Арка и гробница Галерия

040.633 0022 .953 Координаты : 40 ? 37ь59 .97 "с. ш. 22 ? 57ь10 .61 "вост. д. / 40.633325 ? с. ш. 22.952947 ? в. д. (G) 40.633325 , 22.952947

Арка и гробница Галерия ( греч. Aψίδα του Γαλερίου (Καμάρα), Τάφος του Γαλερίου ), Также Ротонда святого Георгия - части погребального (по другой версии, дворцового) комплекса римского императора Галерея, сохранившихся доныне в городе Салоники, Греция. Построены в конце 3 - начале 4 века.

Гробница в начале 5 века стала христианской церковью, посвященной Георгию Победоносцу, и получила свое второе название - Ротонда святого Георгия. С 1590 года гробница использовалась как мечеть, а по возвращении здания Элладской церкви в 1912 году в ней открыт музей христианского искусства. Богослужения совершаются только в большие праздники.

1988 года арка и ротонда среди других раннехристианских и византийских памятников Салоник включены в перечень объектов Мирового наследия в Греции [1].


1. Арка Галерия

Арка Галерия (левая колонна - южная, права - северная)

Триумфальная арка построена в 298 - 299 годах в честь победы в 298 году Галерея (тогдашнего тетрарха) над Сасанидского царством и захватом его столицы Ктесифона. Арка не была самостоятельной постройкой, а соединялась с галереями, ведущие к мавзолея и дворца [2]

Для постройки арки, как и для мавзолея, использовалась кирпич. В основе арки четкий чотирифасадний план, близкий плану до арки Януса в Риме [3] Первоначально она состояла из двух частей (отдельных стен), соединенных кровлей, увенчанной продолговатым куполом на четырех колоннах [4]. Длина каждой стены составляла около 37 метров, толщина 3,7 метра. Стены располагались на расстоянии 9 метров друг от друга и имели три отверстия, украшенные арками : центральная 9,7 метров в ширину, боковые по 4,85 метра. Высота центральной арки составляла 12,5 метров, а боковых - 6,5 метров. Все сооружение поддерживали шесть колонн, четыре из которых располагались в центральной части, а две - в боковых частях. От боковых арок расходились два ряда крытых галерей, обрамляли дорогу, а также одна галерея, перпендикулярная им, по направлению к Ротонды.

Трамвай под аркой Галерия, 1920 год

До наших дней сохранилась только часть западной стены длиной около 29 метров. Ранее в центральной аркой проходила улица Егнатия ( Виа Егнатия), которой в начале 20 века двигалась конка, а затем трамвай. Сохранена боковая арка была застроена домами. В настоящее время [ Когда? ] арка полностью раскрыта от поздних пристроек, а часть улицы, на которой она расположена, превращен в пешеходную зону. В качестве короткой повседневной названия арки современные греки используют слово Камара ( греч. Καμάρα - Арка).


1.1. Скульптурные композиции

Колонны центральной арки облицованы каменными барельефами, расположенными в четыре пояса друг над другом. Пояса делятся гирляндами из цветов и листьев. Над четвертым (верхним) поясом расположен карниз, которым заканчивается скульптурное оформление арки. Под карнизом - барельеф с ромашек.

Arch of Galerius model.jpg

Барельефы, изображающие сцены персидского похода Галерия, относятся к образцам позднеримского искусства. На них без всяких промежутков изображено множество фигур, порой с явными анатомическими неточностями и нарушением пропорций (например, лошади изображены заметно меньшего размера, чем люди). Собственно фигуры лишены свободы движений, характерной для произведений греческого и эллинистического периодов, однако надписи на арке позволяют предположить, что она была создана греческими мастерами [5] Арка относится к распространенному в то время стиля повествовательных (исторических) композиций и представляет собой один из лучших его образцов.

Основная тема барельефов - военный поход Галерия. Сцены изображают битвы, помилование пленников, оставления ими захваченных римлянами городов и т.д.. То, что события происходят на Востоке, подчеркивается присутствием в композициях таких животных, как слоны и верблюды.

Южная колонна

IV С-В

III С-З II С- I Ю Северная колонна
I Ю-З
II Ю-З III С-З IV Пн-Пн
- Тележка, запряженная слонами, подвозит дары галереи Прибытие императора в одно из восточных городов Честь покорителю Востока Вылазка римлян вблизи города в осаде Битва на земле курдов Пленные склоняются перед правителем -
- Аллегорическое жертвоприношения Триумфальное изображения победы Галерей принимает персидское посольство Группа женщин Встреча персидских пленных Милосердие Галерея -
Вотум, Марс, Виртус и трофеи Вход персидских пленников в Антиохию Триумфальное изображения тетрархов Жертвоприношение Диоклетиана и Галерия Преследования персов у Тигра Введение правителя Персонификации городов Верблюды с погонщиками
Добыча Рома и Виктория Виктория Персидское посольство с дарами к римлянам Добыча Добыча Добыча Добыча

1.1.1. Южная колонна

Тележка, запряженная слонами, подвозит дары галереи
Барельеф "Жертвоприношение"
  • Прибытие императора в одно из восточных городов

Галерей посещает армянский город Ериза (современный Эрзинджан), где расположен храм богини Анаит (богиня-мать в армянской мифологии). Слева изображена городские ворота, в которые въехал Галерий на двухколесном коляске в сопровождении конных охранников, держащих копья и знамена. Жители города с флагами и цветами приветствуют императора. В правой части рядом с кипарисом изображен храм богини Анаит, в котором виден ее статуя.

  • Честь покорителю Востока

Галерей изображен в правой части композиции, сидящего на камне цилиндрической формы. Он без доспехов, опирается на скипетр. Богиня Ника возлагает на него венок. К Галерея на телеге, запряженной четырьмя слонами, подвозят дары. Телегой управляет женщина с копьем и щитом, которая символизирует воинскую славу. Слоны - символ того, что победа Галерия была добыта на Востоке.

  • Галерей принимает персидское посольство

Персидский царь Нарсес I после своего поражения направил галереи посольство, которое возглавляет его друг Афарван. В правой части композиции стоит Галерий в окружении воинов, среди которых выделяется гоплит, у которого на щите изображен Геракла. В центре изображены пять коленопреклоненных персов, протягивают в мольбе руки к Галерия. На барельефе видны фигуры двух амазонок, а также члены семьи персидского царя (четыре женщины с накидками на головах и один ребенок).

  • Жертвоприношение

Главная сцена всех барельефов арки. На ней изображены два Тетрарх - Галерий и Диоклетиан, стоящие по бокам от алтаря и приносят благодарственную жертву. На двух видимых сторонах алтаря находится барельеф с изображением Зевса и Геракла. Наряду с ними в образах женщин аллегорически изображены Мир, Вселенная, согласия и процветания. Также примечательны сцены встречи Галерея с жителями города и аллегорические образы Армении и Месопотамии в виде двух женщин, принимающих от Галерия извинения за их подчинения.


1.1.2. Северная колонна

Барельеф "Битва" (фрагмент)
Барельеф "Милосердие Галерея"
  • Битва на земле курдов

Изображена битва армии Галерея на берегу реки, которая представлена ​​обнаженной до пояса фигурой, отдыхает на камне. Рядом с этой фигурой изображены дакськи всадники во главе с императором. Галерей, сидя на коне, поражает врага копьем. В толпе римских воинов изображены будущие цезари Константин I и Лициний. Низ композиции занимают тела мертвых и раненых противников, по сторонам размещены изображения богинь Ники и Артемиды. В правой части композиции - колесница с четырьмя слонами.

  • Выход заложников из ассирийского города

Город представлен в виде ворот с двумя башнями. В левой части композиции представлены три фигуры пожилых бородатых людей, которые склоняются в повиновении перед императором (от его фигуры сохранилась только часть левой ноги). Также присутствуют изображения пленных женщин с верблюдами (в центре на втором плане и в правой части перед воротами).

  • Мирный прием императора в одной вражеской области

Император изображен в центре, в гражданской одежде, сидящего в дорожном телеге, запряженной четырьмя лошадьми. Его сопровождают всадники в колет и шлемах. Перед этой процессией изображены двое детей- рабов. Императора приветствуют женщины.

  • Милосердие Галерея

Галерей представлен сидящим в окружении спутников. Слева от него изображено группу пленных, двое из которых склоняются в повиновении перед императором. Композиция делает упор на сочувствие и снисходительность победителя к побежденным.

  • Группа женщин

Изображена группа пленных женщин в рубашках. Одна из них держит цветы, другая долгое скипетр. Большая левая часть композиции утеряна и заменена мраморной плитой при реставрационных работ.


2. Ротонда святого Георгия

Ротонда святого Георгия, позднее пристроена алтарная часть

2.1. История

Сооружение Ротонды относится к 306 года. Существует несколько версий назначения этого сооружения [6] :

  • Мавзолей Галерия, который не использовался по назначению [7];
  • Часть дворцового комплекса для официальных приемов (в пользу этой гипотезы свидетельствует остатки величественной галереи, ведущей к Ротонде от арки Галерия)
  • Храм, посвященный Зевсу Солнечном, покровителю Диоклетиана и Галерия;
  • Храм в честь особо почитаемых в этих местах божеств Кабир;
  • Храм императорского культа (вероятная версия).
Реконструкция комплекса гробницы Галерея

Вероятно, в правление императора Феодосия I Великого (379-395) или около 400 года [8] сооружение было превращено в христианскую церковь (возможно, мартириум) и его первоначальный план был изменен: достроен купол (24,5 м) ротонды, с юго-востока пристроена апсида, с западной стороны - нартекс, здание окружено обходом-деамбулатория. Первоначально храм, возможно, был посвящен Иисусу Христу или небесных бесплотных сил ( Архангелов). В 5 веке стены церкви до основания купола изложены цветным мрамором, декорированы пилястрами, карнизами, арками и т.д.. От первоначального убранства храма сохранились фрагменты мраморного амвона со сценой поклонение волхвов1900 года расположен в Археологическом музее Стамбула).

Мечеть в Ротонде, XIX века

1591 года после завоевания турками Салоники церковь превратили в мечеть Сулеймана Хортаджи Эффенди [9], к ней был пристроен минарет, сохранившийся до нашего времени и представляет собой единый минарет в Салониках, которые остались после турецкого господства [10]. После освобождения Салоник от турок 1912 года Ротонда возвращена христианам и в ней организован музей христианского искусства, однако алтарь храма был восстановлен, и в Великие праздники в нем происходит христианское богослужения. 1952 года проведена реставрация здания и расчистки его мозаик. 1978 года здание было повреждено во время землетрясения, но была вскоре восстановлена.

Церковью святого Георгия гробница Галерия стала именоваться по названию небольшой соседней церкви, которая была двором Афонского монастыря Григориат. Предполагают, что туда 1590 перенесены из Ротонды иконы и другие реликвии. Название Ротонда (через цилиндрическую форму сооружения) вошла в обиход не ранее 18 века.


2.2. Особенности архитектуры

План Ротонды

Архитектурный тип Ротонды восходит к позднеантичных культовых и мемориальных сооружений. Здание целиком выстроена с кирпича, толщина стен составляет около 6,3 метра, они прорезаны глубокими нишами 8 камер, заканчивающиеся декоративными сводами. Сооружение увенчано куполом диаметром 24,5 метра. Сначала нижняя часть стен с внутренней стороны была облицована мрамором (облицовка не сохранилась), а верхняя часть и купол украшены мозаикой. Во время перестройки Ротонды под христианский храм (конец 4 - начало 5 веков) в конструкцию внесены следующие изменения [11] :

  • для алтаря расширена восточная ниша, что привело к нарушению цилиндрической формы стены и после землетрясения в 11 веке восточная часть купола разрушена и затем усилена двумя подпорными стенками;
  • вокруг первоначальной стены на расстоянии в 8 метров была построена вторая стена меньшей высоты, в результате чего начальная стена превратилась в круг из колонн, разделяющих центральное пространство храма;
  • главный вход перенесен с южной стороны к западной;
  • внутренние помещения были украшены мозаиками;
  • с запада к Ротонды пристроен неф.

После указанных перестроек Ротонда стала напоминать трисхилову базилика с цилиндрическими скатами.


2.3. Мозаики ротонды Святого Георгия

Алтарь в Ротонде

После преобразования сооружения на христианский храм ее купол украсили мозаикой, частично сохранившейся до нашего времени и представляет собой один из лучших образцов раннехристианских мозаик. Мозаики пережили период иконоборчества и остались невредимыми, вероятно, из-за того, что располагались слишком высоко на стенах и куполе [12].

  • Мозаика купола

Мозаика купола сохранилась только в небольших фрагментах, на основе которых воссоздана ее общая композиция [13]. В куполе ротонды на серебряном фоне изображен Иисус Христос, несущий золотой крест (уцелели фрагмент его поднятой руки, край золотого нимба и часть креста). Медальон с его образом, окруженный венком и полосой звезд, несут 4 ангелы (сохранились головы и крылья), между которыми помещен феникс на пальме - символ Воскресение (сохранилась лишь голова феникса), крест и 2 пальмы (символ Востока). Такая композиция, по мнению исследователей, является сценой Второго пришествия Иисуса Христа перед Страшным судом [13].

  • Мозаики стен

От мозаик среднего яруса сохранились лишь фрагменты 24 пар ног ( ангелов или 24 апокалиптических старцев) и кромка земли, покрытой травой и усеянной красными и белыми цветами. В зоне ниже на 7 панелях (8-я разрушена), размером 6 на 8 метров, сохранились фигуры 17 мучеников (2 - фрагментарно) в позах Оранты (т.е. с поднятыми в молитве руками). У каждого из них написано его имя, сан или профессия ( епископ, пресвитер, врач, воин или флейтист), дата празднования дня его памяти. Возможно, выбор святых обусловлен их реликвиями, которые хранились в криптах (открытые при раскопках). Академик В. Н. Лазарев отмечает, что "Фризоподибна композиция купола церкви св. Георгия представляет, строго говоря, монументальный календарь " [14].

Фон каждой сцены с Орантой - архитектурные сооружения с величественным порталом, высокими куполами, фронтонами, поддерживаемыми аркадами, представляющих собой вариации базилики [15]. На зданиях помещены фигуры павлинов и висят лампады. Эти сооружения считают или архитектурными фантазиями в духе росписей Помпей и декораций фасадов скальных гробниц в Петри, или предполагают у них варианты изображения одного конкретного храма.

ThessHagGeorgOnesiphPorphMos.jpg
Ascension (fresco in Rotunda of Galerius). Jpg
ThessHagGeorgMosCosDamien.jpg
Мозаика святые Онисифор и Порфирий Фреска Вознесение Христово Мозаика празднике Косма и Дамиан

Цветовая гамма мозаик переливается золотом и серебром, выразительность живописи построена на мягкой смене форм и традиций эллинистической и римской портретографии [16]. Фигуры изображены в позах с легким разворотом, их жесты и физиогномика полны покоя, имеют целью показать стабильность сущности, доступную только в рая. Взгляд в святых мечтательный, вдохновенный.

При создании мозаик - предмет дискуссий в науке (конец 4 - начало 5 века, вторая середина или половина 5 века; начало 6 века). Наиболее вероятно, что по аналогии со скульптурным портретом конца 4 века и некоторыми другими мозаиками Салоник, отделка ротонды соответствует наиболее ранним из указанных датировок. Стиль мозаик характеризуется пизньоеллинистичним влиянием, однако существует версия И. Стржиговского, изображенные на мозаиках ландшафты имеют иранские источники [17], но она не находит поддержки у искусствоведов [14].

Кроме мозаик купола и в сводах обхода, в кон апсиды церкви сохранилась сильно пострадала фреска Вознесение 9 века.


Примечания

  1. "Paleochristian and Byzantine Monuments of Thessalonika" - whc.unesco.org/en/list/456 . http://whc.unesco.org/en/list/456 - whc.unesco.org/en/list/456 . Проверено 2009-07-16 .
  2. Jack Finegan The archeology of the New Testament: the Mediterranean world of the early Christian Apostles. - Taylor & Francis, 1981. - С. 108-109.
  3. Культура Древнего Рима - www.bibliotekar.ru/polk-20/23.htm. - Наука, 1985.
  4. Папахатзис Н. Памятники Салоники. - MOLHO. - С. 28-29. - ISBN 960796405-5
  5. Папахатзис Н. Памятники Салоники. - MOLHO. - С. 32. - ISBN 960796405-5
  6. Папахатзис Н. Памятники Салоники. - MOLHO. - С. 47. - ISBN 960796405-5
  7. Robin Cormack Byzantine art. - Oxford University Press, 2000. - С. 26.
  8. Папахатзис Н. Памятники Салоники. - MOLHO. - С. 48. - ISBN 960796405-5
  9. Converts: Webster's Quotations, Facts and Phrases. - ICON Group International, Inc, 2008. - С. 282. - ISBN 0546698859
  10. Jack Finegan The archeology of the New Testament: the Mediterranean world of the early Christian Apostles. - Taylor & Francis, 1981. - С. 111. - ISBN 0709910061
  11. Папахатзис Н. Памятники Салоники. - MOLHO. - С. 48-49. - ISBN 960796405-5
  12. Robin Cormack Byzantine art. - Oxford University Press, 2000. - С. 33. - ISBN 0192842110
  13. а б Robin Cormack Byzantine art. - Oxford University Press, 2000. - С. 27. - ISBN 0192842110
  14. а б Лазарев В. Н.. "История византийской живописи (Декоративный характер раннехристианского искусства. мозаику церкви св. Георгия в Салониках)" - www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=29&chap=4&ch_l2=2 . http://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=29&chap=4&ch_l2=2 - www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=29&chap=4&ch_l2=2 . Проверено 2009-07-12 .
  15. Папахатзис Н. Памятники Салоники. - MOLHO. - С. 51. - ISBN 960796405-5
  16. Папахатзис Н. Памятники Салоники. - MOLHO. - С. 58. - ISBN 960796405-5
  17. Strzygowski. Ursprung дер christlichen Kirchenkunst, 101-103, 116-118

Литература