Надо Знать

добавить знаний



Архетипы



План:


Введение

Архетип ( греч. άρχή (Arche) - начало и греч. τυπος (Typos) - тип, образ; прототип, проформа) - прообраз, первоначальный образ, идея, первоначальная форма для следующих образований. Это понятия, что происходит от традиции платонизма и играет главную роль в "Аналитической психологии", разработанной Юнгом, которая повлияла на современную культурологию. В философии Платона под архетипом разбирался обозримый умом вроде, "Эйдос", в схоластов - природный образ, отраженный в уме, в Августина Блаженного - исконный образ, лежащий в основе человеческого познания.

Под слоем "личностного бессознательного", которые составляли основной предмет изучения в классическом психоанализе Фрейда, Юнг обнаруживает "коллективное бессознательное", что трактуется как общечеловеческая основа ("грибница") душевной жизни индивидов, наследуемая, а не сформирована на базе индивидуального опыта. Если в личностном бессознательном основную роль играют "комплексы" (например, комплекс Эдипа, комплекс неполноценности), то структурообразующим элементом коллективного бессознательного являются "архетип" - универсальные модели бессознательной психической активности, которые спонтанно определяют человеческое мышление и поведение. Архетипы можно сравнить с кантовским "априорными формами" познания, однако они лишены их абстрактности и эмоционально насыщены. Собственно архетипы не имеют конкретного психического содержания (Юнг уподоблял их осям кристалла); другое дело - архетипические представления (символы) как результат совместной работы сознания и коллективного бессознательного. Символы это единство прозрачной сознании образа и тайного и неекспликованого содержания стоящей за ним, что ведет в бессознательные глубины психики.

Мифология и религия (оцениваемые Юнгом чрезвычайно высоко) строят "защитную стену символов", позволяет сознанию ассимилировать опасно-самостоятельную энергию архетипа бессознательного и гармонизируя тем самым человеческую психику. По исторической изменчивостью конкретных символов Юнг усматривал инвариантность архетипа, объясняет поразительные сходства в различных мифологических и религиозных системах и факты воспроизведения в сновидениях и психотическом бреду фрагментов древних эзотерических систем.

Основу духовной жизни составляет опыт, который передается от прошлых поколений последующим и является совокупностью архетипов. Архетипы проецируясь на внешний мир определяют своеобразие культуры:

  • Культуры-интроверты - главная ценность заложена в объекте и отношении к нему, приобретает индивидуальный характер (сутки Просвещения).
  • Культуры-екстраветры - главную ценность представляет личность человека и отношении субъекта к идеям, приобретает коллективного характера (сутки Романтизма).

При этом ни одна из культур не совершенна.


1. Главные архетипы

Главные архетипы по Юнгу: Самость, Тень, Анима, Анимус, Персона.

Самость

Объединяя и гармонизируя все аспекты бессознательного, самость создает единство и стабильность личности. Таким образом, задача самости (как и психотерапии) - интеграция различных подсистем личности. Юнг сравнивал самость с порывом или стремлением к самоактуализации, определяет гармоничность и целостность, наиболее полное раскрытие возможностей личности.

Тень

В смысле коллективного бессознательного Тень - это естественная, инстинктивная человек, и она почти не изменилась с тех времен, когда возникло человеческое общество, когда человек стал человеком разумным. Тень не может быть до конца преобразована воспитанием, и во многом она остается чисто импульсивным - то, что характерно особенно детям. Яркий пример воплощения архетипа Тени в мифологии - образ Дьявола. Тень - это подсознательные желания, несовместимые с социальными стандартами. Это низший уровень сознания по отношению к современному обществу, и это кто-то, кто подсознательно живет в нас и хочет делать то, чего мы себе не позволяем, - это мистер Хайд нашего доктора Джекила.

Персона

Персона существует в противовес Тени - это социальный образ человека, идеальный с моральной и социальной точки зрения. Это некое обобщение человека как существа цивилизованного, коллективное "я" человечества как такового.

Персона является той маской, которую каждый из нас одевает, общаясь с другими людьми. Она представляет нас такими, какими мы хотим, чтобы нас воспринимали общество. Персона может не совпадать с настоящей личностью индивида. Понятие личности у Юнга аналогично понятию ролевого поведения в социологии, когда мы поступаем так или иначе согласно нашего представления об ожиданиях окружающих от нашего поведения.

Анима и Анимус

Оба пола помещают одновременно Персону и Тень, при этом Тень у мужчин обычно олицетворяет другой человек, у женщины - другая женщина. Но подсознание мужчины содержит женский элемент, человек вытесняет из его внешней жизни, а подсознание женщины - мужской. Эти образы Юнг называет соответствии аниме и Анимус.

Анима - не характеризует какую-либо одну женщину, хотя осознается через реальных женщин (и прежде всего, через образ матери). В мужском сознании существует коллективный образ женщины, с помощью которого он понимает женскую природу.

Анимус женщины обнаруживает в ней, прежде всего, ее мужские черты.

То есть, если говорить в общем, архетипы анима и анимус отражают предположения Юнга, что каждый человек несет в себе определенные психологические характеристики противоположного пола. Анима отражает женские (феминные) черты в мужском характере, а анимус - мужские (маскулинные) характеристики в женском. Как и большинство других архетипов, эта пара берет начало в самых глубинных, примитивных слоях опыта предков человека, когда мужчины и женщины осваивали определенные эмоциональные и поведенческие тенденции противоположного пола.


2. Архетипы украинской культуры

Украинских архетипы проявляют себя как символы в мифах, сказках, фольклоре, обрядах, традициях, и является обобщением опыта наших предков. Украинская культура прошла длительный период формирования, становления и развития с древнейших времен и до современности. На развитие влияли природные условия географического положения, территории, миграционные процессы, элементы других культур. В течение веков одни племена и этносы сменялись другими. Киммерийцы, скифы, сарматы, гунны, славяне, половцы, татары и др.. принимали участие в этногенезе украинский. Основой культурного процесса, который передавал достижения предков потомкам, было местное население, вобрал в себя все воздействия, и строило из них свою культуру. Украина лежит на пересечении путей к Центральной и Западной Европы, с Северной Европы на Ближний Восток и Кавказ. Учитывая рубежность (влияние востока и запада) существуют различные национальные региональные особенности украинским востока (более чувствительны) и запада (более спокойные). [1]

Кордоцентризм в структуре украинской психики определяется с точки зрения украинской этнопсихологии - общим признаком украинский: преимуществом эмоций и чувств над мышлением и волей, что делает их похожими друг к другу и особенностями, своеобразием индивидуальностью восточных и западных, южных и северных украинский. [1]


Примечания

  1. а б Ткаченко О. Г., Лахтар А. С. украинская романтическая элегия и кордоцентризм: некоторые аспекты взаимопроникновения - visnyk.sumdu.edu.ua/arhiv/2007/1 (102_1) / 20_Tkachenko_Lahtar.pdf / / Вестник СумГУ, Секция Филология, № 1, Том 1, 2007.

Литература

  1. Carl Gustav Jung. Traum und Traumdeutung. Dtv 2001. ISBN 3-423-35173-X (Нем.)
  2. Carl Gustav Jung, Lorenz Jung. Archetypen. ISBN 3-423-35175-6 (Нем.)
  3. Архетипы - psi.webzone.ru/st/302000.htm: Психологический словарь. (Рус.)
  4. Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. Т. 1. Статья о Архетипы - enc.mail.ru/article/1900040330. (Рус.)
  5. Советский Энциклопедический Словарь. М.: "Советская Энциклопедия", 1983. (Рус.)
  6. Юнг Карл Густав, О природе психе - www.jungland.ru/node/1592. (Рус.)
  7. Douglas Harper. Online Etymology Dictionary - Archetype - www.etymonline.com/index.php?search=archetype&searchmode=none. (Англ.)
  8. Henry George Liddell, Robert Scott, Archetypos / / A Greek-English Lexicon - www.perseus.tufts.edu/cgi-bin/ptext?doc=Perseus:text:1999.04.0057:entry = # 15887, на сайте Perseus Digital Library - www.perseus.tufts.edu/hopper/. (Англ.)

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам