Брукнер написал свою первую симфонию ( 1863, фа минор; эта симфония не вошла в традиционную нумерацию). Лишь после окончания курса в Кицлера Брукнер сказал: "Теперь мне пора писать музыку!". Ему тогда было чуть ли не 40 - так долго этот композитор шлифовал свой талант обучением.

Первым Брукнеровим произведением, снискал славу стала ре минорная Месса № 1 (предыдущие не нумеровались), написана и впервые исполнена 1864 года. 1865 года Брукнер начал писать свою вторую (по принятой нумерации - первую) симфонию до минор. В 1865, когда Рихард Вагнер в Мюнхене ставил свою оперу "Тристан и Изольда", Брукнер впервые встретился с ним. Музыка "Тристана" вызвала у Брукнера большое восхищение. Того же года Брукнер в Вене слушает "Осуждение Фауста" под батутой автора, Гектора Белиоза. Все эти музыкальные впечатления способствовали творческому поезда Брукнера, и в начале 1866 он завершает первую из своих "канонических" 9 симфоний. В этом году Брукнер пишет свою вторую, мы минорную мессу, за которую современники назвали его "Палестрина 19 века ".


1.4. Вена

Симон Зехтера, у которого Брукнер брал уроки, к тому времени уже умер, и перед смертью успел порекомендовать Брукнера как своего преемника на должности профессора Венской консерватории по гармонии и контрапункта. 1 октября 1868 года Брукнер вступил в эту должность, дополнительно еще как преподаватель органа. Кроме того, он исполнял обязанности органиста в придворной капелле, хотя и бесплатно [1]. С 1870 года он также преподавать орган, теорию музыки и фортепиано в педагогическом лицее (Lehrerbildungsanstalt) св. Анны.

Для Брукнера также наступил период небывалой славы как органиста. 1869 года, услышав Брукнерову игру на концерте, глава французской органной фирмы пригласил его к Париж, где он выступал, в частности, Соборе Парижской Богоматери, и его игру слышали Камиль Сен-Санс, Сезар Франк, Шарль Гуно и др.. Через два года после того Брукнер дает удачные концерты в Лондоне. Именно в Лондоне начинает писать Вторую симфонию. 29 сентября 1869 Брукнер выполняет в Линце свою Мессу № 2, и ему впервые (и в последний, если не учитывать выплату за выданный Te deum) выплачивают гонорар за его композиторскую деятельность. Тогда он пишет также свой мотет Locus iste - один из лучших его мотетов.


1.4.1. Вторая-Четвертая симфонии

11 сентября 1872 Брукнер завершает Вторую симфонию, и вскоре после того начинает работу над Третьей. В сентябре 1873 он завершает первую редакцию симфонии, и сразу отправляется в Байрейта, чтобы показать это и предварительную свои симфонии Рихарду Вагнеру (в первой редакции в симфонии даже были цитаты из "Тристана" и "Валькирии"). Вагнер должен был выбрать ту, которую он желает, чтобы Брукнер ему посвятил. Вагнер был захвачен Брукнеровою музыкой, и избрал Третью.

К сожалению, еще с 1862 года в Вене произошел раскол музыкальных кругов на тех, кто поддерживал музыкальную эстетику Вагнера ("вагнерианци") и тех, кто предпочитал принципам, воплощал в своей музыке Иоганнес Брамс ("брамсианцив"). Брукнер, оказавшись на стороне "вагнерианцив", подверг себя на беспощадную критику "брамсианцив", в частности очень влиятельного музыковеда того времени Эдуарда Ганслика. Почти каждая из его симфоний имеет несколько редакций, вызванных неблагоприятным отношением окружения к Брукнеровои музыки, что заставляло его несколько раз возвращаться к симфонии и перерабатывать ее. 26 октября 1873 в Вене состоялась премьера Второй симфонии. Новая ее редакция, с укорочением и изменениями, была выполнена 1876 ​​, а 1877 Брукнер снова переделывает ее. Его Третья симфония имеет 3 редакции. Брукнер приходится годами ждать возможность выполнить собственные симфонии. Всего четыре года после написания, в 1877, удается выполнить Третью симфонию.

22 декабря 1874 Брукнер завершает первую редакцию Четвертой, "Романтической" симфонии. Выполнить эту симфонию удалось, правда, только 1881 года.


1.4.2. Пятая-Седьмая симфонии

Осенью 1874, из-за изменений в законодательстве Брукнер приходится отказаться от его преподавательской работы в лицее св. Анны, что затрудняло его финансовое становище.Спробы получить титул доцента в Венской консерватории сначала были обречены на провалы через "вагнероцентричнисть" его музыкального языка: на то время влиятельным в консерватории был Эдуард Ганслик, упорное "брамсианець". Ганслик позволял себе обвинять Брукнера, который почти 40 лет занимался пристальным самосовершенствованием через обучение, в недостатке образования, "бросается в глаза" [1]. Даже попытки Вагнера 1875 года посодействовать выполнению в Вене Брукнеровои Третьей симфонии не увенчались успехом. В конце 1775 ему все-таки предоставили титул доцента, однако соответствующая плата была предоставлена ​​только на два года позже.

Несмотря на трудности, Брукнер продолжает писать музыку. 1876 ​​из-под его пера выходит первая редакция Пятой симфонии. 16 декабря 1877 года наконец дождалась своей премьеры Третья симфония. Организовать ее помог Иоганн Гербек, который, однако, умер незадолго до самого концерта, из-за чего Брукнер пришлось самому стать за дирижерский пульт. К сожалению, негативно настроены музыканты позволяли себе даже на репетициях показывать пренебрежительное отношение к Брукнера. Публика была не более дружественной: до конца произведения почти все слушатели покинули зал - так срабатывала враждебная позиция "брамсианцив" во главе с Эдуардом Ганслик.

После катастрофы на премьере третьей Брукнер долго не берется писать новой симфонической музыки. Вместо этого он снова возвращается к уже написанных симфоний и перерабатывает их. Между тем он пишет небольшие хоровые композиции. Положительным моментом того периода был выход в свет третьей у издателя Теодора Реттиг. Вместе с тем, в Брукнера зьвились и поклонники, которые впоследствии способствовали его музыки; прежде всего это были его ученики: музыкальный критик Август Гелллерих, который стал официальным биографом композитора, дирижера Фердинанд Леви, Франц Шальк и Феликс Мотль, пианисты Йозеф Шальк и Август Штрадаль, органист Рудольф Дитрих. Среди любителей музыки Брукнера был и молодой Густав Малер.

24 января 1878 года Брукнер предоставили титул члена придворной капеллы, что помогло ему материально, существенно увеличив его годовую зарплату. В 1879 он пишет струнный квинтет для двух скрипок, двух альтов и виолончели, который является единственным камерно-инструментальным произведением Брукнера. Квинтет впервые выполнили 1881 года. Три месяца после окончания квартета, в сентябре 1879 года Брукнер начинает работу над Шестой симфонией, которую завершил в сентябре 1881.

6 июня 1880 Брукнер выполняет в Вене свою Мессу № 1 и, на том же концерте, мотеты Locus iste и Os juste; в августе-сентябре посещает Швейцарию, где, в частности, выступал как органист в Цюрихе, Женеве, Фрайбурге, Берни, Люцерне и других городах, всюду вызывая восхищение слухавчив.

В 1881 году, 20 февраля, в Вене состоялась премьера Брукнеровои Четвертой симфонии. Дирижировал симфонией Ганс Рихтер, а поспособствовал этому событию Рихард Вагнер, порекомендовав ему выполнить Брукнерову симфонию, которая ждала премьеры уже 7 лет. Концерт состоялся с большим успехом для композитора - после каждой части симфонии его несколько раз вызывали на сцену. Несмотря беспощадную критику Ганслика и других "брамсианцив", в прессе появились и положительные отзывы.

В мае 1881 Брукнер завершает начальный вариант своего известного Te deum для солистов, хора и оркестра (окончательная редакция была закончена в 1884), 3 сентября заканчивает Шестую симфонию, а 23-го начинает работу над Седьмой симфонией. После последней встречи с Вагнером, 26 июня 1882 в Байрейте, Вагнер обещал Брукнер выполнить все его симфонии. К сожалению, этого обещания Вагнер не смог выполнить, потому уже 14 февраля 1883 его не стало. Сумм, переживший Брукнер из-за потери кумира и друга, нашел свое отражение в Adagio 7 симфонии, особенно после отметки W в партитуре, по словам композитора, он впервые "написал по-настоящему траурную музыку" [1]. Эту симфонию Брукнер завершил 5 сентября 1883. Именно Седьмая симфония сейчас является, пожалуй, самым популярным произведением этого композитора.

11 лютого на концерті уперше зазвучали дві середні частини Шостої симфонії. Лише Шоста і Сьома симфонії зберегли свій початковий стан донині - композитор їх не переробляв після закінчення.


1.4.3. Всесвітня слава. Восьма та Дев'ята симфонії

Премьера Седьмой симфонии состоялась в Лейпциге 30 декабря 1884 (дирижировал Артур Никиш), но настоящий успех эта симфония получила на несколько месяцев позже - 5 апреля 1885 в Мюнхене под батутой Фердинанда Леви. Леви организовал сбор средств на издание партитуры симфонии, оказался успешным. После успеха Брукнеровои музыки в Германии, отношение к нему изменилось и в Вене. Сам Ганслик, ранее нещадно критиковал Брукнера, теперь назвал его симфонии важнейшими из всех, созданных со времен Бетховена [1]. Успехом знаменовани также премьеры Te deum в Вене, Мюнхене, Праге, Линце.

Із середини 1880-х років до Брукнера приходить усе більше визнання, його музика стає відомою не лише в Європі, а й в Америці. Так, протягом 1885 - 1890 років твори Брукнера (Третя та Сьома симфонії, Струнний квінтет) звучать у Кельні, Лінці, Відні, Гаазі, Дрездені, Фракфурті, Берліні, Нью-Йорку, Чикаго, Бостоні, Лондоні, Амстердамі, Будапешті. Старенький Ференц Ліст висловив захоплення Adagio з Сьомої симфонії, а вчитель Брамса, Едуард Марксен, назвав цю симфонію найвеличнішою симфонією того часу [1].

Восьму симфонію Брукнер почав писати у 1884 році. 4 сентября 1887 ця партитура була готова. На жаль, Фердинанд Леві, якому Брукнер першому показав симфонію, вирішив, що вона занадто складна для виконання, і Брукнер мусів її переробляти. Звісно, це було розчаруванням для нього. Лише у 1889 - 1890 роках він завершує другу редакцію, у якій, крім скорочень та інших змін, закінчення першої частини зроблено на піанісимо. На жаль, не лише Восьма цього разу редагувалась композитором: розчарування і невпевненість змусили його переробляти й попередні симфонії - Першу й Третю. Крім того, Шальк, за підтримки Леві, дозволив собі вносити зміни в партитури Четвертої та П'ятої симфоній, що відходили занадто далеко від авторського задуму, хоч і робились для легшого сприймання тогочасною публікою.

1892 року, після великого успіху Te deum у Берліні, Відні, Амстердамі, Штутгарті, Дрездені, Гамбурзі, Цинциннаті (штат Огайо, тут твір виконував хор із 800 співаків), Брукнер пише свій останній духовний твір - 150 Псалм для солістів, хору й оркестру. На світових сценах продовжують звучати його симфонії, зокрема Сьому, Четверту й Третю.

Прем'єра Восьмої симфонії відбулась 18 грудня 1892, диригував Ганс Ріхтер, і пройшла дуже успішно; після кожної із частин Брукнера вітали шквалом оплесків. Гуго Вольф назвав її "творінням титана, яке за своїми духовними масштабами і величністю перевершує всі інші симфонії Брукнера", інші критики називали її "найвеличнішою симфонією 19 століття" [1].

На прем'єрі П'ятої симфонії в Граці 8 квітня 1894 під батутою Франца Шалька Брукнера не було - почала даватись в знаки хвороба, і він не зміг приїхати. Еще 1890 року Брукнер, через погіршення здоров'я мусів просити відпустку в консерваторії. 1891 він вийшов на пенсію, хоч і продовжував виконувати обов'язки придворного органіста (до 1892) та давати лекції в університеті (до 1894). Того ж 1891 йому надали звання homoris causa, науковий ступінь, яку отримували без написання дисертації. У цьому році Брукнер також зробив редакцію Першої симфонії для Віденської прем'єри. В знак пошани, Брукнер присвятив цю симфонію Віденському університету.

Дев'яту симфонію Брукнер почав писати ще у вересні 1887, проте через розчарування із несприйняттям початкової версії Восьмої, перериває роботу, щоб редагувати старі твори. Після виходу на пенсію Брукнер концентрується на праці над Дев'ятою симфонією. І, хоч його здоров'я погіршується, 30 листопада 1894 року перші три частини її були готові.

До останніх днів свого життя Брукнер працював над симфонією. Зранку 11 жовтня 1896 він ще працював над її фіналом, а пообіді вже відійшов у кращий світ. Як Брукнер і просив у заповіті, його поховано у монастирі св. Флоріана, де він колись вчився, а згодом працював. Гріб розміщено у каплиці під органом монастиря, тому самому, на якому сам Брукнер колись грав.

Прем'єра Дев'ятої симфонії відбулась 11 лютого 1903 року у Відні, диригував Фердинанд Леве. На жаль, і цього разу без редагування не обійшлось - Леве відредагував її, щоб наблизити до "вагнерівського" звучання. Проте прем'єра пройшла дуже успішно. Оригінальна ж редакція цієї симфонії вперше прозвучала у 1932 році в Мюнхені. Саме із у 30-х роках 20 сторіччя розпочалось відновлення оригінальних редакцій Брукнерових творів, і знайомство із ними публіки.


2. Музика Брукнера

Брукнер відомий, насамперед, завдяки своїм 9 симфоніям. Його симфонічна мова в дечому близька до Вагнерової - хроматизована гармонія, великі масштаби форми, потужний оркестр. Проте Брукнер не був сліпим наслідувачем Вагнера - його музика є самобутнім явищем, що лише частково інспіровано Вагнеровими ідеями. Насправді ж, симфонії Брукнера належать до вершин так зв. непрограмної, "абсолютної" музики, що не має конкретного літературного сюжету. Вони глибокодраматичні і в той же час ліричні, монументальні, і одночасно дуже особисті.

Щодо форми, то Брукнер не відступає від канону 4-частинного симфонічного циклу, як це робить його послідовник Густав Малер (за винятком останньої симфонії, яку композитор не зміг дописати за станом здоров'я). Тут усе звично: перша й остання частина, як правило, написані у сонатній формі, а середнім притаманна тричастинність. Разом із тим, Брукнерова сонатна форма має свою особливу рису: заключна тема набуває майже рівноцінної ваги до головної та побічної тем, що надає експозиції тричастинної структури. Реприза в його сонатній формі може також частково накладатись на розробкову частину, надаючи проведеню головної теми розробкового характеру.

У своїх симфоніях Брукнер також надавав суттєвої ваги тиші - часто використовував генеральні паузи, щоб "перевести подих, перед тим як сказати щось важливе" [1]. Його Восьма симфонія триває близько 80 хвилин.


3. Произведения

  • 11 симфоній, разом з двома, не позначеними номерами;
  • Духовна музика (Реквієм - 1849; Магніфікат - 1852; 3 великі меси - 1864, 1866 - для хору і духового оркестру (друга ред. 1882), 1868; Te Deum - 1884; псалми, мотети та ін.);
  • Світські хори ("Germanenzug" для чоловічого хору й духового оркестру - 1864; "Helgoland" для чоловічого хору і оркестру - 1890 и др.);
  • Твори для органa;
  • Струнний квінтет (1879) та ін.

Примечания

  1. а б в г д е ж и к л м н Белецкий, И. Брукнер. Ленинград, 1979;

Литература

  1. Anton Bruckner Gesamtausgabe, unter der Leitung von R. Haas und A. Orel. Wien-Leipzig, 1934-44 (незаконч);
  2. Anton Bruckner kritische Gesamtaugabe, unter der Leitung von L. Nowak, Bd. I-XXIV. Wien, 1951-2005;
  3. Соллертинский, И. Седьмая симфония Брукнера, в кн.: Музыкально-исторические этюды. Ленинград, 1956;
  4. Друскин, М. Антон Брукнер в кн.: История зарубежной музыки второй половины XIX века, вып. 4. Москва, 1963;
  5. Раппопорт, Л. Антон Брукнер. Москва, 1963;
  6. Белецкий, И. Брукнер. Ленинград, 1979;
  7. Филимонова, М. Антон Брукнер, в кн.: Музыка Австрии и Германии XIX века, кн. 3. Москва, 2003;
  8. G?llerich A, Auer M. Anton Bruckner. Ein Lebens- und Schaffensbild. Bd. I-IV. Regensburg, 1922-1937.
  9. Kurth, E. Bruckner, Bd. I-II. Berlin, 1925;
  10. Haas, R. Anton Bruckner, Potsdam, 1934;
  11. Nowak, L. Anton Bruckner. Musik und Leben. M?nchen-Wien, 1964;
  12. его же: ?ber Anton Bruckner. Gesammelte Aufs?tze. Wien, 1985;
  13. Simpson, R. The essence of Bruckner. London, 1967;
  14. Sch?nzeler, Н. H. Bruckner. London, 1971;
  15. Anton Bruckner: Dokumente und Studien, hrsg. von F. Grasberger ua, Bd. 1-13. Graz-Wien, 1980-2004.
  16. Wagner, M. Bruckner: Leben, Werke, Dokumente. Mainz-M?nchen, 1983;
  17. Crawford, H. Anton Bruckner. A documentary biography, p. I-II. New York, 2002.

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам