Надо Знать

добавить знаний



Аристотель


Aristotle by Raphael.jpg

План:


Введение

Аристотель (часто также Аристотель; греч. Αριστοτέλης ; 384 до н.е., Стагирит - 322 до н.е., Халкида) - древнегреческий ученый -энциклопедист, философ и логик, основатель классической (формальной) логики.

Аристотель родился в городе Стагирит. В 367 до н.е. - 347 до н.е. учился в академии Платона в Афинах, в 343 до н.е. - 335 до н.е. был воспитателем сына царя Македонии Филиппа - Александра. В 335 до н.е. вернулся к Афины, где основал свою философскую школу - перипатетиков. Среди его произведений - "Никомахова этика", первая "Поэтика".

Аристотель жил и работал в то время, когда культура свободных греческих городов-государств достигла наивысшего расцвета и стала распространяться вместе с завоевательными войнами Александра Македонского далеко за пределы Балканского полуострова. Культура Эллады проникла в Египет, Персию, Междуречье Тигра и Евфрата, Среднюю Азию и Индию.

На долю Аристотеля выпала миссия подвести итог достижений ученых и философов античной Греции и, обобщив их труд, передать следующим поколениям. Только его гений был способным выполнить это титаническая задача. Он был одним из самых энциклопедистов, известных человечеству. Им были заложены основы биологии, физики, этики, логики, психологии, социологии.


1. Детство и юность

Аристотель родился в Стагире, греческой колонии, недалеко от Афонской горы, в 384 году до нашей эры. Поэтому получил прозвище Стагирит. Отца Аристотеля звали Никомаха, он был врачом при дворе македонского царя Аминты III. Никомах происходил из семьи врачей, в котором врачебное искусство передавалось из поколения в поколение. Отец стал первым наставником Аристотеля.

В 369 году до н. н.э. в возрасте 15 лет Аристотель остался без родителей. Опекуном стал Проксен, родственник отца, который также жил в Стагире и всячески поддерживал жажду юношу познания (впоследствии Аристотель тепло отзывался о нем, а когда Проксен умер, усыновил его сына Никанора и женил на своей дочери Пифиада). Значительное наследство, полученное от отца, позволил Аристотелю не только не знать нужды, но и покупать книги, в то время были дорогими. Кроме средств Аристотель унаследовал отцу произведения, в которых скрупулезно описывались наблюдения над живой и неживой природой. Поэтому перед тем, как начать занятия общими науками, Аристотель изучал растения и животных, пытаясь обобщить опыт Никомаха, что в будущем развилось в отдельную работу О возникновении животных".

Значительное влияние на юного Аристотеля совершил македонский царский двор, где он провел раннее детство. Там он познакомился с царем Филиппом, в будущем отцом великого полководца Александра Македонского, что сыграло не последнюю роль в его будущем назначении воспитателем Александра. С Филиппом Аристотеля связывали не только общие интеллектуальные интересы, но и распространившееся враждебное отношение к Персии. Юношеские годы Аристотеля пришлись на период начала расцвета Македонии. Хотя Аристотель получил греческое образование и был носителем греческого, симпатизировал демократическому образу правления, одновременно он оставался подданным македонского правителя. Это противоречие сыграло важную роль в его философской, научной и даже личной судьбе.


2. Периоды творческой деятельности

Платон и Аристотель (справа), центральный фрагмент фрески Рафаэля Афинская школа. Аристотель, держа свою Никомахову этику, указывает на землю, что отражает его веру в познание через эмпирическое наблюдение и опыт, в то время как Платон указывает на небеса, отражающий его веру в форму - эйдос

Хронологически творческая деятельность Аристотеля делится на три периода:


2.1. Первый афинский период

И в Македонии и в Стагире Аристотель часто слышал рассказы о афинских мудрецов Сократа и Платона. С мечтой стать учеником Платона, он отправился в Афины. Хотя в то время Платон находился в Сиракузах, Аристотель не потерял времени и интересовался греческой философией в целом и платоновским учением частности. До возвращения Платона Аристотель уже успел хорошо познакомиться с его основными утверждениями. Любопытный и живой ум Аристотеля приводил в восторг Платона, он считал его наиболее способным среди своих учеников. Вместе Платону не очень нравилось, что ум ученика более склонен к изучению действительности, чем подчиненный абстрактным наукам, а также несколько раздражал нарядный вид Аристотеля. Платону казалось, что ученик не относится с должным безразличием ко всему жизненному, что он сам презирал.

Впрочем Аристотель был уверен: все в жизни человека заслуживает изучения. Он с детства не знал бедности, не терпел наставничества, держался независимо, одевался изысканно и даже несколько экстравагантно, носил драгоценные украшения. Молодой философ был очень благосклонен к женщинам и всячески проявлял к ним знаки внимания. Так же и в изложении философских взглядов Аристотель, склонен к анализу и изучению действительности, резко отличался от своего учителя. Отсюда пошла легендарная фраза:

"Платон мне друг, но истина дороже ".

Греки же были сторонниками красноречия, и стиль Платона вполне соответствовал их представлениям об искусстве риторики. Скупого на слова Аристотеля они долгое время почти не замечали. В "Никомаховой этике" Аристотель кратко, но емко выразил, насколько трудно ему опровергать учение Платона. До самой смерти своего учителя Аристотель не открывал своей школы, хотя собственные философские идеи уже успел разработать во всех деталях, и всегда с глубоким уважением говорил о Платоне.


2.2. Период путешествий

После смерти Платона покинул Афины в 348 до н.е. и направился к Малой Азии. В городе Атарнея он женился Пифиада, младшей дочерью тирана Атарнея Гермия, своего товарища и ученика. Когда Гермия убили мятежники, Аристотель с молодой женой был вынужден бежать на остров Лесбос. Здесь через некоторое время Пифиада родила Аристотелю дочь, которую назвали в честь матери также Пифиада. Находясь на Лесбосе, Аристотель получил приглашение от македонского царя Филиппа II прибыть в Македонию и стать учителем сына Александра. Согласно преданию, Филипп писал:

"Царь македонский приветствует Аристотеля. Сообщаю тебе, что у меня родился сын. Однако я благодарен богам не столько за то, что они подарили мне сына, сколько за рождение его в день Аристотеля. Надеюсь, что твое наставничество сделает его достойным наследовать мне и править македонянами ".

Три года посвятил Аристотель воспитанию Александра (где-то от 13-ти до 16-летнего возраста). Впоследствии получив власть и начав завоевание, благодарен Македонец полностью освободил от налогов целый город Стагире - только за то, что там родился Аристотель, его Учитель. Занимаясь с ним всеми общеобразовательными науками, кроме того передал свои знания медицины, а также свою жажду исследования природы. Большую часть этого периода ученик и учитель жили в Миези (современный муниципалитет Науса), где для них среди садов Филипп построил Нимфеум, буквально - святилище муз. Предание утверждает, что и Филипп, а потом и сам Александр не жалели ничем, чтобы создать Аристотелю все необходимые условия для продолжения научных исследований. Так, около тысячи человек имели долгом постоянно поставлять для научных опытов Аристотеля редких животных, растений и минералы. Кроме Филиппа и Александра слушателями Аристотеля также были такие цари Македонии : Птолемей I Сотер, Кассандр Македонский и многие другие мужей.


2.3. Второй афинский период

С Александром Македонским Аристотель расстался только накануне его первого похода в Азию. 50-летний философ вместе с женой, дочерью и воспитанником Никанором вернулись в Афины, оставив вместо себя племянника, своего ученика, также философа Каллистена. Платоновской академии в то время управлял Ксенократ, и Аристотель основал в Ликии - священной роще Аполлона Волчьего - свою школу. По названию рощи школу назвали Ликеем (или Лицеем), учеников школы Аристотеля называли перипатетиками, от περίπατος, что с древнегреческого языка переводилось как "ходить, гулять", поскольку занятия школы Аристотель проходил на открытой галереи для прогулок. Численность перипатетиков не была высокой, поскольку философия Аристотеля включала в себя естественные взгляды, совершенно чуждые и непривычные для афинян. И все же Аристотель, как и Платон, отводил философии наиболее возвышенное место.

Вскоре после возвращения в Афины с Македонии жена Аристотеля Пифиада умерла. Он долго оплакивал ее потерю и построил в честь его памяти мавзолей. Однако через два года Аристотель женился снова на своей рабыни Герпилис, которая родила ему сына Никомаха. После этого философ, как в подтверждение собственных слов о том, что после 50 лет умственные силы слабеют и наступает пора, когда человек пожинать то, что раньше посеял, именно так и поступил. Жил размеренной жизнью, терпеливо объяснял ученикам особенности своей философии, писал один за другим свои известные произведения. Уже в ранние годы своей жизни Аристотель писал диалоги. В Ликей он также писал трактаты или заметки для собственных изложений, опубликованные после его смерти (возможно, что среди них есть и записки изложений, записанные его слушателями). Из диалогов остались лишь отрывки, из поздних произведений утрачена только часть. Аристотель был универсальным исследователем, его трактаты относятся к кругу областей знания: логики и теории поэзии, зоологии и физиологии, астрономии и истории права.

Хотя как истинный мудрец Аристотель держался подальше от политики, когда умер Александр Македонский - его воспитанник и покровитель, - Аристотель понял, что оставаться в Афинах ему опасно. Определенную роль сыграло и то, что великий философ в жизни был малоприятной и резкой человеком. Не имея других причин для изгнания Аристотеля, афиняне обвинили его в неуважении к богам. Не желая повторить судьбу философа Сократа, приговоренного афинянами насмерть, Аристотель поспешил бежать из Афин в Халкиды, объяснив друзьям причину своего побега:

"Хочу избавить афинян нового преступления против философии".

Умер философ в Халкиде 322 до н.е. от естественных причин (как вважать современные исследователи, от наследственной болезни желудка). Тело философа перевезли в его родной город Стагирит, где горожане построили роскошный мавзолей, который до сих пор не сохранился.


3. Взгляды Аристотеля

3.1. Метод познания

В аристотелевскую "Физике" нет ни математических формул, ни описаний опытов и приборов. Аристотель приходит к тем или иным выводам путем рассуждений, установления логических противоречий в выводах, вытекающих из тех или иных предположений. Такой метод, метод диалектики и логики, был присущ древним мыслителям. Сократ, выдвигая те или иные положения, ставил вопрос, придумывал ответы, сопоставлял эти ответы и показывал логическую противоречивость тех или иных ответов, кажущихся на первый взгляд очевидны. Тем самым он доказывал их неправильность, абсурдность.

Аристотель представляет также первый (весьма общий) разделение наук (теоретических, практических и поэтических - "технических"). Значение познания в человеческой жизни, по мнению Аристотеля, очень большое - человек от природы стремится к познанию. Познание ("теория" на греческом языке - наблюдение, отвлеченно мышления) является высшей целью жизни, познания - божественная форма жизни человека.

В познании Аристотель различает разные степени:

  1. практическое умение ("техне"), основанный на знании об объектах, на которые направлена ​​практическая деятельность;
  2. рассуждения ("фронезис");
  3. наука;
  4. мудрость ("софия")
  5. ум ("нус") - производительная сила познания.

Аристотель повлиял на все дальнейшее развитие научной и философской мысли. Его произведения касались практически всех отраслей знания того времени. Он собрал и систематизировал огромный естественнонаучный материал своих предшественников, критически его оценил, исходя из своих философских взглядов, и сам совершил ряд глубоких наблюдений.


3.2. Физика

Система элементов и стихий по Аристотелю

В физических трактатах "Физика", "О происхождении и уничтожении", "О небе", "О метеорологических вопросах", "Механика" и других он изложил свои представления о природу и движение, суммирующих развитие античной науки на протяжении 15 веков. Физика у него в своей основе умозрительная. Первичными качествами материи он считал две пары противоположностей теплое - холодное" и "сухое - влажное", основными (ниже) элементами, стихиями, - землю, воздух, воду и огонь (своеобразная "система элементов"), что является разными комбинациями первичных качеств; соединению холодного с сухим соответствует земля, холодного с влажным - вода, теплого с сухим - огонь, теплого с влажным - воздух. Пятым, наиболее совершенным элементом Аристотель считал эфир.

Изменение свойств приводит к изменению агрегатного состояния вещества. Когда, например, в воде качество "холодный" заменяется на "теплое", вода превращается в пару (в смысле Аристотеля - воздух). Это потому, что вместо комбинации холодный и влажный" (вода) возникла новая комбинация (теплое и влажное). В некоторых случаях Аристотель отмечает, что качественные изменения иногда происходят внезапно (скачком), как, например, переход воды в пар.

Исследования Аристотеля охватывают также механику, акустику и оптику. В частности, звук он объяснял "встряской" воздух звучным телом, эхо - отражением звука, выступал против некоторых теорий Евклида.

Заслуга Аристотеля в натурфилософии состояла в том, что он систематизировал и обобщил представления о природе, которые сложились в рамках древнего общества. Однако некоторые из выводов Аристотеля были ложными, что, учитывая его авторитет в течение позднего средневековья, создало определенные сложности для установления истины. Одним из таких выводов было положение о том, что движется только движимое - Аристотель не сумел понять принцип инерции.


3.3. Космология

Взгляды на мир он изложил в своей космологии, господствовавшей в науке в Н. Коперника. По Аристотелю, Вселенная, ограничен в пространстве, но бесконечный во времени, состоит из ряда концентрических хрустальных сфер, движущихся с различными скоростями и приводимых в движение крайней сферой неподвижных звезд, в центре Вселенной находится неподвижная Земля, вокруг которой по концентрических кругах вращаются планеты. Область между орбитой Луны и Земли (так называемый подлунный мир) является областью беспорядочных неравномерных движений, а все тела в ней состоят из четырех низших элементов: земли, воды, воздуха и огня. Земля, как самый тяжелый элемент, занимает центральное место, над ней последовательно располагаются оболочки воды, воздуха и огня. Область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звезд (так называемый надлунную мир) является областью вечных равномерных движений, а сами звезды состоят из пятого элемента - эфира. Эфир по Аристотелю - это божественная сущность, причиной движения небесных тел является Бог.

Движения тел, например, тот факт, что тяжелые тела падают, а легкие поднимаются вверх, по Аристотелю вызваны тенденцией элементов прийти к своим природным сфер, другие движения восстают под влиянием сил.

Аристотель высказал мнение о том, что Земля и Луна шаровидные.

Физика Аристотеля, основанная на принципе целесообразности природы, хотя и содержала отдельные правильные положения, вместе с тем отвергала прогрессивные идеи гелиоцентризма. В античности были и теории гелиоцентрические, что предполагали, что Земля движется вокруг Солнца, как это думали некоторые пифагорейцы, но этой теории противоречили известные тогда факты - например, отсутствие параллакса зрение. Эти взгляды позже, в 2 ст., разработал Птолемей, создав достаточно точную геоцентрическую систему.


3.4. Метафизика

Аристотель обсуждает общие философские проблемы урывками, в различных трактатах. Эти обсуждения получили название "цель и физика" или "метафизика", поскольку они не попали в аристотелевскую "Физику", а остались вне ее (на греческом языке цель означает поза). Впоследствии слово метафизика стало употребляться как синоним слова философия. В новейшие времена термин метафизика приобрел пренебрежительного окраску, как неконкретные, догматические рассуждения, в частности марксизм, вслед за Гегелем, противопоставляет метафизике диалектике.

В своих произведениях, которые охватили все области знаний того времени, Аристотель стремился обобщить достижения античной мысли. Он еще меньше, чем Платон закончил "систему философии" (как не сделала этого большинство выдающихся философов). Поэтому характер его философских взглядов возможно выяснить только на отдельных примерах. Как Платон различает материальный, смысловой мир истинно идеальное бытие, так Аристотель противопоставляет материю и форму (по-гречески "Морфий" - от этого корня происходит слово "морфология"). Он противопоставляет также материи и цель ("телос" - от этого корня происходит слово "теология") в каждой вещи.

Свою философию Аристотель разделял на учение о бытия, учение о моменты бытия, учение о становлении. Первая из этих частей содержит учение о сущность, его познания и о категории. Здесь Аристотель дал критику идей Платона, по мнению которого реально существуют только общие идеи, а конкретные вещи есть только "тенями" идей. Аристотель указывал, что Платон искусственно отделил понятие сущности от вещей. В отличие от Платона, Аристотель считал сущность конкретные вещи, а понятие - за их отображения. Аристотель считал, что сущность существует не вне вещами, а в самих вещах; признавал объективное существование природы и исходил из того, что материя существует вечно. Познание природы происходит через ощущение, представления, понятия. Без чувств нет настоящего знания. Аристотель также критикует взгляд Платона на познание, как припоминания душой того, что с ней происходило в царстве идей, из которого душа якобы происходит.

В учении о "моменты бытия" Аристотель рассматривает материю, форму, движение. Он вкладывает это учение в общую формулу перехода возможности в действительность. Материя у Аристотеля определяется как чистая возможность бытия, а не само бытие. По Аристотелю, существуют два вида материи - первая материя как чистая возможность бытия (она неизменна), и вторая материя, которая находится в вещах (она изменяется, имеет начало и конец). Внутренняя связь между этими видами Аристотель не сумел раскрыть. Материю он рассматривал как нечто пассивное, аморфное. Это свидетельствует о его метафизическую ограниченность, которая нашла, в частности, свое обнаружение в критике Аристотелем материализма Эмпедокла, Левкиппа, Демокрита. Форма выступает у Аристотеля как активный элемент, также как сущность. По Аристотелю, существует две формы. Форма первая, или "форма форм", которая является двигателем, но которая не развивается, стоит над материальным миром и не имеет ни начала, ни конца. Форма вторая находится в вещах, меняется. Предположение первой формы по своей сути не отличается от идей Платона и является проявлением идеализма, поскольку "форма форм" - это не что иное, как Бог.

Рассуждая о "становления", Аристотель излагает учение о причинах, по которым определяется переход возможности в действительность. В каждой вещи мыслитель выделяет 4 причины:

  1. причину материальную,
  2. причину формальную,
  3. причину действенную,
  4. причину конечную, или целевую ("кауза финалис").

Аристотель объясняет это распределение, на примерах, взятых из области природы и искусства.

Аристотель считал, что о каждой вещи неорганической и органической природы можно спросить: "для чего?", "Ради чего?". Это означает, что цель присуща развитию каждой отдельной вещи, растения, животные. Существует также цель, или первичная энтелехия, и в развитии Вселенной. Эта цель стоит над материальным миром и направляет его развитие. Учение о энтелехию по своей сути является разновидностью идеализма.

В учении о природе Аристотель впервые в истории человеческого мышления создал классификацию форм движения. Он различал шесть видов движения: 1) возникновение, 2) уничтожение, 3) движение как изменение качественное, 4) увеличение, 5) уменьшение, 6) перемещения. Важное признание Аристотелем движения как качественного изменения. Никто из его предшественников не дал такого глубокого анализа движения. Понятию движения Аристотель придавал большое значение, поскольку, по его мнению, движение служит делу объединения формы и материи при образовании вещей. Аристотель говорит:

"Поскольку любое движение происходит во время и и в любое время может происходить движение, и так далее все движимое может двигаться быстрее или медленнее, то во время происходить и быстрее и медленнее движение. Если это так, то и время должно быть непрерывным. "

3.5. Логика

Подробнее в статье Аристотелевская логика

Аристотель впервые в истории философской мысли предпринял попытку детального изучения форм и законов мышления. Логика Аристотеля своей задачей ставила изучения связей между понятиями, которые отвечают реальным связям между предметами и явлениями действительности. Под этим углом зрения Аристотель исследовал все основные формы мышление - понятие, суждения, умозаключения, сформулировал основные законы формальной логики, положил начало ее развития как науки. В произведениях Аристотеля по логике, которые получили общее название "Органон", подчеркивается совпадение форм мышления с формами бытия. Несмотря на некоторую метафизическую ограниченность в выводах по логике, Аристотель в результате широких и универсальных знаний, в частности по естествознанию, выходит за пределы формальной логики. Аристотель возводит в систематическую единство логические теории предшественников и добавляет к ним теорию доказательства ( силлогизм), теорию изложения ( топика) и другие. Два тысячелетия развития философской и математической мысли очень мало изменили в его теориях, хотя было немало попыток реформ логики.


3.5.1. Категории

Подробнее в статье Категории (Аристотель)

Отдельное произведение посвящает Аристотель высоким понятием - категориям, которым является подрядные все остальные. Категории, которые служат орудием познания сущности вещей, Аристотель рассматривал как типы связей не только в наших понятиях, но и как отражены связи между вещами и явлениями. Этих категорий десять: сущность, количество, качество, отношения, место, время, положения, присущие, действие, подпадания действия (πασχειυ).

Аристотель определяет категорию количества как предмет математики. Он указывает, что математик обходит разницу в свойствах вещей, например теплоту, вес и другие "чувствительные противоречия" и рассматривает лишь количественную сторону.

Учение Аристотеля о категориях было значительным вкладом в развитие философии.


3.6. Биология

Свои взгляды на явления природы Аристотель изложил в произведениях "История животных", "О возникновении животных" и др.. На основании многочисленных наблюдений Аристотель разделил животных на 2 группы, примерно соответствующие группам позвоночных и беспозвоночных, заложил основы описательной и сравнительной анатомии, описал около 500 видов животных. Изучая зародышевом развитии кур, Аристотель наблюдал постепенное новообразования частей организма. Он высказал идеи о единстве в природе и о градации организмов, т. е. о существовании в природе постепенных переходов от неживых тел к растениям и от них - к животным. Труды Аристотеля оказали большое влияние на дальнейшее развитие биологии и медицины.


3.7. География

В трудах Аристотеля есть много и географических сведений. В его "Метеорологии" описано атмосферные явления, но понимание их причин и объяснение влияния климата на людей очень несовершенны. Аристотель, например, считал, что жители Северного "самым климатом обречены на рабство".

3.8. Эстетика

В противоположность взглядам Платона на прекрасное как "идею", Аристотель защищал реалистичный взгляд на искусство как на воспроизведение действительности и оказывал ему познавательного значения, критикуя Платона, противопоставлял искусство и познание.

3.9. Педагогика

Аристотель выдвинул ряд педагогических идей, создал свою систему воспитания "свободнорожденных" и дал этой системе теоретическое и психологическое обоснование. Воспитанию Аристотель придавал большое значение, поскольку, по его мнению, человек от природы получает лишь зачатки способностей, которые можно развить только воспитанием. В природе человека в неразрывном единстве находятся три стороны: растительная, животная (волевая) и умна. Согласно этих трех сторон строится и воспитания, которое должно охватывать физическое, моральное и умственное воспитание человека. Эти мысли о воспитании "по природе" были развиты позже - в 17 и 18 вв. Аристотель требовал учета возрастных особенностей детей. Воспитание, по мнению Аристотеля, должно быть не частным, а государственным делом.


4. Влияние аристотелизма

Подробнее в статье Аристотелизм

Аристотель имел большое влияние на дальнейшее развитие философии и науки, в частности в Украине. В 16 и 17 вв. курсы философии Аристотеля читались в братских школах и в Киево-Могилянской коллегии (курсы Иосифа Кононовича-Горбацкий, Иннокентия Гизеля и др.).. В первой половине 18 в. учение Аристотеля преподавалось в Киевской академии (курсы Феофана Прокоповича, Михаила Козачинского, Георгия Конисского и др.). и в нескольких десятках семинарий в славянском мире - в Украине ( Харьков, Переяслав).


5. Произведения

Многочисленные сочинения Аристотеля охватывают почти всю область доступного тогда знания, которое в его трудах получило глубокое философское обоснование, было приведено в строгий, систематический порядок, и его эмпирический базис значительно вырос. Некоторые из этих произведений не были выпущены им самим при жизни, а многие другие поддельные ему приписаны впоследствии. Но даже некоторые места тех произведений, которые бесспорно принадлежат ему, можно поставить под сомнение, и уже древние старались объяснить себе эту неполноту и отрывочность превратностями судьбы рукописей Аристотеля. По преданию, которые приводят Страбон и Плутарх, Аристотель завещал свои произведения Феофрасту, от которого они перешли к Нели со скепсисом. Наследники Нели спрятали драгоценные рукописи от жадности пергамский царей в погреб, где они сильно пострадали от сырости и плесени.

В I веке до н. н.э. они были проданы за высокую цену богачу и ценителю книг Апелликона в жалком состоянии, и он постарался восстановить пострадавшие места рукописей своими собственными надбавками, но не всегда удачно. Впоследствии, при Сулла, они попали в числе прочей добычи в Рим, где Тиранниан и Андроник Родосский издали их в их якобы виде. По мнению некоторых исследователей, этот рассказ может быть верна только в отношении очень небольшого числа второстепенных сочинений Аристотеля.

Из произведений Аристотеля до нас, к сожалению, не дошли написанные в общедоступной форме (экзотерическое), например, "Диалоги", хотя принята древними различие между экзотерическим и эзотерическими произведениями не была так строга проведено самим Аристотелем и во всяком случае не означало различия по содержанию . Сочинения Аристотеля, дошедших до нас, далеко не одинаковы по своей литературной ценностью: в одном и том же произведении одни разделы производят впечатление основательно обработанных и подготовленных для публикации текстов, другие - более или менее подробных очерков. Наконец, есть и такие, которые заставляют предполагать, что они были только заметками учителя для предстоящих лекций, а некоторые места, как, возможно, его "Евдемова этика", видимо, обязаны своим происхождением заметками слушателей или, по крайней мере, переделанные из этих заметок.


5.1. Издание

Первое полное издание на латыни с комментариями арабского философа Аверроэса появилось в 1489 в Венеции, а первое греческое издание сделано Альда Мануция (5 т., Венеция, 1495-1498). За этим последовало новое издание, пересмотренное Эразм Роттердамский ( Базель, 1531), потом другое, пересмотренное Сильбургом (Франкфурт, 1584) и многие другие. В конце XVIII века Буле сделал новое греческое и латинское издание (5 т., Цвейбрюкен и Страсбург, 1791-1800). В XIX в. средства Берлинской академии приготовлено пятитомное полное издание произведений, комментариев, схолий и фрагментов (Берлин, 1831-71), которое послужило помощью и для французского издания Дед в Париже (5 т., 1848-74). 48-74).


5.2. Аристотель корпус

Произведения, принадлежность которых Аристотелю считается сомнительной, помечены знаком *. Произведения, которые по общему признанию исследователей Аристотелю не принадлежат, помеченные знаком **.

Обложка украинского перевода "Политики"

Логика (Органон)

  • Категории / Κατηγοριῶν / Categoriae
  • О толковании / Περὶ ἑρμηνείας / De Interpretatione
  • Первые аналитики / ἀναλυτικά πρότερα / Analytica Priora
  • Вторые аналитики / ἀναλυτικά ὑστερα / Analytica Posteriora
  • Топика / Τοπικῶν / Topica
  • О софистических опровержениях / Περὶ τῶν σοφιστικῶν ἐλέγχων / De Sophisticis Elenchis

О природе

  • Физика / Φυσικὴ ἀκρόασις / Physica
  • О небо / Περὶ οὐρανοῦ / De Caelo
  • О возникновении и уничтожении / Περὶ γενέσεως καὶ φθορᾶς / De Generatione et Corruptione
  • Метеорологика / Τα μετεωρολογικά / Meteorologica
  • О космосе / Περὶ κόσμου / De Mundo **
  • О душе / Περὶ ψυχῆς / De Anima
  • О восприятии и воспринято Περὶ αἰσθήσεως καὶ αἰσθητῶν / De Sensu et Sensibilibus
  • О памяти и воспоминания Περὶ μνήμης καὶ ἀναμνήσεως / De Memoria et Reminiscentia
  • О сон и бодрствование / Περὶ ὗπνου καὶ ὶγρηγορήσεως / De Somno et Vigilia
  • О сновидении / Περὶ ἐνυπνίου / De Insomniis
  • О толковании сновидений / Περὶ τῆς καθ ὕπνον μαντικῆς / De Divinatione per Somnum
  • О долгой и короткой жизни / Περὶ μακροβιότητος καὶ βραχυβιότητος / De Longitudine et Brevitate Vitae
  • О юности и старости, о жизни и смерти / Περὶ νεότητος καὶ γήρως καὶ ζωῆς καὶ θανάτου / De Juventute et Senectute, De Vita et Morte
  • Об дыхания / Περὶ πνεύματος / De Respiratione **
  • История животных / Περὶ τὰ ζὼα ἱστορίαι / Historia Animalium
  • О частях животных / Περὶ ζῴων μορίων / De Partibus Animalium
  • Об движения животных / Περὶ ζῴων κινήσεως / De Motu Animalium
  • О животных / Περὶ ζῴων πορείας / De Incessu Animalium
  • О возникновении животных / Περὶ ζῴων γενέσεως / De Generatione Animalium
  • Об цвета / Περὶ χρωμάτων / De Coloribus **
  • О слышанное / Περὶ ἀκουστῶν / De Audibilibus **
  • Физиогномика / Φυσιογνωμικά / Physiognomonica **
  • О растения / Περὶ φυτών / De Plantis **
  • О замечательных слухи / Περὶ θαυμάσιων ἀκουσμάτων / De mirabilibus auscultationibus **
  • Механика / Μηχανικά / Mechanica **
  • Проблемы / Προβλήματα / Problemata *
  • О неделимые линии / Περὶ ατόμων γραμμών / De Lineis Insecabilibus **
  • О направлениях в названиях ветров / Ἀνέμων θέσεις καὶ προσηγορίαι / Ventorum Situs et Cognomina **
  • О Ксенофана, Зенона, Горгия / Περὶ Ξενοφάνους, περὶ Ζήνωνος, περὶ Γοργίου / De Melisso Xenophnae Gorgia **

Метафизика

  • Метафизика / Μετὰ τὰ φυσικά / Metaphysica

Этика и политика

  • Никомахова этика / Ἠθικὰ Νικομάχεια / Ethica Nicomachea
  • Большая этика / Ἠθικὰ μεγάλα / Magna Moralia *
  • Евдемова этика / Ἠθικὰ Εὐδήμεια / Ethica Eudemia
  • О благе и зле / Περὶ Ἀρετῶν καὶ κακιῶν / De Virtutibus et Vitiis Libellus
  • Политика / Πολιτικά / Politica
  • Экономика / Οἰκονομικά / Oeconomica *
  • Афинская полития / Ἀθηναίων πολιτεία / '

Риторика и поэтика

  • Риторика / Ῥητορικὴ τέχνη / Ars Rhetorica
  • Риторика к Александру / Ῥητορικὴ πρὸς Ἀλέξανδρον / Rhetorica ad Alexandrum **
  • Поэтика / Περὶ ποιητικῆς / Ars Poetica

6. Украинские переводы

Литература


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам