Надо Знать

добавить знаний



Арнольд Шенберг



План:


Введение

Arnold Schoenberg, Los Angeles, 1948

Арнольд Шенберг ( нем. Arnold Schnberg * 13 сентября 1874, Вена - 13 июля 1951) - австрийский композитор, педагог, музыкальный теоретик и дирижер, основатель нововенской композиторской школы.


1. Биография

Шенберг родился 13 сентября 1874 в Вене в семье небогатого купца еврейского происхождения. Значительное влияние на развитие композитора имели уроки А. Цемлинського. В 1895-99 руководил самодеятельным, 1901-03 дирижировал оркестром и преподавал в консерватории Штерна. С 1903 преподает в школе Шварвальд в Вене. Среди его учеников - А.фон Веберн, А. Берг, Э.. Кшенек, Е. Веллес и Г. Эйслер. В 1911 выпускает учебник гармонии (Harmonielehre), в котором обобщил свои размышления о музыке и педагогический опыт.

С 1925 - профессор композиции в Прусской академии искусств в Берлине где работал до 1933. В 1933 с приходом к власти фашистов был уволен с должности профессора и вскоре вынужден был покинуть Германию, и переехать во Францию, а затем в США, где преподавал сначала в Консерватории Малкина в Бостоне, с 1935 - в университете Южной Калифорнии, с 1936 - в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, в 1940 получил гражданство США. Умер Шенберг в Лос-Анджелесе 13 июля 1951.


2. Творчество

Принято выделять три творческих периода Шенберга. Произведения первого периода (ор. 1-10, 12-14) продолжают традиции позднеромантического искусства Р. Вагнера, А. Брукнера, Р. Штрауса и Г. Малера. В то же время уже раннем творчестве Шенберга присущи лаконичность изложения идеи и прозрачная фактура. Критики отмечают также логичность развития и структурной четкость в его произведениях, а также мастерскую полифоническую технику, что сближает его с И. Брамсом. Среди наиболее значительных произведений - секстет "Просветленная ночь" (1899) и симфоническая поэма "Пелеас и Мелизанда" (1902).

В произведениях 1905-1910 годов ("Камерная симфония" (1906) и др.). Наблюдается склонность композитора к экспрессионизма. Напряженный емоциний строй произведений этого периода сближает композитора с поэтами и художниками экспрессионистами произведениям этого периода характерна напряженность, повышенная экспрессивность и деформируемость образов, осложнения тональной системы, заостренность средств музыкальной выразительности.

С 1909 начинается второй этап творчества Шенберга, который характеризуется отказом от тональной системы и утверждением атональности, опирающейся на дисонантни интервалы без разрешения в консонанс. Среди первых атональной произведений - 3 фортепианные пьесы ор.11 и монодрама "Ожидание" ("Erwartung") ор.17. В цикле мелодекламаций "Лунный Пьеро" Шенберг предлагает принципиально новый прием вокального исполнительства - Шпрехгезанг ( нем. Sprechgesang - Букв. язык-голос), который представляет собой нечто среднее между свободным интонированием языка и пением.

Поиски гармоничной организации звуков приводят композитора к изобретению додекафонии. Среди первых додекафоничних произведений - сюита для фортепиано ор.25 ( 1921 - 1923), вариации для оркестра ( 1928)


3. Произведения

3.1. Оперы

  • "Ожидание" ("Erwartung") - Монодрама для сопрано и оркестра, op. 17 (1909)
  • "Счастливая рука" ("Die Glckliche Hand") - Драма с музыкой для хора и оркестра, op. 18 (1910-13)
  • "С сегодня на завтра" ("Von heute auf morgen") - одноактная опера для 5 голосов и оркестра, op. 32 (1929)
  • "Моисей и Аарон" ("Moses und Aron") - Опера в трех действиях (1930-1950, среднее)

3.2. Для оркестра

  • "Просветленная ночь" ("Verklrte Nacht"), op. 4 (1899)
  • "Песни Гурре" - для солиста, хора и оркестра (1900, оркестровка 1911)
  • "Пеллеас и Мелисанда" ("Pelleas und Melisande") op. 5 ( 1902 / 03)
  • Камерная симфония № 1 op. 9 ( 1906)
  • 5 пьес для оркестра, op. 16 (1909)
  • Три маленькие пьесы для камерного оркестра (1910)
  • Вариации для оркестра, op. 31 (1926/28)
  • Музыка к киносцены (Begleitmusik zu einer Lichtspielszene) для оркестра, op. 34 (1930)
  • Камерная симфония № 2, op. 38 (1906/39)
  • Тема и вариации для духового оркестра, op. 43a (1943)
  • Тема и вариации для симфонического оркестра, op. 43b (1943)
  • "Уцелевший из Варшавы", op. 46 (1947)

3.2.1. Инструментальные концерты

  • Концерт для скрипки с оркестром, op. 36 (1934/36)
  • Концерт для фортепиано с оркестром, op. 42 (1942)

3.2.2. Для хора и оркестра

  • "Все обеты" ("Kol nidre") для хора и оркестра, op. 39 (1938)
  • Прелюдия к "Genesis" для хора и оркестра, op. 44 (1945)
  • "Современный псалом" для чтеца, смешанного хора и оркестра op. 50c (1950, незаконченный)

3.3. Для голоса с сопровождением

  • 2 песни - для баритона и фортепиано, op. 1 (1897-1898)
  • 4 песни - для голоса и фортепиано, op. 2 (1899)
  • 6 песен - для голоса и фортепиано, op. 3 (1899/1903)
  • Песни Гуре (Gurre-Lieder) (1901-1911)
  • 8 песен - для сопрано и фортепиано, op. 6 (1903/05)
  • 6 песен с оркестром, op. 8 (1903/05)
  • 2 Баллады - для голоса и фортепиано, op. 12 (1906)
  • 2 песни - для голоса и фортепиано, op. 14 (1907/08)
  • 15 стихотворений из "Книги висячих садов"
(15 Gedichte aus Das Buch der hngenden Grten) Штефана Георге op. 15 (1908/09)
  • "Herzgewchse" для голоса и ансамбля для сопрано и ансамбля, op. 20 (1911)
  • "Лунный Пьеро" ("Pierrot lunaire") - мелодрама для голоса и ансамбля на стихи Альбера Жиро, ор. 21 (1912)
  • 4 песни для голоса и оркестра, op. 22 (1913/16)
  • Серенада для ансамбля и баритона, op. 24 (1920/23)
  • Ода Наполеону для голоса и фортепианный квинтет, op. 41 (1942)
  • 3 песни для низкого голоса и фортепиано op. 48 (1933-1943)

3.4. Для хора

  • "Мир на земле" ("Friede auf Erden"), op. 13 (1907)
  • 4 пьесы для смешанного хора, op. 27 (1925)
  • 3 Сатиры для смешанного хора, op. 28 (1925/26)
  • 6 пьес для мужского хора, op. 35 (1930)
  • "Трижды тысяча лет" ("Dreimal tausend Jahre") для смешанного хора,

op. 50a (1949)

  • 3 немецкие народные песни для хора, op. 49 (1948)
  • Псалм 130 "De profundis" ("Из глубины") для смешанного хора, op. 50b

(1949-1950)

3.5. Камерно-инструментальные

  • Струнный квартет № 1, ре минор, op. 7 (1904/05)
  • Струнный квартет № 2, фа-диез минор (с сопрано), op. 10 (1907/08)
  • Духовой квинтет, op. 26 (1924)
  • Сюита, ​​op. 29 (1925)
  • Струнный квартет № 3, op. 30 (1927)
  • Струнный квартет № 4, op. 37 (1936)
  • Струнное трио, op. 45 (1946)
  • Фантазия для скрипки с фортепиано, op. 47 (1949)

3.6. Для инструментов соло

  • 3 пьесы для фортепиано, op. 11 (1909)
  • 6 маленьких пьес для фортепиано, op. 19 (1911)
  • 5 пьес для фортепиано, op. 23 (1920/23)
  • Сюита для фортепиано, op. 25 (1921/23)
  • 2 пьесы для фортепиано, op. 33a (1928) & 33b (1931)
  • Вариации на "Речитатив" для органа, op. 40 (1941)

Источники

5. Библиогафия

  • Соллертинский И. И. Арнольд Шенберг. Л., 1934
  • Auner, Joseph. A Schoenberg Reader. Yale University Press. 1993. ISBN 0-300-09540-6.
  • Brand, Julianne; Hailey, Christopher; and Harris, Donald, editors. The Berg-Schoenberg Correspondence: Selected Letters. New York, London: WW Norton and Company. 1987. ISBN 0-393-01919-5.
  • Schoenberg, Arnold. Structural Functions of Harmony. (Перевод Леонарда Штайна) New York, London: WW Norton and Company. 1954, 1969 (revised). ISBN 0-393-00478-3.
  • Schoenberg, Arnold (translated by Roy E. Carter). Harmonielehre (translated title Theory of Harmony). Berkeley, Los Angeles: University of California Press. Originally published 1911. Translation based on Third Ed. of 1922, published 1978. ISBN 0-520-04945-4.
  • Schoenberg, Arnold (edited by Leonard Stein). Style and Idea. London: London, Faber & Faber [1975]. ISBN 0-520-05294-3. Some translations by Leo Black; this is an expanded edition of the 1950 Philosophical Library (New York) publication edited by Dika Newlin. The volume carries the note Several of the essays ... were originally written in German [and translated by Dika Newlin] in both editions.
  • Schoenberg, Arnold (edited by Gerald Strang and Leonard Stein). Fundamentals of Musical Composition. Belmont Music Publishers
  • Schoenberg, Arnold. Die Grundlagen der musikalischen Komposition. Universal Edition
  • Schoenberg, Arnold. Preliminary Exercises in Counterpoint. Los Angeles: Belmont Music Publishers 2003
  • Shawn, Allen. Arnold Schoenberg's Journey. New York: Farrar Straus and Giroux. 2002. ISBN 0-374-10590-1.
  • The Origin of Music - Bob Fink. Reviews; ISBN 0-912424-06-0. One or more chapters deal with modern music, atonality and Schoenberg.
  • Weiss, Adolph (March-April 1932). "The Lyceum of Schonberg" Modern Music 9/3, 99-107


Персоналии Это незавершенная статья о лицо.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам