Надо Знать

добавить знаний



Антон Веберн



План:


Введение

Антон Веберн,
Щецин, октябрь 1912

Антон Веберн, также Антон фон Веберн ( нем. Anton Webern или Anton von Webern, 3 декабря, 1883, Вена - 15 сентября 1945 Миттерзиль, вблизи Зальцбурга Австрия) - австрийский композитор, дирижер представитель "Новой венской школы".


1. Биография

Антон Веберн был сыном горного инженера Карла фон Веберна, служивший чиновником в министерстве сельского хозяйства. Мать Веберна Амалия (урожденная Гер), дочь мясника интересовалась искусством и была пианисткой-любительницей. В юности Антон жил в Вене и Граце, посещал гимназию в Клагенфурте ( Каринтия). С 1895 стал серьезно заниматься музыкой. Д-р Эдвин Комауер обучал его игре на фортепиано и виолончели. Окончив гимназию, Веберн учился как музыковед в Венском университете под руководством Гвидо Адлера (1902-06). С 1904 по 1908 Веберн занимался композицией в Арнольда Шенберга, что сделало серьезное влияние на формирование его личности и творчестве. Творческие контакты Веберна со своим учителем продолжались до конца жизни Веберна. В классе Шенберга Веберн сблизился также с другим выдающимся композитором Альбан Берг. Их триумвират вошел в историю музыки под названием "Новой венской школы", и сам Веберн считал, что Шенберг - председатель а он и Берг - крылья Шенберга.

С 1908 Веберн работал как оперный и симфонический дирижер в городах Австрии и Германии, а также в Праге. Руководил Венским рабочим певческим обществом. В 1928-38 дирижер австрийского радио, отстранен от этой должности после утверждения нацистского режима в Австрии.

Жизнь Веберна оборвалась трагически вскоре после окончания войны в Миттерзиле, занятому тогда американскими войсками. 15 сентября 1945 около 10 часов вечера, выйдя из дома своего зятя Маттел, чтобы выкурить дорогую американскую сигару, полученную в подарок от зятя, Веберн был застрелен из пистолета тремя выстрелами в упор солдатом (поваром) американской армии, ошибочно принял вспышка спички, зажженной Веберном, за что-то другое. Повар оправдался тем, что стрелял в целях самообороны, будучи в возбужденном (а точнее, нетрезвом) состоянии. Вдове Веберна Вильгельмина пришлось доказывать американским властям в письменной форме, что ее муж по состоянию здоровья и по своим принципам ?не мог нападать на кого-либо, особенно на солдата".

Веберн воспитал множество учеников. Один из них, Филипп Гершкович, в течении многих лет (1941-1999) жил в Советском Союзе, ведя активную педагогическую деятельность.


2. Творчество

Файл: Anton Webern Modling Summer 1930.jpg
Веберн в своей студии, г. Медлинг, лето 1930

Ученик и последователь создателя т. н "Атональной" школы Арнольда Шенберга Веберн довел ее принципы до крайних форм выражения. Он использовал в своих произведениях додекафоничну и Серийно технику. Для его музыки характерны предельная афористичность, сжатость, лаконизм, экономия и концентрация музыкальных выразительных средств, а также строгость, возвышенность и ирреальность музыкальных образов. Предельная звуковая рафинированность сочетается в музыке Веберна с жесткой конструктивной схемой и абстрактностью мышления.

Он автор симфонических, камерно-инструментальных, вокальных и хоровых произведений, из которых только 31 помечены номерами opusьив. Он также автор литературных трудов, поэзии, драмы "мертвый" (1913) музыкальных исследований и статей, анализов собственной музыки, цикла бесед "Путь к новой музыке" выданного посмертно в 1960, и т. д.

Творчество Веберна оказало огромное влияние на развитие послевоенного музыкального авангарда на Западе включая таких композиторов как Стравинский, Булез, Штокхаузен, Ноно, Мадерна, Лигети и др.. В 1960-х годах с эпохой ?оттепели? творчество Веберна становится известной в СССР и оказывает значительное влияние на композиторов "шестидесятников" - Денисова, Шнитке, Губайдулиной, Канчели а также украинских композиторов - В. Сильвестрова, В. Годзяцкого и Л.Грабовский.


3. Произведения, помеченные опусом

  • Op. 1 - Пассакалья для оркестра (1908);
  • Op. 2 - ускользая на легких лодках (Entflieht auf Leichten K?hnen) для смешанного хора
на стихи Стефана Георге с "Седьмого кольца" (1908);
на стихи Стефана Георге (1908-1909, также ред. 1920);
1. "Dies ist ein Lied" / "Эта песня только для тебя";
2. "Im Windesweben" / "В дыхании ветра";
3. "An Bachesrand" / "На берегу ручья";
4. "Im Morgentaun" / "По утренней росе";
5. "Kahl Reckt der Baum" / "Голое дерево";
на стихи Стефана Георге (1908-1909);
1. Eingang ("Welt der Gestalten") / "Вход";
2. "Noch zwingt mich Treue" / "Еще заставляет меня верность";
3. "Ja, Heil und Dank dir" / "Хвала и благодарность тебе";
4. "So ich traurig bin" / "Я так печален";
5. "Ihr tratet zu dem Herde" / "Вы подошли к очага";
  • Op. 5 - Пять пьес для струнного квартета (1909);
  • Op. 6 - Шесть пьес для большого оркестра (1909, вторая ред. 1928);
  • Op. 7 - Четыре пьесы для скрипки и фортепиано (1910, окончательная ред. 1914);
  • Op. 8 - Две песни для голоса и ансамбля
(Кларнет, бас-кларнет, валторна, труба, челеста, арфа, скрипка, альт и виолончель)
на стихи Райнера Марии Рильке) (1910, ред. 1921 и 1925);
1. "Du, der ich's nicht sage" / "Ты, от которой я всегда скрываю";
2. "Du machst mich allein" / "С тобой я одна";
  • Op. 9 - Шесть багателей для струнного квартета (1911);
  • Op. 10 - Пять пьес f?r Orchester (1911);
  • Op. 11 - Три маленькие пьесы для виолончели и фортепиано (1914);
  • Op. 12 - Четыре песни для голоса и фортепиано (1915-17);
1. "Der Tag ist vergangen" / День прошел (1915);
2. "Die geheimnisvolle Fl?te" ("An einem Abend") / "Таинственная флейта"
на стихи ли Тай-бо с "Китайской флейты" Х. Бетге (1917);
3. "Schien mir's, als ich sah die Sonne" / "Казалось мне, когда я видел солнце"
на стихи А. Стриндберга с "Сонаты призраков" (1915);
4. "Gleich und gleich" ("Ein Blumengl?ckchen") / "Один для одного"
на стихи И. В. Гете (1917);
  • Op. 13 - Четыре песни для голоса и оркестра (1914-18);
1. "Wiese im Park" ("Wie wird mir zeitlos") / "Лужок в парке"
на слова Карла Крауса (1917);
2. "Die Einsame" ("An dunkelblauem Himmel") / "Одинокая"
на стихи Ван Сен-й из "Китайской флейты" Х. Бетге (1914);
3. "In der Fremde" ("In Fremdem Lande") / "На чужбине" на стихи Георга Тракля
на стихи ли Тай-бо с "Китайской флейты" Х. Бетге (1917);
4. "Ein Winterabend" ("Wenn der Schnee") / "Зимний вечер" (1918);
  • Op. 14 - Шесть песен на стихи Георга Тракля (1917-21);
1. "Die Sonne" / "Солнце";
2. "Abendland I" / "Вечерний пейзаж I";
3. "Abendland II" / "Вечерний пейзаж II";
4. "Abendland III" / "Вечерний пейзаж III";
5. "Nachts" / "Ночью";
6. "Gesang einer gefangnen Amsel" / "Пение пойманного дрозда";
  • Op. 15 - Пять духовных песен для голоса, флейты, кларнета
(Также бас-кларнета), трубы, арфы и скрипки (также альта, 1917-22);
1. "Das Kreuz, das musst 'er tragen" / Крест (1921)
2. Morgenlied "steht auf, ihr lieber Kinderlein" / Утренняя песня (1922);
3. "In Gottes Namen aufstehen" / "С божьим именем вставать" (1921);
4. "Mein Weg geht jetzt vor?ber" / "Мой путь" (1922);
5. "Fahr hin, O Seel '" / "Иди, о душа" на стихи П. Розеггера (1917);
  • Op. 16 - Пять канонов для высокого сопрано, кларнета и бас-кларнета
на латинские тексты (1924);
1. "Christus factus est" (1924);
2. "Dormi Jesu" (1923);
3. "Crux fidelis" (1923);
4. "Asperges me" (1923);
5. "Crucem tuam adoramus" (1924);
  • Op. 17 - Три народных текста
для голоса, скрипки (также альта), кларнета и бас-кларнета (1924);
на латинские тексты (1924);
1. "Armer S?nder, du" / "Бедный грешник" на стихи П. Розеггера (1924);
2. "Liebste Jungfrau" / "Святая дева" (1925);
3. "Heiland, unsere Missetaten" / "Спаситель" (1925);
  • Op. 18 - Три песни для голоса, кларнета in Es и гитары (1925);
1. "Schatzerl klein" / "Золотко" на стихи П. Розеггера;
2. Erl?sung "Mein Kind, Sieh an" / "Спасение" на слова "Волшебного рога мальчика";
3. "Ave, Regina Coelorum" на слова Марианского антифона;
  • Op. 19 - Две песни для смешанного хора с инструментальным сопровождением
(Скрипка, кларнет, бас-кларнет, гитара и челеста)
на стихи И. В. Гете из "китайско-германских времен дня и года" (1926);
1. "Wei? wie Lilien" / "Лилии свечей белеют";
2. "Ziehn die Schafe" / "На лугу пасется стадо";
  • Op. 20 - Струнное трио в двух частях (1926-1927);
  • Op. 21 - Симфония в двух частях
для кларнета, бас-кларнета, двух валторн, арфы и струнных (1927-1928);
  • Op. 22 - Квартет в двух частях
для скрипки, кларнета, тенора-саксофона и фортепиано (1928-1930);
  • Op. 23 - Три песни для голоса и фортепиано
с "непроходимыми пути" ("Viae inviae") Хильдегард Йоне (1934);
1. "Das Dunkle Herz") / "Темное сердце" (1934);
2. "Es st?rzt aus H?hen Frische" / "устремляется с высоты" (1933);
3. "Herr Jesus mein" / "Господь Иисус мой" (1933);
  • Op. 24 - Концерт для 9 инструментов
(Флейты, гобоя, валторны, трубы, тромбона, скрипки, альта и фортепиано, 1931-1934);
  • Op. 25 - Три песни на стихи Хильдегард Йоне для голоса и фортепиано (1934);
1. "Wie bin ich froh!" / "Как я рад";
2. "Des Herzens Purpurvogel" / "Пурпурный птица сердца";
3. "Sterne, Ihr silbernen Bienen" / "Звезды";
  • Op. 26 - Мир глаз (Das Augenlicht) для смешанного хора и оркестра
на слова Хильдегард Йоне (1935);
  • Op. 27 - Вариации для фортепиано в трех частях (1935-1936);
  • Op. 28 - Струнный квартет в трех частях (1936-1938);
  • Op. 29 - Первая кантата для сопрано, смешанного хора и оркестра
на слова Хильдегард Йоне (1938-1940);
1. "Z?ndender Lichtblitz" / "Освещение молния жизни";
2. "Kleiner Fl?gel" / "Маленькая крыльцо";
3. "T?nen die Seligen Saiten Apolls" / "Звучат блаженны струны Аполлона";
  • Op. 30 - вариации для оркестра (1940);
  • Op. 31 - Вторая кантата для сопрано, баса, смешанного хора и оркестра
на слова Хильдегард Йоне (1943);
1. "Schweigt auch die Welt" / "Мир также молчит";
2. "Sehr tiefverhalten" / "Глубоко скрытая внутренняя жизнь";
3. "Sch?pfen aus Brunnen" / "Черпать их фонтанов неба";
4. "Lichteste B?rden" / "Легчайшие носилки деревьев";
5. "Freundselig ist das Wort" / "Приветное слово";
6. "Gelockert aus dem Scho?e" / "Освобожденный из лона".

4. Произведения без опуса

  • Две пьесы для виолончели и фортепиано (1899)
1. Langsam G-dur;
2. Langsam F-dur
  • В летнем ветре (Im Sommerwind) Идиллия для большого оркестра по поэме Б. Вилле (1904)
  • Медленная часть (Langsamer Satz) для струнного квартета (1905)
  • Струнный квартет (1905)
  • Часть (Satz) для фортепиано (1906)
  • Сонатная часть (рондо) (Sonatensatz - Rondo) для фортепиано (1906)
  • Рондо для струнного квартета (1906)
  • Квинтет для фортепиано и струнного квартета (1907)
  • пьесы для оркестра (1913)
1. Bewegt
2. Langsam (Sotenuto)
3. Sehr Bewegte Viertel
4. Langsame Viertel
5. Alla breve
  • Соната для виолончели и фортепиано (1914)
  • Детская пьеса (Kinderst?ck) для фортепиано (1925)
  • Пьеса (Klavierst?ck) для фортепиано (1925)
  • Часть (Satz) для струнного трио (1925)
  • Песни (1899-1914)

5. Переложение

  • Камерная симфония Арнольда Шенберга op. 9 - для флейты (или второй скрипки), кларнета (или альта), скрипки, виолончели и фортепиано (1922-3)
  • Немецкие танцы Франца Шуберта - для оркестра (1931);
  • Фуга (ричерката) И. С. Баха - для оркестра (1934-5);

6. Библиография

  • Холопов Ю. Н. Антон Веберн. Жизнь и творчество [Т. 1] [1973] - М.: Советский композитор, 1984; Berlin, 1989 (на нем. Яз.) Milano, 1990 (на итало. Яз.). Соавтор - Валентина Холопова.
  • Холопов Ю. Н. Музыка Веберна [Т. 2] [1975] М.: Композитор, 1999. Соавтор Валентина Холопова.
  • Антон Веберн: Лекции о музыке, письма, Пер. В. Г. Шнитке. - Москва, "Музыка", 1975.
  • Денисов Эдисон Васильевич: Додекафония и проблемы современной Композиторское техники. / / Музыка и современность. Вып. 6 - М., 1969. с. 478-525.
  • Кудряшов А. Характерные особенности техники и формы ранних произведений Веберна. / / Проблемы музыкальной науки. Вып. 2. - М., 1973.
  • Moldenhauer, Hans (1961). The Death of Anton Webern. - New York: Philosophical Library.
  • Tsang, Lee (2002). The Atonal Music of Anton Webern (1998) by Allen Forte. / / Журнал Music Analysis, 21/III (October), 417-27.
  • Reich W., A. Webern. Weg und Gestalt, Z., 1961;
  • Kolneder W., A. Webern. Einf?hrung in Werk und Stil. - Rodenkirchen, 1961.

7. Музыкальные примеры

См.. также

  • 4529 Веберн - астероид, названный в честь композитора.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам