Археологическая зона Паки

Касас-Грандес или Паки ( исп. Casas Grandes - "Большие дома" или Paquim?) - доколумбовой город и археологическая участок на его территории в мексиканском штате Чиуауа, часто рассматривается как найважливаша археорлогична участок в Северо-восточном регионе страны [1]. Касас-Грандес находится в широкой плодородные долине реки Сан-Мигель примерно в 40 км от города Ханос и в 240 км северо-восточнее города Чиуауа.


1. Доколумбова культура

Остатки культуры Касас-Грандес в пещере Куэва-де-лас-Харильяс

жители района начали основывать небольшие поселения вдоль этой долины между 1130 и 1300 годами н. э Размер поселений значительно вырос в течение 14 века, в конце которого поселения стали застроюватися зданиями в несколько этажей, а их население достигало 2500 жителей. Крупнейшие поселения имели традиционные месоамериканськи поля в форму буквы I для игры в мяч, рыночные площади и сложную систему хранения воды.

Здесь активно развивались ремесла, продуктами которых были медные колокольчики и украшения, бусы из морских жемчужин, разнообразные гинчарни изделия. Вероятно поселения имели значительное разделение труда и развитую систему торговли. Гинчарни изделия Касас-Грандес имели белую или руду поверхность с голубыми, красными, коричневыми или черными узорами, и часто считаются кращины за современные гинчарни изделия этого района. Покрытые гразурью сосуды часто делались в форму фигурки человека. Эти изделия активно экспортировались в районы от Нью-Мексико к югу Мексики.

Паки было крупнейшим поселением культуры Касас-Грандес. Город сначала мало около 20 больших зданий, построенных из самана, каждая с собственным двором и огорожена собственной стеной, и с общей системой водопровода. В городе применялась сложная система контроля воды, которая включала дренажные системы, резервуары для хранения воды, каналы для подвода воды к домов и систему канализации [2]. Раскопки также обнаружили фрагменты яичной скорлупы, скелеты птиц и остатки клеток, вероятно использовались для выращивания макак, важных для религиозных ритуал некоторых культур района. Это поселение было полностью перестроено в 14 веке, в частности одноэтажные дома были заменены многоэтажными. В начале 15 века город был заброшен.

Найьильша коллекция находок этой археологической участка находится в Музее народов и культур, Прово, Юта.


2. Руины

На момент испанского завоевания район города было много искусственных курганов, где которых кладоискатели нашли большое количество каменных топора, ступ, гинчарних изделий и разнообразного орудия. В то время значительные фрагмунты разрушенных зданий все еще стояли на расстоянии километра от тогдашнего поселения. Здания в зуинах были построены из высушенных на солнце блоков глины и гравия около 55 см толщиной и разной длины, обычно около 3 м, вероятно они формировались и высушивались возле места строительства. На обеих сторонах стены залилишилися куски штукатурки. Самое большое сооружение имела размеры около 240 м с севера на юг и около 75 м с востока на запад, почти прямоугольная, и состояла из отдельных единиц, соединенных галереями.

Жилые помещения имели различные размеры, от очень маленьких комнат, почти размером со шкаф, в просторных зал и дворов. Стены в некоторых местах достигают 15 м в высоту, что позволяет Оцените высоту в 6-7 этажей.

Другие сооружения, примерно в 150 м от главного здания, состояли из серии комнат вокруг квадратного внутреннего двора, 7 с каждой стороны, с большими комнатами в углах.

Подобные, хотя и меньшие, руины также сохранились у городов Гила, Салинас и Колорадо, вероятно построены той же культурной группой, связанной с культурой Моголлон к северу от них.


Примечания

  1. Phillips and Bagwell (2001)
  2. Susan M. Deeds "Legacies of Resistance, Adaptation and Tenacity: History of the Native Peoples of Northwest Mexico", Richard EW Adams and Murdo J. Macleod (eds.) The Cambridge History of the Native Peoples of the Americas, Vol. II : Mesoamerica, part 2 . - С. 44-88. - Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2000. ISBN 0-521-65204-9. Page 49