Надо Знать

добавить знаний



Артюр Рембо


Arthur Rembo.jpg

План:


Введение

Жан Николя Артюр Рембо ( фр. Jean Nicolas Arthur Rimbaud ) - ( 20 октября 1854, Шарлевиль-Мезьер - 10 ноября 1891, Марсель) - французский поэт.


1. Биография

1.1. Ранняя биография

Родился в семье среднего достатка в французском городке Шарлевиль-Мезьер в департаменте Арденны. Ребенком он бывал неукротимых, но был довольно талантливым учеником. До 15 лет выигрывал в многочисленных конкурсах, и даже мог сочинять сам стихи латыни.

В 1870 году его учитель Жорж Изамбар стал настоящим наставником для Рембо, поэтому стихи молодого поэта начали быстро совершенствоваться. Он мог часто убегать из дома и присоединяться к Парижской коммуны 1871 года, которую он впоследствии описал в своей поэме "L'orgie parisienne ou Paris se repeuple" (Парижская масса). По некоторым версиям, он был похищен пьяными солдатами-коммунарами. К этому времени он стал анархистом и удивлял местную буржуазию своим поношенной одеждой и длинными волосами.

На картине Рембо и Верлен

Вернулся в Париж в конце сентября 1871 по приглашению выдающегося французского поэта-символиста Поля Верлена. Они оба стали большими друзьями, так как понравились друг другу. Рембо часто переписывался с Верленом, и в своих письмах помещал различные поэтические произведения, среди них и его знаменитый "Пьяный корабль".

Верлен и Рембо насколько сдружились, что вскоре покинули Париж и отправились в Лондона, при этом Поль Верлен оставил свою семью и детей.

автограф Рембо

В июне 1873 года Рембо был вынужден, не имело значения с Верленом или без него, отправляться снова в Париж. В пьяном виде Верлен чрезвычайно разозлился и дважды выстрелил в Рембо. За это Верлена были арестованы.

Впоследствии Рембо конце отказался от жалобы в суд, однако Верлена уже был осужден на два года заключения.

После этого Рембо вернулся в Шарлевиль-Мезьер, где потом написал прозаическое произведение "Une Saison en Enfer". В 1877 году Артур Рембо вместе с французским поэтом Жерменом новую отправляется снова в Лондон.

Файл: Rimbaud.gif
Артур Рембо в 1870 году

Жизнь Артура Рембо и Поля Верлена в Париже изображается в американском фильме "Total Eclipse", где роль Рембо выполняет Леонардо ДиКаприо.


1.2. Зрелость поэта

В августе 1870 года Рембо оставил Шарлевиль, добрался до Парижа, а потом отправился в Бельгию, где пытался заняться журналистикой. С помощью полиции мать вернула несовершеннолетнего сына домой. Так теперь будет всегда, до самой смерти, - будто нацелен к какой-то таинственной цели, Рембо пытается беспрестанно передвигаться, что-то ищет. Постоянное обновление становится пафосом его поэтического мышления.

В судьбе этого поэта отразились переломные моменты современной истории Франции. События Парижской Коммуны помогли бунтарю "вырвать корни", уйти из прошлого, из буржуазного Шарлевиля. Первый протест поэта был романтическим, романтизм вдохновлял и его лирику. Начинал Рембо с ученической преданности тогдашним авторитетам: В. Гюго, поэтам "Парнаса", Ш. Бодлеру - то есть французским романтикам. Показательным для начала творчества Рембо является большое стихотворение "Кузнец". Все в нем напоминает поэзию Гюго: исторический сюжет времен Великой французской революции, эпический содержание и эпическая форма, республиканская идея и монументальный стиль. Осваивая опыт романтизма, Рембо за короткое время будто повторил в собственном творческом пути этапы развития этого литературного направления. Это произошло в самой фазе творческой биографии поэта, которая длилась полтора года - от 2 января 1870 года, даты опубликования первого стихотворения Рембо, до мая 1871 года - даты поражения Коммуны. Каждый шаг поэтического роста поэта был отмечен странным на первый взгляд желанию - избавиться того, что им самим уже создан.

К осени 1870 Рембо создал более десяти стихотворений, в которых самая чувствительная зависимость от романтической традиции. Почти все они написаны александрийским стихом, который воплощал устоявшиеся нормы "правильного" французского стихосложения. При переходе к следующей фазе творчества тон и стиль поэзии Рембо почти не меняются. Патетика уступает место сарказма - от достойного восхищения прошлого поэт переходит к недостойному настоящего. Образы величественные и возвышенные меняются образами низкими и карикатурными. Утверждаются жесткие, резкие, вызывающие интонации.


2. Творчество

Этапы пути Рембо-поэта измеряются иногда несколькими стихами. Так, усваивая опыт романтизма, Рембо увлекся Бодлером. "Цветы зла" упоминаются при чтении его сонета "Венера Анадиомена". Этот сонет уже является новым этапом в развитии его эстетики. Поэт словно искореняет "литературное" представление о красоте. Воплощение любви - женщина и символ любви - Венера унижаются до карикатурного образа проститутки. Рембо посягает и на саму любовь, приближаясь к сплошному неверия.

Автограф Рембо

Летом 1870 поэт оставляет Шарлевиль, олицетворявший для него общественный порядок, религию, семью. В настоящее время Рембо уже был совершенным поэтом-сатириком, который имел богатый арсенал поводу, саркастических, гротескных красок.

Франко-прусская война набирала обороты, и свое шестнадцати-летия поэт встречает стихами о войне. Это, в частности, сонет "Спящий в лога". Но, в отличие от традиционных сонетов, для которых считались обязательными сдержанность и строгость в отборе тем и тропов, сонет Рембо характеризуется жестоким, саркастическим тоном, стремительным ритмом, приближенным к разговорному поэтическим речью, лексической свободой, использованием "прозаизмами" и резкими изменениями стиля. Это почти гротескное сочетание сонетной формы и "земного" сатирического сюжета, полного анархического вызова. Всем этим определением отвечает и сонет "Моя циганерия" - настоящий гимн богеме, человеку, оторвалась от общества и осталась наедине с небом и звездами. В стихотворении "Заседатели" торжествует заложенная в "людях-функциях" тенденция к одеревенение, окаменелости. Исчезает любой намек на жизнь и действие. Человека вытесняет функция, а потом функцию заменяет ее внешняя оболочка, предметная характеристика. Так создается сатирический образ "человека-стула".

К периоду Коммуны - новой фазы в творчестве Рембо относятся только четыре-пять стихотворений, но это действительно новая эпоха в развитии поэта. Все эти стихи поражают мудростью и глубиной, несмотря на то, что Рембо едва исполнилось шестнадцать лет! Только он насмехался над бедными, издевался над женщинами - и казалось, что нигилизм поэта не знает границ, - а теперь создает настоящий гимн женщине-работницы - "Руки Жанны-Мари" - символ, подобный "Свободы на баррикадах" Делакруа. Вдруг исчезают цинизм, напускная грубость.

Поражение Парижской Коммуны, победа версальцев осознаются поэтом как глубочайшая трагедия. Стихи, написанные Рембо в дни Коммуны, показывают, какое значение она для него мала. Поражение восстания означало для Рембо победу "заседатели" - "сидящих".

После гибели Коммуны Рембо все свои надежды возлагает лишь на искусство. Он прекращает обучение, несмотря на впечатляющие успехи, и вообще избегает любой постоянной деятельности. Это было прежде всего демонстрацией мятежных настроений поэта, потому что он не принадлежал к бездельникам.

Начинается новый цикл лишений. В августе 1871 года Рембо посылает свои стихи Верлену, и тот, увлекшись ими, приглашает поэта в Париж. Там Рембо сближается с Верленом, с другими поэтами и прибегает к образу жизни настоящей богемы. В феврале 1872 Рембо возвращается домой, но уже в мае вновь едет в Париж. Затем осуществляет несколько поездок в Бельгии, Англии, снова во Францию ​​и затем возвращается в Бельгию. В июне 1873 года Верлен во время очередной ожесточенного спора двух поэтов стреляет в Рембо, ранит его, а сам попадает в тюрьму. В начале 1874 Рембо находится в Англии, затем в Германии, Италии, временно живет в Шарлевиле, откуда уезжает в Австрии и Голландии. Эта бесконечная "путешествие" тянется до 1880 года, когда поэт окончательно покидает Европу. Это десятилетие нищеты, случайных заработков, странных экспериментов. Поэт живет, не связывая себя даже фактом географического присутствия в одном месте.

Тринадцатого мая 1871 он пишет письмо, в котором заявляет о своем намерении создавать новую поэзию: "Я хочу быть поэтом, и я стараюсь превратиться в ясновидца ... Речь идет о том, чтобы достичь неизвестного путем расстройства всех чувств ...". Стремление к "ясновидения" прямо связывается Рембо с бунтом, а "расстройство чувств" противопоставляется "нормальном" социальном бытию.

В сонете "Голосивкы" Рэмбо предлагает новый принцип формирования образа, который строится на свободной ассоциации между звуком и цветом, зрительных впечатлениях. В "Голосивках" "поэт-ясновидец" все подчиняет своей сознания и способен видеть природу и мироздание лишенными объективных закономерностей, причинно-следственных связей. Как и большинство стихов Рембо, "Голосивкы" имеют множество трактовок. Например, одно из них предлагает рассматривать стихотворение как символическую картину человеческого бытия: от тьмы (черный цвет А) к свету (белый цвет Е), через бурные страсти (красный цвет I) к мудрости (зеленый цвет В) и познания тайны Вселенной (синий цвет О). Важную роль в "Голосивках" играет принцип контрастности: черное - белое, смерть - жизнь, безобразное - прекрасное, мимолетное - случайное. Рембо использует форму сонета, который традиционно состоит из тезиса, антитезиса и их синтеза, то есть в самой его строении заложено противоречие, и это позволяет рассматривать "Голосивкы" как образец символистского поиска "соответствий" между различными началами жизни, как панорамную картину Вселенной.

Уподобление гласного звука цвета означало пренебрежение словом как смысловой единицей, как носителем определенного значения. Звук, изолированный от смыслового контекста, приобретает функцию "внушение", прямого воздействия на чувства, "внушаемости", с помощью чего и проявляется "неизвестно". Такое литературную технику предвещал уже принцип Верлена "музыка превыше всего" (который, несомненно, напрямую повлиял на Рембо), но верленовской импрессионизм хранил как образ данной души, так и конкретный природный образ, а у Рембо непознаваемой становится все простое и осязаемое.

В период "ясновидения" Рэмбо по-настоящему вводит стихотворение "Пьяный корабль", созданный летом 1871 года. "Пьяный корабль" - рассказ о том путешествии, которую намерен осуществить пост-"ясновидец". Некоторое корабль начинает плавание беспокойным морем, быстро теряет и экипаж, и руль, и, наконец, готов пойти на дно. Впрочем, корабль этот "очеловечивается", превращается в символ, наглядное, зримое воплощение "я" поэта, состояния его души: "Под гривой заливов я - корабль пропащий, - / Заброшенный ввысь эфирного без птиц, / Откуда ни монитор, ни парусник лучший / Не вырвут остова, что от воды опьянел ... "В стихотворении возникает двойной образ" корабля-человека ", двойной судьбы - и разбитого корабля, и разбитого сердца поэта. Рембо не только рисует в виде "пьяного корабля" свое путешествие за "неизвестным". Он предусматривает и быструю гибель корабля начал опасный путь, и свою поэтическую судьбу. "Пьяный корабль" - это также своеобразный миф о мире, поэта исповедь в образе "маленькой одиссеи", путешествия в поисках самого себя. Поэт отождествляет себя с кораблем, который, потеряв команду, "избавившись своего груза", в восторге отдается стихии. И во внешнем, повествовательном плане "Пьяного корабля", и в скрытом лирическом переплетаются противоположные чувства: упорство и тревога, увлечение безграничной волей и страх потеряться навсегда. Образы поэзии теряют четкость, деформируются, и трудно определить границу между реальным и воображаемым. "Подстановка", которая состоялась в "Пьяного корабля", ознаменовала формирование новой поэтической системы, основанной на символическом отражении действительности.

Вслед за "Пьяным кораблем" появился ряд стихотворений, написанных летом 1872 во время скитаний поэта. Это последние стихи Рембо, и они опять-таки представляют особый этап его творчества. Поэт стал "ясновидящим". Образ общества почти полностью исчезает из его произведений. Может показаться, что последние поэзии Рембо - это как странствующие зарисовки, сделанные очень наблюдательным поэтом во время его скитаний. Вот Брюссель, в котором так часто бывал Рембо, вот путешественник, устав, пьет ("Слеза"), вот он рассказывает о своих мыслях (), о "юные супруги", возможно, встречено по дороге ("Мишель и Кристина" ). Впрочем, в "Последних стихах" Рембо совершенно реальные, конкретные впечатления абстрагируются до уровня символа, означает ли "пейзаж души", то пейзаж Вселенной. Эстетический эффект этих произведений определяется парадоксальным слиянием простого и сложного. "Ясновидение" привело поэта к расшатыванию основ традиционной системы стихосложения - хотя объективно это был процесс обогащения, расширения возможностей французского стиха. Сохраняя время рифму, Рембо внедряет ассонансы, дванадцятискладовий строка заменяет одиннадцати-, десяти-, восьмискладовим, применяет сокращен строка, подчиняет песенным, разговорным ритмам, иногда не соблюдается пунктуации и вообще демонстрирует независимость от "правил". Но даже освобождаясь от правил, Рембо все же продолжал писать стихи - то есть подчинялся условности поэтической речи.

Вызревание прозаичности в последних произведениях поэта делало предсказуемым то роковое освобождение от самого искусства, которым завершился путь Рембо. "Озарения" (1872-1873, опубл. В 1886) - так называется созданный в период "ясновидения" цикл "стихотворений в прозе".

Ни один из фрагментов, которые составляют цикл, не может быть четко объяснено. Поэтическое "я" создает свой Вселенная, и в этом пространстве - свое время, свои измерения вещей, которые объединяют весь человеческий опыт в момент его таинственного переживания личностью. В "Озарения" Рембо впечатление оторвались от своих прототипов, живут собственной жизнью, а потому смысл является удивительно многозначным. Такое стихотворение уже крайне близок к поэтической прозы, где ритм создается общей эмоциональной интонацией, которая может удлиняет, то сокращает фразы, повторениями, инверсиями, делением на строфы свободного типа, продуманной звуковой системой.


3. Украинские переводы

  • Рембо. Пьяный корабль. М.:, 1995. 224 с.

Среди переводчиков поэзии Рембо украинские: Всеволод Ткаченко, Петр Осадчук, Роман Осадчук.

Поэзии Рембо переводил также Олег Зуевский.

См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам