Надо Знать

добавить знаний



Апартеид



План:


Введение

"Только для белых" - табличка выполнена английским и африкаанс

Апартеид - официальная политика расовой дискриминации, сегрегации и угнетения, которую на протяжении 1948 - 1991 гг проводили правящие круги Южно-Африканской Республики против местного чернокожего населения, а также переселенцев из Азии.

В основу этой политики была положена идея об обособленном развитии европейского и неевропейского населения Южной Африки. В результате применения норм апартеида большинство населения ЮАР была сведена к бесправного положения. Цветное население (бантами, индейцы, метисы) не мало таких же гражданских прав, как белые (например, 23 млн негров не имели права голоса на выборах в парламент).

Предвестники апартеида - "Земля открывает свои сокровища"

Открытие в 1867 году залежей алмазов в Северный Кейп, а затем золота вблизи Витватерсранда в 1886 году навсегда изменило облик южной Ачкы. Бывшая глухая провинция вдруг превратилась в действительно сокровищницу мирового масштаба. Иммигранты со всего мира тысячами прибывали сюда в поисках счастья, превращая фермерские угодья и пастбища на промышленные зоны по добыче полезных ископаемых. Центром промышленного бума стал Йоханнесбург, где со временем поселились крупные еврейские общины, иммигранты из Германии, Греции, Португалии, Италии.

Напряженность между британскими пленцямы и трансваальським правительством привела к первой англо-бурской войны. Позорное поражение в Джубе в 1881 году заставил британцев восстановить самоуправление в Трансваале. Вторая англо-бурская война разразилась в 1899 году, когда трансваальський Президент Пауль Крюгер и Высокий комиссар Капской колонии Лорд Мильнер не смогли разрешить спор относительно прав "уитлендерив" (британских поселенцев). В самом начале боевых действий благодаря высокому мастерству военачальников бурских коммандос, бритаци несли одно поражение за другим. Однако после введения в действие многочисленных экспедиционных сил в 1902 году британцы смогли преодолеть сопротивление и победить буров.

Режим апартеида дискредитировал правительство ЮАР перед мировым сообществом. В 1976 г. вступила в силу Международная конвенция ООН о пресечении преступлений апартеида и наказании за него. Ликвидация системы апартеида началась после прихода к власти в ЮАР правительства Фредерика де Клерка ( 1989). В 1991 г. президент ЮАР Ф. де Клерк отменил действие основных элементов законов об апартеиде.


1. Хронология апартеида

1.1. События, которые предшествовали апартеида

  • 1865 - Сэр Феофил Шепстоун заявил, что чернокожие в Натали не могут голосовать.
  • 1891 - В Республике Оранжевая запрещено проживать лицам азиатского происхождения, находящихся на территории республики [3].
  • 1894 - Сесил Джон Родс запретил метисы Кроме Хендриксу участвовать в соревнованиях, которые проходили в Великобритании по крикету за команду Капской провинции.
  • 1902 - договор в Фериинихини, который объявил конец Второй англо-бурской войны.
  • 1903 - Альфред Милнер основал SANAC ("South African Native Affairs Commission", "Южно-Африканскую комиссию по национальным делам").
  • 1905 - Альфред Милнер предложил обязательную сегрегацию в Капских школах.
  • 1907 - британским парламентом ратифицирован южноафриканский закон, который позволял избирать и быть избранным в парламент только лицам европейского происхождения.
  • 1910 - основан Южно-Африканский Союз.
  • 1913 - Национальный Акт о земле лишил чернокожих права частной собственности на землю.

1.2. Апартеид

  • 1948 - приход к власти Национальной партии.
  • 1949 - Закон о запрете смешанных браков, закон о отдельную очередь в отделения почтовой связи для белых и цветных.
  • 1950 - принят Акт о регистрации населения, Акт о территориальном разграничении национальных групп, Закон о борьбе с коммунизмом, Закон против безнравственности и др..
  • 1953 - введены законом отдельные заведения для белых и небелых.
  • 1954 - комиссия Томлисона рекомендует обособленное развитие ?черных? районов. Фактически они превращаются в резервации для черных. Принят Закон о расселении.
  • 1955 - Закон о месте проживания этнических групп.
  • 1956 - Закон запрещает чернокожим находиться в автобусах с белыми.
  • 1959 - Закон об инвестициях в бантустаны.
  • 1960 - 69 чернокожих убиты и 180 ранены во время беспорядков в Шарпевилли.
  • 1961 - Закон об индийских резервации, Закон о городские советы банту [4].
  • 1966 - Шестой округ в Кейптауне объявлен белым районом. Примерно 150 000 человек были переселены.
  • 1976 - В Соуэто (юго-западная окраина Йоханнесбург) вспыхнуло восстание чернокожих, протестовавших против введения обязательного изучения языка африкаанс. Полиция применила слезоточивый газ и собак против школьников. Многие дети были застрелены полицией.
  • 1984 - После референдума среди белых избирателей, принята новая Конституция и утверждены три палаты парламента.
  • 1985 - 1986 - Режимы надзичайного положения в Южной Африке через массовые беспорядки чернокожих.

1.3. Конец апартеида

  • 2 февраля 1990 - президент объявляет Де Клерк на открытии парламента, заявил, что АНК и другие группы будут легализованы, а Нельсон Мандела будет уволен.
  • 11 февраля 1990 - Борец против апартеида Нельсон Мандела, после 27-летнего политического заключения освобожден из тюрьмы Виктор-Ферстер-Паарл, что в 70 км северо-восточнее Кейптауна.
  • 1992 - 68,6% белых африканцев на референдуме подтвердили курс страны на демократию.
  • 25 июня 1993 - Боевики AWB во главе с ТерреьБланшем взяли штурмом помещение Всемирного торгового центра в Кемптон-Парке, с целью сорвать переговоры о мирной передаче власти черному большинству.
  • 1994 - Первые нерасови, демократические выборы. АНК пришел к власти.

2. Предвестники апартеида

В 19 в. Британская колониальная администрация ввела систему т. н. Пропускных законов в Капской колонии и колонии Наталь. [1] [2] [3] Они исходили из необходимости регулирования движения черных людей из племенных регионов в занятых белыми и цветными людьми районами под британским правлением. Были приняты законы, которые не только ограничивают движение чернокожего населения в этих районах, а также те, которые запрещали их передвижения из одного района в другой без подписанного пропуска. Чернокожим было запрещено находиться на улицах городов в Капской колонии и Наталь после наступления темноты, и они были вынуждены носить свои пропуска в любое время. [4]

Избирательный и Балотувальний Акт 1892 г. устанавливал финансовый и образовательный ценз для черных избирателей [9], а Натальська Законодательная Ассамблея в 1894 г. приняла Билль, что лишало индейцев права голоса. [5] [6]. В 1905 году Общий Билль по регуляции пропусков отказал чернокожим в голосовании вообще, ограничил их ареал пропускных территорий и установил пресловутую систему пропусков [7]. Затем последовали Азиатский Регистрационный Акт ( 1906), который требовал от всех индийцев зарегистрироваться и предъявлять пропуска [8], Южно-Африканский Акт ( 1910), который предоставлял избирательные права белым, предоставляя им полный политический контроль над всеми другими расовыми группами и лишал права чернокожим сидеть в парламенте, [9] Акт о оседлость (Native Land Act) ( 1913), которые запрещал всех чернокожим, за исключением тех, что в Капской провинции, покупать земли за пределами резерваций, [9], [10]. Билль поселенцев в городских территориях ( 1918), который определял для чернокожих определенные места для проживания ("локации"), [11] Городской Акт ( 1923), который устанавливал сегрегацию по месту жительства и обеспечил дешевой робочоою силой промышленность под руководством белых, Акт о цвете в барах ( 1926), что предотвращение любом черном иметь квалифицированную профессию, Акт о местном самоуправлении ( 1927), который сделал Британскую корону, а не вождей, высшей главой во всех африканских делах, [12] Акт родины и доверия ( 1936), который дополнял Акт о оседлость и землю (1913), и в том же году Акт о представительстве коренных жителей, изымал предыдущих черных избирателей из списка избирателей в Капской провинции. [13]. Одни из первых составляющих узаконивания сегрегации были приняты правительством Яна Смутса, который возглавлял Объединенную партию. Это был Билль о азиатское землепользования ( 1946), запрещавший любой последующий продажу земли индейцев [14]. Правительство Объединенной партии Яна Смутса начал отходить от жесткого соблюдения законов сегрегации [15]. Из-за опасений расовой ассимиляции парламент создал комиссию Сауэр для расследования последствий деятельности политики Объединенной партии. Комиссия пришла к выводу, что интеграция приведет к "потере идентичности" для всех расовых групп.


3. Установка апартеида

3.1. Выборы 1948

На выборах 1948 г. основной африканерською националистической партией была Herenigde Nasionale Party (Воссоединявшая Национальная партия) под руководством протестантского священнослужителя Даниэля Франсуа Малана, которая построила свою предвыборную кампанию на идее политики апартеида. [16] [17] Она с небольшим отставанием победила Объединенную партию Смутса и сформировала коалиционное правительство с другой африканерською националистической партией - Африканерською партией. Малан стал первым премьер-министром времен апартеида, и обе партии позже объединились в Национальную партию (НП).


3.2. Узаконивание апартеида

"Мелкий апартеид": знак на пляже в Дурбане английском языке, африкаанс и зулусской (1989)
Хендрик Фервурд, премьер-министр Южной Африки ( 1958 - 1966), теоретик и практик идеологии апартеида

Лидеры Национальной партии лидеры утверждали, что Южная Африка не представляет единой нации, и состоит из 4-х различных расовых групп: белые, черные, цветные и индийцы. Эти группы позднее были разделены на 13 "нации" или расовые федерации. Белые люди охватывали англо-и африкаансомовни группы; чернокожее население было разделено на 10 групп. Государство приняло законы, которые проложили путь к "великому апартеида", который был направлен на отделение и принуждения людей жить в отдельных местах, определенных по расовому признаку. Кроме того, были приняты законы "мелкого апартеида". [18]

Первым крупным законом апартеида был Акт регистрации населения 1950 года, официально устанавливал расовую классификацию и внедрял удостоверения личности для всех лиц старше чем 18, с указанием их расовой принадлежности. [19] Были созданы официальные органы для того, чтобы прийти к конечному выводу о расовой принадлежности людей, чья раса была неясна . [20] Это вызвало трудности, особенно для цветных людей.

Вторым опорным законом апартеида был Акт группового расселения 1950 г. Group Areas Act No 41 of 1950. About.com. . До сих пор большинство поселений включали людей разных рас, живших бок о бок. Этот закон положил конец расовой многообразию областей и определил, кто и где должен жить по признаку расы. Каждой расе было отведено свою территорию. Эта норма была использована в дальнейшем в качестве основы для принудительного выселения. [21] Дальнейшие законы в 1951 году позволили правительству снести трущобы черных и заставить белых работодателей платить за строительство жилья для черных рабочих, которым было разрешено проживать в городах. Акт о запрете смешанных браков 1949 г. запрещал браки между представителями разных рас, а Закон о безнравственности 1950 г. сделал сексуальные отношения с человеком другой расы уголовным преступлением. Акт о обособленность мест досуга 1953 года делал отдельными для той или иной расы пляжи, автобусы, больницы, школы и университеты. Вывески, такие как "только для белых" появились в общественных местах, включая даже скамейки в парках. [22] Черной человеку услуги предоставлялись гораздо хуже, чем белым и в меньшей степени, чем индейцам и цветным людям. Акт 1956 г. устанавливал расовую дискриминацию в сфере занятости. Дальнейшие законы ставили целью подавления любого сопротивления, особенно вооруженного сопротивления апартеида. Акт о подавлении коммунизма 1950 г. запрещал Южно-Африканскую коммунистическую партию и любые политические партии, правительство должно в праве рассматривать как "коммунистические". Беспорядочные собрания были запрещены, так как считались акциями, представляющих угрозу для правительства.

Образование было разделено нормами Образовательного Акта бантустанов от 1953 г., который установил отдельные системы образования для африканских студентов, и был призван подготовить чернокожих к жизни тружеников [23] В 1959 г. отдельные университеты были созданы для черных, цветных и индийцев. Существующие университеты не могли зачислять новых чернокожих студентов. Африкаанс Медиум декрет 1974 г. требовал использования языка африкаанс и английского языков как равноправных в высших учебных заведениях за пределами компактного проживания африканцев [24].

Закон о Власть бантустанов от 1951 г. создавал отдельные правительственные структуры для чернокожего населения и был первым законодательным актом, предпринятым для поддержки плана правительства по отдельному развития бантустанов. Продвижением Акта о Черном самоуправления от 1958 г. вкоринювало политику Национальной партии об учреждении номинально независимых гомлендив ("родин") для черных людей. Так называемые "самоуправляемые банту единицы" были предложены для того, что им могли быть предоставлены административные полномочия по дальнейшей автономией и самоуправлением. Закон об инвестиционных корпорации Банту от 1959 г. создал механизм передачи капитала родине для того, чтобы создать рабочие места там. Законодательство 1967 г. позволило правительству остановить промышленное развитие в "белых" городах и перенаправить его развитие на гомленды ("родины"). Закон о гражданстве Черного Гомленду от 1970 г. знаменует собой новый этап в стратегии бантустанов. Он изменил положение чернокожих, проживающих в Южной Африке в том плане, что они уже не были гражданами ЮАР, но зато стали гражданами одной из 10 автономных территорий. Цель такой политики заключалась в обеспечении демографической большинства белых людей в Южной Африке.

Межрасовые контакты в спорте не одобрялись, но отдельного закона об отделении в сфере спорта не существовало. Однако правительству удалось сохранить сегрегацию в спорте с использованием других законодательных актов, таких, как Акт о территории национальных групп.

Правительство усилило существующие законы, заставляя черных южноафриканцев нести документы, удостоверяющие личность для предотвращения миграции черных в ?белую? Южную Африку. Любые черные жители городов должны были трудоустроены. Семьи из городов были исключены, отделялись жены от мужей и родители от детей.


3.3. Лишение избирательного права цветных

В 1950 г., Д. Малан объявил о намерении Национальной Партии создать Департамент Цветных дел [25]. Иоганн Джерардус Стрийдом преемник Малана на посту премьер-министра, потребовал лишить права голоса черных и цветных жителей Капской провинции. Предыдущее правительство первым представил Билль о раздельном представительстве избирателей в парламенте в 1951 году, однако группа из четырех избирателей, Г. Харриса, В. Д. Франклина, В.Д Коллинза и Эдгара Дина обжаловала его действия в суде при поддержке Объединенной партии. [26] Верховный суд Капской провинции оставил в силе действие закона , но апелляционный суд отменил его, объявив акт недействительным, поскольку две трети в совместном заседании обеих палат парламента необходимо для того, чтобы изменить устоявшиеся положения Конституции. [27] Тогда правительство внесло Билль о Высокий суд парламента (1952), который давал парламенту право отменять решение суда [28]. Верховный суд Капской провинции и Апелляционный суд объявили этот акт тоже недействительным [29].

В 1955 году правительство Стрийдома увеличил количество судей сравнению с Апелляционным судом с 5 до 11, и назначил пронационалистическую судей [30]. В том же году они ввели Закон о Сенате, который увеличил сенат с 49 до 89 мест. [31]. Получилось так, что Национальная партия получила 77 мест [32]. Парламент в 1956 году на своей сессии принял Билль о раздельном представительстве избирателей в парламенте, который отделял цветных избирателей от общего избирателей в Кейп. Был сформирован новый специальный список избирателей для цветных [33] Сразу же после этого голосования Сенат был восстановлен до своего первоначального размера. Акт сената было обжаловано в Верховном суде, но Апелляционный суд, в котором пронационалистическую судьи, посаженные правительством, отклонил жалобу оппозиции и поддержал Акт сената, а также Закон об удалении цветных избирателей. [34]


3.4. Система гомлендив

С помощью системы гомлендив, правительство ЮАР пытались разделить Южную Африку на отдельные государства, каждая из которых должна была превратиться в отдельную национальную государственность для различных этнических групп. [35]

Карта, показывающая размещение бантустанов в ЮАР
Сельская местность в Сиско, в одном из бантустанов времен апартеида

Территориальное отграничения не было новацией. Например, в XIX веке были созданы т.н. "Резервации" под британским правлением. В эпоху апартеида 13% земли были отведены для черных гомлендив, что можно считать относительно небольшим обсягоам сравнению с общей численностью населения, и в целом эти земли были экономически непродуктивными районами страны. Комиссия Томлинсона (1954) оправдала апартеид и систему родин, однако заявила о необходимости дополнительных участков земли, которые должны быть предоставлены гомлендам, но эти рекомендации не были выполнены.

С приходом к власти д-ра Хендрик Френча Фервурда в 1958 году краеугольным камнем его политики становится политика "Отдельного развития". Фервурд пришел к пониманию, что необходимо предоставить независимость этим земель. Правительство оправдывал свои планы на том, что "политика правительства - это не политика дискриминации по признаку расы или цвета кожи, а политику дифференциации на основе государственности различных народов, предоставление каждому права на самоопределение в пределах границ своей родины - отсюда и такая политика раздельного развития?. Согласно системе гомлендив, чернокожие больше не были гражданами ЮАР. Они вместо стали гражданами только независимого гомленду, а работали в ЮАР в качестве иностранных рабочих-мигрантов на основе временного разрешения на работу. В 1958 г. был принят Акт о поощрении Черного самоуправления, и была основана Инвестиционная корпорация Банту для содействия экономическому развитию и обеспечения занятости в пределах или вблизи гомленду. Многие черные южноафриканцев, которые никогда не проживали в указанных гомлендах, однако, насильно были изгнаны из города, чтобы жить в этих бантустанах.

Наконец, 10 гомлендив (бантустанов) были распределены для различных этнических групп: Лебова (Северные сото, также известный как Педи), кваква (Южное сото), Бопутатсвана ( Тсвана), Квазулу ( Зулусы), Кангване ( Свази), Транскей и Сиско ( Коса), Газанкулу ( Тсонга), Венда ( Венда) и Квандебеле ( Ндебеле). Четыре из них получили независимость (в 1976 году Транскей, Бопутатсвана в 1977 году, Венда в 1979 году, и Сиско в 1981 г.), хотя они никогда не были признаны в любой другой стране.

Как только бантустанах было предоставлено номинальную независимость, для их жителей было отменено гражданство Южной Африки и заменен гражданством гомленду. Этим людям были выданы паспорта взамен банковских расчетных книжек. Граждане номинально автономных бантустанов также ограничивались право южноафриканского гражданства, то есть они уже не считается южноафриканскими гражданами. [36] Правительство ЮАР пытался провести равнозначность между его видение черных граждан гомлендив и проблемами, с которыми страны столкнулись в результате проникновения нелегальных иммигрантов.


3.5. Насильственные депортации

В 1960-х, 1970-х и начале 1980-х годов, правительство проводит политику переселения, чтобы заставить людей перейти на отведенные им "этнические районы". По некоторым данным, три с половиной миллиона человек были вынуждены переселиться в этот период. Во депортации подвергались люди, пидпалады под программу "очищения" переселение из старых домов, батраки на фермах белых, жители так называемых "черных пятен", черноземных районов, вокруг которых были фермы белых, члены семей работников, проживающих в поселках рядом с гомлендамы , и "дополнительные люди из городских районов, в том числе тысячи людей из Западной Капской провинции (которая была объявлена" районом с преобладающим большинством цветных рабочих " [37])). Они были переселены в Транскей и Сиско. громкая принудительная депортация 1950-х лет произошла в Йоханнесбурге, когда 60 тысяч человек были перемещены в новое поселке Соуэто [38] [39]

До 1955 г. Софиатаун ​​был одним из немногих городских районах, где чернокожим разрешалось владеть землей, и в нем постепенно появлялись многорасовые дебри. По мере роста промышленности в Йоханнесбурге, рос и Софиатаун, который стал местом пребывания черной рабочей силы и к тому же это было удобно из-за близости к городу. Он также мог похвастаться единственным в Йоханнесбурге бассейном только для чернокожих детей [40]. Будучи одним из старейших черных поселений в Йоханнесбурге, Софиатаун ​​имел символическое значение для 50 000 черных, потому что сохранял динамизм и уникальную культуру. Несмотря на решительный протест АНК и пропагандистскую кампанию во всем мире, уничтожение Софиатауну началось 9 февраля 1955 г. согласно Программе Очистка Западных территорий.

На рассвете тяжело вооруженные полицейские вошли в Софиатаун, чтобы заставить жителей покинуть свои дома и загрузить свои вещи на правительственные грузовика. Жителей были доставлены на большой участок земли, на 19 км от центра города, известного как Медоулендс. Медоулендс стал частью нового запланированным черным городом, что было названо Соуэто. Трущобы Софиатауну были уничтожены бульдозерами, а на его месте было построено новое пригород для белых Triomf (Триумф). Такие меры принудительного перемещения и уничтожения черных поселений повторялась в течение ближайших нескольких лет, и не только для людей африканского происхождения. Принудительные высылки из таких областях, как Като Манор (Мхумбане), в Дурбане и Шестой округ в Кейптауне, из которых 55 000 цветных и индийцев вынуждены были переехать в новые поселки, на Капской равнине. Эти мероприятия осуществлялись в рамках Акта о этнические районы от 1950 года. Наконец, почти 600 000 цветных, индийцев и китайцев были переселены через этот Акт. Около 40 000 белых были вынуждены покинуть свои дома, когда земля была передана от "белой Южной Африки" черным бантустан.


3.6. Мелкий апартеид

Национальная партия продвинула ряд законов, которые стали известны под общим названием "мелкий апартеид". Первым из них был закон о запрете смешанных браков № 55 1949 года, запрещающий браки между белыми и лицами других рас. Поправка № 21 к Акту о безнравственности от 1950 года (с поправками, внесенными в 1957 году в соответствии с Законом 23) запрещала ?незаконное расовое общение" и "аморальное или любые непристойные действия" между белым и африканцем, индейцем или цветным.

Чернокожим было запрещено вести бизнес или заниматься профессиональной деятельностью в тех областях, которые обозначены как "белая Южная Африки", без соответствующего разрешения. Они должны были переехать в черные "гомленды" и создавать предприятия и работать только там. Транспорт и общественные места были разделены по расовому принципу. "Черные" автобусы остановились на "черных" автобусных остановках, а "белые" - на "белых". Поезда, больницы и машин скорой помощи также подвергались сегрегации [41] Через малочисленности белых пациентов и тот факт, что белые врачи предпочитали работать в белых больницах, условия белых больницах были намного лучше, чем в переполненных больницах для черных. [42 ]. Чернокожие были исключены из жилых и рабочих территорий для белых, если они не имели пропусков dompas ("пропуск для тупых"). Только с чернокожие "10 категории" (те, которые мигрировали в города до Второй мировой войны) были исключены из этого дискриминационного списка. Пропуск выдавался только утвержденным работы. Жена и дети должны были оставаться в черном бантустане. Пропуск выдавался на один судебный район (как правило, один город). Будучи без действительного пропуска лицо подлежало аресту и осуждалась как нелегальный мигрант. Это часто сопровождалось депортацией в гомленд человека и преследованием работодателя, нанимал нелегальных мигрантов. Полиция патрулировала белые районы, чтобы окружить чернокожих нелегалов без пропуска. Чернокожим не позволяли трудоустраивать белых в "белой Южной Африке".

Хотя профсоюзы для черных и цветных (метисов) работников существовали с начала 20 века, они фактически не функционировали вплоть до 1980-х годов, когда реформы дали толчок развитию массового черного профсоюзного движения.

В 1970-х на образование для черных детей в системе образования бантустанов (система образования практиковался в черных школах Южной Африки) государственных средств тратилось лишь десятая часть от того, сколько тратилось на белую ребенка. Высшее образование предоставлялась в отдельных университетах и ​​колледжах после 1959 года. В гомлендах было создано восемь черных университетов. Форт-Хейр университет в Сиско (ныне Восточный Кейп) был только косамовних студентов. Сото-, тсвана-, педимовни вступали в новосозданный Университетский колледж в Северном Турфлоупи, тогда как Университетский колледж Зулуленд служил местом для обучения зулусских студентов. Цветные и индийцы имели свои заведения в Капской провинции и Натали, соответственно.

Кроме того, каждый черный бантустан имел свою отдельную образовательную, полицейскую систему, а также систему здравоохранения. Чернокожие не могли купить спиртного. Они могли купить только пиво низкого качества, произведенное на государственных заводах (хотя эта норма была позже ослаблена). Общественные пляжи были разделены по расовому принципу. Общественные бассейны, некоторые пешеходные мосты, места для стоянок автомобилей у кинотеатров, кладбища, парки и общественные туалеты были также разделены. Кинотеатры, театры в "белых" зонах не допускали чернокожих. Практически не существовало кинотеатров в черные районах. В большинство ресторанов и гостиниц, находившихся в белых районах чернокожим не разрешалось заходить, за исключением тех, кто был сотрудником этих учреждений. За поправки к Закону о Родную церковь от 1957 года, чернокожим африканцам было запрещено посещать церкви, находящиеся в пределах "белых" зон. Однако эта норма никогда жестко не контролировалось, и церкви были одним из немногих мест, куда могли приходить люди разных рас без вмешательства закона. Чернокожие зарабатывали 360 рэндов в год, и 30 рандов в месяц, или более платили в качестве налогов, а заработок белого был более чем в два раза выше, 750 рандов в год, а выплачивалось 62,5 рандов налогов в месяц. С другой стороны, ставка налогообложения среди белого населения была значительно выше, чем у черного.

Чернокожие никогда не приобретали земли у белых районах. В бантустанах большая часть земли принадлежала "племени", где местный вождь решал, как земля должна использоваться. Это привело к тому, что белым принадлежали почти все промышленные и сельскохозяйственные угодья, и большая часть дорогих земель под жилье. Большинство черных были лишены гражданства ЮАР, когда бантустаны стали "независимыми". Таким образом, черные не могли подать заявку на получение южноафриканских паспортов. Право запроса на получение паспорта было труднодоступным для чернокожего, а правительство утверждало, что паспорт - это привилегия, а не право. Таким образом, власть не дала паспортов многим чернокожим. Апартеид в Южной Африке глубоко проник в африканскую культуру, а также право. Его идеология подкреплялась многими средствами массовой информации. Апартеид отделил людей разных людей и ограничил их общение.


3.7. Цветовая классификация

Население было разделено на четыре группы: черные, белые, индейцы и цветные. В цветовую группу входили люди смешанного происхождения на основе народов банту, койсу и потомков европейцев (или часто малайцев, особенно в Западной Капской провинции). Бюрократия апартеида разработала комплекс (и часто произвольно) критериев в то время как Закон о регистрации населения был введен для того, чтобы определить, кто относится к цветным. Мелкие чиновники разработали специальные тесты, которые могли бы определить то или иное лицо принадлежит к цветным или в черных, до цветных или белых. Получалось так, что члены одной семьи оказывались в разных расовых группах. Дальнейшие тесты определили различные субрасе группы цветных. Многие из тех, кто раньше относился к этой расовой группы, выступали против продолжения использования термина "цветной" в период после окончания эпохи апартеида, хотя этот термин не имел под собой какого-либо правового смысла. Выражения "так называемые цветные" (по-африкаанс sogenaamde Kleurlinge) и "коричневые люди" (bruinmense) получили широкое применение в 1980-х гг

Дискриминация по апартеида цветных были делом государственной политики, и они вынуждены были жить в изолированных поселках, в некоторых случаях в отдельных домах, которые занимали из поколения в поколение, но получали недостаточное образование, хотя и лучше, чем для чернокожих южноафриканцев. Они сыграли важную роль в борьбе с апартеидом: например, Африканская Политическая организация, основанная в 1902 г. состояла исключительно из цветных.

Цветные были лишены права голоса так же, как чернокожие с 1950 по 1983 год. Тем не менее в 1977 году съезд Национальной партии одобрил предложения допустить цветных и индийцев к центральному правительству. В 1982 году среди белых избирателей проводился референдум по окончательному решению этого вопроса, и трьохпалатний парламент утвердил эти изменения. Реформированная Конституция следующего года позволить цветным и азиатам участвовать в отдельной палате трьохпалатного парламента, а Бота стал первым исполнительным президентом. Обсуждался вопрос, что цветные меньшинства могли получить право голоса, но черная большинство должно было стать гражданами независимых бантустанов. Эти отдельные нормы работали до отмены апартеида. Трьохпалатна реформа привела к образованию настроенной против апартеида UDF, как средство предотвращения вхождения цветных и индийцев в союз с белыми южноафриканцами. Дальнейшая борьба между правительствами UDF и ЧП с 1983 по 1989 г. стала напряженным периодом борьбы между левыми и правыми южноафриканцами.


3.8. Женщины во время апартеида

Колониализм и апартеид оказали большое влияние на положение женщин, поскольку они страдали от расовой и гендерной дискриминации. Подавление африканских женщин отличалось от дискриминации в отношении мужчин. Они имели очень незначительные юридические права, а то и вообще их не имели, не имели доступа к образованию и права владеть собственностью. [43] Работа часто было трудно найти, но многие африканских женщин работали в качестве домашней прислуги или сельскохозяйственных работниц, хотя заработная плата была очень низкой, если она существовала. [44]. Дети страдали от болезней, вызванных недоеданием и санитарными проблемами, а уровень смертности был высоким. Управляемый движение африканских рабочих в стране через Закон Городских уроженцев 1923 года и пропускной режим, члены семьи были разделены друг от друга, поскольку люди обычно работали в городских центрах, а женщины были вынуждены остаться в сельской местности. Институт брака и рождаемости [45] также контролировались правительством проапартеидською Нидерландской реформатской церкви, которые пытались ограничить рождаемость африканцев.


3.9. Другие меньшинства

Восточноазиатские меньшинство в Южной Африке, которая, казалось, не принадлежала к одной из четырех групп, была постоянной дилеммой для правительства апартеида. Китаци Южной Африки, которые были потомками мигрантов, что приехали работать на золотых приисках вокруг Йоханнесбурге в конце девятнадцатого века, были классифицированы как "другие азиаты" и, следовательно, "не-белые", а иммигранты из Японии и Тайваня, с которыми ЮАР поддерживала дипломатические и экономические отношения, были признаны "почетными белыми" с теми же привилегиями, как и обычные белые. [46]


3.10. Консерватизм

Правительство Национальной партии осуществлял наряду с апартеидом, программу социального консерватизма. Порнография [47], азартные игры [48] и другие недостатки были запрещены. Была запрещена работа в воскресенье кинотеатров, магазинов, торгующих алкоголем и большинства других предприятий [49]. Аборты [50] гомосексуализм [51] и половое воспитание были ограничены. Аборт был законным только в случае изнасилования или если жизнь матери находились под угрозой.

Телевидение не было введено до 1976 г., потому что правительство рассматривало его как опасность. [52] Телевидение также работало на политической линии апартеида - канал TV1 broadcast по-африкаанс и по-английски (ориентированный на белую аудиторию), TV2 broadcast языке зулу и коса и TV3-языке сото, тсвана и Педи (направленные на черную аудиторию), и TV4 показала основном программы для городского черного населения.


4. Внутренняя оппозиция апартеида

Нельсон Мандела - символ борьбы против апартеида

Системы апартеида вызвала значительный внутреннее сопротивление. Правительство ответило на ряд народных восстаний и протестов жестоким подавлением силами полиции, что, в свою очередь, обострило вооруженную борьбы против правительства. [53] Внутреннее сопротивление системе апартеида в Южной Африке прошел несколько этапов и привел к созданию организаций, которые занимались как мирными протестами, оказывали пассивное сопротивление, так и действовали радикальными вооруженными методами.

В 1949 году молодежное крыло Африканского национального конгресса ( АНК) взяло под свой ​​контроль организацию и начало пропаганду радикальной националистической черной программы. Новые молодые лидеры призвали к тому, что власть белых должна быть только свергнута через массовые акции. В 1950 году стартовала Программа действий, которая включала ряд забастовок, бойкотов и акций гражданского неповиновения, что привело к ожесточенным столкновениям с властями.

В 1959 году группа разочарованных членов АНК сформировала Панафриканский конгресс (ПАК), что 21 марта 1960 г. организовал акцию протеста против системы пропусков. Один из протестов произошел в поселке Шарпевиле, где 69 человек были убиты полицией. В историю это событие событие вошло под названием Шарпевилльська бойня.

После инцидента в Шарпевиле правительство объявило чрезвычайное положение. Более 18 000 человек были арестованы, в том числе лидеры АНК и ПАК, и обе эти организации были запрещены. Движение сопротивления ушел в подполье. Некоторые лидеры выехали за рубежом, а некоторые приобщился в кампании внутреннего саботажа и терроризма.

В мае 1961 года до объявления Южной Африки Республикой, собрание, представлявшее запрещенную АНК призвал к переговорам между членами различных этнических групп, угрожая демонстрациями и забастовками во время провозглашения Республики, если их призывы будут проигнорированы.

Когда правительство проигнорировало их страйкуючы (в том числе основной организатор 42-летний Нельсон Мандела) виконилы свои угрозы. Правительство начало решительно действовать, предоставляя полиции право задерживать людей на срок до 12 дней. Было арестовано многих лидеров забастовки, в том числе на фоне многочисленных случаях жестокости со стороны полиции. [54] Разогнанные протестующие отменили забастовку. АНК потом решил начать вооруженную борьбу в рамках недавно сформированного военного крыла, Умхонто ве Сизве (МК), которое должно выполнять акты саботажа против государственных структур. Его первый акт саботажа был совершен 16 декабря 1961 года, в годовщину Битвы на Кровавой реке.

В 1970 г. под влиянием движения Американская черная власть студентами высших учебных заведений было создано Движение Черной Сознания. Движение популяризировал честь и достоинство черных, африканские обычаи и много сделал для изменения чувство неполноценности, привили чернокожим создатели системы апартеида. Лидер движения Стив Бико был взят под стражу 18 августа 1977 г. и был убит в заключении.

В 1976 г. ученики Соуэто вышли на улицы в знак протеста против принудительного изучения языка африкаанс. 16 июня полиция открыла огонь по студентам, мирных участников протеста. Согласно официальным данным 23 человека были убиты, а по данным информационных агентств, число убитых достигало 600 человек, а 4000 человек были ранены. [55] В последующие годы были созданы некоторые студенческие организации с целью протеста против апартеида, и эти организации занимали видное место в проведении бойкотов в городских школах в 1980 и 1983 годах, а также сельских бойкоты в 1985 и 1986 годах.

Синхронно со студенческими протестами, начали свои акции протеста профсоюза (1973 и 1974 гг.) После 1976 г. профсоюзы и работники начали играть важную роль в борьбе против апартеида, заполняя вакуум, оставленный после того, как были запрещены политические партии. В 1979 году черные профсоюзы были легализованы и смогли участвовать в коллективных переговорах, хотя забастовки были, как и раньше, вне закона.

Примерно в то же время церкви и религиозные группы также выступили еще одной движущей силой сопротивления. Лидеры церкви не были защищены от уголовного преследования, а некоторые религиозные организации были запрещены, но духовенство в целом мало больше свободы, чтобы критиковать правительство, чем борцы.

Хотя большинство белых поддерживала политику апартеида около 20% выступали против. Парламентскую оппозицию собрали вокруг себя Хелен Сузман, Колин Эглин Гарри Шварц, затем сформировали Прогрессивную федеральную партию. Внепарламентские методы борьбы в основном практиковала Южно-Африканская коммунистическая партия и женская организация Черный пояс. Женщины также были вовлечены в борьбу во главе профсоюзных организаций и запрещенных политических партий.


5. Конец апартеида

К началу 1990-х годов в сознании правящей элиты ЮАР стали происходить изменения. Причиной этого стало общее резкое изменение политической ситуации в мире. С ослаблением и последующим в 1991 году распадом СССР ЮАР перестала быть для западных стран особенно важным стратегическим партнером в борьбе с распространением коммунизма. В условиях "Нового мирового порядка", который был объявленным президентом США Джорджем Бушем (старшим) и предусматривал построение демократии во всем мире, дальнейшее сохранение расово-сегрегированного порядка в ЮАР никак не могло удовлетворять США и страны ЕС. Обеспокоенные возможностью реальных экономических и политических санкций со стороны Запада, экономические круги ЮАР усилили натиск на правительство, говоря о необходимости "решительных изменений курса".

На открытии сессии парламента в феврале 1990 года новоизбранный ( 15 августа 1989 года) президент ЮАР Фредерик де Клерк объявил о снятии запрета на деятельность АНК, Панафриканской конгресса и Коммунистической партии и полное Нельсона Манделы.

2 мая 1990 г. состоялась встреча лидеров АНК и Коммунистической партии ЮАР с правительством ЮАР, на которой было достигнуто соглашение о проведении амнистии и последующей реабилитации политзаключенных. Узники совести выпускались из тюрем, диссиденты могли свободно вернуться в ЮАР из-за границы. Им гарантировали иммунитет от судебных преследований за политические убеждения. К 30 апреля 1991 г. было освобождено 933 "борцов против апартеида", однако 364 террористы остались в заключении из-за серьезности совершенных ими преступлений. Всего в ЮАР вернулось около 6000 политических эмигрантов (отказано было лишь 100 экстремистам).

В том же году рядом белых либеральных политиков была предложена новая государственная модель, согласно которой каждая расовая группа должна иметь равный вес в законодательном органе для того, чтобы ни одна из них не могла властвовать. Однако М. Мандела решительно отверг это предложение. В своем выступлении на митинге черных радикалов в Кейптауне он заявил: "Факторы, которые сделали необходимой вооруженную борьбу, все еще существуют сегодня, у нас нет другого выхода, кроме как продолжать борьбу".

Неопределенность политической обстановки постоянно подталкивала де Клерка к новым решительным шагам. На очередной встрече с Манделой он подписал протокол, который предусматривал, что проект новой Конституции будет разработан выборными конституционным собранием и что по итогам выборов должен быть сформирован многорасовых переходное правительство. Аналогичные предложения выдвинул многопартийный форум, названный Конвентом за демократическую Южную Африку (кодеса).

Движение "Инката", который теперь стал называться Партией свободы Инката (ПСИ), выступило против этого соглашения, и в декабре 1992 года вождь Бутелези опубликовал проект Конституции будущего государства в составе этнического бантустан Квазулу и провинции Наталь. Другие лидеры бывших бантустанов (на тот момент де-факто независимых государств): Бопутатсваны и Сискея также отказались участвовать в создании многорасовой унитарного государства.

Начались массовые вооруженные столкновения сторонников АНК и ПСИ.

В то же время активизировали террористические действия и боевики Панафриканского конгресса. Бандиты постоянно нападали на полицейских и белых фермеров. На митинге 27 марта 1993 г. председатель ПАК Кларенс Маквету открыто взял ответственность на свою организацию за убитых белую женщину и ее детей. Он заявил "Один фермер - одна пуля Мы собираемся убивать всех белых - и детей, и стариков. Это будет год террора!"

10 апреля 1993 г. на пороге своего дома в Боксбурзи был застрелен генеральный секретарь Коммунистической партии ЮАР Крис Хани. Убийство совершил Януш валюсь (Janusz Waluś), польский иммигрант, сторонник Африканерського Сопротивления. Это событие имело далеко идущие последствия. "За одного Хани - тысячу буров!" - Призвали на митингах черные экстремисты. Председатель натальского отделения АНК Хэрри Гвала призвал чернокожих студентов овладеть огнестрельным оружием, для того чтобы "вести переговоры через прицелы автоматов АК-47". Потом он сказал, что он "не готовится умереть за свободу, а готовится убивать за нее".

Белое население между тем активно вооружалось. В 1990-1992 годах в день выдавалось более 500 лицензий на ношение огнестрельного оружия. Был создан Африканерский народный блок (АНФ), в который вошли более 20 организаций белых. Председателем совета стал его Ф. Харценберг, а директорат возглавил герой войны в Анголе генерал Констанди Вильюн (Constand Viljoen). Главными целями АНФ было создание бурской народной армии (из числа резервистов) и достижение самоопределения для африканеров.

Страна оказалась на пороге полномасштабной гражданской войны.

25 июля 1993 г. произошел теракт, имел серьезные международные последствия. Четыре чернокожих террористы ворвались во время богослужения в церковь Святого Якова в Кейптауне. Применив ручные гранаты и автоматы, "борцы с апартеидом" убили 12 и ранили 47 человек. В числе погибших оказались двое рыбаков из украинского траулера "Апогей", трое были тяжело ранены. [56]

В сложившейся ситуации, учитывая сильный международное давление, Фредерик де Клерк фактически не оставалось ничего другого, как согласиться на проведение общих демократических выборов.

Выборы состоялись 26-29 апреля 1994 года. Победил АНК, получив поддержку большинства избирателей - 63%, Национальная партия набрала 21% голосов.

9 мая 1994 г. Национальная ассамблея избрала президентом ЮАР Нельсона Манделу.

Продолжаясь почти 45 лет, период апартеида в ЮАР завершился.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам