Надо Знать

добавить знаний



Артефакт



План:


Введение

Артефакт ( лат. artefactum , "Искусственно сделанный") - явление, процесс, предмет, свойство предмета или процесса, появление которого в наблюдаемых условиях по естественным причинам невозможно или маловероятно. Появление артефакта является признаком целенаправленного вмешательства в наблюдаемый процесс или наличие каких-то неучтенных факторов.


1. Археология

Артефакт в археологии - это продукт человеческой деятельности, объект материальной культуры, содержащий в себе определенный смысл информации о прошлом: хозяйственные орудия, оружие, одежда, предметы культа и поклонения подобное.

Синоним артефакта - археологический памятник.

2. Эстетика

В эстетике термин используется этимологически, т.е. непосредственно для обозначения предметов, созданных специально для функционирования в системе искусства. В трактовке институциональной школы в качестве артефакта в соответствующем окружении может выступать любой реальный объект (в частности, так считает Д. Дики в работе "Искусство и эстетика: введение в институциональный анализ", 1974). В этом случае под артефактом понимается любой предмет, который является художественным произведением. В современной эстетике обычно проводится разграничение между артефактом и художественным произведением. Артефакт, как правило, имеет материальное воплощение и является носителем определенных художественных смыслов. Структуралисты кроме этого различают артефакт и эстетический объект. Здесь артефакт выступает своего рода "внешним символом" (Мукаржовский) эстетического объекта.

Артефакт имеет три основные составляющие элементы:

  • психоаналитический - устанавливает связь между артефактом и антропол. побуждением,
  • структурный - оказывает коммуникативно-функциональную доминанту,
  • герменевтических - определяет горизонты понимания и интерпретации.

Артефакт функционирует в среде культурно-семантического поля (например, литературы), который определяет содержание артефакта и его материальный носитель. Артефакт является полисемантичним и поэтому представляет собой абстрактный носитель культурной семантики, что проявляется по-разному в разных контекстах использования.

К основным модальностей существования артефакта можно отнести:

  • материальную (форма объективации искусственного объекта),
  • функциональную (сумма модификаций при его использовании);
  • семантическую (его значения, смыслы, ценность в контекстах социокультурной коммуникации).

3. Значение срок в других областях знаний

  • Артефакт - созданный человеком предмет, который изучается археологией;
  • Артефакт в любом научном эксперименте - экспериментальный результат (или отклонение экспериментального результата, обладающее свойствами стабильности и воспроизводимости), причиной появления которого является влияние средств проведения эксперимента на изучаемый процесс, дефекты методики, влияние субъективного фактора;
  • Артефакт в обработке и воспроизведении сигналов ( оптика, связь, аудиозапись, рисунок, видеозапись) - воспроизводимый при определенных условиях дефект, шум в сигнале, изображении звукозаписи, причиной которого являются систематические помехи или особенности используемых технических средств;
  • Артефакт в компьютерной графике - нежелательные особенности сгенерированного компьютером изображения, которые появляются в определенных условиях (переходы яркости или цветности, движение изображения, режимы вывода, предназначенные для ускорения работы, недостаточно качественная компрессия текстур и т.д.). Внешне могут выглядеть как муар, искажения цветов, негладко линии, несовместим движение частей изображения, зазоры между полигонами и прочее. Достаточно распространены артефакты сжатия;
  • Артефакт в документалистике - шумовой элемент в документе, возможно, не создан специально (пятна, случайные черты) и не является частью документа, но делает его уникальным;
  • Артефакт культуры - искусственно созданный объект, имеющий знаковое или символическое содержание. Артефактами культуры могут быть созданные людьми предметы, вещи, а также феномены духовной жизни общества: научные теории, суеверия, произведения искусства и фольклор;
  • Артефакт клиники - особые поведенческие нарушения, возникающие у пациентов психиатрических клиник как реакция на новую, стрессовую ситуацию, в которую они попадают (часто принудительная госпитализация, отсутствие осмысленных занятий, ограничение социальных контактов и т.д.). Они накладываются на основную симптоматику, затрудняя тем самым текущий диагноз. В значительной степени артефакты клиники могут быть сглажены при организации трудотерапии и групповых форм занятий для пациентов;
  • Артефакт в теории искусства - претендент на звание художественного произведения;
  • Артефакт в фантастике - уникальный предмет, имеющий свою историю и особенности (магические, если жанр - фэнтези)
  • Артефакт в компьютерных играх - редкий, уникальный предмет, дающий игроку весомые игровые преимущества (особенно распространено в играх с ролевыми элементами и онлайн -играх, например, WarCraft.
  • Артефакт в математике - уникальная формула.

Литература

  • А. Б. Красноглазое. Артефакт / / Культурология. XX век. Энциклопедия, СПб 1998.
  • Бердяев Н. А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) / / ВФ. 1989. № 2;
  • Мамфорд Л. Миф машины / / Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Социально-полит, исследования. 1992. № 1;
  • Новая технократич. волна на Западе: Сб. текстов. М., 1986;
  • Эспиноза Сервер А. Кто есть человек? Филос. антропология / / Это человек: Антология. М., 1995.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам