Надо Знать

добавить знаний



Архитектура Украины


Lesser Coat of Arms of Ukraine.svg

План:


Введение


1. Древняя архитектура

Керчь, Царский курган, архаичное свода

Архитектурная традиция на территории Украина прошла длинный исторический путь развития. Старейшие памятники монументальной, каменной архитектуры на украинских землях происходят из побережья Черного моря - из бывших греческих колоний, которые достигают VIII - VII вв. до н. е. В таких больших городов принадлежали Тира над лиманом Днестра, Ольвия над лиманом Южного Буга, Херсонес у современного Севастополя, Феодосия, Пантикапей (современная Керчь), Фанагория напротив Керчи, Тамань, Танаис у современного Ростов-на-Дону и многие другие. Остатки архитектурного комплекса Бельского городища (VII-III вв. до н. н.э.) ученые идентифицируют с древним городом Гелон, описанным Геродотом.

Опыты сохранившихся незначительных остатков древних строений и других художественных произведений указывают, что сначала в VIII - VI вв. до н. е. Причерноморье повлияло т.н. ионийского стиля, а с V в. здесь распространяются образцы афинского и с началом новой эры до II в. римского строительства. Найденные фундаменты оборонительных стен городов ( Ольвия, Пантикапей, Нимфей, Горгиппия), жилых домов, храм Аполлона в Ольвии и различные обломки колонн, капителей и т.п. указывают на отличие их от чисто греческих образцов - аттических и малоазийских. Особый интерес представляют склепе (например, в Керчи) со сводом, сложенные из клиновая камней. Этот новый на то время конструктивный способ перекрытия не был известен в самой Греции, а лишь в некоторых греческих колониях, например, в Александрии.

После нашествия различных кочевников, еще разрушили греческие города, монументальное строительство начинает заново развиваться в Причерноморье в IV - VII вв. за т. древнехристианского и ранневизантийской эпохи. Причем христианские храмы предстают именно в бывших греческих городах, а также отчасти по материалам древних греческих, античных строений. Самым центром древнехристианского строительства был Херсонес. Каких больших размеров оно достигало, свидетельствуют сохранившиеся остатки фундаментов и частей стен 27 церквей и часовен. Старейшие церкви были центрического типа - в форме равнораменным т. н. "Греческого креста", что указывает на восточные влияния, далее базилики VII - IX вв. римского типа, который в свое время были распространены в целом Востоке, округлые строения (т. н. ротонды) V - VI вв., крестильные часовни и средний между базиликой и Крещатой строением тип строений. Все строения перекрывались, очевидно, деревянным потолком, а своды имели лишь апсиды (алтарное округления) и меньше ротонды. Найденные останки и фрагменты разных мозаик и различных деталей указывают, что архитектурное искусство стояло здесь очень высоко и приходило сюда главным образом из Греции, Малой Азии и Кавказа. Лучше сохранившаяся церковь Св. Иоанна Предтечи в Керчь (XIII в.) близко стоит к вышеупомянутому среднего типа, но более выразительным разделением на три части (или т. н. нави), с четырьмя колоннами, которые подпирают одну среднюю баню.


2. Средневековая архитектура

Софийский собор, Киев, 1017/1037. Первоначально построенный в византийском стиле, в 18 в. реконструирован в стиле украинского барокко

Аутентичная украинская архитектура начала формироваться в IX-X вв., Когда на территории Украина возникла централизованное государство - Киевская Русь. Сначала все постройки - укрепление, дворцы, церкви - строились из дерева. Основной структурой зданий издревле был сруб, возведенный из горизонтально уложенных бревен с шатровым верхом. Традиция сооружения срубов сохранилась вплоть до начала ХХ в. Даже сегодня подобные срубы используются жилые помещения, их можно увидеть, например, в Чернигове.

Вместе с принятием христианства в Киевской Руси появились здания византийского стиля, лучшим примером которого является Софийский собор в Киеве (XI в.), сохранившийся до нашего времени, претерпев, впрочем, существенной барочной перестройки. Византийский стиль на Руси начал активно реформироваться в совместных с аутентичными представлениями о строительстве и орнаментации. Вследствие такого реформирования появились вытянутые вверх купола киевских церквей, специфическая цветовая гамма росписи, фресок и мозаик.

Древнейшей церковью Украины, сохранившаяся лишь в фундаменте, являются Десятинная, построенная Владимиром Великим около 988 - 996 гг Это была тринавна строение с широким опасением (галереями) вокруг, внутри пышно убрана мраморным облицовкой, резьбами, изразцами, фресками и мозаиками. Из летописей известно, что она рухнула в 1240 году во время осады Киев Батыем.

Обычный тип больших церквей X - XIII вв. - Это тринавна церкви с тремя полукруглыми или гранеными апсидами (округление со стороны алтаря), с двумя или тремя парами столбов. Между первой алтаря и второй парами столбов через всю церковь проходит поперечная нава. Средняя широкая нава - такой же ширины и высоты, как и поперечная нава (проход) на перекрестке их вверху выводилась самая баня с верхней точкой всей церкви. Меньшие церкви были, возможно, однонавни с апсидой с востока. В Западной Украине выводились также ротонды - круглые строения.

Характерной чертой многих церквей были т. н. опасение, т.е. галерейки, окружавших строение с трех сторон (кроме востока), которые зберегалися после в украинском деревянном строительстве. Нередко с западной боковой стене возвышались две мощные башни или одна башня в северо-западном углу здания. Завершали строение один, реже 5 (или 9) бань округлой, эллипсовидной и граненой формы. Общие массы и связанный с ними внешний вид строения всегда соответствовали внутренним пространственным формам, так что даже форма крыши и куполов наружу точно соответствовала внутренней. Согласно этому, чисто конструктивным, законом архитектурного искусства строения в целом имели минимальное количество декоративных украшений, а где вши и были, то отвечали логическому содержанию отдельных конструктивных частей строения.

Хотинская крепость в г. Хотин, Черновицкая область, начало 1400, построенная на месте поселения Киевской Руси XI в.

После татаро - монгольского нашествия строительство на территории Украина подчиняется задачам обороны. В XII-XV вв. строятся преимущественно крепости с башнями, укрепленные монастыри, замки в Каменец-Подольском, Львове, Луцке, Кременце, Белгород-Днестровском. Их высокие стены и неприступные, но на некоторых можно увидеть декоративный орнамент в виде украинской плахты или вышивки, выложенный из красного кирпича. Наилучшим примером является Хотинская крепость в Черновицкой области со стенами 30-35 метров, прекрасно сохранился до наших дней.

Монастыри-крепости XV века тоже похожи на замки. Главный собор монастыря стоял или посреди двора, в системе оборонительных стен. Храмы были обязательно приспособлены к обороне, ведь нередко случалось, что они становились убежищем от врага не только для монахов, но и для мирян.


3. Готика Украине

Один из самых интересных периодов истории архитектуры Украины - конец XIV - первая и половина XV века. На западных землях, которые меньше других пострадали от монголо-татарского нашествия, тогда растут города, развиваются ремесла и торговля. В украинские города прибывает много поселенцев, преимущественно немцев, которые принесли в искусство, а в частности в архитектуре, новые стилевые формы.

Расцвет Кафедральной готики в Украине приходится на времена правления короля Владислава II Ягайло ( 1386 - 1434).

Среди культовых сооружений преобладали католические костелы. Решающую роль в формировании нового стиля сыграл Латинский кафедральный собор во Львове - памятник архитектуры национального значения. Готическую составляющую подчеркивает высокий шип крыши. Колокольня на главном фасаде имеет барочное завершение и расположена асимметрично, так вторая колокольня достроили. В интерьере высокие снипчасти колонны поддерживают стрельчатые арки и свод с готическими нервюрами. Стены и своды покрыты многочисленными фресками. Строительство собора началось 1361 (по другим данным - 1370) на средства короля Казимира Великого. Среди строителей этого храма известны Ничко, Йоахим Гром, Амброзий Рабиш; одним из заботливые опекунов строения в городских актах названо Петра Штехер. Объемную композицию костела сотворено благодаря двум главным составляющим: пресбитериуму (алтарной части) и корпуса нав (собственно молитвенной зале).

В 1527 году во время большого львовской пожара сгорело практически все готический город. Пострадала также и кафедра - особенно западная его сторона и башня. Восстановлением храма занялись уже ренессансные архитекторы, что повлияло на будущий облик сооружения.

  • Латинский кафедральный костел, г. Львов

  • Часовня Св. Мартина, остатки разобранного готического собору.м. Мукачево

  • Костел Св. Николая, поздняя готика, Куликов (пгт), Львовская обл

  • Реформатская церковь (Хуст), бывший Елизаветинский костел 13 в.

На Закарпатье готические постройки строились венгерской церковной властью. До нашего времени сохранились готические церкви XIV - XVI вв. - Св.Елизаветы в Хусте, Вознесения и св.Франциск в Виноградов, Крестовоздвиженская в Берегово, Св.Мартина в Мукачево, Сердца Иисуса в Бене, Св.Духа в Четфалва и другие.


4. Ренессанс во Львове

В XVI-XVII вв. в Украина распространился стиль Ренессанса. Наиболее ярко он отразился в архитектуре Львова. На одной из центральных площадей этого города почти полностью сохранившийся ренессансный ансамбль зданий, эстетической доминантой его является так называемая Черный каменный - черная здание в окружении светлых. Напластования эпох и сочетание различных архитектурных стилей в архитектурном ансамбле Львова делают город настоящим музеем под открытым небом. Историческая центральная часть Львов зачислена ЮНЕСКО к культурному наследию человечества.


5. Украинское барокко

  • Трапезная с церковью Иоанна Богослова, 1713 г. Михайловский монастырь (Златоверхий) в Киеве.

  • Надвратная церковь Всех Святых, Киево-Печерская лавра. План.

  • Церковь Святого Пророка Ильи в Субботове, построенная на средства Богдана Хмельницкого в течение 1651-1656 гг

  • Крыши Златоверхого Михайливськогособору, Киев.


6. Крепости и замки


7. Деревянная архитектура украинских земель

Деревянная церковь, Креховский монастырь, Львовская обл.
  • Лемковская церковь Св. Михаила, 1777, село Шелестово

  • Украина, Дрогобыч, церковь Св. Юра.16 века

  • Ц-ва Св. Троицы. г. Жовква.

  • Церковь св. Параскевы, Александровка, Закарпатская обл.

  • Колокольня церкви Рождества Богородицы, г. Яворов Львовской области.

  • с. Розлуч портал костела Св. Франциска Борджиа (Львовская обл. Турковский р-н).

  • с.Язливчик. Римско-католическая часовня, сутки сецессии, 1936 г..

  • Церковь Св. Архангела Михаила, XVIII в., 1818 р.с. Негровец, Закарпатская обл.

  • Церковь Святого Духа, 1795 г., с. Колочава, Закарпатская обл.

  • Прага, церковь Св. Михаила из Украины, парк Кински


8. Барокко

Проект Растрелли. Дворец К.Г.Розумовського для Глухова.
Дворец Сангушко (Изяслав), поземных план, арх. Паоло и Якуб Фонтана

Приход Ренессанса имел также большое значение для дальнейшего развития украинского зодчества, особенно украинского барокко. Барочное искусство и архитектура, были вершиной художественных достижений в западной и восточной Европе, получили высокую оценку в Украина XVII ст. и, соединившись здесь с местным искусством, особенно кирпичной кладкой, создали новый неповторимый стиль украинского барокко. Благодаря активной строительной деятельности гетмана Мазепы, стиль барокко в Украине называется "Мазепинским стилем". К сожалению, большинство шедевров украинского барокко не сохранились - отчасти из-за большевистскую политику разрушения храмов, частично из-за того, что специфическое ответвление этого стиля - так называемое "Казацкое барокко" - было представлено деревянными церквями.

В 18 веке в украинском барокко происходили изменения - фасады штукатурили и украшали лепниной, примером чего является Покровская церковь построена по проекту украинского архитектора Григоровича-Барского.

Барокко - стиль архитектурных ансамблей. Большинство ансамблей украинских монастырей складывались в разное время, часто - еще в древнерусский период, но их окончательное формирование произошло в эпоху барокко, когда всем зданиям предоставлялось единое стилевое лицо (монастыри Приднепровья и Левобережье Украины, Софийский ансамбль, Выдубицкий монастырь в Киеве).

В это же время по проекту итальянского архитектора Растрелли был построен Мариинский дворец, который сегодня государственной резиденцией Президента Украины.

Мариинский дворец в стиле барокко, Киев, арх. Растрелли, 1750-55 гг Государственная резиденция Президента Украины

9. Классицизм

Вознесенская церковь (Ромны), Сумская обл. уникальная по планировку и форму, в 1801 г.

С конца XVIII в. в Украину пришел классицизм, так называемый "городской стиль", характерной чертой которого было значительное уменьшение церковного строительства. Преимущество стала предоставляться дворцам и общественным зданиям.

На рубеже XVIII-XIX веков прекрасными образцами классичности были величавые палаты гетмана Кирилла Разумовского в Почепе (проект Де ля Мото, арх. А. Яновецький) Яготине (проект Менеласом) Глухове (арх. Андрей Квасов) и Батурине (проект Андрея Квасова, арх. Чарльз Камерон). Огромных размеров палата в Почепе, построенная в 1796 г., дает широкую площадь спокойных архитектурных масс, но с сухими и однообразными линиями деталей. Зато настоящим художественным произведением является палата в новой столице Украины - Батурине, построенная в 1799 - 1803 гг где уже заметно влияние стиля Людовика XVI. Не менее интересна огромное усадьба Завадовского в Ляличах (арх. Джакомо Кваренги, 1794-95), где целый комплекс строений создает колоссальное полукруг, а главный корпус изящные формы т.н. палладианства - типа Вилла Ротонда близ Виценца в Италии.

В конце 18 века и в начале 19 на землях Украины появились поодинаки образцы стиля ампир (поздний классицизм, что последовал образцы архитектуры Рима императорской эпохи)


10. Неоготика

  • г. Днепропетровск, костел Св. Станислава, Тернопольская обл.

  • костел Св. Анны, с. Озеряны, Тернопольская обл

  • Костел в г. Харьков

  • Костел Св.Йосифа в г. Николаев (1891-95 гг)

  • Костел Воздвижения Святого Креста в г. Фастов (1903-11 гг)

  • Кирха, ныне Дом Еваангелия, г. Луцк (1906-07 гг)

  • Костел, г. Ровно (1890-е гг) сейчас зал органной музыки.


11. Украинских сецессия (модерн)

К наиболее распространенным образцов архитектуры на территории Украины принадлежат образцы памятников сецессии (декоративного стиля капитализма модерн). Именно в этот период пришлось массовое строительство железнодорожных вокзалов, магазинов, театров, часовен и церквей, рядовой застройки из кирпича, бетона или дерева. Относительная близость к настоящему и трагическая история Украины в 20 веке не способствовала ни сохранению памятников эпохи сецессии, ни постоянной представлении о художественную ценность и ценность памятников эпохи. Они массово гибли во время войны 1941-1945 годов, активно разбирались в послевоенную пору, уничтожаются до сих пор. Внимание привлекают только уникальные, эксклюзивные образцы украинской сецессии (модерн). В Украине в начале 21 века. не было создано ни капитального перечень памятников сецессии, ни значительных научных монографий, посвященных эпохе сецессии. Деревянная архитектура Украины эпохи модерн осталась малоизвестной страницей истории даже для специалистов.

Среди художников, работавших в стиле сецессия, ряд архитекторов Львова, Харькова, Киева, Винницы, Одессы, Днепропетровска, Мариуполя, Ялты, Гурзуфа:


12. XX века

г. Новомиргород, городская больница, 1910 г.
Типичное украинское село начале ХХ в.

В начале ХХ века в Европе возникает новое направление в искусстве, и, в частности, в архитектуре - модерн. Архитектура модерна в каждой стране приобретала национальные черты, и таким образом появляется архитектура украинской модерна. Как известно, в начале ХХ века часть территории Украины находились под влиянием Российской и Австро-Венгерской империй, поэтому на этих территориях модерн, и в том числе украинский модерн имел характерные особенности. Архитектура Западной Украине в начале ХХ ст. находится под влиянием Венского сецессиона и приобретает название "сецессия". Сочетание народного искусства и сецессии стало следствием возникновения украинской сецессии, имеющий черты гуцульского и закопанскому народного искусства. На территории Центральной, Южной и Восточной Украины, которая находилась в составе Российской империи, существует национальный вид модерна: "Украинский модерн", который возник в Полтаве. Самые сооружения этого стиля были построены в Харькове, Полтаве, Киеве, но руководство империи противодействовало развитию украинской культуры и, в частности, национальной архитектуры. Это было одной из причин, которые не способствовали украинского модерна. Таким образом наиболее широко в русской части Украины было представлено русский вариант модерна, также в Украине существуют образцы северной разновидности модерна (скандинавской). Другие народы, конечно, привнесли в архитектуру Украины свои национальные особенности, например модернизированные неоготический (Народы Европы) или неомавританском стиле (Восточные народы).

На территории Украины со времен модерна творили такие фигуры как академик Алексей Бекетов, Викентий Прохаска, Григорий Артынов, Адам Генрих, Василий Кричевский, Тадеуш Обминський, Иван Левинский.

Выделяется фигура Владислава Городецкого. Особенно благодаря Городецкому Киев, украшенный неповторимыми зданиями в стиле модерн ( дом с химерами), неоклассицизма (музей древностей и искусства, ныне Национальный художественный музей), неоготики ( Николаевский костел, ныне Национальный дом органной музыки), мавританской архитектуры (караимская кенаса, ныне Дом актера).

В 1910-1920 гг получил распространение стиль необарокко - попытка соединить традиции высокого "мазепинского барокко" с достижениями европейского модерна.

После социалистической революции в степени на смену эпохи модерна приходит эпоха модернизма, которая в Советской Украине представлена ​​стиле конструктивизма. Наиболее поражая сооружения этой эпохи были построены в первой столице Украинской республики - Харькове (дом Госпрома), Киеве (Жилые дома партаппарата в районе "Липки", Первый дом Доктора).

Дом Кабинет министров Украины, 1936-38 г., арх. И. Фомин

В 1932 г., с организацией единого Союза архитекторов, был провозглашен единственный творческий метод - метод социалистического реализма и тотальной ориентации на классику. Конструктивизм подвергли жестокой критике, многие архитекторов-конструктивистов был репрессирован или казнен. Начинается активная политизация архитектурной деятельности и формирование архитектуры режима с его стремлением к гигантомании и бутафорской помпезности форм, но архитектура сталинского историзма приобрела национальные украинские черты.

В 1936-1939 гг были построены: здание ЦК КП (б), ныне Министерство иностранных дел Украины (проект П. Лангбарда) дом НКВД, ныне Кабинет министров Украины (проект И. Фомина) дом Верховной Рады УССР (проект В. Заболотного) штаб Киевского особого военного округа, ныне Администрация Президента Украины (проект С. Григорьева).

Коммунистический режим разрушил немало выдающихся зданий, которые позже были внесены в официальные списки памятников архитектуры ( Михайловский Златоверхий и Никольский военный соборы в Киеве, Троицкий собор в Глухове т.д.). Сегодня некоторые из них, например, Михайловский Златоверхий или Успенский собор Киеве, восстановлены.

После Второй мировой войны национально-самобытные ретроспекции отразились в архитектурной деятельности периода послевоенного восстановления городов и сел Украины. Особенно это имело значительное влияние на грандиозное восстановление Крещатик (архитекторы А. Власов, А. Добровольский и др.).. Богатые традиции украинского барокко, которые использовали авторы в застройке столичной улицы, гармонично сочетаются с городским рельефом. В архитектуре домов была активно использована украинская орнаментальная пластика и колорит.

В 1960-70-е годы появляются первые проявления новой образности архитектуры, использование современных индустриальных конструкций и прогрессивных строительных материалов - Дворец спорта в Киеве (архитекторы Михаил Гречина, А. Заваров) наземные станции Киевского метрополитена ?Крещатик? (архитекторы А. Добровольский, В. Елизаров и др..) "Университет" (архитекторы Г. Головко, М. Сыркин и др..) отель "Тарасова гора" в г. Каневе (архитекторы Н. Чмутина, Е. Гусева, В. Штолько и др.)., Дворец детей и юношества в Киеве (архитекторы Авраам Милецкий, Эдуард Бельский) киноконцертный дворец ?Украина? (архитекторы Е. Маринченко и др.).. Оригинальностью и новизной форм обозначенная архитектура комплекса Киевского национального университета им. Т. Г. Шевченко (архитекторы В. Ладный, А. Будиловский, Л. Коломиец и др.)..


13. Современность, 21 век

Жилой комплекс "Арк Палас № 1" Небоскреб Арк Палас в Одессе

Язык современной архитектуры становится более глобальным, плюралистической за творческим направлением, но одновременно значимую роль играют новые творческие поиски прогрессивных направлений, принципов и приемов решения формы и содержания в архитектуре. В творчестве киевской генерации украинских архитекторов все чаще встречаются проявления постмодерна и хай-тека как отражение глобализации процесса развития мировой архитектуры. В новых зданиях стилевого направления удачно используются новые конструктивные и художественно-пластические возможности как традиционных строительных материалов, так и новых - легкие металлопластиковые конструкции, изысканные отделочные материалы (гостиница "Крещатик", арх. Л. Филенко; деловой комплекс "Внешэкспосервис", архитектор О . Донец и др..; банк "Украина", архитектор С. Бабушкин и др..; офисный центр "Киев-Донбасс", архитектор В. Жежерин и др..; гостинично-офисный центр "Восточный горизонт", арх. А. Комаровский, комплекс "Эксимбанк", архитектор И. Шпаро и др.). и многие другие новейшие строений. Реконструкция и обновление площади Независимости в г. Киеве также стала знаковым событием, поскольку утвердила для архитектурно-художественные символами нового имиджа суверенного Украина.

С конца 1980-х годов возобновилось строительство религиозных сооружений. Новые православные церкви и соборы строят преимущественно в византийском стиле, редко в классическом, готическом или псевдорусском стилях. Уникальным является строительство в стиле украинского барокко (собор архиепископа Харьковского Александра, построенный в 2004 г.).

Задача современной украинской архитектуры - разнообразие в проявлениях современной эстетики, поиск авторского архитектурного своеобразия и учета существующей историко-культурной среды.


14. Гражданская архитектура Украины взлома 20-21 вв.


15. Сакральная архитектура Украины взлома 20-21 вв.


16. Народная архитектура

Отдельной страницей украинской архитектуры можно назвать архитектуру народную. К наиболее распространенным образцов украинской архитектуры, сохранились до наших времен, относятся деревянные храмы (см. Деревянные храмы Украины). Поскольку деревянные памятники требуют особого ухода, эти образцы архитектуры часто перевозятся в специальных заповедников.

Самые известные музеи в которых можно увидеть отреставрированные памятники архитектуры XVIII-XIX века:

и другие.


17. Выдающиеся украинские архитекторы

архитектурный декор в городе Черновцы суток сецессии.

18. Избранные планы архитектурных сооружений Украины


19. Архитектурные памятники в законодательстве

Архитектурными памятниками являются: [1]

  • Исторические - здания, сооружения, их комплексы (ансамбли), отдельные захоронения и некрополи, места массовых захоронений умерших и умерших (погибших) военнослужащих (в том числе иностранцев), погибших в войнах, вследствие депортации и политических репрессий на территории Украины, места боевых действий, места гибели боевых кораблей, морских и речных судов, в том числе с остатками боевой техники, вооружения, амуниции и т.п., достопримечательности, связанные с важными историческими событиями, с жизнью и деятельностью известных лиц, культурой и бытом народов;
  • Объекты монументального искусства - произведения изобразительного искусства: как самостоятельные (отдельные), так и, связанные с архитектурными, археологическими либо другими памятниками или с образуемыми ими комплексами (ансамблями);
  • Объекты архитектуры - отдельные здания, архитектурные сооружения, которые полностью или частично сохранились в аутентичном состоянии и характеризуются отличиями определенной культуры, эпохи, определенных стилей, традиций, строительных технологий или являются произведениями известных авторов {Абзац пятый части второй статьи 2 редакции Закона N 2518-VI (2518-17) от 09.09.2010}
  • Объекты градостроительства - исторически сложившиеся центры населенных мест, улицы, кварталы, площади, комплексы (ансамбли) с сохраненной планировочной и пространственной структурой и исторической застройкой, в том числе совмещенной с ландшафтом, остатки древнего планировки и застройки, которые являются носителями определенных градостроительных идей .

См.. также

Nuvola apps kcoloredit.svg
В Википедии есть портал

20. Сноски

  1. Абзац части второй статьи 2 в редакции Закона N 2518-VI (2518-17) от 09.09.2010

Источники

Литература

  1. Асеев Ю. С. Архитектура Киевской Руси. - М., 1969.
  2. Вечерский В. Памятники архитектуры и градостроительства Левобережной Украины. Выявление, исследование, фиксация. - М., 2005.
  3. История украинской архитектуры. - М., 2003.
  4. Прибега Л. В. Деревянные храмы украинских Карпат. - М., 2007.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам