Надо Знать

добавить знаний



Архитектура Нидерландов



План:


Введение

Каналы Амстердама ( XVII века) ​​и в наше время остаются одним из самых грандиозных градостроительных проектов в архитектуре Нидерландов

Архитектура Нидерландов ( нидерл. Nederlandse Architectuur ) - Развитие архитектуры на территории современной западно-европейской державы Нидерланды как составляющая искусства Нидерландов, сформировавшийся и активно продолжался во 2-м тысячелетии н.э., пройдя в той или иной степени все этапы европейской архитектуры, а также во многом влиял на общеевропейский развитие жилищного и промышленного зодчества.

Однозначного ответа относительно определения нидерландского национального стиля в архитектуре нет, но бесспорным остается факт, что именно нидерландский готика имеет наибольшую историческую преемственность на территории страны, ее больше использовали строители-ищейки и последователи историзма и XIX веке; своеобразными на нидерландских землях были ренессанс и классицизм. Так, считается, что период наивысшего развития архитектуры Нидерландов совпал с политическим триумфом государства - так загру "золотой век" Республики Соединенных провинций, и в частности XVII века, когда в стране активно перестраивались города, осуществлялись амбициозные градостроительные проекты, в частности строились многочисленные каналы, как в Амстердаме (см. каналы Амстердама), тогда же в стране творили видные местные архитекторы, во многом в это время были выдающиеся современные архитектурные лица нидерландских городов. Архитектура Нидерландов ХХ века - это творческие поиски, оригинальность, новаторство, нередко в мировом масштабе.


1. Разграничение понятий и общие характеристики

Являясь частью искусства Нидерландов, архитектура страны имеет общую историю с этой художественной школой. В этой связи следует разграничить понятия архитектура Нидерландов и нидерландская архитектура. Первое понятие имеет синонимические замену - голландский архитектура, второе же понятие значительно шире, ведь нидерландская архитектура с Средневековье развивалась на территории Нидерландов исторических. Вплоть до Нидерландской буржуазной революции ХVI века художественные, в том числе и архитектурные, школы голландский и фламандский (см. Архитектура Бельгии) развивались совместно, потому - как отдельные. Хотя, безусловно, основы различий в архитектуре Нидерландов и Бельгии были заложены как раз именно в Средние века.

Архитектура Виллемстад - оригинальное "прочтение на месте" нидерландской архитектуры

Среди факторов, которые обусловили эти процессы, - как чисто объективные (географическое расположение, разные природные условия, близость к воздействиям соседних государств и т.п.), так и субъективные (разницы в развитии образовательных центров, наличие архитекторов и строителей школ и т.д.). Кроме того, географически Нидерландами нидерландская архитектура не ограничивалась и после образования Республики Соединенных провинций, ведь будучи колониальной метрополии, Нидерланды насаждали свои администрацию, культуру, язык и архитекуру в том числе в колониях, в частности, в крупных колониальных центрах Индонезии, в ряде Карибских островов - к примеру, историческое ядро Виллемстад на Кюрасао, что представляет удивительно яркое "прочтения на месте" нидерландской архитектуры, именно благодаря оригинальности занесены в Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Роттердам (октябрь 2009) - современная "архитектурная столица" Нидерландов. На переднем плане - Мост Эразма

К общим характеристикам архитектуры Нидерландов, присущие ей на протяжении всей истории принадлежат ее открытость и способность абсорбировать зарубежный опыт и выработать собственный стиль. Безусловно, на развитие зодчества на территории современных Нидерландов имели огромное влияние ранняя урбанизация, высокая (исторически один из самых высоких в мире) щильинсть населения и постоянная борьба за землю (осушки земель, строительство каналов) и на архитектуру влиял общее историческое развитие - войны, иностранное господство, Реформация, экономические подъема и стагнации.

К сущностных характеристик архитектуры Нидерландов в ХХ веке добавилось ее новаторство - среди современных нидерландских архитекторов не только последователи, но в первую очередь зачинатели, теоретики и руководители таких современных художественных, и в том числе архитектурных течений, как функционализма ("международный стиль"), деконструктивизма, неопластицизма.


2. Доготика, готика и "пламенея" готика

На территории Нидерландов сохранились мегалитические сооружения эпохи неолита, кельтское поселение (1-е тыс. до н. э, древнеримские постройки (I-III вв.)

Со времен господства Каролингов на территории исторических Нидерландов начали возникать и строиться города. У них в период так называемого "Каролингского Возрождение" возводили церкви- базилики - например, Базилика святого Серватия в Маастрихте ( Х - XVИ ст.ст.), что является старейшим действующим храмом Нидерландов и редким образцом романского стиля, реже возводили центрические капеллы ( капелла дворца Валкгоф в Неймегене, что происходит, вероятно, с VIII - ИХ ст.ст., нынешний вид - XI в.). Романский стиль, складывавшийся под влиянием рейнских областей, Ломбардии и Северной Франции, царивший на Нижних землях в XI - в середине ХИИИ веках. Центрами его были долины рек Мааса - то пограничья современных Нидерландов и Бельгии.

В XIII веке архитектурными центрами стали также Брабант, приморська Фландрія. Оздоблення храмів (за французькими зразками) характеризувалося символічністю змісту, умовністю форми (капітелі церков у Маастрихті, на межі ХІІ-ХІІІ ст.ст.).

Утрехтський собор (ХІІІ-XVI ст.ст.) - перший і тривалий час єдиний кафедральний у Нідерландах

У ХІІІ- XV століттях виросли міста навколо замків і ринкових площ з будинками гільдій і цехів, міською вежею і ратушею; переважало радіально-кільцеве планування. Будувалися міські мури з потужними вежами та брамою, укріплені мости, дерев'яні, фахверкові і муровані будинки з вузькими фасадами, зазвичай у декілька (найчастіше 3) поверхи з фронтонами, нерідко досить багато оформленими. Скупість і традиційність планування з одного боку, багате оздоблення і складний декор з іншого виразно свідчили про поєднання рис романського стилю і готики. Однак панівною в нідерландських містах невідворотно ставала готика (замок Ріддерзал, Гаага, ХІІІ ст.; Аудекерк, Делфт, XIII-XIV ст.ст.). У Північних Нідерландах з їх болотистими ґрунтами і браком природного каменю дістала значний розвиток так звана "цегляна готика", були розроблені полегшені покриття, у тому числі дерев'яні склепіння (Сінт-Якобскерк, Гаага; Аудекерк, Амстердам, обидві - XІV-XVІ ст.ст.).

У XІV - 1-й третині XVІ століття зводились зальні церкви (Утрехтський собор, ХІІІ-XVI ст.ст.). Водночас на півдні сучасних Нідерландів - у Брабанті розквітнула пізня, "пломеніюча" готика, яка все-таки є більш притаманною для Бельгії, у Нідерландах же вона представлена поодинокими зразками в Алкмарі, Мідделбурзі (Мідделбурзька ратуша, 1452-1520, архітектори - сім'я Келдермансів, більш відома за творчістю у Бельгії) тощо. По суті пломеніюча готика свідчила про настання Відродження у нідерландській архітектурі.


3. Нідерландські Відродження і класицизм (1500-1800)

У XVІ столітті з Італії та Франції в архітектуру Нідерландів проникають класичні принципи Відродження, нідерландські архітектори починають здобувати професійну освіту, писати теоретичні твори. Першим нідерландським теоретиком архітектури був живописець і гравер Пітер Кук ван Альстом (1502-1550). Йому належать переклади Вітрувія (видані в 1539 р.) і трактатів Серліо (1540-і рр.).

"М'ясні ряди", Гарлем, ~1600 (де Кей)

Цікаво, що це переймання (не запозичення) ренесансного мистецтва, в тому числі й у архітектурі, було опосередкованим, адже італійці чи французи, як скажімо у Німеччині, не працювали в нідерландських містах, тобто абсорбація нового відбувалась на місцевому ґрунті силами місцевих же будівничих, що неминуче вело до трансформації архітектурних форм італійського Ренесансу в нідерландській архітектурі. Форми ці, які сприймаються ззовні і ґрунтовно переробляються, використовувалися для декоративного оздоблення, не зачіпаючи старої, звичної готичної конструкції будівель. Ордерні елементи, ренесансні тяги, карнизи наносилися на звичайні, по суті середньовічні, будівлі, результатом чого стала значна зміна "класичних" пропорцій. Дуже високі фронтони будівель зберігали ступінчасту форму, на фасадах, як і раніше виділялися еркери. Типовими в цьому відношенні є численні будівлі ратуш, цехів, купецьких корпорацій, вагів тощо

На архітектуру Нідерландів цього періоду так званого північного (або нідерландського) Відродження значно вплинули зовнішні і внутрішні політичні, економічні і релігійні чинники. Так, піднесення економічне і політичне вело до збагачення і зростання нідерландських міст, їхньої розбудови, і першу чергу, будівництво світських споруд (ратуші, склади, торгові ряди тощо), відособлення національних мистецьких, зокрема і архітектурних традицій; Реформація призвела до зведення нових - протестантських храмів, які вже не несли в собі значний готичний елемент, а були ренесансними (Зюдеркерк, Амстердам, 1603 - 11, перша реформістська церква у місті; арх. Г. де Кейзер).

У світських спорудах цього часу був створений новий, дуже мальовничий стиль, де все-таки готична традиційна основа-структура поєднувалася (коли органічно, коли не дуже) з величезною кількістю ренесансних архітектурних мотивів. У окремих місцях склалась традиція цегляної кладки (М'ясні ряди, Гарлем, бл. 1600), в тому числі з білокамінними класичними деталями (Будівля міських ваг, Алкмар, 1582 - 99; міська канцелярія, Лейварден).

Забудова XVII-XVIII ст.ст. на каналі Кейзерсграхті, Амстердам

Выдающимися архитекторами Голландии, творивших в этот период были Якоб ван Кампен (Jacob van Campen, 1595-1657), Ливен где Кей (Lieven de Key, ок. 1560-1627) и Хендрик де Кейзер (Hendrik de Keyser, 1565-1621). Всего нидерландская архитектура Ренессанса оказала значительное влияние на зодчество других стран, прежде всего Германии и Англии.

XVII век стал также периодом разработки и возведения многочисленных каналов в нидерландских городах (см. Каналы Амстердама) - как с целью осушения земель, защиты, так и в транспортных целях. По берегам каналов в XVII- XVIII веках активно строились и реконструировались дома купцов и зажиточных бюргеров.

Вид классицистической постройки Амстердамского театра, ок. 1885 (сгорела в 1892 году и была перестроена)

В этот период в Нидерландах ощутимым стало проникновение европейского (французского) классицизма как в общественной и жилой, так и сакральной архитектуре - от переходных форм к чистой подражания (Амстердамская ратуша, 1648 - 55, арх. Я. ван Кампен; Нивекерк, Гаага, 1649 - 56, дворец Гюгетан, Гаага, 1734 - 36, арх. Д. Маро возведение классической здания театра Стадссхаубюрг в Амстердаме, 1770-е).


4. XIX века: обретение национального стиля

Хотя традиционно XIX века в нидерландской архитектуре мистецтвознацямы обозначается как "проходное" и время, когда создавались выдающиеся архитектурные памятники, действительно утверждать это однозначно было бы совершенно ошибочным.

Ведь, как и большинство исторических европейских городов, нидерландские завдячують в большой степени своему архитектурному лицу именно деятельности строительных XIX века. Это было время, когда активно росли города, развивалась промышленность (заложены основы промдизайна), происходило культурное и образовательное подъема (строились и реконструировались городские очаги культуры - музеи, театры, публичные библиотеки). Общеевропейский романтизм, пустив корни и в Нидерландах, в области архитектуры выдал на гора яркий и ощутимый результат - был определен нидерландский национальный стиль.

Рейксмузей, Амстердам ( 1876 ​​- 85), фотография ок. 1895

Еще до середины XIX века в Нидерландах строили преимущественно по французским (в основном классицизм) образцами, в дальнейшем начало появлялись многие эклектичных зданий, но именно нидерландский неоготика, дополненная неоренессансном деталями, в исполнении ведущих зодчих страны понимается как нидерландский национальный архитектурный стиль.

В этот период (2-я пловина XIX вв.), В частности, "столбами" нидерландской архитектуры, спроектировали и построили яркие сооружения, были Адольф Леонард ван Гендт ( Концертгебау, ( 1883 - 88), новое здание Городского театра, 1894, оба - Амстердам) и Питер Кейперс ( Рейксмузей, 1876 ​​- 85; Центральный вокзал, 1881 - 89 в Амстердаме). Последний, являясь главной фигурой архитектурного историзма в Нидерландах, также совершил колоссальное влияние в области изучения и исследования, реставрации, реконструкции, а иногда и перестройке культовых сооружений в Нидерландах, нередко строил новые неоготические церкви ( Собор св.Йозефа, Гронинген, 1886).

Без понимания архитектуры Нидерландов XIX века трудно понять тот настоящий голландский архитектурный "бум", который проходил в 1910 - 1930 -х годах, поскольку, например педагогом функционалиста Я. Ауда был тот самый традиционалист Питер Кейперс, а в бюро его племянника Эдуарда оформилось ядро Амстердамской архитектурной школы.


5. от 1900 до теперь: модернизм и постмодернизм

В ХХ веке голландские архитекторы сыграли ведущую роль в развитии современной архитектуры. Уже в начале века основы рационалистического взгляда на возведение разнофункциональных помещений закрепил Хендрик Берлаге ( Гаагский муниципальный музей).

В 1920 - 1930 -х годах в Нидерландах архитектура стала одним из видов искусства, который развивался динамично. В стране возник ряд арт-групп, продвигали свои взгляды на развитие искусства, в том числе и архитектуры.

Так, архитекторы- экспрессионисты Мишель де Клерк и Пит Крамер были тесно связаны с "амстердамской школе". Другая группа состояла из более функционалистская архитекторов ("Новые здания" / Nieuwe Bouwen) - Март Стам (Mart Stam), Лендерт ван дер Флюгт (Leendert van der Vlugt) и Йоханнес Дейкер (Johannes Duiker). Ярким проводником рационализма в архитектуре Нидерландов был также И. А. Бринкман (завод Неллефабрик, Роттердам, 1931).

Выдающимся явлением в нидерландском искусстве стала деятельность членов арт-группы "Стиль", которые начав с разработки собственного стиля неопластицизм, наконец примкнули к функционализма - Геррит Ритвельда ( Дом Шредер, Утрехт, 1924) и Якобус Ауд, который был главным архитектором Роттердама, где построил ряд жилых комплексов и концептуальные дома.

Вторая мировая война и последующее восстановление обеспечили именно Роттердама стражу удивление разнообразие стилей. Современный архитектурный стиль в городе широко представлен многочисленными небоскребами (высшим является башня Маас, 164,75 м), всемирно известными "Кубический домами" ( 1984, арх. Пит Блом), бизнес-сооружениями (штаб-квартира "Unilever NL", "Где Брюгге"), а также эмблемой города - мостом Эразма.

После войны, в 1950 - 60 -х годах новое поколение нидерландских архитекторов А. ван Эйк (Aldo van Eyck) Я. Б. Барема и Г. Герцбергер (Herman Hertzberger: Министерство общественных дел и занятости, Гаага), известное как "Форум поколения" (Forum generation, под названием программного журнала), обеспечило интернационализации голландской архитектуры.

От 1960 - 70 -х годов архитектура Нидерландов тесно связана с дизайном (аэропорт Схипгол в Амстердаме, 1963 - 67, арх. М. Ф. Дейнтьер).

Дом WoZoCo (MVRDV) Амстердам

Начиная от 1980-х и до сих Рем Колхас и его архитектурное бюро (Office for Metropolitan Architecture (OMA)) является ведущей силой в мировой архитектуре, под эгидой которой формируется новая, постмодернистская генерации нидерландских архитекторов.

Современная архитектура в Нидерландах характеризуется многообразием форм, практичностью, экологической направленности и оригинальностью - это особенно касается отдельных проектов. Молодым архитекторам предоставляется возможность экспериментирования при строительстве и расширении городов. Государство оказывает свое влияние на архитектуру, выступая в роли заказчика. Новейшими примерами являются модернистское здание Министерства жилищного обеспечения, планирования пространства и охраны окружающей среды (архитектор Хоохстад / Hoogstad) и постмодернистская здание Министерства здравоохранения, благосостояния и спорта (архитекторы Хравес / Graves) и Сутерс / Soeters). В современных работ голландских архитекторов также принадлежат проекты архитектурного бюро MVRDV - название образовано от инициалов создателей компании: Винни Мааса (Winy Maas, * 1959), Якоба ван Рейса (Jacob van Rijs, * 1964) и Натали де Врис Nathalie de Vries, * 1965), который воплощает свои идеи по всему миру и отличается оригинальным подходом, который уже повлиял на современную архитектуру в целом.


6. Источники, ссылки и литература

  • Загайкевич М. П. Архитектура (раздел) в ст. Нидерланды / / Украинская Советская Энциклопедия. - 2-е издание. - Т. 7. - Киев, 1982. - С. 360
  • Нидерландское искусство в БСЭ (Рус.)
  • Крашенинников Н. Л. Современная архитектура Нидерландов (Голландия). Под общей редакцией Д.И. С. А. Хан-Магомедова., М.: Издательство литературы по строительству., 1971 - 126 с., Ил. (Рус.)
  • Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 1, М., 1960, т. 3, М., 1962 (Рус.)
  • Всеобщая история архитектуры, т. 3, М., 1966, т. 4, М., 1966 (Рус.)
  • Гершензон-Чегодаева Н. М. Возрождение в нидерландско искусстве / / в сб. Ренессанс. Барокко. Классицизм, [сб. ст.], М., 1966 (Рус.)
  • Бенеш О., Искусство Северного Возрождения, пер. с англ., М., 1973 (Рус.)
п о р Архитектура стран
Австрия Албания Андорра Бельгия Беларусь Болгария Босния и Герцеговина Ватикан Великобритания Греция Грузия Дания Эстония Ирландия Исландия Испания Италия Латвия Литва Лихтенштейн Люксембург Македония Мальта Молдова Монако Нидерланды Германия Норвегия Польша Португалия Россия Румыния Сан-Марино Сербия Словакия Словения Венгрия Украина Финляндия Франция Хорватия Чехия Черногория Швейцария Швеция

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам