Надо Знать

добавить знаний



Архипенко Александр Порфирьевич


Archipenko.jpg

План:


Введение

Александр Порфирьевич Архипенко ( * 30 мая (11 июня) 1887, Киев - 25 февраля 1964, Нью-Йорк) - украинский и американский скульптор и художник, один из основоположников кубизма в скульптуре. Почетный член Объединения Художников Украинский Америки (ОМУА) и действительный член Американской Академии Искусства и Литературы.

Работы Архипенко определяются динамизмом, лаконичностью композиции и формы, он ввел в скульптуру полихромия, вогнутость и отверстие, как выразительные элементы скульптуры, синтетические объемные движущиеся конструкции. Одним из первых Архипенко использовать экспрессивные возможности нулевой, сквозной формы - такова пустота между поднятой рукой в ​​скульптуре "Женщина, вкладывает волос", 1915 года.


1. Биография

Родился в Киеве. Младший сын профессора Киевского университета Порфирия Антоновича Архипенко и Прасковьи Васильевны Моховой-Архипенко. Старший брат - Евгений Архипенко.

В 1902 - 1905 годах учился в Киевском художественном училище, из которого был исключен 1905 за участие в студенческих выступлениях, связанных с началом революции 1905-1907. В 1906 продолжил обучение искусству у Станислава Святославского. В 1906 вместе с Александр Богомазов организовал первую выставку своих произведений в Киеве. В этом же году переехал в Москву, где в 1906-08 продолжил образование в Московском училище живописи, архитектуры и скульптуры.

В 1908 - переехал в Париж, где продолжил образование в Парижской художественной школе. В Париже Архипенко поселился в колонии художников "Улей" ( фр. "La Ruche" ), Где также жили художники - выходцы из Украины Владимир Баранов-Россине, Соня Делоне, Натан Альтман. Там познакомился с А. Модильяни, А. Годье-Бжеско и другими. Он открыл в 1910 в Париже собственную школу и, как первый кубический скульптор, ввел в скульптуру новые эстетические элементы - моделирование пространства, вглиблени формы и прозрачность. [1]

В 1910 совершил большое путешествие с выставкой своих работ Италией, Швецией, Францией, Германией, Чехословакией и в том же году состоялась первая персональная выставка Архипенко в Гаген (Германия). С 1912 по 1914 года Архипенко преподает в своей собственной Школе искусств в Париже. 1914 году переезжает в Ниццы. 1920 года принимает участие в Двенадцатом биеннале в Венеции

1921 году основывает собственную Школу искусств в Берлине.

С 1923 г. поселился в США, где открыл школу пластики ( Нью-Йорк, 1924), преподавал в Чикагской школе индустриальных искусств и университете в Канзас-Сити.

Родоначальник кубизма в скульптуре ("Боксеры", 1914; "Солдат уходит", 1917), работал в манере конструктивизма, абстракционизма и других новейших художественных течений ("Женщина", 1918; "Жозефина Бонапарте", 1935; "Заратустра", 1948; "Балерина", 1957). Создал новый вид рельефной резьбы - т. н. "Скульптомалярство" ("Купальщица", 1915; "Женщина, стоящая", 1919), открыл и обосновал принципы подвижного живописи, сконструировал особый механизм - "архипентуру".

1934 года принимает участие в оформлении украинского павильона на выставке в Чикаго, выставляет в нем свои работы.

В 1920-1930-х гг участвовал в художественных выставках в Украине, работал над памятниками Т. Шевченко, И. Франко, кн. Владимиру Святославичу для парка в Чикаго. При жизни Архипенко произошло 130 его персональных выставок.

Умер в Нью-Йорке на кладбище Вудлон.


2. Творчество и влияние

Большинству его композиций свойственна манера кубизма, конструктивизма и абстракционизма.

Творчество Архипенко имело большое влияние на развитие модернистского искусства, в том числе архитектуры и дизайна в странах Европы и Америки. Произведения Архипенко перевернули мировые представления начала XX вв. о скульптуре. Именно Архипенко впервые "составил" единую форму из различных неэквивалентных форм, вводя в композиции стекло, дерево, металл, целлулоид. Пластика, движение, проявленная конструкция и конструктивность, лиричность - основные качества его произведений, которые были высоко оценены современниками - Г. Аполлинером, П. Пикассо, Ф. Леже, М. Дюшаном, Р. и С. Делоне, А. Родченко, П. Ковжуном, последователями и исследователями.

Его произведения определяются динамизмом, лаконичностью композиции и формы; ввел в скульптуру полихромия, вогнутость и отверстие, как выразительные элементы скульптуры, синтетические объемные движущиеся конструкции ( Медрано), "Танец", "Анжелика", бюсты Т. Шевченко, И. Франко.

Ряд произведений, в частности "Танец", серии женских скульптурных портретов, скульптурные портреты князя Владимира Святого, Т. Шевченко, И. Франко, выполнены в реалистической манере.

Реалистические тенденции проявились в серии пластических женских торсов (1916, 1922) и портретов (Т. Шевченко, 1923, 1933; И. Франко, 1925; дирижеров В. Менгельберга, 1925; В. Фуртвенглера, 1927).

Произведения Архипенко хранятся во многих музеях мира, а также в Национальном художественном музее Украины, Национальном музее во Львове. Произведения О.Архипенко имеют честь экспонировать престижные музеи и галереи мира: Центр Помпиду в Париже, музей Modern Art и галерея Соломона, Гугенгайма в Нью-Йорке, музеи Стокгольма, Берлина, Тель-Авива, Москвы ...

Имя А. Архипенко занимает достойное место в шеренге Художников ХХ века Матисс, Пикассо, Брак, Леже, Малевич. Его считали учителем мастера мировой скульптуры: Манцу, Джакометти, Мур, Колдер, Кавалеридзе.

В память о О.Архипенко в Киеве установлен памятный знак в виде копии одного из его женских образов. Знак находится в открытом атриуме бизнес-центра "Киев-Донбасс" ( ул.Пушкинская, 42, возле пл. Л. Толстого).

Более полувека имя Архипенко официальным искусствоведением замалчивалось в Украине так же, как имена Малевича, Б.Кандинського, А.Экстер, Бурлюка, М.Бойчука. Их образы существовали в пересказах старшего поколения художников. Они были не только мифом о свободе, но и активно влияли на формирование новой художественной мысли в художественном андеграунде в советские времена, а особенно в постсоветское десятилетие [2].


Примечания

  1. Уверен, Б. "Александр Архипенко", "Крылатые", журнал юношества, июнь 1969, ч.6
  2. Зеркало недели. № 48 (372) 8 - 14 декабря 2001 "Скульптурный портрет эпохи". Автор: Ольга Петрова. - www.dt.ua/3000/3680/33111/ проверено 2009-06-12.

Литература


5. Галерея

  • Женщина, вкладывает волос ("Lady combing her hair")

  • Бюст Карла фон Вайнберга (Carl von Weinberg) (1961)

  • Гондольер

  • Гондола премьер. Музей искусств Метрополитен


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам