Надо Знать

добавить знаний



Аристофан


Aristophanes.jpg

План:


Введение

Аристофан (также распространено Аристофан; греч. Αριστοφανης ; Ок. 450 до н.е. - ок. 385 до н.е.) - великий древнегреческий поэт, "отец комедии", наиболее прославленный представитель древнегреческой комедии,, для которой характерна острая политическая сатира. Единственный комедиограф, чьи сочинения дошли до нас не только во фрагментах.


1. Биография

Обстоятельства жизни почти неизвестны. Даты его рождения и смерти устанавливаются по указаниям, содержащимся в его произведениях, а также по другим источникам. Аристофан родился, вероятно, в Афинах, в эпоху расцвета афинской демократии и был современником продолжительной Пелопоннесской войны с спартанцами ( 431 до н.е. - 404 до н.е.), когда в Афинах происходила ожесточенная политическая борьба.

Он был сыном Филиппа из филы Пандион, из дема (округа) Кидатенайон (или Кидафин), южнее Акрополя. Отец Аристофана имел небольшой земельный участок на соседнем с Аттикой острове Эгине, тогда колонии Афин В позднем источнике его матерью названа Зенодор. Имел менее двух сыновей, Филиппа и Арара, оба стали комическими поэтами. Иногда упоминается еще один сын, Никострат или Филетр, также комедиограф, однако мы не знаем, какое имя правильное, и часто предполагают, что Аристофан имел четверых сыновей.

В античности оспаривали афинское происхождение Аристофана. Некоторые авторы утверждали, что он родился в имении отца на острове Эгине или на Родосе, или даже в Египте. Впрочем сохранившиеся надписи свидетельствуют о том, что Аристофан был полноправным гражданином Афин. Все обвинения в чужеземному происхождении следует считать либо шуткой, либо злонамеренные клеветой, происходивший, вполне вероятно, от политика Клеона, главного врага Аристофана. Где бы Аристофан родился, значительную часть своей жизни провел в Афинах: он прекрасно знал и каждодневную политическую ситуацию, и все городские слухи об известных общественных деятелей, и правила судебной процедуры, и быт своих сограждан. Аристофан не был аристократом, но в молодости был деятельным членом аристократических клубов (так называемых, гетеро), готовивших олигархический переворот, и следовательно сочувствовал идеологии земельной аристократии. Творчество Аристофана пришлась на времена, когда афинская демократия переживала глубокий кризис и в Афинах обострилась социально-политическая борьба. Аристофан принимал активное участие в этой борьбе. Он смело и язвительно высмеивал правящие круги афинского государства, их внутреннюю и агрессивную внешнюю политику, которая привела к пагубной Пелопоннесской войны. Войну Аристофан считал величайшим социальным бедствием. Тема войны и мира занимает в его произведениях центральное место.


2. Творчество

По античным сведениям, Аристофан написал сорок четыре комедии, авторство четырех из них спорный. Из них сохранилось 11 (кроме того, почти тысяча фрагментов.): "Ахарняне" (425 до н. Э), "Всадники" (424), "Облака" (423), "Осы" (422), "Мир" (421), "Птицы" (414), "Лисистрата" (412), "Женщины на празднике Фесмофорий" (411), "Лягушки" (405), "Женщины в народном собрании" (392), "Плутос" (338 ). Сюжеты А. брал не из мифологии, а создавал сам, широко используя сказки, песни, народные шутки, пародии. Его произведения - это гротескное воспроизведения действительности.

Комическими ситуациями и прямыми высказываниями хора Аристофан критиковал афинских государственных деятелей, агитировал за мир, изображал расписание общественной морали, смеялся со своих литературных врагов. Хор в комедиях Аристофана выступает в виде ос, лягушек, птиц, даже облаков. Грубый натурализм Аристофана сочетается с патетической лирикой, а комедийность доказана местами до буффонады. Однако произведения Аристофана в основе своей реалистичные и по содержанию глубоко народны. Стремительно смелая своим сатирическим характером, свободным и открытым смехом, комедия Аристована в истории литературы - неповторимое явление.

Писать комедии Аристофан начал совсем молодым человеком. Первая из них, "Пирующие", до нас не дошло. Известно, что она была поставлена ​​в 427 до н.е., когда поэту было около двадцати лет. Вероятно, из-за молодости Аристофана за автора выступил его друг Каллистрат, как и во время постановки двух следующих, утраченных комедий "Вавилоняне" ( 426 до н.е.) и "Ахарняне" ( 425 до н.е.). За ними были поставлены "Всадники" ( 424 до н.е.), "Облака" ( 423 до н.е.), "Осы" ( 422 до н.е.) и "Мир" ( 421 до н.е.). Последней пьесой завершился ранний период творчества поэта. Для этих комедий характерна необузданная политическая сатира. В ряде комедий Аристофан нападает на демократию и жестоко осмеивает демагогов из торгового стано - ее вождей, льстят народу и обманывают его, преследуя только свою выгоду.

Первым из произведений второго периода, дошедшие до нас, более сдержанных и осторожных, являются "Птицы" ( 414 до н.е.), затем "Лисистрата" и "Женщины на празднике Фесмофорий" (обе 411 до н.е.). Наконец, в 405 до н.е. были поставлены "Лягушки".

В двух пьесах третьего периода наблюдаются значительные изменения, свидетельствующие об упадке древней комедии и появлении новых форм. В комедии "Женщины в народном собрании" (около 392 до н. э) уже намечены черты так называемой средней комедии, а "Богатство" ( 388 до н.е.) - в полном смысле образец этого жанра. Эта комедия и две последующие, не дошедшие до нас "Аеолосикон" и "Кокал" (обе 387 до. Н. Н.э.), были, согласно легенде, подаренные Аристофаном сыну Арар, чтобы создать ему имя в театральных кругах. В "Кокал" вводятся сюжеты соблазнения девушки и опознания давно потерянной ребенка, вскоре стали непременными элементами новой аттической комедии.

В комедиях Аристофан ярко отражает афинское жизни V в.до н.е., и в этом их бытовое значение. Как комический поэт Аристофан не внес каких-либо нововведений в структуру и форму комедии, но, обладая богатством фантазии и истинно аттической остроумием, он умеет раскрывать свои идеи в забавных, ярких и оригинальных сценах; основная идея у него никогда не заставляет развития действия, все будто у него случайно и импровизированный, но фабула, при всех ее вариациях, всегда слита с основным тезисом и служит его объяснением. Действующие лица Аристофана - в основном типа известных классов и групп; черты их характера часто преувеличены до шаржа, однако наряду с этим они искусно наделены и реальными чертами, как чрезвычайно реальна и та обстановка, в которой они действуют. Талант Аристофана проявляется и в "парабасе", интермедиях, в которых поэт обращается к публике, и в сатирических куплетах и ​​задорных песенках.

Язык комедий повседневный, разговорный, городской аттическая речь, заполненная каламбурами и меткими словами из жаргона, богатый и остроумными сочетаниями, и комическими словообразования, язык и стихотворные размеры отличаются живостью, быстротой и гибкостью. Все это вместе взятое делает комедии Аристофана выдающимся и в своем роде единственным памятником мировой литературе, тем более, что другие представители греческой политической комедии до нас не дошли.


2.1. Дошедшие до нас


2.2. Датированные произведения, которые не сохранились


2.3. Недатированные пьесы, которые не сохранились


3. Политические и социальные взгляды

У Аристофана обычно усматривают сознательного моралиста, последовательного сторонника мира и социального реформатора. Хотя в античности комедию и сатиру считали благотворными для нравственности, в случае Аристофана, если обратиться к его произведениям, такое представление подтвердить трудно. Безусловно ошибется тот, кто будет вычитывать в его произведениях последовательную политическую аллегорию. Аристофан был скорее консерватором по духу, но вряд ли он склонялся на сторону крайних консерваторов, тех, кто совершил переворот 411 до. Н. е. Поставленная в том же году комедия "Женщины на празднике Фесмофорий" свидетельствует скорее об обратном. Оппозиция Аристофана Пелопоннесской войне и его мечты о мире вовсе не является доказательством его пацифизма, а говорят всего лишь об усталости от войны, в чем с ним были согласны все жители Афин, кроме корыстных вождей, которых Аристофан неустанно критиковал. В его ненависти к Клеона больше личной антипатии, чем принципиальных мотивов.

Две другие его мишени, Сократ и Еврипид, обычно ставят в пример, иллюстрируя противодействие, которое он оказывал новаторству первого в области образования, а второго - в трагической поэзии. Хотя это отчасти верно, такая точка зрения кажется преувеличением, и в любом случае вопрос, так ли уж нравилось Аристофану все старое, остается открытым. Порой он изображает старшее поколение как идеальных героев, но столь же часто эти люди предстают у него упрямцами и зеваками. Если судить по "Пира" Платона, Аристофан был приятелем Сократа. Обновленная трагедия Еврипида несомненно давала превосходный материал для пародии, однако в "Лягушках" Аристофан столь же мастерски пародирует своего любимого Эсхила. И вообще трудно назвать греческого поэта, которого бы он не пародировал. Его остроумие было готово воспользоваться любым поводом, а его программа, если такая у него была, не поддается определению. Современники явно не воспринимали Аристофана в качестве духовного вождя; вполне вероятно, что как поэт он считал себя обязанным отражать происходящие, но не подталкивать политическую жизнь в том или ином направлении.


4. Наследие

Как комедия политическая комедия Аристофана не нашла себе подражателей в позднейшей литературе Греции, но уже с XVI в. вызвала подражания как в Франции ( Расин), так и в Англии, особенно в Германии (Ленц, Гете). Платону приписывается эпиграмма: "музы устроили себе в нем приют", а Гете называет Аристофана "невоспитанным любимцем муз". По решению Всемирного Совета Мира 1955 во всем мире широко отмечалось 2400-летие со дня рождения А., великого поэта и страстного поборника мира.


5. Украинские переводы и издания

  • Комедии. Обмен. Б. Тена. Вступительная статья А. Белецкого. К., 1956;
  • Облака. Обмен. Т. Франка. Львов, 1918;
  • Лисистрата. Обмен. К. Лубенского. X., 1928;
  • Комедии. Обмен. В. Свидзинского. К., 1939;
  • Аристофан. Комедии / Перевод Андрея Содоморы, Бориса Тена, Владимира Свидзинского; предисловие Александра Белецкого; примечания Иосифа Кобова. - Харьков: Фолио, 2002. - 511 с. - [Библиотека мировой литературы]. Тираж 10 000 экземпляров. - Подписано в печать 07.03.2002. ISBN 966-03-1520-1

См.. также

Литература

  • Соболевский С. И. Аристофан и его время. М., 1957.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам